Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Этические основы редактирования.



Работа редактора с автором связана с многими сложными психологическими и этическими проблемами. Редактор, как специалист, контролирующий качество текста, имеет право вмешиваться в авторский вариант текста и вносить изменения. Но возникает первый вопрос: как такое вмешательство должно осуществляться?

Лучше всего, если редактор и автор работают сообща — и тогда, когда зарождается замысел текста, и тогда, когда произведение готовится к публикации. Автор и редактор обсуждают концепцию текста: его тему и проблему, точность смысловых акцентов, обобщений и выводов, оценивают его литературную форму Редактор предлагает варианты правки, а автор сам вносит изменении в соответствии с обоснованными замечаниями редактора.

К сожалению, в условиях массовой коммуникации редактору час­то приходится самому готовить текст к публикации. Такая ситуация накладывает на него дополнительную ответственность и требует профессионализма. В любом случае автор должен быть ознакомлен с выправленным вариантом до публикации. Это обязательное требование профессиональной этики.

Работая с текстом, редактор должен поставить себя на место автора, понять его логику, точку зрения на тему и проблему материала, индивидуальные особенности стиля и только тогда предлагать варианты правки. Исправления, предложенные редактором, должны быть глубже по содержанию, точнее по композиции, стилю, чем авторский текст. В противном случае вмешательство бессмысленно. Из двух равноправных вариантом изложения: авторского и редакторского — предпочтение отдается первому. Кроме того, нужно уметь грамотно обосновать необходимость правки, иначе конструктивного сотрудничества с автором не получится.

Если авторский вариант привлек внимание нестандартностью формулировки или хода мысли, не надо торопиться вносить правку, подгоняя его под общеизвестные образцы: возможно, именно такое' изложение наилучшим образом передает нюансы замысла. Приведем в качестве примера маленький фрагмент текста, имея в виду, что из отдельных частей складывается целое. Редактор, анализируя текст: Сначала локомотив трудился на железных дорогах Российской империи, а в 1918 г. поступил на службу трудовому народу и быстро сломался, утверждает, что причинно-следственные связи, которые переданы союзом «и», нарушены. На наш взгляд, это говорит о невнимательном отношении к авторской точке зрения и его стилистике. Если вспомнит общеизвестные факты истории, например отношение «трудового народа» к общественной собственности, то станет понятно, что автор сказал именно то, что хотел, причем весьма точно и кратко.

Научиться профессионально, правильно понимать автора, вовремя задавать уточняющие вопросы — дело, при всей кажущейся легкости, не такое простое. Порой и само высказывание оставляет простор для различных интерпретаций (например, при неточном, приблизительном словоупотреблении), и разный жизненный опыт, особенности мировоззрения автора и редактора приводят к тому, что они в одно и то же понятие вложат разный смысл, одну и ту же ситуацию увидят по-разному.

Но и авторская концепция, в свою очередь, должна учитывать цели, политику издателя или заказчика и, главное, профессиональные нор­мы деятельности средств массовой информации. Юридически они ре­гулируются законами о средствах массовой информации, о рекламе, об авторском праве, Гражданским кодексом, этически — этическими про­фессиональными сводами правил, принятыми в большинстве цивили­зованных стран. Так, в СМИ и политической рекламе недопустимо публиковать сведения, составляющие государственную или коммерче­скую тайну, клеветать, т.е. распространять заведомую ложь, которая по­рочит честь и достоинство личности, неприемлема оскорбительная ма­нера изложения. В потребительской рекламе запрещается публиковать недостоверную информацию о свойствах товара, преувеличивать его достоинства, принижать конкурентов.

Второй вопрос, важный для взаимоотношений автора и редактора, — каковы пределы возможного редакторского вмешательства в текст? Вкратце на него можно ответить так: редактор не автор, а только его помощник, редактор совершенствует содержание и форму текста, не выходя за пределы авторской концепции и стиля. Иначе говоря, за­мечания и исправления редактора должны быть объективными и учитывать позицию автора.

Недопустимы ситуации, аналогичные описанной в журнале «Журналист». В од­ну местную газету журналист принес материал о жестоком обращении мачехи с па­сынком при попустительстве родителей, бывших безучастными наблюдателями из­девательств. По версии журналиста, виноваты были все трое: отец, женатый на мачехе, разведенная с ним мать и сама мачеха. В редакции материал попал к моло­дой сотруднице, которую так потрясла история с мачехой, что она все остальное из текста вымарала, а автору правку не показала. В результате газета ославила мачеху на весь город как единственную виновницу тяжелой участи ребенка.

Кроме того, навыки профессионального анализа текста очень по­лезны и когда речь идет о саморедактировании — улучшении собственного текста. Критерии оценки вариантов здесь те же: соот­ветствие литературной формы теме, целям и адресату материала. Но процесс саморедактирования имеет некоторые особенности, связанные с созданием и восприятием текста.

Самое сложное для автора — целиком отвлечься от того, что ему известно по теме текста вообще. А знает он, как правило, больше, чем пишет, и видит предметную ситуацию несколько иначе, чем она отражена в тексте. Именно это знакомство с темой часто мешает авто заметить пробелы в содержании материала, предугадать, что читатель может показаться необоснованным или бессвязным.

Прежде чем приступить к процессу саморедактирования, текст надо отложить на какое-то время в сторону — как говорят редактор дать отлежаться: автор отчуждается от текста и приобретает хотя бы некоторой степени способность воспринимать свое произведение позиций редактора и читателя — отстраненно.

Есть несколько ступеней отчуждения, первая — самая слабая из них. Но и тогда автор, вернувшись к «отлежавшейся» рукописи, смотрит на нее уже по-новому. Именно на этом этапе и происходит само; редактирование. А поскольку степень отстраненности автора от материала еще весьма относительна, успех работы будет напрямую зависеть от профессиональных навыков оценки и правки текста.

Вторая степень отчуждения — работа над рукописью совместно редактором, и высшая — ее публикация. Тогда и автор видит текст уж совершенно иными глазами, но изменить, увы, ничего не может. Следовательно, чтобы не испытывать разочарований, его задача — еще н этапе подготовки добиться максимального соответствия формы и со держания текста замыслу, воображаемому идеалу. А путь к достижению этой цели только один — развивать профессиональные навыки анализа и правки текста.

Редактор непосредственно не контактирует с читателем, но пред­ставлять себе его информационные потребности, интересы, уровень знаний, психологические особенности восприятия текста ему необхо­димо. Без этого невозможно спрогнозировать, как текст будет понят, воспринят, сможет ли привлечь и удержать внимание аудитории.

Редактор — первый читатель материал. При достаточной трени­ровке на основе собственного восприятия он может сделать предвари­тельные выводы о том, будет ли текст понятным с первого прочтения

Выводы

  • Редактирование представляет собой всесторонний критический анализ содержания и формы произведения с целью его правильной оценки и усовершенствования.

 

  • Редактирование помогает добиваться высокого профессионализма материалов печати, радио, телевидения.

 

  • Уровень общей культуры, специализация, литературный опыт, художественный вкус - необходимые требования к редактору.

 

  • Общая методика редактирования - это система наиболее распространенных приемов, используемых в определенной последовательности: подготовительный этап, редакторский, производственный.

 

  • Редактор может приступить к правке текста только после обстоятельного знакомства с ним. Он обязан соблюдать границы допустимого вмешательства в авторский материал, стремясь сохранить индивидуальность автора.

 

  • Всю правку редактор обязан согласовывать с автором.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-04-21; Просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь