Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Публичная (ораторская) речь



Для делового человека важно совершенствование навыков публичной речи. В профессиональной среде ораторское мастерство обеспечивает продвижение по карьерной лестнице. Многие думают, что эффективным оратором рождаются, а не становятся, это далеко не так. Даже Демосфена, которого часто приводят в пример как великого оратора, поначалу нередко критиковали именно за неумение говорить. Количество времени, потраченного им на совершенствование навыков произнесения речей, свидетельствует о необходимости и оправданности упорного труда. То есть, навыки эффективных публичных выступлений приобретаются в процессе обучения.

Выделяют несколько моментов в подготовке к публичному выступлению.

1. Анализ аудитории и ситуации.

2. Составление речи.

3. Вербальная и визуальная адаптация речи.

4. Практика произнесения вслух.

 

2.2.5.1. Анализ аудитории и ситуации

Поскольку речи произносятся перед определенной аудиторией, при подготовке речи нужно собрать сведения о тех, для кого планируется выступление. Нужно собрать демографические данные (данные о возрасте, образовании, поле, роде занятий, доходе, культурных особенностях, месте жительства и социальной принадлежности); определить уровень заинтересованности, знаний и установок по отношению к оратору и выбранной им теме. Результаты этой оценки помогут отобрать подходящие примеры, организовать и представить речь в форме, наиболее удобной для слушателей.

При планировании выступления важно учитывать место, где оно состоится. Сама ситуация и физическая обстановка могут повлиять на общий план выступления. Обстановка, подскажет, как лучше оправдать ожидания слушателей и какую выбрать манеру произнесения речи. Необходимо учитывать несколько моментов.

1. Насколько велика будет аудитория? Если аудитория будет маленькой (до 50 человек или около того), то можно стоять к слушателям довольно близко, чтобы говорить нормальным голосом и чувствовать себя раскованно. И наоборот, если аудитория достаточно велика, вероятно, понадобится микрофон, что помешает передвигаться по помещению.

2. В какое время суток планируется выступление? Совершенно разного подхода требуют речи, которые произносят ранним утром и сразу после обеда или вечером. Если, например, речь произносится после еды, то слушатели могут расслабиться, вести себя апатично и даже задремать. В таком случае следует предоставить слушателям больше примеров, иллюстраций и историй, чтобы преодолеть возможный недостаток внимания.

3. Когда по программе планируется выступление? Если оратор выступает один, то у него есть очевидное преимущество - внимание будет приковано к нему. Однако в ситуации, когда произносится много речей, очередь может повлиять на то, как будут принимать речь. Например, если кто-то выступает первым, возможно, ему потребуется «разогреть» слушателей и подготовиться к тому, что они будут отвлекаться, когда придут опоздавшие. Если речь произносится в конце мероприятия, то необходимо учитывать, что слушатели, как правило, устают после того, как прослушают несколько речей подряд.

3. Отполируйте стол жесткой кистью, щеткой или куском материи.

4. Нанесите два слоя затвердевающего лака для окончательной полировки.

• Основные положения должны содержать значимую информацию. Если они не несут серьезной смысловой нагрузки, аудитория не получает значимой информации, и у слушателей пропадает мотивация запоминать ее.

• Количество основных пунктов желательно ограничить до пяти.

Определение наилучшего порядка изложения

Речь можно построить по-разному. Структура должна помогать аудитории лучше усвоить материал. Имеется три способа упорядочивания материала: тематический, временной (хронологический) и логический.

Тематический порядок организует основные положения речи по категориям или разделяет их по содержанию. Это очень распространенный способ, поскольку категоризация может быть субъективной и осуществляться разными путями: от общего к частному, от менее значимого к более значимому и т.д.

Пример. Цель: «Я хочу, чтобы аудитория уяснила три способа выведения из организма опасных токсических веществ».

Основные положения

1. Первый способ выведения опасных токсических веществ из организма - это сокращение употребления животной пищи.

2. Второй способ выведения опасных токсических веществ из организма - это использование в пищу натуральных цельных продуктов.

3. Третий способ выведения опасных токсинов - это употребление достаточного количества воды.

Временной, или хронологический, порядок сохраняет последовательность идей или событий. При таком способе упорядочивания материала внимание сосредоточено на том, что идет первым, вторым, третьим и т. д. Хронологический порядок уместен, если нужно объяснить, каким образом что-либо делается или производится при описании работы механизмов или событий. Примером применения хронологического порядка может служить речь о восстановлении полировки стола, приведенная выше.

Логический порядок делает акцент на том, почему аудитория должна поверить во что-то, либо почему аудитория должна поступить определенным образом. В отличие от двух предыдущих типов оформления основных положений, логический порядок наиболее подходит для речей, в которых аудиторию нужно в чем-то убедить. 

Планирование переходов в докладе

Переходы между разделами - это развернутые предложения, связывающие основные части речи. Такие переходы можно сравнить с туристическим гидом, они удерживают внимание аудитории в течение всей речи и нужны для того, чтобы публика ничего не упустила из внимания.

Переходы очень важны по двум причинам. Во-первых, они помогают аудитории следить за ходом всей речи (концентрация внимания аудитории подвержена колебаниям во время речи, некоторые слушатели часто просто «отключаются». Переход как бы говорит: «Внимание!»). Во-вторых, переход помогает запоминать информацию.

Разработка вступления

Вступление устанавливает связь с аудиторией, поэтому следует потратить время на подготовку разных вступлений. Вступление должно занимать от 5 до 10% речи. Для пятиминутной речи (состоящей приблизительно из 750 слов) вступление должно состоять из 35-70 слов, для получасовой речи подойдет 2-3 минутное вступление. Вступление по времени должно быть таким, чтобы аудитория успела настроиться на внимательное прослушивание речи, но не слишком длинным, потому что тогда не хватит времени на развитие основных положений.

• Цель вступления:

• Привлечь внимание.

• Подвести к основному содержанию (аудитория должна знать, о чем пойдет речь).

• Внушить доверие к материалу.

• Создать настроение. Юмористическое начало создаст веселое настроение, серьезное же придаст речи глубокомысленный и сдержанный тон.

• Установить доброжелательную атмосферу. Первые слова определяют то, как воспринимает аудитория оратора. Если он полон энтузиазма, доброжелателен и дает понять, что тема беседы чрезвычайно интересна, аудитория будет чувствовать себя комфортно на протяжении всей речи.

Виды вступления:

• Неожиданное заявление. Один из лучших способов завладеть вниманием аудитории и сконцентрировать его на предмете речи - это начать с ошеломляющего заявления, которое вытеснит все посторонние мысли из сознания слушателей.

Пример того, как неожиданное начало помогает овладеть вниманием аудитории. «Если бы я направил вам в лицо дуло пистолета, вы бы, конечно, вполне оправданно испугались. Но, по крайней мере, вы бы поняли, что ваша жизнь под угрозой. А мы каждый день подвергаемся атакам сообщений, которые угрожают нашим карманам и умам. Мы даже не сопротивляемся. Я имею в виду телевизионную рекламу. Сегодня я бы хотел поговорить о том, как мы воспринимаем рекламу».

• Риторический вопрос. Начать короткую речь можно с риторического вопроса. Такой вопрос не требует ответа вслух, а подразумевает мысленный ответ.

Пример лекции для студентов на тему подделки денег, начинающейся с трех коротких вопросов: «Что бы вы сделали с этой купюрой, если бы я вам ее отдала? Вручили бы другу? Потратили бы на пиццу и выпивку? Как бы вы ни поступили, вы можете попасть в неприятную историю. Эта купюра поддельная! Сегодня я бы хотела обсудить с вами проблему распространения фальшивых денег и действия правительства по обузданию этого процесса».

• История. Если есть история, которую можно изложить кратко, то ее можно использовать в своей речи.

• Апелляция к личному отношению. Хотя любое хорошее вступление привлечет внимание аудитории, лучше всего это делает то вступление, которое вызывает личное отношение аудитории. Завладевая вниманием слушателей, такое вступление превращает их в активных участников речи.

Апелляция к личному отношению уместна для речи любой продолжительности, как, например, в приводимом ниже выступлении на тему физических упражнений: «Скажите, вам было трудно дышать, когда сегодня утром вы поднимались на четвертый этаж нашего здания, чтобы попасть в эту аудиторию? Уверен, что большинство из вас поклялись больше никогда сюда не подниматься. А вам не пришло в голову, может быть, проблема не в том, что аудитория расположена на четвертом этаже, а в том, что вы не делаете физических упражнений? Сегодня я хочу поговорить о том, как спланировать программу упражнений, которая позволит вам сохранять хорошую форму, будет занимать у вас три часа в неделю и не стоить вам ни копейки».

Цитата. Живая или наводящая на размышления цитата уместна для вступления к речи с любой продолжительностью. Нужно лишь немного воображения, чтобы соединить цитату с темой речи так, чтобы цитирование оказалось максимально полезным.

• Интригующее начало. Если удается начать речь так, чтобы у аудитории возник вопрос: «К чему он (оратор) клонит?», то можно считать, что аудитория будет слушать, затаив дыхание.

Например: «США это обходится в $116 миллиардов в год. Из-за этого было потеряно больше рабочих мест, чем в период экономической депрессии. Это уносит 100 000 жизней в год. Я не имею в виду проблему кокаина, это - алкоголизм. Сегодня я хочу показать вам, как спастись от этого жестокого убийцы и скрыться от него».

Планирование заключения

Заключение - это относительно маленькая часть речи, оно редко занимает более 5% времени (35-45 слов в пятиминутном выступлении), но все же стоит времени и усилий, чтобы усилить эффект речи. Главная цель заключения - повторение сказанного, чтобы аудитория запомнила, о чем говорилось, и задумалась над сообщением.

Ораторы для своих речей выбирают заключения на основании цели речи.

Виды заключения

• Заключение-резюме. Самый легкий способ закончить речь - подвести итоги по основным положениям. Резюме подходят для информационных и убеждающих речей.

Например, самый короткий вариант концовки речи о первых признаках онкологического заболевания будет следующий: «Запомните, если вы вдруг теряете в весе, чувствуете упадок сил или замечаете кровь в вашей моче или испражнениях, немедленно обратитесь к врачу».

• Заключение в форме истории. Материал в форме истории или анекдота, подкрепляющий общее содержание речи, так же хорошо подходит для заключения, как и для вступления. Заключения в форме историй эффективны в информационных или в убеждающих речах.

• Заключение в форме призыва к действию. Призыв к действию - распространенный способ закончить речь, направленную на убеждение. Призыв описывает поведение, которого оратор добивается от аудитории.

Так закончила свою речь Хизер Эттингер на заседании конгресса (цит. по Р. Вердербер, 2007): «Мы должны перестать думать, что кто-то за нас изменит окружающий мир. Нам пора понять, что мы сами должны это сделать. Сегодня вечером, когда будете возвращаться домой, не забудьте протянуть руку и помочь еще одной женщине, еще одной девочке. Давайте станем женщинами-донорами, лидерами глобальных перемен».

• Заключение - эмоциональное воздействие. Самое сильное впечатление оставляет у слушателей заключение, в котором на них оказывается эмоциональное воздействие. Как и призыв, эмоциональное заключение часто используется для убеждающей речи, когда цель - укрепить или изменить убеждение, либо мотивировать аудиторию к действию.

 

2.2.5.3.Вербальная и визуальная адаптация

 

Адаптация к аудитории - это активный процесс вербального и визуального приспособления материала для конкретной аудитории. Сюда входит: 1) достижение взаимопонимания; 2) привлечение и поддержание интереса аудитории; 3) приспособление к уровню понимания аудитории; 4) укрепление или изменение отношения аудитории к оратору или к предмету его речи; 5) визуальная адаптация материала.

Достижение взаимопонимания.

Достижение взаимопонимания во многих отношениях - наиболее важный способ, каким оратор показывает, что помнит о присутствии своей аудитории. Взаимопонимание достигается несколькими способами:

• Использование личных местоимений. Употребление слов «вы», «нам», «мы» и «наше», показывает слушателям что оратор говорит именно с ними.

Так, в речи об эффектах телевизионного насилия вместо слов «Когда люди думают о насилии на телевидении, они часто спрашивают себя, как это воздействует на зрителей», лучше сказать: «Если вы подумаете о насилии на телевидении, то вы, возможно, спросите себя, - как это воздействует на зрителей». Использование этих двух личных местоимений в данном предложении может показаться не таким уж большим делом, но часто здесь и пролегает черта между вниманием и безразличием аудитории к оратору и его речи.

• Риторические вопросы, представляющие собой утверждения в форме вопроса. Риторические вопросы стимулируют активность аудитории, а когда слушатели участвуют в разговоре, они лучше понимают его содержание.

Например, в случае с насилием на телевидении внесение еще одного изменения позволит аудитории сильнее ощутить свое участие в разговоре: «Приходилось ли вам, когда вы смотрели какую-нибудь особенно жестокую телевизионную программу, задавать себе вопрос: «Не может ли такое количество насилия в этих программах негативно воздействовать на зрителей?»

• Общие переживания - иллюстрация материала случаями из личного опыта, которые показывают, что выступающий и слушатели имеют много общего.

Например, в речь об эффектах телевизионного насилия можно вставить что-нибудь вроде такой фразы: «Вы, может быть, помните, как в ключевые моменты какого-нибудь действительно жуткого кино иногда хочется просто закрыть глаза».

• Привлечение и поддержание интереса аудитории. Интерес слушателей зависит от того, считают ли они, что данная информация может иметь какое-то значение лично для них: «Какое отношение все это имеет ко мне?» Имеются четыре принципа, которые можно использовать для того, чтобы привлечь и поддержать интерес аудитории.

- Своевременность. Слушатели скорее заинтересуются информацией, которую они воспринимают как своевременную - они хотят знать, как смогут использовать эту информацию немедленно.

Предположим, вы понимаете, что тема вашей речи - «Критерии оценки качества бриллиантов» - вряд ли возбудит самый непосредственный интерес у аудитории. Следующее введение может помочь мотивировать слушателей счесть знания о бриллиантах своевременными: «Гадая, что подарить жене, или мужу, или другому дорогому для вас человеку по какому-нибудь значительному поводу, вы, может быть, задумывались на минутку о том, что неплохо бы подарить кольцо, серьги или ожерелье с бриллиантами. Но, вероятно, вы, как и я, уклонялись от этой мысли, потому что вы не так уж много знаете о бриллиантах и считаете, что не можете их себе позволить. Ну что ж, сегодня я постараюсь помочь вам кое в чем, рассказав о том, как оценивать качество бриллиантов».

- Близость. Слушателей больше интересует информация, которая близка им, то есть может затрагивать их личное пространство. Психологически мы скорее обратим внимание на информацию, которая имеет отношение к нашей «территории», чем на то, что представляется нам чем-то отдаленным.

Если, необходимо сделать доклад о том, какие трудности испытывает управление по охране окружающей среды при проведении своих природоохранных кампаний, лучше взять примеры из жизни того сообщества, к которому принадлежит аудитория. Если такой информации нет, не стоит жалеть времени на то, чтобы найти ее. Например, можно позвонить в местное или региональное отделение управления по охране окружающей среды или даже в местную газету.

- Серьезность. Информация с большей вероятностью заинтересует слушателей, если она серьезна, то есть связана с физическими, экономическими или психологическими последствиями.

Чтобы привлечь или поддержать интерес к предмету во время речи о токсичных отходах, можно указать не только на серьезные физические последствия этой проблемы, сказав: «Токсичные отходы в окружающей среде влияют на здоровье каждого из нас», но и на экономические, отметив: «Очистка, вывоз и захоронение токсичных отходов требуют много денег - это увеличивает наши налоги», или на психологические, заявив: «Токсичные отходы медленно, но верно ухудшают качество нашей жизни и жизни наших детей».

- Живость. Слушатели обычно больше интересуются анекдотами, примерами и другой живой информацией, которая затрагивает их чувства.

Например, в середине речи о токсичных отходах оратор замечает, что внимание слушателей слабеет, в то время как он сообщает техническую информацию. Вместо того чтобы ждать, пока совсем исчезнет внимание аудитории, можно выбрать момент и сказать: «Позвольте мне рассказать вам одну историю, которая хорошо иллюстрирует опасность токсичных отходов».

Адаптация материала к уровню понимания аудитории

Если есть предположение, что слушатели не обладают достаточной базой знаний, чтобы понять ту информацию, которая будет им представлена нужно сориентировать их, поскольку слушатели вполне могут просто перестать следить за выступлением, если потеряют ее нить в самом начале. Таким образом, нужно уделить время тому, чтобы сделать обзор основных фактов, касающихся темы. Лучше начать со слов «как вы помните», «как мы знаем», «все мы помним из школьного курса ...», это будет воспринято как вводный обзор. Если информация уже известна слушателям, они будут видеть в этих словах просто напоминание. Если нет, они получат информацию таким образом, что это не будет восприниматься как указание на пробелы в знаниях.

Объем ориентировочной информации зависит от того, сколько времени имеется в распоряжении.

Формирование позитивного отношения к оратору

Если аудитория уже настроена положительно по отношению к оратору, то его основная задача поддержать это настроение. Если же имеется предположение, что аудитория не имеет на этот счет никакого мнения или, по каким-то причинам, настроена по отношению к оратору негативно, тогда необходимо повысить уровень доверия. Есть несколько способов добиться этого.

• Представление себя как знающего и опытного человека. Основные шаги: хорошая подготовка к выступлению (публика почти инстинктивно чувствует, когда оратор «скользит по поверхности», и чаще всего слушатели утрачивают доверие к такому оратору); иметь в распоряжении множество хороших примеров, иллюстраций и под

ходящих случаев из личного опыта, а не только минимум голых фактов; показать непосредственную причастность к тому, о чем говорится.

Например, если вы говорите о токсичных отходах, то доверие к вам многократно увеличится, если вы поделитесь с аудиторией своим собственным опытом работы в природоохранных организациях.

• Представление себя надежным человеком. У слушателей должно сложиться положительное представление о чертах характера и мотивах выступления оратора. Во-первых, слушатели будут выносить оценочные суждения о характере выступающего на основе представлений о его моральных и этических качествах. Планируя свою речь, оратор должен показать себя человеком честным, трудолюбивым, морально сильным и таким, на которого можно положиться. Кроме того, слушатели будут оценивать видимые мотивы. Важно показать в начале своей речи, почему слушателям необходимо знать сообщаемую информацию. Затем, на протяжении всей речи можно подчеркивать свою искреннюю заинтересованность в их благополучии.

В речи о токсичных отходах, например, можно объяснить, какой вред наносит местным жителям расположенная неподалеку свалка токсичных отходов.

• Создание благоприятного первого впечатления (см. пункт 1.2.2., стр. 18)

Адаптация к аудитории визуальными средствами

Адаптировать материал помогут наглядные пособия. Люди склонны воспринимать намного больше информации, когда задействовано несколько каналов восприятия информации, например слух и зрение. Кроме этого, информация, представленная на наглядных пособиях, вспоминается даже по прошествии долгого времени.

Виды наглядных пособий:

 

- предметы

- модели

- фильмы

- фотографии

- рисунки

- карты

- схемы и диаграммы

- слайды

 

Средства для демонстрации наглядных пособий.

• Раздаточный материал. Плюс этого средства в том, что можно быстро изготовить раздаточный материал (листки с наглядным материалом, напечатанным или нарисованным), и все слушатели будут иметь в руках собственный наглядный материал профессионального качества, к которому они смогут обращаться по мере надобности и который смогут унести с собой после выступления. Минус - отвлекающее воздействие самого процесса раздачи листков и перспектива потерять внимание аудитории.

• Доска и мел. Это средство представления простой информации. Одна из распространенных ошибок при работе с доской - неразборчивые записи и обращение к доске, а не к аудитории.

• Наглядный материал, демонстрируемый посредством компьютера. На профессиональных презентациях сегодня значительная часть графического материала доводится до аудитории с помощью компьютера. При наличии подходящего оборудования компьютерные графические изображения можно демонстрировать непосредственно на экране или телевизионном мониторе, распечатывать и увеличивать, фотографировать для преобразования в слайды или использовать для создания диапозитивов и раздаточного материала. Однако подготовка хорошей презентации с использованием компьютерной графики требует много времени и практического опыта.

 

2.2.5.4. Практика произнесения вслух

Обязательным компонентом эффективной речи является ее хорошее произнесение. Подача речи способствует восприятию аудиторией мыслей оратора, и хотя она не может улучшить идеи, содержащиеся в речи, но помогает изложить их наилучшим образом. Даже не являясь от природы одаренным оратором, можно повысить качество своего выступления.

Словесная форма сообщения должна быть ясной, яркой и выразительной, причем необходимо произнести речь в разговорном стиле, который характеризуется энтузиазмом, экспрессивностью, спонтанностью, беглостью и зрительным контактом - всем этим требованиям отвечает импровизированная речь (подробнее см. пункт 2.1., стр.44). Речь в импровизированной форме отличается тщательной подготовкой и предварительной тренировкой, но ее конкретная форма определяется в момент выступления.

При публичном выступлении очень важным является зрительный контакт с аудиторией.

Один из способов обеспечения зрительного контакта - представить аудиторию в виде ряда групп, сидящих в разных частях помещения. Затем наугад поговорить в течение 4-6 секунд с каждой группой. Например, поговорите в течение нескольких секунд с группой в заднем левом конце зала, затем посмотрите на людей в дальнем правом конце, далее переведите взгляд на группу в средней части зала, группу спереди слева, а потом на группу спереди справа. После этого можно поменять порядок на обратный, начав с заднего правого конца аудитории. В конце концов, обнаружится, что взгляд адресован всем группам в течение периода, равного нескольким минутам. Подобный паттерн гарантирует, что не будет потрачено непропорционально большое количество времени на разговор с теми, кто находится перед вами или в центре зала.

Поддержание зрительного контакта помогает речи в нескольких отношениях:

1) Аудитория сосредоточивает свое внимание на речи.

2) Растет доверие аудитории к оратору. Зрительный контакт воспринимается как признак искренности. Ораторов, которые не способны сохранять зрительный контакт со слушателями, почти всегда воспринимают как неуверенных в себе, а нередко как неискренних или несчастных.

3) При постоянном зрительном контакте с аудиторией, оратор видит, как слушатели реагируют на его выступление. Следя за поведением аудитории, можно определить, что нужно изменить в своем докладе, добавить к нему или убрать из него.

Подготовка выступления предполагает репетицию речи. Неопытные ораторы часто полагают, что готовы произнести речь, как только они составили ее конспект. Но речь, которую не репетируют, скорее всего, будет менее эффективной. Существует реальная связь между временем подготовки речи и ее эффективностью. Таблица отражает этапы подготовки важного выступления.

 

Таблица 4

Этапы подготовки выступления

Время Действие
7 дней (или более) до выступления Выбирается тема, начинается исследование
6 дней Продолжение исследования
5 дней Подготовка конспекта основной части доклада
4 дня Работа над вступлением и заключением
3 дня Завершение конспекта, подбор дополнительного материала, подготовка наглядных пособий
2 дня Первая репетиция
1 день Вторая репетиция
Назначенная дата Произнесение речи

 

Репетируя, можно пользоваться записями. Записи к речи включают в себя конспект речи в виде слов или фраз, а также трудно запоминаемую информацию, такую как цитаты и статистический материал. Лучше всего если записи состоят из ключевых слов или фраз, которые помогают активизировать память.

Записи будут наиболее полезны в том случае, когда они состоят из минимально возможного количества слов, написанных буквами, достаточно крупными для того, чтобы их можно было сразу же увидеть. Если речь будет длиться от 3 до 5 минут, то достаточно иметь 1 -2 карточки с записями размером 8x12 см. В случае 5-10-минутной речи можно ограничиться 2-4 карточками того же размера: одна карточка для изложения целей и вступления, одна или две — для основной части доклада и одна—для заключения. Их можно либо положить их на трибуну, либо держать их в одной руке, обращаясь к ним только в случае необходимости. Составление карточек настолько эффективно помогает закрепить в памяти основные идеи, что во время подготовки или позднее, в ходе самого выступления, нет никакой необходимости пользоваться записями.

Во время репетиции особое внимание необходимо уделить использованию наглядных пособий. Имеется несколько указаний, помогающих подготовиться к эффективному использованию наглядных пособий в своей речи.

1. В конспекте нужно указать, в каком именно месте доклада будут продемонстрированы наглядные пособия. Нужно проработать фразы, которые предваряют показ.

2. Поскольку наглядные пособия привлекают к себе внимание аудитории, показывать их нужно только тогда, когда говорится о них, и убирать их из поля зрения, когда они перестают находиться в центре внимания.

3. Рассказывая о наглядном пособии, необходимо говорить слушателям, куда им направить свой взгляд, объяснять значение различных частей пособия и интерпретировать цифры, символы и проценты.

4. Показывать наглядные пособия нужно так, чтобы каждый в аудитории мог их видеть.

5. Обращаться необходимо к своим слушателям, а не к наглядному пособию. Когда докладчики увлекаются наглядными пособиями, они, как правило, полностью утрачивают контакт с аудиторией.

Преодоление нервозности

Наиболее часто задаваемым вопросом о публичных выступлениях является следующий: «Как мне справиться с нервозностью?». О нервозности, связанной с выступлением, сообщает почти каждый, причем все могут научиться эту нервозность преодолевать.

В определенной мере нервозность перед выступлением носит когнитивный характер, то есть человек мысленно предвосхищает, как он, скорее всего, будет нервничать. В значительной степени нервозность носит поведенческий характер, то есть она имеет объективные признаки. Например, начинаются спазмы в животе, потеют ладони, пересыхает горло и появляется употребление таких связующих слов и выражений, как «гм», «типа» и «понимаете». Вследствие этого люди начинают избегать выступлений на публике или говорить как можно короче, когда требуется произнести речь.

Важно осознать, что нервозность, связанная с выступлением на публике, - вполне нормальное явление. Большинство из людей находятся где-то между двумя крайностями: полное отсутствие нервозности и всеохватывающий страх.

Фактически, небольшая нервозность способствует тому, что человек покажет все свои возможности. Если же он относится равнодушно к своей речи, то, вероятно, произнесет ее не лучшим образом.

Так как некоторое напряжение конструктивно, главная цель - научиться справляться со своей нервозностью. Не стоит забывать о нескольких аспектах, относящихся к страху выступления перед аудиторией.

• Практически не существует людей, которые волнуются настолько сильно, что не способны действовать.

• Велика вероятность, что слушатели распознают ваш страх в меньшей степени, чем вы предполагаете. Мысль, что аудитория заметит страх, испытываемый неопытным оратором, часто увеличивает этот страх. Мысли, что слушатели станут смеяться над запинающимся оратором или что им не терпится увидеть какой-нибудь его промах, могут оказывать самое негативное влияние. Но факты говорят о том, что слушатели, даже специалисты в области ораторского искусства, заметно преуменьшают степень боязни аудитории, которую, на их взгляд, испытывает человек.

• Чем лучше оратор подготовился, тем легче ему справиться с нервозностью.

• Чем больше опыт выступлений, тем меньше уровень нервозности. Начинающие ораторы испытывают определенный страх потому, что не имеют опыта выступлений на публике. Произнося речи - и замечая прогресс в своих выступлениях, приобретают уверенность.

Теперь необходимо рассмотреть конкретные действия, которые, вероятно, помогут контролировать нервозность.

• Тема должна нравиться оратору, быть важной для него.

• Необходимо время для полноценной подготовки.

• Важно проследить за тем, что употребляется в пищу перед выступлением.

Не желательно есть много непосредственно перед выступлением - это чревато излишней вялостью. Лучше избегать таких стимуляторов, как кофеин и сахар, - они могут слишком вас возбудить. Кроме того, не желательно пить молоко - молоко и молочные продукты способствуют слюноотделению, что может негативно отразиться на голосе. Перед выступлением лучше всего пить воду.

• Необходимо визуализировать свое успешное выступление. Визуализация - это прием, помогающий избавиться от нервозности, который включает в себя мысленное представление успешного произнесения речи.

Визуализацию используют как важное средство улучшения спортивных навыков. Одним из примеров является наблюдение за игроками, стремящимися повысить процент попаданий при исполнении штрафных ударов. Игроков разбивали на три группы. Одна группа совсем не тренировалась, вторая - тренировалась, а третья - визуализировала тренировку. Как и следовало ожидать, те, кто тренировался, добились намного большего прогресса, чем те, кто этого не делал. Но поражает следующее: те, кто только визуализировал тренировку, добились почти такого же прогресса, как те, кто действительно тренировался.

• Необходимо дать себе позитивную установку, перед тем как подойти к трибуне. Например, можно сказать себе: «Я рад, что у меня есть возможность поделиться этой информацией с другими», «Я приложил все усилия к тому, чтобы хорошо подготовиться, и теперь я готов к выступлению». Подобные утверждения помогут придать себе позитивный настрой. Если вы обнаруживаете, что ведете негативный разговор с самим собой, противопоставьте своим негативным утверждениям позитивные.

К примеру, если вы замечаете, что говорите себе: «Я испуган», - вмешайтесь и скажите: «Нет, я приятно возбужден». Если вы замечаете, что говорите: «Я все забуду», - скажите: «У меня есть карточки с записями. Если я что-то забуду, то сделаю паузу, посмотрю в свои записи и продолжу выступление». Если вы замечаете, что говорите: «Я - плохой оратор, и что я только здесь делаю?», - скажите: «Я делаю все, на что я сегодня способен, и это уже неплохо».

Сделайте паузу продолжительностью в несколько секунд, прежде чем начать. Когда вы подойдете к трибуне, остановитесь на несколько секунд, прежде чем начать говорить. Сделайте глубокий вдох в тот момент, когда устанавливаете с аудиторией зрительный контакт; это может помочь вам отрегулировать свое дыхание. Постарайтесь немного подвигаться во время произнесения нескольких начальных фраз; иногда нескольких жестов или шагов оказывается достаточно для того, чтобы снять напряжение.

 

Вопросы для самоконтроля знаний

1. Для чего необходимо собирать информацию об аудитории, перед которой планируется выступление?

2. Как, на ваш взгляд, можно определить заранее заинтересованность и осведомленность аудитории и установки слушателей?

3. Какие физические и психологические условия могут повлиять на эффективность выступления?

4. Как правильно сформулировать цель выступления?

5. Каким образом можно построить свою речь?

6. Какова цель эффективного вступления?

7. Расскажите о самых распространенных видах вступления.

8. Какие вы знаете виды заключения?

9. Что необходимо сделать, чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией?

10. Как можно приспособиться к уровню понимания аудитории?

11. Что можно сделать, чтобы у аудитории сформировалось хорошее мнение о вас как об ораторе?

 

Задания для самостоятельной работы

1. В рабочей тетради заполните бланк анализа аудитории, перед которой вам придется выступать, а также бланк для оценки обстановки (приложение 2).

2. Выберите себе тему для сообщения по курсу «Культура делового общения» (см. приложение 3) и начинайте составление речи, опираясь на материалы пункта 2.2.5.

3. Подготовьтесь к публичному выступлению, используя график подготовки речи (табл. 4).

4. Обдумайте ответ и запишите в рабочей тетради: нервничаете ли вы при мысли о произнесении речи? Какие мысли и действия выдают вашу нервозность?

5. Побеседуйте с двумя - тремя людьми, которые часто произносят речи (политик, юрист, бизнесмен, преподаватель). Спросите, что повышает или уменьшает их нервозность, связанную с произнесением речи. Выясните, как они преодолевают свою нервозность. В рабочей тетради подытожьте результат этих бесед. Запишите, какие действия могут помочь вам.

6. Оцените сообщения ваших одногруппников, используя перечень вопросов для критической оценки речи из приложения 2.

 

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-20; Просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.096 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь