Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 9. Заголовочный комплекс. Заголовок. Лид. Концовка.



 

Чтобы подготовить тему, вам понадобятся пособия М.И. Шостак «Журналист и его произведение», К.В. Прохоровой «Газетный заголовок», А.В. Колесниченко «Практическая журналистика».

· Внимательно прочитайте главу «Искусство заголовка» из книги М.И. Шостак «Журналист и его произведение (с. 75-90), а также главу 10 («Заголовок, лид, концовка») (с. 111-121) из «Практической журналистики» А.В. Колесниченко.

· Опираясь на классификации заголовков, расскажите о структуре и функциях газетного заголовка.

· ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ от А.В. Колесниченко, журналиста «Новых известий» и преподавателя ф-та журналистики:

I. Требования к заголовку. Заголовок должен:

· быть ясным высказыванием;

· заключать в себе основную идею текста,

· не противоречить содержанию материала,

· быть корректным, легко схватываемым и понятно сформулированным,

· возбуждать интерес читателя.

II. Упростить работу над заголовком поможет следующий прием. Во время написания или редактирования текста рекомендуется выписывать из него ключевые слова, чтобы использовать их в качестве идей для заголовка. Особое внимание следует обращать на образы, возникающие в сознании при чтении публикации, на эмоции, которые порождает материал, на конкретные детали, способные привлечь внимание к тексту и передать его смысл, и на возможность изменения перспективы, приближения либо удаления от изложенного в статье.

· В учебном пособии К.В. Прохоровой «Газетный заголовок: проблемы и функциональные возможности» (СПб., 2005) заголовочный комплекс описан как многоступенчатая структура, которая включает в себя несколько элементов:

- тематическое название полосы (обычно в колонтитуле, выполняет задачу общей направленности и тематики публикаций на данной странице);

- рубрику (предваряет конкретную публикацию);

- собственно заголовок;

- подзаголовок (по своей информативности части берет на себя функцию лида);

- надзаголовок ,

- внутренние заголовки (журналисты иногда называют их главками);

- шапку (заголовок в верхней части 1 полосы, набранный крупным кеглем);

- лид (лид в качестве элемента ЗК рассматривается в случае его шрифтового выделения и композиционной обособленности от текста);

- предтексты (эпиграфы, посвящения, анонсы);

- вставки (врезки в текст, имеющие обычно графическое выделение);

- подписи к фотографиям.

· Охарактеризуйте лид (активное начало) как структурный элемент текста.

ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ. Термин лид (lead, то есть то, «что идет впереди») довольно точно определяет не только его функции, но и местоположение в тексте. Говоря буквально, лид, или вступление, – это часть текста, которая следует сразу за главной мыслью, выраженной в заголовке и подзаголовке, и раскрывает суть события в основных аспектах.

В практической журналистике выработаны различные приемы составления лида (например, М.И. Шостак выделяет лид-рассказ, лид-умолчание, лид-цитата, лид-говорящие подробности, лид-встряска, лид-стакатто, лид-вопрос и др.). Прочитайте разделы «Лид» и «Специальные лиды» (с. 12-24) из книги М.И. Шостак «Журналист и его произведение (М., 1998), соответствующий раздел в книге А.В. Колесниченко или  раздел «Лид» из пособия О.Р. Самарцева (с. 323 – 362). Запомните основные задачи лида: 1) быстро и четко привлечь внимание читателя, раскрывая ему основные аспекты события, 2) мотивировать на то, чтобы узнать еще больше подробностей; 3) убедить в том, что у него достаточно оснований прочитать все до конца.

· КОНЦОВКИ и их типы хорошо описаны в «Практической журналистике» А.В. Колесниченко (с. 120-121). Существуют такие разновидности концовок: Хронологическая, футуристическая, поэтическая, вывод, разгадка, завершение круга, «галстук», мобилизация и концовка Шваба. Прочитайте эту часть пособия и законспектируйте ее.

· Всегда ли газетные материалы завершаются тем или иным видом концовки, охарактеризованным в пособии В.А. Колесниченко? Встречаются ли другие варианты?

Практическое задание

 

1. Определите и охарактеризуйте элементы заголовочного комплекса в газете или журнале (по вашему выбору).

2 Определите типы заголовков в конкретной газете или журнале (по выбору). Какую функцию выполняют данные заголовки?

3. Предложите свои заголовки к одной из публикаций, ориентируясь на разную потенциальную аудиторию: детей 8-10 лет, женщин средних лет, мужчин 30-40 лет с высокими доходами.

4. Проанализируйте типы лидов в газете (по выбору). Как связаны лид и жанр?

5. Найдите в публикациях несколько типов концовок. Насколько удачны они в тексте?

6. Найдите в газете (журнале), которую вы читаете, несколько удачных или неудачных заголовков. Почему именно они кажутся вам удачными / неудачными? Что бы вы предложили вместо них?

7. У Николая Носова в книге «Незнайка на Луне» перечисляются газеты, которые читают давилонские жители, – «Газета для толстеньких», «Газета для тоненьких», «Газета для умных», «Газета для дураков». Для какой целевой аудитории предназначены эти газеты? Кто их читает? «Газета для дураков» на Луне наиболее востребованная. Почему?

8. Есть событие: астрономы обнаружили новую, очень крупную комету. Сочините по два заголовка и два лида к материалам для прессы разных типов.

 

 

Тема 10. Способ журналистского творчества.
Стадия познавательной деятельности журналиста.
Стадия создания текста

 

Прочитайте часть III учебного пособия «Основы творческой деятельности журналиста» Г.В. Лазутиной. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Какие составляющие включает в себя понятие способ журналистской деятельности (методы, операциональная структура творческого процесса, технический инструментарий, профессиональные регулятивы)? В каком соотношении находятся понятия способ деятельности и метод?

· Охарактеризуйте операциональную структуру деятельности журналиста (состав операций, которые решает журналист, создавая творческий продукт). Почему комплекс задач, которые необходимо решить журналисту, можно рассматривать как модель творчества или порождающую модель?

· На какие части (стадии) распадается творческий процесс в журналистике (стадия получения информации и стадия образования текста)? В чем специфика стадиальности журналистского творчества (ср. «разработчик темы» и «автор»)?

· Охарактеризуйте предмет, цели, условия познавательной деятельности журналиста.

· Какие формы познавательного процесса позволяют в журналистике получать надежный результат (ознакомление, исследование, расследование)?

· Опишите четыре операции познавательной деятельности: заявка на тему, сбор предварительных данных, определение конкретного предмета изучения, направленное изучение предмета.

· Охарактеризуйте стадии создания текста. Назовите основные шаги (операции), которые осуществляет журналист на завершающей стадии журналистского творчества (окончательное формирование замысла, конкретизация замысла, реализация замысла, редактирование текста).

· Объясните, каким образом соотносятся понятия концепция текста и замысел.

· Каким образом канал трансляции влияет на ход творческого акта журналиста и на качество журналистского текста?

ЗАПОМНИТЕ ключевое понимание познавательной стадии творческого акта, которое осуществляется как осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение относительно надежного оперативного знания о текущей действительности, предназначенного для обнародования (Г.В. Лазутина).

Практические задания

 

1. Предложите тему материала для газеты. Какие сведения оказались необходимыми для этого? Разработайте программу деятельности для подготовки материала в соответствии с данной заявкой. Сопоставьте ее с представлением о структуре творческого акта журналиста. Какие расхождения вы обнаружили? Объясните, чем они вызваны?

2. Выберите для анализа творческой ситуации газетный материал. Прочитайте его и определите его тему, идею и замысел; какими источниками первичной информации пользовался его автор? Каковы источники вторичной информации? Какие методы применял журналист?

3. Опишите процесс работы над одним из своих недавних материалов. Все ли операции познавательной деятельности и шаги по созданию текста соответствуют структуре творческого акта журналиста, предложенного в учебнике Г.В. Лазутиной? Какие расхождения вы обнаружили? Объясните, чем они вызваны? Вспомните, какие профессионально-нравственные проблемы вам пришлось пережить и как вы их разрешили?

5. Возьмите конкретную тему (по вашему выбору). Уточните тему до уровня замысла и конкретной идеи. Наметьте план, составьте подробный перечень задач, которые вам предстоит решить для реализации замысла.

6. Принести любую фотографию (личная, семейная, из журнала) и подготовьте краткий текст к этой фотографии.

 

 

Тема 11. Система методов журналистского творчества.
Методы познавательной деятельности. Работа с документами.
Метод наблюдения

 

Для подготовки темы следует обратиться не только к учебным пособиям ОТДЖ, но и к работам Г.С. Мельник и М.Н. Кима «Методы журналистики», Лозовского Б.Н. «Методика сбора информации», А.А. Тертычного «Расследовательская журналистика».

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

· Из каких подсистем состоит система методов журналистского творчества? Что представляют собой методы познавательной деятельности?

· Назовите традиционные журналистские методы.

· Охарактеризуйте метод проработки документов. Как можно проверить документы на достоверность?

· Какие сферы оказываются для журналистов наиболее сложными, закрытыми для получения информации? Почему?

· Охарактеризуйте метод журналистского наблюдения. Чем отличается наблюдение журналиста от наблюдения, сделанного человеком без намерения применить полученный результат в творчестве? Что позволяет журналисту смотреть и видеть?

· Охарактеризуйте следующие виды наблюдения: прямое/опо­средованное, включенное/неключенное, открытое/скрытое, кратковременное/длительное.

· Какие задачи можно решить, используя метод наблюдения? Какие журналистские жанры имеют привязку к использованию тех или иных видов наблюдения?

 

Практическое задание

 

1. Какой метод использован в публикациях на тему: Как я ездила челноком в Китай; Как я рыбачила с женской рыболовной бригадой; Как я работала продавцом?

2. Попробуйте представить себе документ, с которым вы никогда не стали бы работать из этических соображений.

3. Напишите в любом жанре «Мои наблюдения» (на улице, у себя на кухне, на лицах, в одежде, в природе, на стенах и заборах и т.п.). Это должны быть такие наблюдения, из которых можно было бы сделать существенные выводы об окружающем вас социуме.

4. В День науки (апрель) на факультете проводится круглый стол на тему «Русский язык на газетной полосе и в эфире», где будут рассматриваться вопросы культуры речи журналистов. Начинайте собирать материалы, характеризующие выступления журналистов-практиков как с положительной, так и с отрицательной стороны. На каждом занятии предлагайте свои наблюдения.

 

 





Тема 12. Метод интервью

Наряду с учебными пособиями по ОТДЖ вам будут полезны следующие работы: С.Н. Ильченко «Интервью в журналистском творчестве» (СПб., 2003), М.М. Лукина «Технология интервью» (М., 2004), Н.В. Кодола «Интервью. Методика обучения. Практические советы» (М., 2008), М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (М., 1998).

Подготовьте следующие вопросы:

· Охарактеризуйте метод интервью. Объясните следующие определения интервью – это коммуникативный процесс, организованный в виде вопросов и ответов; интервью – это способ получения информации. Чем отличается метод интервью от обычного общения?

· Какие виды интервью вы знаете?

· Чем отличаются такие виды интервью, как прямое и опосредованное? Назовите примеры опосредованного интервью.

· Охарактеризуйте такие виды интервью, как: информационное, блиц-опрос, интервью-портрет (профиль), креативное
интервью
.

· Можно ли к разновидности интервью отнести пресс-конференции, брифинги, выход к представителям прессы, круглый стол? Если «да», то по каким параметрам?

· Какие стадии включает в себя интервью? Опираясь на
М. Лукиной «Технология интервью», охарактеризуйте этапы
интервью:

o подготовка к интервью (цели, предварительное исследование, назначение встречи, место и время, подготовка вопросника),

o проведение интервью (встреча с собеседником, приветствие, «разминка», стратегия и тактика, выбор амплуа, порядок вопросов),

o завершение интервью.

· Надо ли визировать материал у интервьюируемого после подготовки текста? Какие межличностные конфликты возможны при нарушении этого негласного правила, регулирующего отношения журналиста и собеседника? Можете ли привести примеры из собственной практики?

· По каким причинам ньюмейкер может отказываться от интервью?

· Типы собеседников (см. «Практическую журналистику» А.В. Колесниченко).

· Система вопросов включает в себя вопросы первого ряда (прямые/непрямые, открытые/закрытые), второго и третьего ряда (уточняющие, развивающие, уличающие, гипотетические, переходные). Дайте примеры разных типов вопросов.

· Назовите вопросы, которых следует избегать.

· Какие варианты общения и модели интервью вы знаете. Что значит интервью-воронка и интервью-опрокинутая воронка? Ответы вы найдете в книге М.И. Шостак «Журналист и его произведение» (глава IV «Интервью», с. 49 – 62).

 

Практическое задание

 

1. Выберите 4-5 тем для интервьюирования реального человека, известного всем участникам практического семинара. В рамках этим тем продумайте вопросы, которые позволят сделать интересный текст (в любом жанре).

2. М. Лукина приводит причины неудач начинающих журналистов:

«Комплекс неполноценности»; Страх вопроса; Неполнота информации (после интервью нечего писать); Неумение задавать вопросы, слушать, записывать; Неумение справиться с трудным собеседником (неразговорчивым или болтливым); Разговор без энтузиазма; «Вялые уши» (журналист, не умеющий слушать собеседника: бегающий взгляд, постукивание пальцами по столу, отсутствие креативных вопросов, излишняя болтливость); «Детские болезни» (смущение, нежелание или страх импровизировать); Нарушение «права на информацию» (собеседник должен знать о цели интервью); недостаточная подготовка (1-я строка в списке ошибок).

С какими из них вы столкнулись в своей практике. Попытайтесь проанализировать свои неудачные интервью.

3. Составьте список из 10 вопросов (или ключевых тем), ответы на которые позволят нарисовать портрет вашего собеседника.

4. Напишите интервью с самим собой: вам, интервьюеру,
17 лет; и вам же, интервьюируемому, – 70.

5. «Разговор в студии». Три стула в центре аудитории. Два ведущих (интервьюера) и один гость (ньюсмейкер). Задача – провести интервью в студии, чтобы представить человека аудитории. Возможны записки с вопросами, которые передаются ведущим, а также звонки в студию.

6. «Круглый стол». Тема «Русский язык на газетной полосе и в эфире». Один студент – модератор, остальные авторитетные гости.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-19; Просмотров: 956; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь