Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Зачем начинающим практикам йоги знать о законе карме и аскезах



Благород

Начинающие практики – это люди, которые, по тем или иным причинам, решили что-то изменить в своей жизни, и эти решения обусловлены абсолютно различными мотивирующими факторами. Как правило, это связано с неудовлетворенностью какими-то аспектами личной жизни, которые практикующий надеется изменить посредством своей садханы[43].

Поначалу неофит[44] по своему неведению имеет множество иллюзий и грез по отношению к практике, а также по отношению к жизни в целом. Исходя из этого, его мотивы в практике имеют скорее поверхностную природу.

Но какими бы ни были мотивы поначалу, человек, начавший заниматься практикой йоги уже смог сделать решительный шаг в сторону изменения своей жизни к лучшему, а значит проявил волю, решительность, с пониманием того, что на этом Пути необходимо прикладывать определенные усилия (совершать аскезу), по крайней мере физически.

«Что посеешь, то и пожнешь» – говорит нам замечательная русская пословица. Причины переходят в следствия, а следствия порождают новые причины. Так устроен закон кармы, закон, который напрямую связан с нашим развитием во Вселенной. Реинкарнация–неотъемлемая составляющая духовной эволюции, и она напрямую связана с законом кармы, прописывая в следующее воплощение программы, которые обуславливаются действиями и осознаваниями познающего субъекта (души) в процессе жизнедеятельности данного воплощения.

У человека есть много инструментов в жизни для того, чтобы эволюционировать, продвигаться по Пути преображения себя и окружающего пространства, но также есть огромное количество инструментов, с помощью которых человек может пойти по пути деградации, саморазрушения и угнетения окружающего мира. Иногда это одни и те же инструменты, польза или вред от которых зависит от качества обучения перед их использованием. Йога является примером такой неоднозначности.

В данном случае имеется в виду практика Хатха Йоги, поскольку она напрямую связана с изменением, накоплением энергии. В зависимости от того, какие предрасположенности движут человеком, каковы тенденции его ума, и какие отпечатки образуют подсознательный ум индивидуума, зависит результат его практики, потому как вся накопленная энергия будет идти на реализацию вышеуказанных аспектов сознания и подсознания.

Поэтому человек, начинающий практиковать аскезы, накапливать дополнительную энергию должен знать о личной отВЕДственности за все свои совершаемые поступки, поскольку от них зависит качество его развития и его будущее. В священных текстах, Ведических писаниях, философских трактатах мудрецов, а также в памятниках народной культуры (сказках, пословицах, поговорках, притчах) весьма доходчиво и полно описывается действие закона причин-следствий.

Не случайно классический 8-ми ступенчатый путь йоги начинается с обучения таким дисциплинам как «Яма» и «Нияма». Тщательное изучение этих этическо-нравственных дисциплин с помощью здравомыслия и соблюдения описанных в них указаниях позволяет начинающему практикующему разобраться в законе кармы и обрести правильную мотивацию к дальнейшему осознанному и осмысленному выполнению аскетических практик Хатха Йоги.

Через понимание закона кармы, практикующий осознает связь и единство всего сущего. Со временем, при продолжительной практике, у него развиваются такие чувства, как безусловная любовь, милосердие, сострадание, желание помочь окружающим избавиться от нелепых страданий ума (омрачений), и его практика постепенно превращается в бескорыстное служение во благо общества, во благо процветания культуры (культа знаний и просветления).

Важно не жалеть времени на качественное обучение дисциплинам осознавания, используя различные компетентные источники, тогда личная практика и служение будут становиться настоящими, искренними, чистыми и бескорыстными (на Акарме), и аскезы принесут гораздо большую пользу, нежели в невежественном состоянии ума.

«Стань идеальным карма-йогом, таким как Джанака или Будда. Да благословит тебя Господь внутренней силой, верой, достоинствами и готовностью к самопожертвованию! Начинай трудиться, даже если у тебя небольшой начальный капитал любви, милосердия и сострадания, вступи на путь прямо сейчас. Ты будешь получать помощь от владык этого пути. Незримая помощь Натхов, вечносовершенных душ, Амар и Пурушей, бессмертных святых и твоих сподвижников будет давать тебе силы двигаться вперед»

Свами Шивананда

Йога-сутры Патанджали. Аштанга йога восемь ступеней йоги по Патанджали

Дарамира

«Изучение восьми ступеней йоги ведет к очищению тела, разума и интеллекта; огонь знания продолжает гореть, и пробуждается проницательность».

Патанджали

Аштанга Йога – восьмеричный путь йоги, описанный Махариши Патанджали в "Йога сутрах", который передал в последовательной афористичной форме учение древнеиндийской духовной традиции раджа-йоги. Период написания текста соответствует времени, когда Патанджали жил и проповедовал в Индии, приблизительно во II веке до нашей эры.

В этом бесценном труде мудрец собрал и изложил многовековые знания и наставления, помогающие привести духовного искателя к совершенному постижению его истинной природы, соединения с Божественным и достижению высших уровней духовного и физического развития.

Как ребёнок, обучаясь в младшем классе переходит со временем в старший, так и последовательное освоение ступеней Патанджали способствует наиболее гармоничному развитию.

Аштанга Йога состоит из восьми этапов: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна-Самадхи.

Первая ступень Аштанги, Яма, представляет собой свод этических норм самоконтроля. Её составляющие:

Ахимса – означает воздержание от нанесения вреда и причинения боли живым существам действием, словом и мыслью. В поговорке из Священных писаний говорится: "Ахимса парамо дхарма – ненасилие – наивысшая добродетель ".

Сатья – это правдивость. Избегание лжи в любой форме очищает и возвышает душу, укрепляет волю и приводит её в гармонию с божественной волей. «Утвердившись в правдивости, йог обретает способность достигать любой цели» (Йога-сутра).

Астея – отказ от незаконного присвоения чужой собственности. Даже в мыслях мы не должны присваивать себе того, что нам не принадлежит по праву. «Утвердившись в честности, йог обретает способность притягивать к себе все драгоценности мира» (Йога-сутра).

Брахмачарья – отказ от потакания своим страстям и сдержанность. Страсти тратят колоссальное количество энергии человека, поэтому нужно научиться контролировать её. «Утвердившись в брахмачарье, йог преисполняется силы» (Йога-сутра).

Апариграха – понятие, родственное не жадности: воздержание от накопительства материальных ценностей. «Чем меньше багажа – тем легче путешествие». Так же апариграха имеет ещё одно значение – непринятие даров. «Достижением совершенства в апариграхе обретается знание прошлых жизней» (Йога-сутра).

Нияма представляет собой вторую ступень раджа-йоги. Если яма описывает моральную сторону жизни того, что не следует делать, то нияма предписывает принципы, которые следует выполнять, чтобы идти по пути развития. К нияме относятся:

Шауча – это физическая и ментальная чистота. «Ментальная чистота способствует очищению сердца, бодрости духа, сосредоточению ума, контролю чувств и наделяет видением своего истинного Я» (Йога-сутра).

Сантоша – удовлетворённость тем, что есть. Истинное удовлетворение заключается в отсутствии желаний и страстей. «Утвердившись в сантоше, йог испытывает ни с чем несравнимое счастье» (Йога-сутра).

Тапас – это упорная тренировка и самодисциплина. В аскетичном самоконтроле йога выделяет два аспекта: эмоциональная и ментальная сдержанность, а так же сублимация грубой энергии в тонкую, что ведёт к развитию души и постижению её глубинных уровней. «Практикой аскетизма сжигаются загрязнения, а тело и чувства обретают совершенство» (Йога-сутра).

Свадхьяя буквально означает «непрерывный поиск своего Я». Свадхьяя представляет собой процесс постоянного размышления о природе души с целью постижения внутренней, исконной сути человека. В более узком смысле эта дисциплина сводится к изучению духовных писаний и особому искусству повторения мантр.

Ишвара-пранидхана – посвящение Богу всех своих помыслов и деяний. В этом предписании заключается важнейший аспект йоги – служение, самоотдача. В ходе своего развития человек понимает, что всё вокруг, как и он сам, это лишь проявление Абсолюта, тогда он начинает действовать на благо других и избавляется от эгоизма. А это необходимое условие для слияния с Всевышним. «Вверением себя Богу обретается успех в самадхи» (Йога-сутра).

«Для миллионов людей глаза являются органом зрения. Так же и для всех видов йоги яма и нияма являются глазами, без которых они остаются «слепыми». Для йога крайне важна чистота ума, а для этого яма и нияма необходимы.»

Сатья Саи Баба

Эти принципы в той или иной форме существуют в каждой религии.

После освоения ямы и ниямы практик переходит к асанам – следующей ступени. Асана определяется Патанджали как устойчивое и удобное сидячее положение тела. Медитативные асаны используются при выполнении пранаям и созерцательных практик. Целью асаны в йоге является уравновешивание различных нервных импульсов. Эта дисциплина предназначена для того, чтобы йог научился придавать телу такую устойчивость, которая позволяла бы ему свободно пребывать в медитации продолжительное время.

Пранаяма – управление потоками вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, а так же жизнетворными силами организма – пранами. Пранаяма практикуется, чтобы сконцентрировать все пранические силы человеческой структуры. Она ведёт к контролю ума и его однонаправленности. Дыхательные практики помогают наполнится энергией, а так же благоприятно воздействуют на работу сознания.

Асана и пранаяма, свод этических норм ямы-ниямы представляют область хатха-йоги, позволяющих повысить жизнеспособность человека, обеспечить здоровье и силу его телу и уму, и тем самым создать психофизическую основу для дальнейшей практики.

Пратьяхара – управление чувственным восприятием посредством сенсорного торможения. Осуществляется двумя способами: посредством регуляции пран, циркулирующих в организме человека, и управления мыслительным процессом. Йог, контролирующий движение пран, способен, по желанию, отключать органы чувств от внешних раздражителей. Если же йог научился управлять движением мыслей и останавливать их поток, то чувства автоматически становятся подвластными разуму и самопроизвольно сворачивают свою активность.

Пратьяхара фактически является промежуточной ступенью между первыми четырьмя и тремя последующими. Её называют «связующей».

Дхарана – сосредоточенность внимания на каком-либо месте или предмете. Фиксация на объекте на конкретном или абстрактном. Волевое действие по приданию потоку читты единонаправленности. Любое дело, которым приходится заниматься, нужно выполнять с максимальным вниманием и наилучшим образом.

Дхьяна – медитация. Это когда единонаправленное состояние ума сохраняется непрерывно с лёгкостью и самопроизвольно.

Самадхи – сверхсознание, духовный экстаз; чистое сознание, в котором обычное сознание временно теряется или растворяется.

Цель человека, практикующего йогу, – соединение со Вселенной путем достижения запредельного состояния, которое называется "самадхи" или "мокша". Цель йоги по Патанджали можно определить как обуздание ума и достижение единства с Богом. Конечной целью аштанга-йоги и ее последней ступенью Патанджали называет вхождение в самадхи, в состояние просветления (сознание Бога).

Йога Патанджали сохранила свои традиции и учения такими, какими они были тысячи лет назад, и по сей день. Следование принципам йоги Патанджали помогает избавиться от внутренних конфликтов человека, осознать себя как целостную личность. Практикуясь, йог налаживает связь между своим телом и душой, что позволяет ему контролировать свои поступки и оказывать влияние на карму.

 

Мантры, как средство и поддержка на пути йоги Дарамира

На пути йоги издревле используют различные инструменты для духовного развития и совершенствования. Одним из мощнейших средств, позволяющих изменять энергию и реальность, считается мантра.

Звуки являются одним из наисильнейших методов воздействия. Звуки природы, ударные и духовые музыкальные инструменты (барабаны, флейта и т.д.), распевное звучание человеческого голоса изменяют состояние мозга, пробуждая вдохновение и его особую творческую активность.

Каждый человек использует речь. Сначала в уме появляется мыслеобраз, а затем из него вытекает слово, которое человек произносит. Мыслительная деятельность тесно связана с энергией, которая создаёт определённые состояния, вызывающие реакции в уме.

При произнесении мантры создаются определенные звуковые колебания, которые воздействуют на энергетическое тело, и, как следствие, на физическое.

Мантра — это звуковая вибрация, очищающая энергетические центры в теле человека, оказывающая воздействие на глубинные слои ума и освобождающая сознание от невежества. Концентрируясь на высоких источниках ум проясняется, освобождается от низких состояний. "Сосредоточением на силе слона и других сильных существ йог и сам обретает большую силу." ("Йога-сутры" Патанжали", пер. Вивекананда).

Основываясь на вибрациях священных ведических текстов, мантры позволяют человеку трансформировать свой внутренний мир и окружающий, увеличивать активность чакр, расширять и очищать ауру, а так же усиливать жизненную энергию.

Но чтобы мантра начала менять физическую реальность (менять цепочку событий, исцелять недуги и т.п.), важно и необходимо жить по Совести. Для того, чтобы слово обрело силу, необходимо всегда говорить правду, следовать своему слову, выполнять обещания. Все слова должны произноситься от чистого сердца и только с благими намерениями. Чтобы сила слова стала непоколебимой, необходимо пребывать в молчании ума и в действии, и в бездействии, не поддаваться эмоциям и привязанностям, не желать результатов своих деяний и не уклоняться от выполнения своих обязательств. С чистым и спокойным умом приходит умение лучше концентрироваться на чем-то одном, и мантра обретает ещё большую силу.

При формальном произнесении мантры не приносят такой пользы, как при повторении их со знанием смысла и значения. Чудодейственное воздействие мантр обязательно должно подкрепляться верой в ее божественные истоки, тогда они окажут максимально положительный и лечебный эффект, ведь вера и искренность намного важней интонации, мелодии, ритма и даже правильного сочетания слов. Мантра по-настоящему начинает работать, когда ум сонастраивается с Богом, Абсолютом, Учителем или всем вместе взятым.

И не стоит думать и надеяться, что мантры ежесекундно устранят волнующую вас проблему или разрешат какую-то трудную ситуацию, ведь чтобы мантра раскрылась и начала работать, необходимо регулярно практиковать и повторить мантру не менее ста тысяч раз (в некоторых источниках ещё больше).

Практика мантр имеет большую эффективность по сравнению с пранаямами и асанами. Повторение мантры даёт большой заряд энергии организму человека. Поэтому практикующему стоит понимать, что мантры являются неотъемлемой частью практики йоги.

Для каждого жителя мегаполиса мантры могут помочь в экономии времени и сил. Так же, преимущество мантры в том, что для её чтения не обязательно создавать специальные условия, и можно выполнять с ней любую деятельность.

Стоит упомянуть о том, что все мантры написаны и обычно звучат на санскрите, божественном языке древности. Пение этих священных звуков на санскрите – это попытка слиться с божественной энергией для познания самого себя, ведь согласно Ведическим писаниям, мантры – это проявление Высшей силы и имена Богов. 

Мантры обладают и успокаивающим действием, так как благоприятно воздействуют на нервную систему. Они поддерживают и помогают в различных жизненных ситуациях.

Мантра постепенно приводит к спокойствию и тишине, к такому состоянию сознания, когда мысли стихают и успокаиваются, когда все духовные силы находятся в гармонии и равновесии. Достигнув умиротворения, мы можем осознать свою духовную сущность.

«Мантры – это врата в истинную Реальность. Мантра – это путь к самому себе. Мантра – это путь к материальному процветанию и духовному совершенству».

Цейко А. П.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь