Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Логопедический аспект рассматриваемой проблемы
В основе перцептивного метода лежит знание механизма произнесения звуков и его закономерностей, системы признаков произношения, формирования навыков устной речи. Координированная и сложная изменчивость всех указанных свойств создает все многообразие звучания голоса и обеспечивает богатство интонации и выразительности устной речи человека. Между голосообразованием и слухом существует глубокая функциональная связь. Гласные отличаются друг от друга лишь абсолютной высотой составляющих тонов, а характерные особенности различных гласных зачастую так незначительны, что лежат на границе чувствительности объективного физического анализа. Слух легко различает разницу там, где физический анализ зачастую беспомощен. Для иллюстрации связи между голосом и слухом достаточно указать на глубокие и многообразные изменения, которые претерпевает речь при нарушениях слуха: при снижении слуха голос становится глухим, монотонным, приобретает неприятный тембр; среди речевых звуков прежде всего искажается произношение звонких согласных; гласные звучат неясно, глухо; страдает ударение. Тонкое различение речевых звуков и речевых интонаций и способность воспроизводить их устанавливаются не сразу, а только в процессе развития речи в целом, т. е. в теснейшем взаимодействии речеслухового и речедвигательного анализаторов. В речевой и певческой практике создаются так называемые голосовые кинестезии - мышечное чувство движения в гортани. И речевой, и певческий голоса представляют собой сложнейшие, чрезвычайно своеобразные условно-рефлекторные функции мозга человека. Звук голоса возникает благодаря колебаниям голосовых складок. Существуют несколько теорий голосообразования [25, 46]. Согласно миоэластической (тонической, механической) теории, первопричиной колебаний голосовых складок являются упругие свойства мышечной ткани. Механизм звукообразования может быть представлен следующим образом: под сомкнутыми голосовыми складками образуется некоторое избыточное давление воздуха. Повышение внутрибронхиального давления под действием выжимаемого из легких воздуха встречает препятствие со стороны сомкнутых голосовых складок, избыточное давление отбрасывает складки в стороны, но складки в силу упругости опять замыкаются, и этот процесс повторяется. Следующие друг за другом сгущения и разряжения воздуха и являются источником возникающей звуковой волны, возникновения «первичного» звука голоса. В соответствии с числом колебаний голосовых складок в секунду над гортанью возникают периодические сгущения и разряжения воздуха, порождающие звуковую волну. С этой точки зрения поведение голосовых складок напоминает поведение упругой натянутой струны или упругого язычка в органной трубе. Ни струна, ни язычок не могут колебаться без воздействия внешней силы, отклоняющей их от положения равновесия. В первом случае роль возбудителя колебаний может играть смычок; во втором - подскладочное давление воздуха. Эта аналогия может быть продолжена: чем сильнее натяжение струны или голосовых складок, тем выше создаваемый ими звук; чем длиннее струна или голосовые складки, тем ниже издаваемый ими звук. Эта аналогия, на первый взгляд, как бы подтверждается фактами. Например, средняя длина голосовых складок мужчины - 22-24 мм, а женщины - 17-19 мм. Исходя из этого, миоэластическая теория утверждает, что диапазоны человеческого голоса определяются эластичностью мышечных волокон и их строением, т. е. размерами голосовых складок и переменным мышечным напряжением. Однако у тех, кто пытался глубже проникнуть в тайны человеческого голоса, эта теория вызывала целый ряд недоумений. Математический анализ действия существовавших механических моделей и схем колебаний голосовых складок вскрывал, что подобные модели могут создавать только такие зву- 13 ки, частота которых сравнительно невелика, а, как известно, верхние звуки тенора находятся в области 500 кол/сек, а сопрано - свыше 2000 кол/сек. Кроме того, размеры голосовых складок далеко не всегда соответствуют типу голоса: тенор может обладать длинными басовыми голосовыми складками. Известны заболевания, при которых голосовые складки оказываются неповрежденными, нормально смыкаются и закрывают голосовую щель; больной может создавать нормальное подскладочное давление, однако при этом он не может издать ни единого звука, и складки не приходят в колебательное движение, что совершенно необъяснимо с точки зрения механической теории упругости. Если представить себе сомкнутые голосовые складки человека, то совершенно очевидно, что подскладочное давление должно их отбрасывать в противоположные стороны от средней линии голосовой щели. С точки зрения миоэластической теории немыслима, например, такая картина: правая складка уходит от средней линии, а левая - к ней приближается. Однако именно такой тип колебаний голосовых складок хорошо известен многим врачам-ларингологам. С позиций этой теории фонации не менее трудно объяснимы и частичные потери певческих диапазонов. Наконец, наблюдения показывают, что при фальцете натяжение голосовых складок является более слабым, однако фальцет, вместо того чтобы порождать самые низкие звуки певческого диапазона, позволяет певцу издавать предельно высокие звуки. Исторической датой зарождения новой теории фонации, новых взглядов на процессы голосооб-разования можно считать 1934 г., когда руководителем фониатрической научно-исследовательской лаборатории Московской государственной консерватории профессором Е.Н. Малютиным было сделано важное открытие, показавшее, что голосовые складки человека могут приходить в колебательное состояние без участия механических сил, порождаемых подскладочным давлением воздуха, т. е. под влиянием процессов, происходящих в коре головного мозга и в центральной нервной системе. Это открытие устанавливало механизм возникновения колебаний, принципиально отличный от механизма, рисуемого классической миоэластической теорией. Оказалось, что голосовые складки приходят в колебательное движение не под влиянием механических сил, не являются пассивными упругими элементами, вроде струны или резиновой мембраны, а имеют сложную нейрофизиологическую связь с центральной нервной системой. Открытие Е.Н. Малютина было опубликовано в 1935 г. и в настоящее время за рубежом расценивается как один из решающих факторов, вызвавших появление новой теории фонации [46]. Французский ученый Р. Юссон писал по этому поводу: «Некоторые наблюдения, сделанные Е.Н. Малютиным в 1934 г., показали, что длительные и интенсивные стимуляции слуха могут активизировать моторные ядра Х-пары черепно-мозговых нервов (блуждающий нерв) до такой степени, что появляется дрожание краев складок без выдыхательного действия и, конечно, без фонации» [46]. В ряде научных учреждений Франции (Сорбонне и др.) Р. Юссоном были проведены исследования электрической активности возвратного нерва и гортани. В результате применения новых методов электрофизиологии и большого количества экспериментальных работ была сформирована новая электрофизиологическая теория фонации, или, как ее называет Р. Юссон, «нейрохронаксиче-ская» теория, объясняющая образование звука в гортани деятельностью возвратного нерва, который приводит в колебание голосовые складки. Теория носит название клонической, ее придерживаются некоторые французские физиологи. Первичный звук голоса, образующийся в гортани, слаб, имеет очень резкий характер и содержит огромное количество обертонов. Он является однородной бесформенной звуковой массой. Под действием резонанса воздушных полостей, лежащих под и над складками, он усиливается и совершенно видоизменяется. Наибольшее значение в этом отношении имеет полость глотки и рта, форма и объем которых могут изменяться в широких пределах благодаря исключительной подвижности языка, движениям губ, щек, нижней челюсти, мягкого неба, надгортанника, а также поднимания и опускания самой гортани. В основе клонической теории фонации лежат следующие факты: колебания голосовых складок не создаются исключительно напором воздуха, выходящего из трахеи, и могут возникать при отсутствии подскладочного давления; голосовые складки, как и все мышцы, движутся под влиянием импульсов нервного возбуждения, возникающих в коре головного мозга и достигающих гортани по возвратному нерву, являющемуся моторным («двигательным») нервом голосовых складок; частота электрических потенциалов действия возвратного нерва соответствует частоте колебаний складок и, следовательно, высоте звука; 14 диапазоны и регистры певческого голоса определяются степенью возбудимости возвратного нерва и мышц гортани; в электрофизиологии возбудимость измеряется особой единицей, называемой хронаксией; высота звука, создаваемого гортанью, не зависит от величины подскладочного давления. Изменение силы давления влияет только на интенсивность звука; математический анализ показывает, что аэродинамические силы, создаваемые подскладочным воздушным давлением, по крайней мере в 10 раз слабее сил, имеющих нейромышечное происхождение; это достаточно убедительно объясняет независимость высоты звука от изменения подскладочного давления (характерно, что в язычковых трубах, с которыми классические теории сравнивали гортань, имеется прямая зависимость между высотой звука и воздушным давлением). Клоническая теория фонации вскрыла глубокую зависимость между работой слухового анализа ет на него существенное физиологическое воздействие. Устанавливается факт тесной взаимосвязи и взаимодействия между рото-глсточными резонаторами и гортанью. Эта теория в настоящее время не является вполне законченной, она не объясняет до конца многие явления и закономерности, существующие в акустике и физиологии голоса. Но плодотворность и правильность путей, по которым ведутся новые исследования, уже не вызывают сомнений. Созревание, стабилизация голосового аппарата охватывает длительный период жизни человека (с рождения до периода половой зрелости). За это время изменяется также социальная нагрузка на голос: крик маленького ребенка, его речь в семье, речь в детском коллективе, речь в школе во время учебного процесса, а в дальнейшем - речь на работе. Особенно большая нагрузка на голос падает, как известно, в процессе работы педагога и артиста. Одновременно развивается голос не только речевой, но часто и певческий, причем развитие происходит как организованно (но, к сожалению, не всегда правильно), так и неорганизованно - в силу подражания окружающим в быту, на концертах и т. п. Развитие речевого голоса, безусловно, оказывает влияние на голос: развитый разговорный голос отличается от натурального голоса более широким диапазоном по высоте и силе, безупречной дикцией и приятным тембром. Под влиянием вредных факторов (температурные колебания, курение, злоупотребление алкоголем, пребывание в среде, насыщенной пылью или веществом, раздражающим слизистую оболочку гортани), при перегрузке голосовых складок, при заболеваниях дыхательного и голосового аппарата, а также при нарушениях слуха могут развиваться различные расстройства голоса. Необходимо помнить и о роли психических травм: сильные эмоции отражаются на дыхании и голосообразовании и могут служить причиной невротических нарушений голоса. Все нарушения голоса можно разделить на функциональные и органические. Органические нарушения могут быть периферическими и центральными. Из функциональных нарушений голоса, обусловленных неправильными навыками, следует выделить невротические нарушения, которые имеют много общего с заиканием; крайней их формой является истерический мутизм. Отдельно следует рассматривать нарушения голоса у людей с той или иной степенью снижения слуха и голоса периода мутации. В основе органических нарушений голоса периферического характера лежат заболевания голосового аппарата: «певческие узелки» на голосовых складках, папилломатоз гортани и голосовых складок, стеноз гортани (после дифтерии, ранения, ожога гортани), туберкулез и рак гортани. Эти заболевания ведут к деформации гортани и голосовых складок и, следовательно, к ограничению их подвижности. Сюда же относится голос ларингоэктамированных. Среди причин, вызывающих органические периферические нарушения голоса, следует еще назвать аденоиды и расщелины твердого и мягкого неба, влияющие на функционирование верхних резонаторов. Органические нарушения голоса центрального порядка наблюдаются при различных видах дизартрии (бульварной, псевдобульбарной, как спастической, так и паретической мозжечковой, подкорковой). Термины, употребляемые для названия нарушений голоса, немногочисленны: афония (полное отсутствие голоса); дисфония (расстройства голоса); 15 фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанные с ней снижение силы голоса и хрипота при отсутствии сколько-нибудь значительной органики); назализованный голос; голос ларингоэктамированных. Для характеристики ненормативного звучания голоса существует довольно большое количество определений: слабый, форсированный, крикливый, визгливый, грубый, сиплый, хриплый, квакающий, сдавленный, горловой, захлебывающийся, дрожащий, прерывистый, глухой, закрытый, носовой, гнусавый, монотонный. Значение каждого термина определено в логопедической литературе. О.В. Прав-дина [55] трактует перечисленные термины следующим образом. Определения слабый, форсированный, крикливый, визгливый говорят об изменении силы голоса. Недостаточная сила голоса может зависеть или от слабости дыхательного аппарата, или от недостаточно энергичного смыкания голосовых складок, что чаще всего бывает при паретичности их. Если смыкание осуществляется медленно, запаздывает, то может происходить утечка воздуха до начала речи. Получается голос с придыханием. Форсированный, резкий звук говорит об излишнем напряжении (гиперкинезии) голосовых складок или даже о настоящих гиперкинезах в области гортани. Если напряжение падает на низкие тона, то голос звучит крикливо; если на высокие тона, то получается визгливый голос. При сдавливании гортани наружными мышцами получается сдавленный горловой звук; длительное его употребление обычно ведет к утомлению голосовых складок, а иногда и к срыву голоса. Определения прерывистый, дрожащий указывают на нарушения плавности звучания, причиной чего могут быть гиперкинезы, судороги в области мышц гортани или дыхательных мышц. Захлебываю щийся голос обычно бывает при речи на вдохе, т. е. при дискоординации дыхания и голосообразования. Приглушенно звучит голос, застревающий в задней части ротовой полости и поэтому быстро затухающий. В противоположность приглушенному - отличают звонкий голос, правильно направленный в переднюю часть ротовой полости и там резонирующий. При речи со сжатой, малоподвижной артикуляцией получается закрытый звук голоса; ему противопоставляется так называемый белый звук, получающийся при постоянной малоподвижной улыбке на лице говорящего. Трескучий голос зависит от напряженного звучания гласных и утрировки согласных, что наблюдается у заикающихся и глухих. Носовой, назальный (по устаревшей терминологии - гнусавый) оттенки голоса - показатели попадания части воздушной струи в носоглотку. Термин «носовой оттенок» употребляется для обозначения голоса в том случае, если имеется небольшое, частичное попадание воздуха в носоглотку, что может зависеть от наличия аденоидов, полипов и даже от набухания слизистой оболочки носа. Это лишает голос звучности, особенно на высоких тонах, которые требуют максимального закрытия проходов в нос. При раздражении и набухании как всей гортани, так и голосовых складок, и даже только при скоплении слизи в гортани, смыкание голосовых складок бывает неполным, неплотным; через них прорывается так называемый дикий воздух, в результате чего голос звучит сипло. Сиплый голос наблюдается также в период мутации. Хриплый голос - следующая, более сильная степень сиплого голоса; причиной могут быть отеки, опухоли в гортани, папилломатоз, стеноз гортани, нарушения иннервации голосовых складок, т. е. парезы и параличи мышц гортани и голосовых складок. Иногда в случае затруднения колебания истинных голосовых складок появляется колебание ложных голосовых складок; их колебание более грубое. Ложносвязочный голос характеризуется иногда как квакающий. Наблюдается при органических и невротических нарушениях голоса. При сужении диапазона голоса по силе и высоте голос делается монотонным. Однако некоторые характеристики касаются лишь тех определений голоса, которые относятся к уклоняющемуся от нормы звучанию голоса и связаны с различными заболеваниями. Нам же необходимо отразить и характеристики голосов, которые субъективно оцениваются как неприятные, некрасивые, более полно описать голоса, оцениваемые как благозвучные, и, что особенно важно, выяснить, что определяет различие в звучании голосов. 16 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы