Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Семья как объект социологического анализа



 

 

В жизнедеятельности общества почти на всех этапах его развития совершенно особое место занимает семья, выполняемые ею роли и функции. Именно в семье начинается и чаще всего происходит вся жизнь большинства людей. Ученые изучают семью много столетий.

Еще античные философы, такие как Платон, Аристотель, Демокрит и другие, размышляли о происхождении и развитии человечества, о характере семейно-брачных отношений, о социальных ролях мужчин и женщин и др.

Так, Платон в своем диалоге «Государство», описывает брак так, как он был бы полезен Государству, высказывая при этом двойственность взглядов. С одной стороны, он воспринимал семью как первоначальную ячейку Государства, основной функцией которой являлась бы функция деторождения. «Надо будет установить законом какие-то празднества, на которых мы будем сводить вместе девушек и юношей, достигших брачного возраста, надо учредить жертвоприношения и заказать нашим поэтам песнопения, подходящие для заключаемых браков. А определить количество браков мы предоставим правителям, чтобы они по возможности сохраняли постоянное число мужчин, принимая в расчет войны, болезни и т. д., и чтобы государство у нас по возможности не увеличивалось и не уменьшалось» [42, с. 278].

С другой стороны, Платон  хотел, чтобы в его «идеальном Государстве» не было понятия семьи и моногамного брака. Он писал, что «все жены мужей должны быть общими, а отдельно пусть ни одна ни с кем не сожительствует. И дети тоже должны быть общими, и пусть отец не знает, какой ребенок его, а ребенок — кто его отец» [42, с. 275].

Таким образом, в работах Платона были заложены первые ростки той концепции, которая в дальнейшем получила название «патриархальная теория».

В трудах Аристотеля «патриархальная теория» получила свое более или менее законченное выражение. Однако он критиковал проекты «идеального государства» Платона. Постепенно Аристотель стал развивать его идею о семье. В ней мужчина господствует над женой и детьми. Эту семью Аристотель выводит из природы человека и рассматривает в качестве первой формы общения. Соединение семей дает «селение», соединение «селений» – «государство».

«Мужу и жене дружба, по-видимому, дана от природы, ибо от природы человек склонен образовывать скорее пары, а не государства – настолько же, насколько семья первичнее и необходимее государства, а рождение детей – более общее назначение живых существ» – рассуждал Аристотель [5, с. 238].

При этом у философа семья рассматривается не столько для рождения детей, дети лишь объединяют и укрепляют семью, сколько для собственного удовольствия [5, с. 239].

Таким образом, античные философы несомненно заложили основные предпосылки для изучения семьи и брака. В дальнейшем систематическое исследование семьи было начато в конце Средневековья и продолжалось в эпоху Нового времени. Основные ученые Нового времени, которые выдвигали свои идеи относительно семьи были: Томас Гоббс, Жан Жак Руссо, И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Однако первым, кто поставил семью в центре изучения социологии, был французский социолог Фредерик Ле-Пле (1806-1882г.). После восьмилетнего путешествия по миру и изучения рабочего класса, используя монографический метод, Ле-Пле сделал вывод, что «начало общественного строя находится в идеях, нравах и учреждениях частной жизни, больше чем в писанных законах, так как частная жизнь характеризует общественную, и семья есть основа государства» [43, с. 10].

 В дальнейшем для того, чтобы открыть в семействах самый глубокий и первоначальный источник причины силы или слабости, процветания или упадка народа, ученый изучил более 300 семей в самых разных странах. После чего напечатал свою монографию «Европейские рабочие» [43, с. 11].

Ф. Ле-Пле делил семейства на три совершенно различные и очень характерные типа: патриархальнаую семью он характеризовал так: «все дети, не исключая и состоящих в браке, остаются при отце, имеющим над ними и внучатами очень обширную власть. Собственностью распоряжается отец, за исключением некоторой движимости. После смерти это право переходит к тому из сыновей, которого он сам выбрал приемником [43, с. 24].

Неустойчивая семья для ученого являлась признаком расстройства в обществе или стремлением к расстройству. Так как при таком порядке все дети со дня вступления в брак или при получении возможности существования самим по себе покидают родной дом и устраиваются самостоятельно, покидая престарелых родителей, после смерти родителей все имущество делится поровну либо посредством завещания.

«Коренная» семья по Ф. Ле-Пле имеет следующие характеристики: отец принимает кого-нибудь из женатых детей к себе в сотрудники с обязательством жить постоянно в родительском доме и продолжать родительскую профессию. Этот обычай поддерживает профессиональные традиции, а также сохраняет средства к жизни [43, с. 24].

 Стоит отметить, что большое значение ученый уделял воспитанию детей, а также соблюдению 10 заповедей Божьих. Он считал, что все племена подвергаются бедствию и даже приходят в упадок, когда родители перестают считать воспитание детей самым главным интересом своей жизни. [43, с. 30].

Достаточно долгое время, примерно до XIX века, философы и ученые изучали семью не столько как специфический социальный институт, а сколько ее отношение к общим социальным порядкам и, прежде всего, к государству. Начало истории научного изучения семьи было положено в 1861г., когда вышло в свет «Материнское право» швейцарского ученого Иоганна Баховена (1815-1887г.). В своем труде он рассмотрел теорию об универсально-историческом развитии первобытного человека, где выделил, следующие положения:

 1) вначале люди жили в беспорядочном половом общении, которое он обозначал словом «гетеризм»;

2) такие отношения исключали всякую возможность установить с достоверностью отца. По этому, происхождение можно было обозначить лишь по женской линии – по материнскому праву – и это первоначально имело место у всех народов древности;

3) в результате этого женщины, как матери, пользовались высокою степенью уважения и почета, которая, по мнению И. Баховена, доходила до полного господства женщин;

4) переход к единобрачию, при котором женщина принадлежала одному мужчине, заключала в себе нарушение древнего религиозного завета (нарушение исконного права остальных мужчин на эту женщину) [22, с. 17].

Ближайшим приемником И. Баховена стал шотландский ученый Джон Фе́ргусон Макле́ннан (1827-1881г.). Он признал материнско-правовой порядок происхождения первоначальным и противопоставил экзогамные и эндогамные браки. После чего опубликовал свою работу «Первобытный брак» в 1865 г. [22, с. 17].

Неоценимо большой вклад в изучение истории первобытного общества внес труд "Древнее общество" американского ученого Льюиса Генри Моргана (1818-1881г.). Он смог выяснить тесную связь систем родства с формами семьи и установить их взаимоотношения. Как говорил Л. Морган, «семья представляет активный элемент. Она никогда не бывает неподвижной, но развивается от низшей формы к высшей, и в конце концов переходит из одной формы в другую, более высокую. Системы родства, напротив пассивны; только спустя много времени они отмечают прогресс, совершенный семьёй и радикальным образом меняются только тогда, когда радикальным образом изменилась семья» [22, с. 250].

Наиболее важным результатом всех его изысканий было установление многообразия исторических типов брачно-семейных отношений и зависимости их от конкретных исторических условий.

Книга Моргана "Древнее общество" вызвала большой интерес к ее изучению у К. Маркса. В дальнейшем работа Л. Моргана послужила основой для произведения немецкого ученого Фридриха Энгельса(1820-1895г.) «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Впервые в марксистской литературе Энгельс в своей работе с позиций исторического материализма освещает эволюцию семьи. Рассматривая семью как историческую категорию, он раскрывает органическую связь ее форм,  начиная с древнего группового брака вплоть до утвердившейся с возникновением частной собственности моногамной семьи. Он показал, как по мере развития производительных сил уменьшалось влияние родства на общественный строй, и с победой частной собственности возникло общество, в котором «семейный строй полностью подчинен отношениям собственности» [30, с. 26].

Также свой вклад в понимание семьи внес и французский социальный философ Огюст Конт (1798-1857). Как основатель позитивной философии, О.Конт писал о духе позитивизма и его роли в обществе. Отдельно в своих работах он рассматривал роль женщины и роль института брака и семьи в обществе. Анализируя структуру семьи, он выделял два типа отношений: между полами и между поколениями. По его мнению, семья составляет наиболее элементарную и наиболее совершенную ступень социального организма и главное назначение семьи это – «дополнять и укреплять воспитание сердца, развивая наиболее чистые и наиболее живые из всех человеческих симпатий» [32, с. 80].

Семья готовит детей к жизни в обществе и является школой общественной  жизни. Распад семьи вызовет и распад общества, приведет к его гибели. Ученый оправдывал неравенство между мужчиной и женщиной, а его взгляды на положение и роль женщины в семье были традиционно патриархальными. Стоит отметить, что по О. Конту главная роль женщины в семье, это роль жены (т.е подруги мужа), а роль материнства он отводил на второй план. Таким образом, семейные отношения Конт понимает, как нравственно-эмоциональный союз, основанный на привязанности и взаимной симпатии [32, с. 87].

Вклад французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858-1917г.)  в структурно-функциональный анализ семьи весьма весом и высоко оценен в истории социологии. Самая знаменитая его работа − «Самоубийство» (1897г.). В этой работе на примере конкретных статистических данных он прослеживал связь между социальными фактами и различиями в показателях самоубийств между группами, регионами, странами и разными категориями людей. Э. Дюркгейм считал, что фактором предохранения людей от самоубийства, является семья, т. е. сплоченная группа, образуемая родителями и детьми. Ученый писал, что супруги являются органами семейного союза, поскольку оказывают друг на друга свою долю влияния, но только не как муж и жена, а как отец и мать. Исчезновение одного из них увеличивает шансы другого покончить жизнь самоубийством, поскольку наносится удар семье, а не потому что смерть разорвала связывающие их лично узы. Причем Э.Дюркгейм выяснил, что чем больше и сплоченнее семья, тем меньше происходит самоубийств их членами [26, с. 92].

Также социолог выяснил, что у бездетных женщин в возрасте до 42 лет коэффициент самоубийств почти в два раза выше, чем у детных. Таким образом, Э.Дюркгейм сделал вывод, что замужняя женщина, если она в то же самое время является и матерью, пользуется большим коэффициентом предохранения от самоубийств, чем мужчина при тех же условиях [26, с. 87].

Жизнь в семье, ее психологический климат тесно связаны с самоубийствами. В зависимости от того, насколько благоприятными или неблагоприятными являются для индивида его отношения с родственниками, будет зависеть его суицидальное поведение. Э. Дюркгейм сформулировал закон «контракции» (сжатия) семьи. Суть закона состоит в том, что постепенно происходит сужение большой семьи к современному типу малой «супружеской семьи». При этом продвижении наблюдаются изменения в образе жизни, ценностях, характере взаимодействия с обществом, властью, в типе внутрисемейных отношений, социальном статусе семьи и других аспектах [26, с. 120].

Американский социальный психолог Чарльз Хортон Кули (1864 - 1929 гг.) – один из основателей американской социологии, автор теории «зеркального я» и теории малых групп. Кандидат юридических наук Бурова С.Н. обращает внимание на три принципа, выдвинутые Ч. Кули:

1) люди способны представлять, как они воспринимаются неким

обобщенным другим, в процессе взаимодействия друг с другом;

2) люди способны осознавать характер ответных реакций обобщенных других;

3) люди развивают представления о себе, испытывают чувства гордости или подавленности в зависимости от того, каким им видятся представления обобщенных других [14, с.101].

Бурова С.Н. считает, что идеи Ч. Кули можно плодотворно использовать  в изучении семейного взаимодействия, выполнения семьей функции воспитания детей. Так, в процессе формирования самости,  особо важную роль играют первичные группы (семья, сверстники, соседи). Если представители первичных групп уважительно относятся к ребенку, то это зеркально отражается на нем: ребенок сам начинает уважать себя, что проявляется и в адекватных социальных действиях. А если в силу разных причин ребенок лишается материнской любви и уважения окружающих, это обязательно сказывается на становлении его «самости», т.е. роли, которые он способен играть, перестают соотноситься с ожиданиями близких ему людей, а позднее и более широкого общества. Ребенок, которого считают «сорванцом», так и будет себя идентифицировать; и весьма вероятно, что он станет девиантом. Если мальчиком восхищаются, хвалят его мужество и успехи, то его самоидентификация будет происходить под влиянием направленных извне ожиданий тщеславия, честолюбия. В сознании ребенка формируется устойчивый образ самого себя, того, с которым он будет жить, в котором он будет черпать свои силы, и в соответствии с которым он будет себя вести [14, с.102].

Свой вклад в изучение семьи и брака внесли также  и российские ученые. Например, М.М. Ковалевский высказал мысль о возникно­вении экзогамии как средства снятия конфликтов и антагонизма внутри первобытных промискуитетных объединений. М.О. Косвен обнаружил дислокальный брак, т.е. когда супруги жи­вут раздельно. С.П. Толстов предположил, что в древней истории был период группового брака, являвшийся одновременно дислокальным [49, с. 73].

Своеобразная концепция кризиса семьи как ослабления союза родителей и детей, супругов и распада семейного хозяйства была пред­ставлена П. Сорокиным в его работах, написанных до переезда в США – в книге «Современное состояние России». А. Г. Вишневским и, позднее, С.И. Голодом были разработаны концепции «детоцентризма» и «детоцентрической семьи», редуцируемой к супружеству и сексуальности, основная идея которых «сознательность» в отношении к семейному поведению.

Также в 1970 годах на основе научных фактов о переходе функций семьи к другим институтам, о сокращении детности и ро­сте разводов, о неблагополучных явлениях в воспитании детей и подростков стала складываться фамилистическая теория. Ее разрабатывали  И.В. Козлова, Л.Е. Дарский, В.А. Белова, В.И. Баршиса, В.Н. Архангельский, А.Б. Синельников,  А.И. Антонов, В.А. Борисова и др. [49, с. 78].

Белорусская наука также изучала семью и брак. Примерно с 1922г. стали проводиться исследования семьи Е.Ф. Карским, С.М. Некрашевичем, В.М. Игнатовским, М.В. Довнар-Запольским. В конце 60-х годов стала формироваться социология семьи как отрасль социологии. Свой вклад в её развитие внесли такие ученые как: Е.М. Бабосов, И.И. Антонович, А.М. Байчоров, Т.Г. Румянцева, Л.Г. Кунцевич, В.А. Дунаев.

В 70 – 80-е годы белорусская социология пополнилась ценными работами в области изучения семьи: Л.Ф. Филюков «Сельская семья», С.Д. Лаптенок «Семья и духовное развитие общества». В конце 80-х - начале 90-х годов переход к рыночным отношениям не только обнажил прежние, но и обусловил возникновение новых проблем социологии семьи и демографии. И белорусские ученые, такие как Ю.Г. Юркевич, К.Н.  Титаренко, С.Д. Лаптенок, А.А. Раков, Л.П. Шахотько, А.К. Воднева, Ю.М. Бубнов, М.М. Урбан, Н.А. Местовский, С.Ф. Сидоренко, В.Л. Абушенко, Н.Е. Лихачев стали усердно изучать эти проблемы [24, с. 195].

В настоящее время белорусский социолог Бабосов Е.М. дает свое определение понятию семья. В его видении семья – это социальная система воспроизводства человека, основанная на кровном родстве, браке или усыновлении и объединяющая людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [7, с. 211].

Одна из важнейших отличительных особенностей этой системы заключается в том, что семья одновременно обладает характерными чертами социального института и малой социальной группы. Как социальный институт семья характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаи­моотношения между супругами, родителями и их детьми и другими родственниками. В свою очередь, институт семьи включает множество более частных институтов, таких, как институт брака, институт родства, институт материнства и отцовст­ва, институт социальной защиты детства и др.

По мнению доктора философских наук В. Н. Лавриненко при анализе семьи как социального института обычно рассматриваются не конкретные семьи, а образцы семейного поведения, специфичные для определенного типа культуры или социальных групп, характерные роли и распределение власти в семье  [34, с. 243].

В качестве малой социальной группы семья функционирует как основанная на браке, кровном родстве или усыновлении (удочерении) социальная общность, члены которой связаны единством быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью [19, с. 491].

При анализе семьи как социальной группы основное внимание обращается на специфику формальных и неформальных санкций в сфере брачно-семейных отношений, выяснению причин и мотивов, вследствие которых люди женятся, любят или ненавидят, мстят друг другу, стремятся иметь детей или не иметь их, а их брачный союз оказывается устойчивым или неустойчивым, счастливым или нет [10, с. 6].

Сущность семьи определяется, через такие понятия, как функция семьи, ее структура и ролевое поведение ее членов. Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Являясь ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи. Доктор философских наук Мацковский М.С. в своей работе выделял: репродуктивную, экономическую, воспитательную, коммуникативную функцию, а также функцию организации досуга и отдыха [40, с. 43]. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение взаимодополняемость.

Репродуктивная функция семьи состоит в воспроизводстве жизни. Эта функция включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения. Это прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий. Семья участвует в общественном производстве средств к жизни, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов, ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность. Все это, вместе взятое, составляет экономическую функцию семьи [50, с.16].

Воспитательная функция семьи главной ее задачей является формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, систематическое воспитательное воздействие семьи на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей (и других взрослых членов семьи), побуждающее их активно заниматься самовоспитанием.

Все большее значение социологи придавали и придают коммуникативной функции семьи. Влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата в семье. Каждой семье присущ определенный уровень духовности. Чем выше этот уровень, тем больше оснований для семьи быть сплоченной, развивать способности и интересы, удовлетворять культурные потребности своих членов, успешно воспитывать детей, жить богатой нравственной и эмоционально-эстетической жизнью.

Главная задача функции организации досуга и отдыха заключается в совместной организации развлечений и восстановления после работы, забота о здоровье и благополучии членов семьи [21, с. 73-74].

Если рассматривать струк­туру семьи, то существует множество различных ее вариантов, например кандидат психологических наук Андреева Т.В. предложила такой вариант:

1) «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

2) «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

3) «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, обра­зовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

4) «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведет­ся одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был за­ключен [1, с. 46].

Доктора философских наук А. И. Антонов и В. М. Медков предложили свой вариант состава семьи:

1) нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распро­странены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух по­колений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

2) расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и со­стоящую из трех или более поколений — прародителей, родите­лей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нукле­арной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-ма­терей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов от предыдущих браков [3, с. 70].

Также Антонов А. И. и Мед­ков В. М., типы семейных структур по критерию власти разделяли на:

1) партриархальные семьи, где главой семейного государства яв­ляется отец;

2) матриархальные, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать;

3) эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти меж­ду отцом и матерью [3, с. 70].

Существуют также и различные классификации типов распределения ро­лей в семье, например кандидат педагогических наук И. В. Гребенников выделял:

1) централистический (или авторитарный, с оттенками патриар­хальности), когда во главе стоит один из супругов, нередко жена,
которому принадлежит верховная власть в решении основных
вопросов семейной жизни;

2) автономный  – муж и жена распределяют роли и не вмешивают­ся в сферу влияния другого;

3) демократический  – управление семьей лежит на плечах обоих
супругов примерно в равной мере [23, с. 18].

Есть несколько оснований для выделения периодов семейной жизнедеятельности. Часто периодизация семейной жизни учитывает демографические и социологические аспекты исследования семьи. Тогда она строится с учетом выполнения репродуктивной и воспитательной функций, т.е. этапов воспроизводства человека. Например, доктор социологических наук Исаев Б.А. выделяет следующие стадии:

1) от заключения брака или начала совместной жизни до появления первого ребенка;

2) от появления первого ребенка до поступления последнего ребенка в школу;

3) от поступления последнего ребенка в школу до достижения социальной зрелости, экономической самостоятельности последним ребенком;

4) создание собственной семьи последним ребенком [28, с. 57].

Становится совершенно понятно, что такая периодизация не совсем подходит для современной семьи (семьи с одним ребенком). Кандидат юридических наук Бурова С.Н. предлагает делить семьи по семейному стажу с учетом совместной жизни супружеской пары:

1) молодожёны, которые состоят в браке от 1-2-х месяцев до полугода;

2) молодые, от полугода до трёх лет семейной жизни;

3) ждущие ребёнка − пары от начала перспективной беременности до

появления на свет первенца;

4) пара среднего супружества, прожившая вместе от трёх до десяти лет;

5) семейная пара, старшего супружеского возраста, имеющая 10-20 лет совместной жизни;

6) пожилые супружеские пары, которые имеют взрослых детей, вступивших в брак и заимевших собственных детей.

Данная периодизация позволяет получать содержательные характеристики семейной жизни в зависимости от определенного периода ее существования [14, с. 358].

Таким образом, исходя из выше изложенного видно, что различные рода предпосылки и концепции для изучения семьи формировались на протяжении многих тысячелетий учеными разных стран. Каждый из них понимал и рассматривал семью по своему. В настоящее время семья воспринимается  как общность людей, связанных отношениями супружества, родительства, родства, совместного домохозяйства, как основная ячейка общества, выполняет важнейшие социальные функции: играет особую роль в жизни человека, его защите, формировании лич­ности, удовлетворении духовных потребностей, обеспечении пер­вичной социализации. Семья является уникальным социальным ин­ститутом, посредником между индивидом и государством, трансля­тором фундаментальных ценностей от поколения к поколению. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общест­венного развития, воспроизводства рабочей силы, становления гра­жданских отношений. Семья имеет консолидирующее значение, противостоит социальному противоборству и напряженности.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 473; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь