Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Акыда Ахмада Ибн Ханбаля касательно имён и атрибутов Аллаха



Акыда Ахмада Ибн Ханбаля касательно имён и атрибутов Аллаха



Вступление

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Имам Ахмад Ибн Ханбаль – личность, известная даже многим кафирам из иудеев и и христиан – потому что помимо его религиозной праведности и верности, он стал исторической личностью, оказавшей серьезное влияние на развитие исламских государств.

Что же касается мусульман, то все причисляющие себя к Исламу кроме крайних сект – таких как шииты-рафидиты – единогласны на правдивости имама Ахмада, и том, что путь по которому он шёл – путь Пророка (мир ему) и его сподвижников.

И конечно у имама Ахмада нет в этом никакого отличия например от аш Шафии, Малика, Исхака и других имамов Сунны.

И если кто-то спросит – почему же вы выбрали для раскрытия именно его акыду в этом послании?

Будет отвечено –

Во-первых, потому что имам Ахмад стал символом этого пути, по причине испытаний которым он подвергся, и его великого мужества, стойкости и твёрдости и силы в отстаивании истины перед противоречившими в этом джахмитами, которые мучили его и пытали, чтобы он отступил от верных убеждений, но ничего не смогли добиться.

Во-вторых – потому что ввиду того, что имам Ахмад жил в то время, когда разгорелись споры и смуты вокруг вопроса Таухида Имён и Качеств, его подробных текстов по этой теме больше, чем текстов от тех имамов, кто жил до этой фитны – как аш Шафии, Малик, Аль-Аузаи и подобных им более ранних имамов Сунны.

Как бы там ни было, все мусульмане и приписывающие себя к Исламу единогласны на правдивости, праведности и прямом пути имама Ахмада.

Более того, по отношению к имаму Ахмаду и его акыде ученые даже проводили испытания, чтобы выявить нововведенцев.

Сказал имам Нуейм Ибн Хаммад:

إ ذ ا ر أ ي ت ا ل ع ر ا ق ي ي ت ك ل م ف ي أ ح م د ب ن ح ن ب ل ف ا ت ه م ه ف ي د ي ن ه

" Если ты видишь иракца который говорит плохо об Ахмаде Ибн Ханбале, обвиняй его в его религии"

Источник: " Ас-Сияр", 11-381

 


 

Сказал имам ахли-Сунна Ибн Аби Хатим ар Рази (240-327 г.х.):

" ب ا ب ا س ت ح ق ا ق ا ل ر ج ل ا ل س ن ة ب م ح ب ة أ ح م د ب ن ح ن ب ل  ق ت ي ب ة ا ب ن س ع ي د - ي ق و ل "  إ ذ ا ر أ ي ت ا ل ر ج ل ي ح ب أ ح م د ب ن ح ن ب ل ف أ ع ل م أ ن ه ص ا ح ب س ن ة و ج م ا ع ة س م ع ت أ ب ي ي ق و ل: إ ذ ا ر أ ي ت م ا ل ر ج ل ي ح ب ا ح م د ا ب ن ح ن ب ل ف أ ع ل م أ ن ه ص ا ح ب

" Раздел: чтобы быть из ахли-Сунна, человек должен любить Ахмада Ибн Ханбаля

Сказал Кутейба Ибн Саид (150-240 г.х.): «Когда ты видишь, что человек любит Ахмада Ибн Ханбаля – то знай, что он приверженец ахли-Сунна уаль джамаа»

Сказал мой отец, Абу Хатим ар Рази (190 – 277 г.х.): «Если вы видите человека, который любит Ахмада Ибн Ханбаля, то знайте что это приверженец Сунны»

Источник: " Аль-Джарх уа ат тадиль", 1/309

Сказал имам аль Хамзани:

أ ح م د ب ن ح ن ب ل م ح ن ة ي ع ر ف ب ه ا ا ل م س ل م م ن ا ل ز ن د ي ق

" Ахмад Ибн Ханбаль это экзамен, которым узнается, кто муслим, а кто зиндык"

Источник: " Тахзиб аль Камаль", 1/457

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

ص َ ا ر َ أ َ ه ْ ل ُ ا ل ْ ع ِ ل ْ م ِ ب َ ع ْ د َ ظ ُ ه ُ و ر ِ ا ل ْ م ِ ح ْ ن َ ة ِ ي َ م ْ ت َ ح ِ ن ُ و ن َ ا ل ن ّ َ ا س َ ب ِ ه ِ ف َ م َ ن ْ و َ ا ف َ ق َ ه ُ ك َ ا ن َ س ُ ن ّ ِ ي ّ ً ا و َ إ ِ ل ّ َ ا ك َ ا ن َ ب ِ د ْ ع ِ ي ّ ً ا

" После появления фитны джахмитов ученые стали испытывать людей Ахмадом Ибн Ханбалем, и кто согласился с ним - тот суннит, а кто нет - тот бидаатчик"

Источник: " Маджму аль-фатауа", 5/533

Почему эти имамы так сказали? Они сказали так из-за каких то личных качеств имама Ахмада? Нет, однако потому что он был символом акыды ахли-Сунна в вопросе Таухида Имен и Качеств, и кто его порочит – тот делает это лишь из-за недовольства акыдой.

Поэтому, хукм зацеплен именно за акыду, а не за его личность

Теперь представим человека, который крайне недоволен акыдой на которой имам Ахмад, и называет ее ташбихом, таджсимом, хашавизмом, и так далее – но в то же время хвалит имама Ахмада как личность

Подпадает ли он сюда? Конечно подпадает, потому что как мы уже обьяснили, хукм зацеплен именно за акыду.

Таким образом, познание акыды имама Ахмада в этих вопросах позволяет прояснить позицию всех саляфов – потому что все они его поддержали в этом разделе, и ни от кого из них не известно ни буквы порицания его или несогласия с ним в этих вопросах.


Раздел 2: Акыда имама Ахмада в вопросах, связанных с Возвышенностью над Троном

Заключение:

1. Имам Ахмад, когда говорил и спорил с му’тазилитами-джахмитами о несотворенности Корана, говорил именно про арабский Коран – и слыхом не слыхивал ни о каком «смысле в душе, не имеющем языка и не состоящим из сур и аятов» - именно арабский Коран он называл несотворенным, и выносил такфир тем, кто называл его сотворенным

2. Имам Ахмад говорил, что Аллах говорит Голосом, и выносил такфир тем кто это отрицает

3. Имам Ахмад говорил что Аллах говорит по своему выбору, когда пожелает.

Раздел: Атрибут Лик

1. Как уже предшествовало, имам Ахмад упомянул аяты, где упоминается Лик Аллаха, среди аятов в которых опровержение джахмитам.

2. Сказал имам Гулям аль-Халляль:

ح د ث ن ا أ ح م د ح د ث ن ا م ح م د ب ن ج ع ف ر ح د ث ن ا أ ب و ا ل ح ا ر ث ا ل ص ا ئ غ ق ا ل ق ل ت ي ا أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ق ل ت ل ر ج ل ت ق و ل إ ن و ج ه ا ل ل ه ل ي س ب م خ ل و ق ف ق ا ل ل ا إ ل ا أ ن ي ك و ن ف ي ا ل ك ت ا ب ن ص ا ف ا ر ت ع د أ ب و ع ب د ا ل ل ه ف ق ا ل أ س ت غ ف ر ا ل ل ه س ب ح ا ن ا ل ل ه ه ذ ا ا ل ك ف ر ب ا ل ل ه أ ح د ي ش ك ف ي أ ن و ج ه ا ل ل ه ع ز و ج ل ل ي س ب م خ ل و ق ؟ ؟

«Рассказал нам Ахмад, что рассказал им Мухаммад Ибн Джа’фар, что Абу аль Харис ас-Саиг сказал: «Я сказал имаму Ахмаду: «О Абу Абдуллах, я говорил с одним человеком и сказал ему: «Говоришь ли ты, что Лик Аллаха не сотворен? » Тот сказал: «Нет, кроме как на это будет прямой текст в Книге Аллаха». И имам Ахмад вздрогнул, и сказал: «Прошу прощения у Аллаха! Пречист Аллах! Это куфр в Аллаха! Разве хоть один человек сомневается что Лик Аллаха, Свят Он и Велик, не сотворен?! »

Источник: «Ас-Сунна», 64, иснад достоверный

Это ясное указание на то, что Лик Аллаха – это несотворенное Качество Его Сущности у Ахмада.

3. Отбирал имам Ахмад хадисы и асары в которых пришло упоминание Лика Аллаха, и передавал их, опровергая ими джахмитов – см. «Ас-Сунна» Абдуллах Ибн Ахмад, стр. 201-220

 



Раздел: Атрибут «Образ»

Сказал Посланник Аллаха (мир ему): « Воистину, Аллах создал Адама по Своему Образу » (Передали аль Бухари и Муслим), и сказал: « Воистину, Аллах создал Адама по Образу Милостивого » (Передали Ибн Аби Асым, ад Даракутни, и другие)

Ашариты и матуридиты отвергают данный хадис, или же истолковывают его на то, что имеется ввиду «Аллах создал Адама по образу Адама»

Сказал ашарит Сейф аль Амиди:

و ق د ر و ى ع ن ا ل ن ب ي ع ل ي ه ا ل ص ل ا ة و ا ل س ل ا م أ ن ه ق ا ل: «إ ن ّ ا ل ل ّ ه خ ل ق آ د م ع ل ى ص و ر ت ه »ف ذ ه ب ت ا ل م ش ب ه ة: إ ل ى أ ن ه ا ء ا ل ض م ي ر ف ي ا ل ص و ر ة ع ا ئ د ة إ ل ى ا ل ل ه - ت ع ا ل ى

«Передано от Пророка что он сказал: «Аллах создал Адама по его образу». Мушаббихи-уподобленцы посчитали, что слово «его» озвращается к Аллаху, пречист Он! »

Источник: «Ибкар аль афкар», 1/466, cм. также «Фатх аль Бари», аль-Аскалани 8/31, и др

Что же говорил имам Ахмад про данный хадис? К кому относится слово «его» - к Аллаху или Адаму?

1. Сказал имам аль Халляль:

و أ خ ب ر ن ا ا ل م ر و ذ ي ، ق ا ل : ق ل ت ل أ ب ي ع َ ب د ا ل ل ه : ك ي ف ت ق و ل ف ي ح د ي ث ا ل ن ب ي ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ : " خ ل ق آ د م ع ل ى ص و ر ت ه " ؟ ق ا ل : ا ل أ ع م ش ي ق و ل : ع ن ح ب ي ب ب ن أ ب ي ث ا ب ت ، ع ن ع ط ا ء ، ع ن ا ب ن ع م ر : " إ ن ا ل ل ه خ ل ق آ د م ع ل ى ص و ر ة ا ل ر ح م ن ". ف أ م ا ا ل ث و ر ي ف أ و ق ف ه ، ي َ ع ن ي : ح د ي ث ا ب ن ع م ر.و أ ب و ا ل ز ن ا د ، ع ن ا ل أ ع ر ج ، ع ن أ ب ي ه ر ي ر ة ، ع ن ا ل ن ب ي ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ه ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ " ع ل ى ص و ر ت ه ". ف ن ق و ل ك م ا ف ي ا ل ح د ي ث.

 

«Рассказал нам аль-Марузи: «Я сказал имаму Ахмаду: «Что ты говоришь про хадис Пророка, мир ему: « Аллах создал Адама по Его Образу »?

Ахмад сказал: «Передал его аль-А’маш, от Хабиба Ибн Аби Сабита, от Ато, от Ибн Умара (от Пророка) что он сказал: « Аллах создал Адама по Образу Милостивого »

Что же касается Суфьяна ас-Саури, то он передал этот хадис со слов Ибн Умара

А Абу аз Зинад передал его от аль-А’раджа, от Абу Хурейры, от Пророка, мир ему: « Аллах создал Адама по Его Образу »

И мы говорим так как пришло в хадисе»

Источник: «Аль-Мунтахаб мин китаб аль Иляль», 265


 

2. Сказал имам ат-Табарани в книге «Ас-Сунна»:

" : ح د ث ن ا ع ب د ا ل ل ه ب ن أ ح م د ق ا ل : ق ا ل ر ج ل ل أ ب ي : إ ن ر ج ل ا ق ا ل : خ ل ق ا ل ل ه آ د م ع ل ى ص و ر ت ه - أ ي ص و ر ة ا ل ر ج ل - ف ق ا ل ك ذ ب ه و ق و ل ا ل ج ه م ي ة

«Рассказал нам Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль, что один человек сказал моему отцу: «Один человек сказал: « Аллах создал Адама по его образу » - то есть, по образу какого то человека. И Ахмад сказал: « Это ложь, это слово джахмитов! »

Источник: «Ас-Сунна» ат Табарани, 69, иснад достоверный

3. Сказал имам аль-Халляль:

أ خ ب ر ن ا أ ب و ب ك ر ا ل م ر و ذ ي ق ا ل س م ع ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ي ق و ل ل ق د س م ع ت ا ل ح م ي د ي ي ح ض ر ه س ف ي ا ن ب ن ع ي ي ن ة ف ذ ك ر ه ذ ا ا ل ح د ي ث خ ل ق ا ل ل ه آ د م ع ل ى ص و ر ت ه ف ق ا ل م ن ل ا ي ق و ل ب ه ذ ا ف ه و ك ذ ا و ك ذ ا ي ع ن ي م ن ا ل ش ت م و س ف ي ا ن س ا ك ت ل ا ي ر د ع ل ي ه ش ي ئ ا ً ق ا ل ا ل م ر و ذ ي أ ظ ن ، ي ذ ك ر ت ل أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ع ن ب ع ض ا ل م ح د ث ي ن ب ا ل ب ص ر ة أ ن ه ق ا ل ق و ل ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م خ ل ق ا ل ل ه آ د م ع ل ى ص و ر ت ه ق ا ل ص و ر ة ا ل ط ي ن ق ا ل ه ذ ا ج ه م ي و ق ا ل ن س ل م ا ل خ ب ر ك م ا ج ا ء أ خ ب ر ن ي ح ر ب ب ن إ س م ا ع ي ل ا ل ك ر م ا ن ي ق ا ل س م ع ت إ س ح ا ق ب ن ر ا ه و ي ة ي ق و ل ق د ص ح ع ن ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ق ا ل إ ن ا ل ل ه خ ل ق آ د م ع ل ى ص و ر ة ا ل ر ح م ن إ ن م ا ع ل ي ه أ ن ي ن ط ق ب م ا ص ح ع ن ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م أ ن ه ن ط ق ب ه

 

«Сказал нам Абу Бакр аль-Марузи: «Я слышал имама Ахмада, как он сказал: «Я слышал аль-Хумейди упомянул в присутствии Суфьяна Ибн Уейны этот хадис, « Аллах создал Адама по своему Образу », и сказал: «Кто не говорит в соответствии с этим хадисом – он такой-то и такой-то», то есть обругав его, и Суфьян молчал и никак не опровергал его»

И сказал аль-Марузи: «Как я помню, я упомянул Ахмаду, от одного из мухаддисов Басры, что он сказал: «Слово Пророка мир ему: «Аллах создал Адама по его образу» - то есть по образу глины. И Ахмад сказал: « Это джахмит! Мы принимаем сообщение таким, как оно пришло! »

Рассказал мне Харб Ибн Исмаиль аль-Кирмани, что он слышал, как Исхак Ибн Рахавейхи сказал: «Достоверно от Пророка мир ему, что он сказал: « Истинно, Аллах создал Адама по образу Милостивого ». И на мусульманине – произносить то, что достоверно от Пророка, что он произнес это! »

Источник: «Баян тальбис аль-джахмия», 6/416, иснад достоверный

4. Сказал имам Абдур-Рахман Ибн Мандах:

ق َ ا ل َ أ َ ب ُ و إ س ح ا ق إ ب ر ا ه ي م ب ن أ َ ح ْ م َ د ب ن ف ر ا س ف ِ ي ك ت ا ب ه ، ع ن ح م د ا ن ب ن ع ل ي ، ق َ ا ل َ: س م ع ت أ َ ح ْ م َ د ب ن ح ن ب ل ي َ ق ُ و ل و س أ ل ه ر ج ل ف ق ا ل: ي ا أ َ ب َ ا ع ب د ا ل ل ه ، ا ل ح د ي ث ا ل ذ ي ر و ي ع ن ا ل ن ب ي ، ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ: " أ ن ا ل ل ه خ ل ق آ د م ع َ ل َ ى ص و ر ت ه " ع َ ل َ ى ص و ر ة آ د م ق َ ا ل َ: ف ق ا ل أ َ ح ْ م َ د ب ن ح ن ب ل: ف أ ي ن ا ل ذ ي ي ر و ى ع ن ا ل ن ب ي ، ص َ ل ّ َ ى ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ل َ ي ْ ه ِ و َ س َ ل ّ َ م َ: " أ ن ا ل ل ه ت َ ع َ ا ل َ ى خ ل ق آ د م ع َ ل َ ى ص و ر ة ا ل ر ح م ن ، ع َ ز ّ َ و َ ج َ ل ّ َ ، " ، ث م ق َ ا ل َ أ َ ح ْ م َ د: و أ ي ص و ر ة ك ا ن ت ل آ د م ق ب ل أ ن ي خ ل ق

«Сказал Абу Исхак Ибрахим Ибн Ахмад аль-Фирас в своей книги от Хамдана Ибн Али (аль-Варрака), что он сказал: «Я слышал как Ахмада Ибн Ханбаля спросил один человек: «О Аба Абдуллах! Хадис, в котором передано от Пророка, мир ему: « Истинно, Аллах создал Адама по его образу » - то есть, по образу Адама, верно? ».

И Ахмад Ибн Ханбаль сказал: «А где же то, что передано от Пророка, мир ему: « Аллах создал Адама по образу Милостивого, Свят Он и Велик »?! Затем сказал Ахмад: «И какой образ был у Адама до того как он был создан?! »

Источник: «Ибталь ат-та’уилят», 1/88, и передатчики достоверные

5. Сказал Гулям аль-Халляль:

ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ل ي أ ب و ع ي س ى ا ل خ ر ق ي ح د ث ن ا أ ب و ي ح ي ي ح د ث ن ا أ ب و ط ا ل ب ق ا ل س م ع ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ي ق و ل م ن ق َ ا ل َ أ ن ا ل ل ه خ ل ق آ د م ع َ ل َ ى ص و ر ة آ د م ف ه و ج ه م ي ، و أ ي ص و ر ة ك ا ن ت ل آ د م ق ب ل أ ن ي خ ل ق ه

«Расскзал нам Мухаммад Ибн Али Абу Иса аль-Хиракы, что рассказал ему Абу Яхья, что сказал ему Абу Толиб: «Я как имам Ахмад сказал: «Кто скажет, что Аллах создал Адама по образу Адама – тот джахмит! Какой еще образ был у Адама до того как Аллах его создал?! »

Источник: «Ас-Сунна», 63, иснад достоверный

6. Сказал Харб аль Кирмани, близкий ученик Ахмада, передавая убеждения Ахмада, Исхака, аль Хумейди и других своих шейхов на которых они были единогласны:

و خ ل ق آ د م ب ي د ه ع ل ى ص و ر ت ه

«И Аллах создал Адама своей Рукой, по своему Образу»

Источник: «Масаиль Харб аль Кирмани»

7. Сказал имам Исхак Ибн Мансур аль-Каусадж (ученик имама Ахмада):

ق ل ت ل أ ح م د ر ض ي ا ل ل ه ع ن ه: " ي ن ز ل ر ب ن ا - ت ب ا ر ك و ت ع ا ل ى ا س م ه - ك ل ل ي ل ة ح ي ن ي ب ق ى ث ل ث ا ل ل ي ل ا ل أ خ ي ر إ ل ى س م ا ء ا ل د ن ي ا " أ ل ي س ت ق و ل ب ه ذ ه ا ل أ ح ا د ي ث. و " ي ر ى أ ه ل ا ل ج ن ة ر ب ه م ع ز و ج ل " " و ل ا ت ق ب ح و ا ا ل و ج ه ف إ ن ا ل ل ه ع ز و ج ل خ ل ق آ د م ع ل ى ص و ر ت ه " ي ع ن ي ص و ر ة ر ب ا ل ع ا ل م ي ن ، و " ا ش ت ك ت ا ل ن ا ر إ ل ى ر ب ه ا ع ز و ج ل ح ت ى ي ض ع ا ل ل ه ف ي ه ا ق د م ه " و " إ ن م و س ى ع ل ي ه ا ل س ل ا م ل ط م م ل ك ا ل م و ت ع ل ي ه ا ل س ل ا م " ؟ ق ا ل ا ل إ م ا م أ ح م د: ك ل ه ذ ا ص ح ي ح ق ا ل إ س ح ا ق ك ل ه ذ ا ص ح ي ح ، و ل ا ي د ع ه 1 إ ل ا م ب ت د ع أ و ض ع ي ف ا ل ر أ ي

 

«Сказал я Ахмаду Бин Ханбалю - « Нисходит наш Господь каждую ночь в последнюю треть ночи к небесами этого мира », ты говоришь согласно этому хадису, а также таким хадисам, как: « Люди Рая увидят своего Господа », « Не уродуйте лицо, воистину Аллах создал Адама по своему образу » - то есть, по образу Господа Миров, и « Огонь будет жаловаться Господу, Благороден Он и Велик, до тех пор, пока Он не поставит на него Стопу », и « Муса ударил ангела смерти » - говоришь ли ты в соответствии с этим хадисами?  

Ответил Ахмад: «Все это правильно! »

И я спросил тоже самое у Исхака Ибн Рахавейхи, и он сказал: «Все это верно, и не оставляет это никто, кроме нововведенца или слабо понимающего»

Источник: «Ответы Ахмада и Исхака» см. «Масаиль» аль-Кусадж, 3332

Сказал имам Мухаммад Ибн Хусейн аль-Аджрурри аль-Ханбали (280-360 г.х.), приведя хадис: «Истинно, Аллах создал Адама по Образу Милостивого»:

ه ذ ه م ن ا ل س ن ن ا ل ت ي ي ج ب ع ل ى ا ل م س ل م ي ن ا ل إ ي م ا ن ب ه ا ، و ل ا ي ق ا ل ف ي ه ا : ك ي ف ؟ و ل م ؟ ب ل ت س ت ق ب ل ب ا ل ت س ل ي م و ا ل ت ص د ي ق ، و ت ر ك ا ل ن ظ ر ، ك م ا ق ا ل م ن ت ق د م م ن أ ئ م ة ا ل م س ل م ي ن

«Это относится к числу Сунн, в которые обязательно веровать мусульманам, и не говорится: «Как? », «Почему? », однако это принимается с покорностью и верой, и оставлением споров, как сказали это древние имамы мусульман! » - затем передал слова имама Ахмада

Источник: «Аш-Шариа», 3/1152

Что же касается смысла этого хадиса, то сказал ученик Ахмада, имам ад Дарими в шархе этого хадиса:

إ ن ا ل ل ه خ ل ق آ د م س م ي ع ا ب ص ي ر ا و ا ل ل ه س م ي ع ب ص ي ر ف ا ل ا س م و ا ح د و ا ل م ع ن ى م ب ا ي ن

«Аллах создал Адама слышащим, видящим, и сам Аллах Слышащий и Видящий. И наименование одно, но смысл разделяется»

Источник: «Табакат аш Шафиия» аль Абади, биография ад Дарими




Часть 2: Ответ на шубухаты

Конечно, люди та’тыля ашариты и матуридиты видя все это, и с одной стороны – не осмеливаясь пойти против имама Ахмада – общепризнанного имама ахли-Сунна, должны как то придумать, как им согласовать между их философскими куфровыми убеждениями, и убеждениями Ахмада и подобных ему имамов.

И их ответы можно поделить на три группы:

Ответ на «Нет границы»

Ответ будет с нескольких сторон:

Первая сторона: сказать тоже самое, что было сказано касательно предыдущей передачи Ханбаля Ибн Исхака – что от него не принимается то, в чем он противоречит большим по численности и достоверности ученикам Ахмада.

И что касается границы, то предшествовала передача 5 достоверных учеников имама Ахмада – Аль Марузи, Харба аль Кирмани, Абу Дауда, аль-Асрама, Абу Я’куба – об утверждении границы Всевышнему Аллаху.

И если Ханбаль Ибн Исхак передает отрицание границы в том смысле, что Аллах не может быть в одном месте помимо другого, однако Он либо везде либо нигде – то ложность этого знает любой кто знаком со словами имама Ахмада.

Однако, хвала Аллаху, не таков смысл этой передачи если предположить ее достоверность, и об этом – вторая сторона

Вторая сторона: поговорили ученые ханбалиты об этой передаче, и обьяснили ее правильным образом –а это то, что отрицается не граница вообще, а граница о которой бы знали рабы Аллаха.

И это ясно в словах имама Ахмада в этой же передаче, которые они почему то не приводят – ведь тогда разьяснится смысл слов Ахмада!

Сказал Ахмад в этой же передаче: «Он описал себя в общем, и ограничил себе Качества, и ничего не подобного Ему. Мы поклоняемся Аллаху описанному Его Качествам – не ничем не известными и не ограниченными кроме того, чем Он описал сам Себя. Сказал Аллах: «Он – Слышащий, Видящий»

«Задавание же границ в этом – нововведение, а следует покоряться этому, без описаний и без границ, кроме тех, которыми Аллах описал Сам Себя»

«И Он – таков, как описал Сам себя, Слышащий, Видящий, без границы и без оценки»

«Мушаббих (уподобляющий) – это тот, кто говорит: «Моя рука одинакова с рукой Аллаха, мой взгляд одинаков со взглядом Аллаха, моя нога одинакова с Ногой Аллаха. Такой уподобил Аллаха творениям, и такой ограничивает Его, и это плохие слова, и я не люблю их»

Что видно из этих четырех передач?

Во первых, что имам Ахмад отрицает границу от любых Качеств Аллаха, включая Слух и Зрение – не только от Возвышенности

Во-вторых, он утверждает для Аллаха границу, о которой знает Он сам, и которой Он описал сам себя – и отрицает те границы, которые рабы говорят, не имея знания о них из шариатских текстов.

Поэтому, данный риваят не противоречит тому, что передали другие ученики имама Ахмада – однако подтверждает, что у Аллаха есть граница – но отрицает возможность знания рабов о ней каким либо иным способом, кроме как через шариатские тексты

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

و ق و ل ه: (ب ل ا ح د و ل ا ص ف ة ي ب ل غ ه ا و ا ص ف أ و ي ح د ه أ ح د ) ن ف ى ب ه إ ح ا ط ة ع ل م ا ل خ ل ق ب ه ، و أ ن ي ح د و ه أ و ي ص ف و ن ع ل ى م ا ه و ع ل ي ه ، إ ل ا ب م ا أ خ ب ر ع ن ن ف س ه ، ل ي ب ي ن أ ن ع ق و ل ا ل خ ل ق ل ا ت ح ي ط ب ص ف ا ت ه ، ك م ا ق ا ل ا ل ش ا ف ع ي ف ي خ ط ب ة ا ل ر س ا ل ة: (ا ل ح م د ا ل ل ه ا ل ذ ي ه و ك م ا و ص ف ب ه ن ف س ه ، و ف و ق م ا ي ص ف ه ب ه خ ل ق ه ).. و م ا ف ي ا ل ك ل ا م م ن ن ف ي ت ح د ي د ا ل خ ل ق و ت ق د ي ر ه م ل ر ب ه م و ب ل و غ ه م ص ف ت ه ل ا ي ن ا ف ي م ا ن ص ع ل ي ه أ ح م د و غ ي ر ه م ن ا ل أ ئ م ة ، ك م ا ذ ك ر ه ا ل خ ل ا ل و ب ي ن و ا أ ن م ا أ ث ب ت و ه ل ه م ن ا ل ح د ل ا ي ع ل م ه غ ي ر ه

«Его слова: «Без границы, и без описания, полноты которого может достичь описывающий, или ограничит его кто-то» - здесь имам Ахмад отрицал, что знание рабов может полностью охватить Аллаха, или ограничит его, или описать Его полным истинным описанием – кроме лишь того, что Аллах рассказал о себе Сам. И имам Ахмад сказал это, чтобы разьяснить, что разумы творений не могут охватить Его Качества, и это подобно тому, что сказал имам аш Шафии в предисловии к «Ар Рисаля»: «Хвала Аллаху, который такой, как описал Сам Себя, и превыше любого описания, которым Его описывают творения»..

И эти слова, в которых отрицание того, что творения могут задать границу Качествам Аллаха и оценить их, и достигнуть полноты Его описания – не противоречит тому, на что прямо указал имам Ахмад и другие имамы, как это упомянул от них аль Халляль, что у Аллаха есть граница.. ведь они разьяснили, что утверждаемая ими граница – ее знает лишь сам Аллах»

Источник: «Дар ат Тааруд», 2/33

Таким образом, в данных словах имама Ахмада – нет ничего неясного, если прочитать их полностью и совместить со всеми остальными его словами – и вся хвала Аллаху.

Ответ на «Нет: «Смысл..»

Аргументируют ашариты и матуридиты словами имама Ахмада: «И нет смысл..» - на свою акыду тафвида.

В чем она заключается? Они говорят, что внешний смысл текстов о Качествах Аллаха следует отрицать от Него, так как это якобы уподобление и придание телесности, а затем после этого разделяются на две дороги:

1. Тахриф («тауиль») – то есть выбирают какое то конкретное переносное значение, например что под «Рукой» имеется ввиду «Милость», под «Вознесением на Трон» - овладение, и так далее

2. Тафвид – не выбирают никакое переносное значение, говоря – «Мы не знаем что имеется ввиду в этих текстах, но точно не их внешний смысл. Аллах пречист от того, чтобы у Него были Руки, но что имеется ввиду под «Рукой» - мы не знаем»

И сторонники тафвида пытаются этим аргументировать на то, что имам Ахмад был на их акыде.

Ответ будет, что такое понимание данной передачи ошибочно, с нескольких сторон:

Первая сторона:

В самом же полном тексте этой передачи видно, что имам Ахмад не имел ввиду, что данные Сыфаты не имеют смысла, и это ясно из его слов в ней:

«А те Качества, которыми Он описал Сам себя – как Слова, и Нисхождение, и Его Уединение с рабом в Судный День, и что Он возьмет раба под свою Сень – все это указывает на то, что Аллаха можно будет увидеть в Судный День »

Здесь имам Ахмад аргументировал разными Качествами на то, что Аллах будет виден в Судный День – потому, что внешние смыслы всех этих Качеств – Слова с рабами в Судный День, Приход в Судный День, уединение с рабом в Судный День и взятие его под свою Сень - включают в себя Видение Его в Судный День – так как же можно говорить, что имам Ахмад вообще не понимал что имеется ввиду в аятах и хадисах Сыфатов?


Вторая сторона:

А это то, что имам Ахмад сказал «Нет смысл: ..» после упоминания в том числе хадиса о видении Аллаха, и тафвид этого Качества не делают сами ашариты, утверждая Видение глазами – хоть и со своими заблуждениями. Хотят ли они сказать, что имам Ахмад отрицал смысл и от Видения Аллаха и противоречил в том числе и тому что они вместе с нами считают акыдой ахли-Сунна – утверждение Видения Аллаха?

Третья сторона:

Такое понимание слов имама Ахмада противоречит крайне многочисленным передачам от него указывающим на его понимание смысла Качеств Аллаха, Свят Он и Велик.

Приведем лишь часть их, и они уже приходили выше, но соберем их концентрированно здесь.

1. Сказал имам Абдуллах ибн Ахмад Ибн Ханбаль:

س َ أ َ ل ْ ت ُ أ َ ب ِ ي ر َ ح ِ م َ ه ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ن ْ ق َ و ْ م ٍ ، ي َ ق ُ و ل ُ و ن َ: ل َ م ّ َ ا ك َ ل ّ َ م َ ا ل ل ّ َ ه ُ ع َ ز ّ َ و َ ج َ ل ّ َ م ُ و س َ ى ل َ م ْ ي َ ت َ ك َ ل ّ َ م ْ ب ِ ص َ و ْ ت ٍ ف َ ق َ ا ل َ أ َ ب ِ ي: «ب َ ل َ ى إ ِ ن ّ َ ر َ ب ّ َ ك َ ع َ ز ّ َ و َ ج َ ل ّ َ ت َ ك َ ل ّ َ م َ ب ِ ص َ و ْ ت ٍ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ أ َ ح َ ا د ِ ي ث ُ ن َ ر ْ و ِ ي ه َ ا ك َ م َ ا ج َ ا ء َ ت ْ

«Я спросил своего отца, да смилуется над ним Аллах, о людях которые говорят: " Когда Аллах разговаривал с Мусой, Он не говорил голосом".

Мой отец (т.е. имам Ахмад) ответил: " Истинно, твой Господь говорил голосом, эти сообщения следует передавать как они пришли"

Источник: " Ас-Сунна", 280

2. Сказал имам аль Халляль:

ح د ث ن ا أ ب و ب ك ر ا ل م ر و ز ي ، ق ا ل: س م ع ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه - ل م ا ق ي ل ل ه: ر و ى ع ل ي ب ن ا ل ح س ن ب ن ش ق ي ق ع ن ا ب ن ا ل م ب ا ر ك ، أ ن ه ق ي ل ل ه: ك ي ف ن ع ر ف ا ل ل ه ع ز و ج ل ؟ ق ا ل: ع ل ى ا ل ع ر ش ب ح د - ق ا ل: ق د ب ل غ ن ي ذ ل ك ع ن ه ، و أ ع ج ب ه ، ث م ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه: {ه ل ي ن ظ ر و ن إ ل ا أ ن ي أ ت ي ه م ا ل ل ه ف ي ظ ل ل م ن ا ل غ م ا م } (ا ل ب ق ر ة: 210) ث م ق ا ل: {و ج ا ء ر ب ك و ا ل م ل ك ص ف ا ص ف ا } (ا ل ف ج ر: 22)  ق ا ل ا ل خ ل ا ل أ خ ب ر ن ا ا ل ح س ن ب ن ص ا ل ح ا ل ع ط ا ر ح د ث ن ا ه ا ر و ن ب ن ي ع ق و ب ا ل ه ا ش م ي س م ع ت أ ب ي ي ع ق و ب ب ن ا ل ع ب ا س ق ا ل ك ن ا ع ن د أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ق ا ل ف س أ ل ن ا ه ع ن ق و ل ا ب ن ا ل م ب ا ر ك ق ي ل ل ه ك ي ف ن ع ر ف ر ب ن ا ق ا ل ف ي ا ل س م ا ء ا ل س ا ب ع ة ع ل ى ع ر ش ه ب ح د ف ق ا ل أ ح م د ه ك ذ ا ع ل ى ا ل ع ر ش ا س ت و ى ب ح د ف ق ل ن ا ل ه م ا م ع ن ى ق و ل ا ب ن ا ل م ب ا ر ك ب ح د ق ا ل ل ا أ ع ر ف ه و ل ك ن ل ه ذ ا ش و ا ه د م ن ا ل ق ر آ ن ف ي خ م س ة م و ا ض ع إ ِ ل َ ي ْ ه ِ ي َ ص ْ ع َ د ُ ا ل ْ ك َ ل ِ م ُ ا ل ط ّ َ ي ّ ِ ب ُ [ف ا ط ر 10] أ َ أ َ م ِ ن ت ُ م م ّ َ ن ف ِ ي ا ل س ّ َ م َ ا ء [ا ل م ل ك 16] و ت َ ع ْ ر ُ ج ُ ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ُ و َ ا ل ر ّ ُ و ح ُ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ [ا ل م ع ا ر ج 4] و ه و ع ل ى ا ل ع ر ش و ع ل م ه م ع ك ل

 

«Рассказал мне Абу Бакр аль-Марузи: «Я слышал как имаму Ахмаду сказали: «Передал Али Ибн аль Хасан Ибн Шакык от Абдуллаха Ибн аль Мубарака, что ему сказали: «Как нам познать нашего Господа, Свят Он и Велик? » Ибн аль-Мубарак ответил: «Он на Троне, с границей»

Имам Ахмад ответил: «До меня дошло это от него», и это выражение Ибн аль-Мубарака понравилось Ахмаду.

И затем он прочитал аяты: « Разве они ждут, что придёт к ним Аллах в сени облаков? » (Аль-Бакара, 210), и аят: « И придет твой Господь и его ангелы рядами » (аль-Фаджр, 22)

Рассказал мне аль Хасан Ибн Солих аль-Аттар, что рассказал ему Харун Ибн Я’куб аль Хашими, что он слышал Абу Я’куба Ибн аль-Аббаса, как он сказал: «Мы были у имама Ахмада, и спросили его про слово Ибн аль Мубарака что ему сказали: «Как нам познать нашего Господа, Свят Он и Велик? » А Ибн аль-Мубарак ответил: «Он над седьмыми небесами, на Троне, с границей».

Ахмад ответил: «Да, это так, Он возвысился на Троне, с границей»

Мы спросили Ахмада: «Что значат слова Ибн аль-Мубарака с границей? »

Ахмад сказал: «Я не уверен точно, но у внешнего смысла его слов есть свидетельства из Корана в пяти местах: к примеру, сказал Аллах: « К Нему восходит прекрасное слово » (Фатыр, 10), и сказал: « Обезопашены ли вы от того, кто над небесами? » (Аль-Мульк, 16), и сказал: « Ангелы и дух поднимаются к Нему » (Аль Мааридж, 4)

И сам Аллах на Троне, а Его Знание охватывает всякую вещь»

Источник: «Ас-Сунна», аль Халляля

Эти две передачи – яснейшие передачи в отрицании от имама Ахмада тафвида Сыфатов

Во-первых, имам Ахмад утвердил, что Вознесение Аллаха над Троном – с границей, что указывает на подтверждение внешнего смысла данного Качества.

Во-вторых, в первой передаче чтобы подкрепить утверждение границы Аллаху - он прочитал аяты, которые указывают на приход Аллаха в сени облаков, и с ангелами, что указывает что Аллах будет в каком то месте, а ангелы в другом, то есть между Аллахом и его творениями будет граница.

В третьих, во второй передаче он подкрепил наличие границы у Аллаха аятами с разными словесными формулировками, но с одинаковым внешним смыслом, указывающим на Возвышенность Сущности над Троном – а если бы имам Ахмад не знал смысла аятов Сыфатов, тем более с отрицанием внешнего смысла – то не мог бы он так сделать.

3. Сказал аль-Коды Абу Я’ла:

أ خ ب ر ن ا أ ب و ب ك ر أ ح م د ب ن ن ص ر ا ل ر ف ا ق ا ل: س م ع ت أ ب ا ب ك ر ب ن أ ب ي د ا و د ي ق و ل: س م ع ت أ ب ي ي ق و ل: ج ا ء ر ج ل ب ن ح ن ب ل ف ق ا ل ل ه: ل ل ه ت ب ا ر ك و ت ع ل ى ح د ؟ ق ا ل: ن ع م. ل ا ي ع ل م ه إ ل ا ه و ق ا ل ا ل ل ه ت ع ا ل ى: {و َ ت َ ر َ ى ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة َ ح َ ا ف ّ ِ ي ن َ م ِ ن ْ ح َ و ْ ل ِ ا ل ْ ع َ ر ْ ش ِ } [ا ل ز م ر: 75] ي ق و ل: م ح ُ د ق ي ن

 

«Рассказал нам Абу Бакр Ахмад Ибн Наср ар Рифа, что он слышал, как Абу Бакр Ибн Аби Дауд сказал: «Сказал мой отец, Абу Дауд ас-Сиджистани: «Пришел человек к имаму Ахмаду и сказал ему: " У Аллаха, Свят Он и Велик, есть граница? "

Ахмад ответил: " Да, и не знает ее никто кроме Аллаха. Аллах сказал: " Ты увидишь ангелов, окружающих Трон и прославляющих хвалой своего Господа "

Источник: «Исбат аль Хадд», 21

В этом асаре имам Ахмад аргументировал аятом, в котором сообщается, что ангелы окружают Трон, на котором Аллах – что значит, что Аллах отделен от них, и у Него есть граница – хоть мы и не знаем ее конкретно, а знает ее сам Всевышний, Свят Он и Велик. Так где же тут тафвид?

4. Сказал аль Халляль в «Ас-Сунна»:

ع ن أ ب ي ط ا ل ب ق ا ل و ق و ل ا ل ل ه ع ز و ج ل ه َ ل ْ ي َ ن ْ ظ ُ ر ُ و ن َ إ ِ ل ّ َ ا أ َ ن ْ ي َ أ ْ ت ِ ي َ ه ُ م ُ ا ل ل ّ َ ه ُ ف ِ ي ظ ُ ل َ ل ٍ م ِ ن َ ا ل ْ غ َ م َ ا م ِ و َ ا ل ْ م َ ل َ ا ئ ِ ك َ ة ُ [ا ل ب ق ر ة 210] و َ ج َ ا ء َ ر َ ب ّ ُ ك َ و َ ا ل ْ م َ ل َ ك ُ ص َ ف ّ ً ا ص َ ف ّ ً ا (22) [ا ل ف ج ر 22] ف م ن ق ا ل إ ن ا ل ل ه ل ا ي ر ى ف ق د ك ف ر

От Абу Толиба: «Сказал имам Ахмад: «Сказал Аллах: « Они ждут, что Аллах придет к ним в сени облаков, и придут его ангелы? » (Аль Бакара, 210), « И придет твой Господь, и придут ангелы рядами » (Аль Фаджр, 22). И кто говорит, что Аллах не будет виден – тот стал кафиром»

Источник: «Баян тальбис аль Джахмия», 7/94

Сказал Абу Я’ла комментируя эту передачу:

و ظ ا ه ر ه َ ذ َ ا أ ن أ َ ح ْ م َ د أ ث ب ت م ج ي ء ذ ا ت ه ، ل أ ن ه ا ح ت ج ب ذ ل ك ع َ ل َ ى ج و ا ز ر ؤ ي ت ه ، و إ ن م ا ي ح ت ج ب ذ ل ك ع َ ل َ ى ج و ا ز ر ؤ ي ت ه إ ذ ا ك ا ن ا ل إ ت ي ا ن و ا ل م ج ي ء م ض ا ف ا إ ل ى ا ل ذ ا ت

«Очевидный смысл этой передачи – что имам Ахмад утверждает приход Аллаха Сущностью, ведь он аргументировал приходом на Видение Аллаха в Судный День, а так можно аргументировать лишь если приход будет приходом сущности»

Источник: «Ибталь ат Тауилят», стр. 132

6. Сказал Гулям аль-Халляль:

ح د ث ن ا م ح م د ب ن ع ل ي أ ب و ع ي س ى ا ل خ ر ق ي ح د ث ن ا أ ب و ي ح ي ي ح د ث ن ا أ ب و ط ا ل ب ق ا ل س م ع ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ي ق و ل م ن ق َ ا ل َ أ ن ا ل ل ه خ ل ق آ د م ع َ ل َ ى ص و ر ة آ د م ف ه و ج ه م ي ، و أ ي ص و ر ة ك ا ن ت ل آ د م ق ب ل أ ن ي خ ل ق ه

«Расскзал нам Мухаммад Ибн Али Абу Иса аль-Хиракы, что рассказал ему Абу Яхья, что сказал ему Абу Толиб: «Я как имам Ахмад сказал: «Кто скажет, что Аллах создал Адама по образу Адама – тот джахмит! Какой еще образ был у Адама до того как Аллах его создал?! »

Источник: «Ас-Сунна», 63

Посмотрите же, как имам Ахмад толкует хадис « Аллах создал Адама по Его Образу » в этом и других риваятах, обьясняя что Образ – Образ Аллаха, а не образ Адама, и разьясняя ложность второго толкования.

7. Сказал Гулям аль Халляль:

ح د ث ن ا ا ل ق ا س م ح د ث ن ا ا ل م ر و ذ ي ق ا ل س م ع ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ي ق و ل ع ل ي ه م ف ي ا ل ق ر آ ن ح ج ج ف ي غ ي ر م و ض ع ي ع ن ي ا ل ج ه م ي ة و ق و ل ه خ ل ق ت ب ي د ي ش د ي د ة ع ل ى ا ل ج ه م ي ة ق ل ت ل أ ب ي ع ب د ا ل ل ه ح د ي ث ا ب ن م س ع و د ع ن ا ل ن ب ي ص ل ى ا ل ل ه ع ل ي ه و س ل م ي ض ع ا ل م س ا و ا ت ع ل ى إ ص ب ع و ا ل أ ر ض ي ن ع ل ى إ ص ب ع ي ش ي ر ا ل ر ج ل ب إ ص ب ع ه ع ل ى إ ص ب ع ؟ ق ا ل ر أ ي ت ي ح ي ي ب ن س ع ي د ي ش ي ر ب إ ص ب ع إ ص ب ع ق ل ت ي ح ك ي ف ي ا ل ح د ي ث ا ل خ ب ر ع ن س ف ي ا ن ق ا ل ل ا أ د ر ي و ر أ ي ت أ ب ا ع ب د ا ل ل ه ي ش ي ر ف ي ح د ي ث ا ل ح ب ر ح د ي ث ا ب ن م س ع و د و ج ع ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه ي ش ي ر ب إ ص ب ع إ ص ب ع

«Рассказал нам аль Косим (это Абу Бакр аль-Мукри, достоверный имам – прим.), что рассказал ему аль-Марузи: «Я слышал, как имам Ахмад говорит: «В Коране во многих местах доводы против джахмитов. И слова Аллаха: «О Иблис, что помешало тебе совершить суджуд приветствия тому, кого Я создал своими двумя руками? » - сильный довод против джахмитов.

Я сказал имаму Ахмаду: «Хадис Ибн Мас’уда, от Пророка, мир ему, что он сказал: «Аллах поставит в Судный День небеса не палец, и земли на палец..» может ли человек при передаче хадиса показывать своим пальцем на какой? »

Ахмад ответил: «Я видел Яхью Ибн Саида аль-Каттана, как он показывал палец за пальцем, передавая этот хадис»

Я сказал: «Он передавал это и от Суфьяна ас-Саури? »

Ахмад сказал: «Не знаю»

И я видел как имам Ахмад передавая хадис Ибн Мас’уда, указывал палец за пальцем»

Источник: «Ас-Сунна» Гулям аль Халляль, 9, иснад достоверный, и предшествовало, что дозволенность указания жестом при передаче этих хадисов передали от него также Абдуллах Ибн Ахмад, Абу Толиб, Ханбаль Ибн Исхак, и многие другие его ученики, и что это делается для подкрепления того, что Качество на внешнем смысле, а не для уподобления. Так где же тут тафвид?!

8. Сказал имам аль Халляль:

ح َ د ّ َ ث َ ن َ ا ي ُ و س ُ ف ُ ب ْ ن ُ م ُ و س َ ى (ق َ ا ل َ ): أ َ خ ْ ب َ ر َ ن َ ا ع َ ب ْ د ُ ا ل ل ّ َ ه ِ ب ْ ن ُ أ َ ح ْ م َ د َ ق َ ا ل َ: ق ِ ي ل َ ل ِ أ َ ب ِ ي: ر َ ب ّ ُ ن َ ا ت َ ب َ ا ر َ ك َ و َ ت َ ع َ ا ل َ ى ف َ و ْ ق َ ا ل س ّ َ م َ ا ء ِ ا ل س ّ َ ا ب ِ ع َ ة ِ ع َ ل َ ى ع َ ر ْ ش ِ ه ِ ب َ ا ئ ِ ن ٌ م ِ ن ْ خ َ ل ْ ق ِ ه ِ ، و َ ق ُ د ْ ر َ ت ُ ه ُ و َ ع َ ل ْ م ُ ه ُ ب ِ ك ُ ل ّ ِ م َ ك َ ا ن ٍ ؟ ق َ ا ل َ: ن َ ع َ م ْ ، ل َ ا ي َ خ ْ ل ُ و ش َ ي ْ ء ٌ م ِ ن ْ ع ِ ل ْ م ِ ه ِ. ق َ ا ل َ ا ل ْ خ َ ل ّ َ ا ل ُ: و َ أ َ خ ْ ب َ ر َ ن ِ ي ع َ ب ْ د ُ ا ل ْ م َ ل ِ ك ِ ب ْ ن ُ ع َ ب ْ د ِ ا ل ْ ح َ م ِ ي د ِ ا ل ْ م َ ي ْ م ُ و ن ِ ي ّ ُ ق َ ا ل َ: س َ أ َ ل ْ ت ُ أ َ ب َ ا ع َ ب ْ د ِ ا ل ل ّ َ ه ِ أ َ ح ْ م َ د َ ع َ م ّ َ ن ْ ي َ ق ُ و ل ُ: إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ت َ ع َ ا ل َ ى ل َ ي ْ س َ ع َ ل َ ى ا ل ْ ع َ ر ْ ش ِ ف َ ق َ ا ل َ: ك َ ل َ ا م ُ ه ُ م ْ ك ُ ل ّ ُ ه ُ ي َ د ُ و ر ُ ع َ ل َ ى ا ل ْ ك ُ ف ْ ر ِ

Рассказал мне Юсуф Ибн Муса аль-Каттан, что рассказал ему Абдуллах Ибн Ахмад Ибн Ханбаль: «Было сказано имаму Ахмаду: «Всевышний Аллах над седьмыми небесами, над своим Троном, отделен от своих творений, а Его Сила и Знание присутствуют во всех местах». Он сказал: «Да, Он над своим Троном, и ничто не скроется от Его Знания»

Источник: “Ас-Сунна», Аль-Халляль, иснад достоверный.

Слова имама Ахмада: «Отделен от своих творений» - одно из выражений, которое саляфы использовали, чтобы подчеркнуть что Возвышенность над Троном понимается на внешнем смысле, а не на переносном.

9. Сказал Гулям аль-Халляль:

ح د ث ن ا أ ح م د ح د ث ن ا ا ل م ي م و ن ي ق ا ل أ ب و ع ب د ا ل ل ه م ن ز ع م أ ن ي د ا ه ن ع م ا ه ك ي ف ي ص ن ع ب ق و ل ه: {خ َ ل َ ق ْ ت ُ ب ِ ي َ د َ ي ّ َ } م ش د د ة ، ق َ ا ل َ ا ل م ي م و ن ي: ف ق ل ت: " و ح ي ن خ ل ق آ د م ب ق ب ض ة " ي ع ن ي م ن ج م ي ع ا ل أ ر ض ، و ا ل ق ل و ب ب ي ن أ ص ب ع ي ن

«Рассказал нам Ахмад (это имам Абу Бакр аль Халляль – прим.), что рассказал ему аль-Маймуни, что он слышал, как имам Ахмад сказал: «Кто заявляет, что Две Руки Аллаха – толкуются как Его Милости, то что он сделает со словами Аллаха: «О Иблис, что помешало тебе совершить суджуд приветствия тому, кого Я создал своими двумя руками? » - в двойственном числе, и с хадисом: «Аллах когда создал Адама, создал его пригоршней, зачерпнув ее из всей земли», и с хадисом: «Сердца между двух пальцем из пальцев Милостивого, переворачивает он их как пожелает»

Источник: «Ас-Сунна» Гулям аль Халляль, 14, иснад достоверный

Здесь имам Ахмад аргументировал на то, что Рука Аллаха понимается на внешнем смысле, а не на переносном, хадисом про Пальцы – и это убийственно для акыды «тафвида»

10. Предшествовало что имам Ахмад собирал аяты и хадисы Сыфатов, говоря, что в них опровержение джахмитам. И если бы имам Ахмад был муфаввидом – то в них не было бы никакого опровержения джахмитам, потому что и муфаввиды и джахмиты согласны, что внешний смысл этих текстов не имеется ввиду и отрицается

11. Также, книга « Опровержение джахмитам и зиндыкам » - вся целиком построена на разговоре о смыслах Качеств Аллаха, и разьяснении их верного смысла и отклонении заблудших толкований


Ответ:

1. Абу Наср Ахмад Ибн Я’куб – абсолютно неизвестный передатчик, его биография не упоминается ни в одной из книг по джарх и та’диль

2. В этой передаче он сам признается что не слышал от имама Ахмада это, а это до него лишь от кого то дошло, от кого – тоже неизвестно

3. Данная слабая передача противоречит тому, что достоверно передали от имама Ахмада аль-Марузи, Абдуллах Ибн Ахмад, Абу Толиб, и другие достоверные ученики Ахмада, и противоречит хадису Пророка о том что Пророк (мир ему) рассказывая этот хадис сделал жест рукой, который передает сам Ахмад, и невозможно чтобы имам Ахмад зная хадис и передавая его в своем «Муснаде», порицал это.

Заключение

Акыда имама Ахмада в вопросах Имен и атрибутов Аллаха – также как и акыда остальных имамов саляфов – суннитская, заключается в принятии их на внешнем смысле, с оставлением вопроса: «Как? » и копания в подробностях смысла про которые нам не сообщил Аллах.

Тех же кто противоречит этому и говорит, что внешние смыслы этих аятов и хадисов не имеются ввиду, потому что это уподобление Аллаха творению, однако следует их отрицать и искажать – того имам Ахмад считал джахмитом, а его слово – куфром

В заключение – хвала Аллаху, Господу Миров!


Приложение: литература для проверки

1. «Ас-Сунна» аль Халляль http: //waqfeya.com/book.php? bid=1377

2. «Масаиль Ахмад» Харб аль Кирмани https: //archive.org/download/FP150382/150382.pdf

3. «Аль Ибана аль Кубра» Ибн Батта аль Ханбали https: //archive.org/download/suna-abdullahBENahmad/suna-abdullahBENahmad.pdf

4. «Ибталь ат-Та’уилят» Абу Я’ла https: //archive.org/download/itasitas/itas.pdf

5. «Масаиль Ахмад» Абу Дауд ас-Сиджистани http: //www.archive.org/download/waq39781/39781.pdf

6. «Масаиль Ахмад уа Исхак» аль-Кавсадж http: //www.archive.org/download/FP75981/75981.pdf

7. «Баян тальбис аль джахмия» Ибн Теймия http: //waqfeya.com/book.php? bid=3894

8. «Опровержение джахмитам и зиндыкам» Ахмад Ибн Ханбаль http: //www.archive.org/download/itsnmmfeitsnmmfe/rdgazn.pdf

9. «Ас-Сунна» Абдуллах Ибн Ахмад https: //archive.org/download/suna-abdullahBENahmad/suna-abdullahBENahmad.pdf

10. «Аль Арш» аз Захаби http: //waqfeya.com/book.php? bid=2003

11. «Опровержение говорящим о сотворенности Корана» ан Наджад http: //archive.org/download/abu_yaala_rad_najjad/rad_najjad.pdf

Другие книги также легко найти в интернете и все проверить

Что же касается книги «Ас-Сунна» Гуляма аль Халляля, то она была напечатана лишь недавно, и PDF в интернете еще нет – но кто хочет что то проверить, пишите, и я отфотографирую все нужные страницы целиком.


[1] Сказал ас-Саффарини, чьими отклонениями любят прикрываться ашариты-матуридиты, говоря про книгу имама Ахмада " Опровержение джахмитам":

 

" و َ ق َ د ْ ذ َ ك َ ر َ ك ِ ت َ ا ب ُ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ِ أ َ ح ْ م َ د َ ه َ ذ َ ا أ َ ئ ِ م َ ّ ة َ ا ل ْ م َ ذ ْ ه َ ب ِ ، ق َ ا ل َ ا ل ْ خ َ ل َ ّ ا ل ُ: ك َ ت َ ب ْ ت ُ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ م ِ ن ْ خ َ ط ِ ّ ع َ ب ْ د ِ ا ل ل َ ّ ه ِ ، و َ ك َ ت َ ب َ ه ُ ع َ ب ْ د ُ ا ل ل َ ّ ه ِ م ِ ن ْ خ َ ط ِ ّ أ َ ب ِ ي ه ِ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ِ أ َ ح ْ م َ د َ - ر َ ض ِ ي َ ا ل ل َ ّ ه ُ ع َ ن ْ ه ُ. و َ ا ح ْ ت َ ج َ ّ ا ل ْ ق َ ا ض ِ ي أ َ ب ُ و ي َ ع ْ ل َ ى ف ِ ي ك ِ ت َ ا ب ِ ه ِ " إ ِ ب ْ ط َ ا ل ِ ا ل ت َ ّ أ ْ و ِ ي ل ِ " ب ِ م َ ا ن َ ق َ ل َ ه ُ م ِ ن ْ ه ُ ع َ ن ِ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ِ أ َ ح ْ م َ د َ. و َ ذ َ ك َ ر َ ا ب ْ ن ُ ع َ ق ِ ي ل ٍ ف ِ ي ك ِ ت َ ا ب ِ ه ِ ب َ ع ْ ض َ م َ ا ف ِ ي ه ِ ع َ ن ِ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ِ أ َ ح ْ م َ د َ ، و َ ن َ ق َ ل َ م ِ ن ْ ه ُ أ َ ص ْ ح َ ا ب ُ ه ُ ق َ د ِ ي م ً ا و َ ح َ د ِ ي ث ً ا ، و َ ن َ ق َ ل َ م ِ ن ْ ه ُ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ُ ا ل ْ ح َ ا ف ِ ظ ُ ا ل ْ ب َ ي ْ ه َ ق ِ ي ُ ّ ، و َ ع َ ز َ ا ه ُ إ ِ ل َ ى ا ل ْ إ ِ م َ ا م ِ أ َ ح ْ م َ د َ ، و َ ص َ ح َ ّ ح َ ه َ ذ َ ا ا ل ْ ك ِ ت َ ا ب َ ش َ ي ْ خ ُ ا ل ْ إ ِ س ْ ل َ ا م ِ ا ب ْ ن ُ ت َ ي ْ م ِ ي َ ّ ة َ ع َ ن ِ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ِ أ َ ح ْ م َ د َ ، و َ ا ع ْ ت َ م َ د َ ه ُ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ُ ا ل ْ م ُ ح َ ق ِ ّ ق ُ ا ب ْ ن ُ ا ل ْ ق َ ي ِ ّ م ِ ف ِ ي ج ُ ل ِ ّ ت َ آ ل ِ ي ف ِ ه ِ ، و َ ص َ ح َ ّ ح َ ه ُ ف ِ ي ك ِ ت َ ا ب ِ ه ِ " ا ل ْ ج ُ ي ُ و ش ِ ا ل ْ إ ِ س ْ ل َ ا م ِ ي َ ّ ة ِ " ، و َ ق َ ا ل َ: ل َ م ْ ي ُ س ْ م َ ع ْ م ِ ن ْ أ َ ح َ د ٍ م ِ ن ْ م ُ ت َ ق َ د ِ ّ م ِ ي أ َ ص ْ ح َ ا ب ِ ا ل ْ إ ِ م َ ا م ِ أ َ ح ْ م َ د َ و َ ل َ ا م ُ ت َ أ َ خ ِ ّ ر ِ ي ه ِ م ْ ط َ ع ْ ن ٌ ف ِ ي ه ِ ، و َ ا ل ل َ ّ ه ُ أ َ ع ْ ل َ م ُ "

 

" И упомянули эту книгу имама Ахмада имамы нашего мазхаба!

 

Сказал Абу Бакр аль Халляль: " Я записал эту книгу из почерка Абдуллаха Ибн Ахмада, а Абдуллах записал ее из написанного почерком отца"

 

И аргументировал этой книгой Аль Кады Абу Я'ла в своей книге " Ибталь ат Тауиль", передавая из нее слова имама Ахмада.

                                      

И также Ибн Акыль передавал из нее некоторые слова имама Ахмада.

 

И передавали из нее ученые ханбалиты в старые и поздние времена!

 

И передавал из нее хафиз.. аль-Бейхакы, относя ее к имаму Ахмаду. И удостоверил эту книгу от имама Ахмада шейх уль Ислам Ибн Теймия, и опирался на нее мухаккык - достоверный специалист, Ибн аль-Каййим, почти во всех своих книгах, и разьяснил ее достоверность в книге " Аль Джуюш аль Исламия", и сказал: " Неизвестно ни от одного из ранних и поздних ученых мазхаба Ахмада подвергания сомнению этой книги! "

 

Источник: " Лявамиу аль анвар аль бахия", стр. 67

[2] Некоторые невежественные джахмиты пытаются подвергать сомнению достоверность книги «Ас-Сунна» от Абдуллаха, говоря что в ее иснаде есть неизвестный передатчик. Ответ же будет с нескольких сторон:

 

1. Все риваяты которые в ней – передали их от Абдуллаха десятки других его учеников. Самый простой пример – его ученик Абу Бакр ан Наджад, написал книгу «Опровержение тем, кто говорит что Коран сотворен», где передал от Абдуллаха огромное количество тех же асаров, что Абдуллах передает в книге «Ас-Сунна», и они совпадают с тем, что в книге «Ас-Сунна», буква в букву – и так не он один, а десятки таких как он. И современные авторы тахкыков к книге «Ас-Сунна» специально, чтобы устранить от книги это тупое сомнение, тщательно проследили все риваяты, что передаются в этой книге, и обнаружили что все их передает Абдуллах в других местах помимо этой книги а от него их передают другие ученики помимо передатчика книги. А некоторые риваяты есть даже в других книгах самого Абдуллаха, дошедших до нас!

 

2. Нет большой нужды в иснаде вообще, поскольку это известная книга, которая передавалась многочисленной передачей и была у всех на руках, одинаковом виде, с разными иснадами, и то что до нас дошёл лишь один из них – никак не вредит

 

3. Все имамы ханбалитского и не ханбалисткого мазхабов собрались на достоверности этой книги, и передают из нее хадисы и асары и приписывают ее Абдуллаху, и неизвестно ни от одного из них какого-то сомнения в ней, и даже ашариты, как аль- Аскалани, ас-Суюты - до того как появился глупый джахмит аль-Кяусари, не понимающий элементарные вещи.

[3] Этим аятом аргументировали и другие саляфы помимо Ахмада на Возвышенность Аллаха – как Ат Табари, ад Дарими, Ибн Хузейма, ас-Сабуни и многие другие, см. https: //justpaste.it/vqlm

 

Что же касается Аль-Матуриди, то сказал он:

 

ل ل م ش ب ه ة ت ع ل ق ب ظ ا ه ر ه ذ ه ا ل آ ي ة ي ق و ل و ن: ل و ل ا أ ن م و س ى - ع ل ي ه ا ل س ل ا م - ك ا ن ذ ك ر و أ خ ب ر ف ر ع و ن: أ ن ا ل إ ل ه ف ي ا ل س م ا ء ، و إ ل ا ل م ا أ م ر ف ر ع و ن ه ا م ا ن أ ن ي ب ن ي ل ه م ا ي ص ع د ب ه إ ل ى ا ل س م ا ء و ي ط ل ع إ ل ى إ ل ه م و س ى

 

« Уподобленцы-мушаббиха зацепились за внешний смысл этого аята, и говорят: «Если бы Муса не рассказал бы Фараону – что Господь над небесами, тогда бы Фараон не приказал бы Хаману строить ему лестницу, по которой он поднимется над небесами и посмотрит на Господа Мусы»

 

Источник: «Тафсир аль Матуриди», 9/29

[4] Имеется ввиду то что передал Муджахид в тафсире Достохвального Места, как придет дальше

 

[5] В Судный День, как это пришло в хадисах, Аллах сядет на Аль-Курси чтобы вершить суд над людьми. И этот престол – другой престол, не тот, про который пришёл аят, как сказал хафиз Ибн Касир см. «Ан Нихая филь фитан уаль маляхим», .

[6] Об атрибуте Сидение пришли достоверные хадисы Пророка, мир ему, и асары сподвижников и табиинов, и никто из саляфов не отвергал это. И мы подробно поговорили об этом отдельной работе, см. http: //sunnaonline.com/akida/alasma-vassifat/1170--l-r-

[7] Сказал Муджахид Ибн Джабр, Аль-Джарири, и другие табиины: «Усадит Посланника Аллаха вместе с собой на Трон». И саляфы были единогласны вокруг этого тафсира, и мы разьяснили это в отдельной работе: http: //sunnaonline.com/akida/alasma-vassifat/1170--l-r- 

[8] Саляфы делали так не от себя, а следуя Посланнику Аллаха, мир ему. От Абдуллаха Ибн Умара, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорит на минбаре: « Возьмёт Аллах небеса и землю своей Рукой. .», и Посланник Аллаха сжал свою руку и начал сжимать ее и разжимать, затем сказал: « И Аллах скажет: «Я Могущественный, а где тираны земли? Где те, кто гордились собой?! » И Пророк качнулся вправо и влево, и я посмотрел и увидел как минбар шатается под ним, так, что я подумал: «Неужели он упадет когда на нём – Посланник Аллаха? » Передал его Муслим, 4/2149-2159. И то же самое передано и касательно других хадисов включая хадис Ибн Мас’уда.

Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Когда рассказал им Посланник Аллаха это, он стал сжимать руками и разжимать, для подтверждения данного Сыфата, а не для уподобления. И это точно также, когда он читал: «И Аллах является Слышащим, Видящим» - он клал свои руки на глаза и уши утверждая Качество Слух и Зрение, и утверждая что эти Качества на внешнем смысле а не на переносном» см. «Мухтасар ас-сауаик аль-мурсаля», 3/947

И кто хочет подробнее, то мы приводили хадисы, асары и слова имамов про указание жестом тут http: //sunnaonline.com/akida/alasma-vassifat/1226-2013-06-29-17-32-39

 

 

[9] См. http: //sunnaonline.com/akida/alasma-vassifat/1502-2016-03-04-07-22-26



Акыда Ахмада Ибн Ханбаля касательно имён и атрибутов Аллаха



Вступление

Хвала Аллаху, Господу Миров, мир и благословение Посланнику Аллаха, а затем:

Имам Ахмад Ибн Ханбаль – личность, известная даже многим кафирам из иудеев и и христиан – потому что помимо его религиозной праведности и верности, он стал исторической личностью, оказавшей серьезное влияние на развитие исламских государств.

Что же касается мусульман, то все причисляющие себя к Исламу кроме крайних сект – таких как шииты-рафидиты – единогласны на правдивости имама Ахмада, и том, что путь по которому он шёл – путь Пророка (мир ему) и его сподвижников.

И конечно у имама Ахмада нет в этом никакого отличия например от аш Шафии, Малика, Исхака и других имамов Сунны.

И если кто-то спросит – почему же вы выбрали для раскрытия именно его акыду в этом послании?

Будет отвечено –

Во-первых, потому что имам Ахмад стал символом этого пути, по причине испытаний которым он подвергся, и его великого мужества, стойкости и твёрдости и силы в отстаивании истины перед противоречившими в этом джахмитами, которые мучили его и пытали, чтобы он отступил от верных убеждений, но ничего не смогли добиться.

Во-вторых – потому что ввиду того, что имам Ахмад жил в то время, когда разгорелись споры и смуты вокруг вопроса Таухида Имён и Качеств, его подробных текстов по этой теме больше, чем текстов от тех имамов, кто жил до этой фитны – как аш Шафии, Малик, Аль-Аузаи и подобных им более ранних имамов Сунны.

Как бы там ни было, все мусульмане и приписывающие себя к Исламу единогласны на правдивости, праведности и прямом пути имама Ахмада.

Более того, по отношению к имаму Ахмаду и его акыде ученые даже проводили испытания, чтобы выявить нововведенцев.

Сказал имам Нуейм Ибн Хаммад:

إ ذ ا ر أ ي ت ا ل ع ر ا ق ي ي ت ك ل م ف ي أ ح م د ب ن ح ن ب ل ف ا ت ه م ه ف ي د ي ن ه

" Если ты видишь иракца который говорит плохо об Ахмаде Ибн Ханбале, обвиняй его в его религии"

Источник: " Ас-Сияр", 11-381

 


 

Сказал имам ахли-Сунна Ибн Аби Хатим ар Рази (240-327 г.х.):

" ب ا ب ا س ت ح ق ا ق ا ل ر ج ل ا ل س ن ة ب م ح ب ة أ ح م د ب ن ح ن ب ل  ق ت ي ب ة ا ب ن س ع ي د - ي ق و ل "  إ ذ ا ر أ ي ت ا ل ر ج ل ي ح ب أ ح م د ب ن ح ن ب ل ف أ ع ل م أ ن ه ص ا ح ب س ن ة و ج م ا ع ة س م ع ت أ ب ي ي ق و ل: إ ذ ا ر أ ي ت م ا ل ر ج ل ي ح ب ا ح م د ا ب ن ح ن ب ل ف أ ع ل م أ ن ه ص ا ح ب

" Раздел: чтобы быть из ахли-Сунна, человек должен любить Ахмада Ибн Ханбаля

Сказал Кутейба Ибн Саид (150-240 г.х.): «Когда ты видишь, что человек любит Ахмада Ибн Ханбаля – то знай, что он приверженец ахли-Сунна уаль джамаа»

Сказал мой отец, Абу Хатим ар Рази (190 – 277 г.х.): «Если вы видите человека, который любит Ахмада Ибн Ханбаля, то знайте что это приверженец Сунны»

Источник: " Аль-Джарх уа ат тадиль", 1/309

Сказал имам аль Хамзани:

أ ح م د ب ن ح ن ب ل م ح ن ة ي ع ر ف ب ه ا ا ل م س ل م م ن ا ل ز ن د ي ق

" Ахмад Ибн Ханбаль это экзамен, которым узнается, кто муслим, а кто зиндык"

Источник: " Тахзиб аль Камаль", 1/457

Сказал шейх уль Ислам Ибн Теймия:

ص َ ا ر َ أ َ ه ْ ل ُ ا ل ْ ع ِ ل ْ م ِ ب َ ع ْ د َ ظ ُ ه ُ و ر ِ ا ل ْ م ِ ح ْ ن َ ة ِ ي َ م ْ ت َ ح ِ ن ُ و ن َ ا ل ن ّ َ ا س َ ب ِ ه ِ ف َ م َ ن ْ و َ ا ف َ ق َ ه ُ ك َ ا ن َ س ُ ن ّ ِ ي ّ ً ا و َ إ ِ ل ّ َ ا ك َ ا ن َ ب ِ د ْ ع ِ ي ّ ً ا

" После появления фитны джахмитов ученые стали испытывать людей Ахмадом Ибн Ханбалем, и кто согласился с ним - тот суннит, а кто нет - тот бидаатчик"

Источник: " Маджму аль-фатауа", 5/533

Почему эти имамы так сказали? Они сказали так из-за каких то личных качеств имама Ахмада? Нет, однако потому что он был символом акыды ахли-Сунна в вопросе Таухида Имен и Качеств, и кто его порочит – тот делает это лишь из-за недовольства акыдой.

Поэтому, хукм зацеплен именно за акыду, а не за его личность

Теперь представим человека, который крайне недоволен акыдой на которой имам Ахмад, и называет ее ташбихом, таджсимом, хашавизмом, и так далее – но в то же время хвалит имама Ахмада как личность

Подпадает ли он сюда? Конечно подпадает, потому что как мы уже обьяснили, хукм зацеплен именно за акыду.

Таким образом, познание акыды имама Ахмада в этих вопросах позволяет прояснить позицию всех саляфов – потому что все они его поддержали в этом разделе, и ни от кого из них не известно ни буквы порицания его или несогласия с ним в этих вопросах.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 366; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.274 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь