Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Выводы по результатам эксперимента № 2



Каждый вариант тембра речи может быть отражен при помощи описания аудитивного воспри­ятия речевокальных характеристик и визуализирован с применением спектрально-акустических ме­тодов обработки фонограмм; таким образом, каждому слуховому образу тембра голоса может соот­ветствовать визуализированный акустический коррелят.

Можно с уверенностью утверждать, что сопоставление полученных акустических параметров и описательных речевокальных характеристик предоставляет слушателям (экспертам, преподавателям техники речи и т. д.) дополнительные возможности подтвердить или уточнить субъективное перцеп­тивное восприятие тембрально-мелодических характеристик.

Эксперимент № 3

Эксперимент № 3 проводился для подтверждения акустических данных, полученных на моде­лях тембра в эксперименте № 2. Целью эксперимента № 3 было сопоставление акустических корре­лятов моделей тембров и акустических коррелятов естественных тембрально-мелодических харак­теристик различных дикторов, обладающих похожими аудитивными и лингвистическими речево-кальными характеристиками, и выявление пределов вариативности акустических параметров каж­дой группы тембра.

Эксперимент проводился в два этапа.

Первый этап - исследование тембра дикторов методами аудитивного, лингвистического и лого­педического анализа.

Все полученные в результате подготовительного этапа фонограммы записи 35 дикторов предла­галось прослушать двум экспертам-лингвистам с опытом работы около года. Экспертам выдавался бланк сводной таблицы лингвистических и логопедических характеристик тембра голоса (см. табл. 3) и предлагалось отметить наиболее близкую характеристику внутри каждой группы тембрально-ме­лодических характеристик. После того, как каждая из 35 фонограмм была таким образом обработа­на, эксперты произвели классификацию полученных данных с целью выявить группы, похожие по набору лингвистико-логопедических характеристик тембров.

28

 

Так как цель нашей работы - выявить возможности лингвистического анализа тембрально-мелодических характеристик, критерии классификации были предложены в соответствии с имею­щимися нарушениями:

осиплость;

охриплость;

неоднородность;

назальность;

глухость;

сдавленность;

закрытость («о»-образная или шумовая);

регистровое несоответствие;

жесткость;

слабость голоса;

форсирование голоса;

несоответствие полу, возрасту, конституции.

Естественно было предположить, что могут быть выявлены дикторы с комбинированными на­рушениями голоса, поэтому экспертам предлагалось осуществлять группировку по наиболее ярким, ведущим нарушениям.

Дикторов, тембрально-мелодические характеристики которых не соответствовали предложен­ным критериям, мы предложили экспертам классифицировать по наиболее ярким из проявленных компонентов тембрально-мелодических характеристик.

В результате были выявлены приведенные ниже две группы.

1. Дикторы с нарушениями тембра голоса (22 диктора):
осиплый - 1;

хриплый- 3;

неоднородный - 2;

гиперназальный - 4;

глухой - 2;

сдавленный -2;

закрытый шумовой -1;

закрытый «о»-образный - 2;

несоответствующий головной регистр -1;

жесткий - 2;

слабый -2;

форсированный голос - не выявлено;

несоответствие полу, возрасту, конституции - не выявлено.

2. Дикторы с нормативными тембрально-мелодическими характеристиками (13 дикторов):
однородный-5;

звонкий (в сочетании с открытым палатализованным «и»-образным) - 1;

закрытый «у»-образный, прикрытый - 2;

открытый - 1;

грудной (в сочетании с сильным) - 1;

придыхательный - 3.

Второй этап эксперимента — исследование тембра дикторов методами анализа параметров от­дельных речевых фрагментов по динамической спектрограмме и кепстрограмме.

Все группы фонограмм дикторов, классифицированные на первом этапе, были обработаны при помощи аппаратно-программного комплекса 5/5 (8реесН 1п1егас1пе 5гМет, версия 5.2) и получены спектрограммы и динамические кепстрограммы речевых фрагментов с тем же лингвистическим со­держанием, что и в эксперименте № 2. Спектрограммы и кепстрограммы исследовались и методом визуального наблюдения сравнивались, во-первых, между собой внутри каждой группы и, во-вторых, с кепстрограммами и спектрограммами моделей тембров.

В результате были подтверждены данные, полученные в эксперименте № 2 (все акустические данные по каждой модели тембра голоса повторились на спектрограммах и кепстрограммах естест­венных голосов). Путем сравнения акустических данных внутри каждой группы тембров были вы­явлены дифференциальные акустические параметры, позволяющие вычленить проявления, харак­терные для конкретной группы тембров.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь