Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Теперь более подробно разберем сомнения оппонентов.



________________

Первый довод

 

Слова Аллаха: "Воистину, Аллах не прощает придавание ему сотоварищей, но прощает всё, что кроме этого (меньше этого – дуна залика), кому пожелает" (Ан-Ниса, 48)

Говорят аргументирующие этим аятом: слово "дуна залика - кроме этого" – в него входит и оставление намаза, поскольку оно не является ширком.

 

Ответ на это:

1. Во-первых, оставление намаза названо ширком в достоверных хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Посланник Аллаха: "Между рабом и иманом, и куфром – молитва – и кто оставил ее – тот сделал многобожие" (Лялякаи, 1521, и назвал шейх Альбани хадис достоверным)

2. Во-вторых – такое понимание слов "дуна залика" как "кроме этого" неверное, потому что Всевышний Аллах не прощает также и неверие, поэтому будет правильным понимание этих слов как "меньше этого".

Сказал шейх Усаймин: "Смысл слова "дуна залика" – не то, что все, что кроме ширка, по доказательству того, что если человек посчитал ложью собщение Аллаха и Его Посланника, то он неверный, неверием, которое не прощается, хотя это и не ширк. И даже если мы согласимся, что слово "дуна залика", означает то что кроме ширка, то это будет общим текстом, который конкретизируются частными текстами о неверии в том, что кроме ширка. Ведь неверие выводящее из религии – это грех который не прощяется , даже если не будетширком." см. "Шарх Мумти", 2-24

И также были ученые которые вообще не делали разницы между ширком и куфром:

Ученые сказали что каждый куфр есть ширк но не каждый ширк есть куфр, другие сказали что каждый ширк есть куфр но не каждый куфр это ширк. Третьи вообще объединили как это передается от Ибн Хазма который сказал: «Неверие (куфр) и многобожие (ширк) – одно и то же. Каждый неверный – это многобожник, и каждый многобожник – неверный! И это также мнение имама аш-Шафи’и». См. “аль-Фисаль” 3/124.

 

 

________________

Второй довод

Аргументация хадисом Хузейфы: Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки (с новой) одежды, до тех пор, пока люди перестанут знать о посте, намазе, паломничестве и о подаянии. И будет поднята в небеса Книга Аллаха Всемогущего и Великого за одну ночь, и не останется из нее ни одного аята. И останутся разные группы людей, из них старик и старуха которые говорят: “Мы застали своих отцов говорящих: «Ля иляха илля Ллах», и мы говорим это”». Сыля Ибн Зуфар спросил Хузайфу, передавшего этот хадис: “Чем поможет им это «Ля иляха илля Ллах», если они не знают о намазе, посте, паломничестве и о подаянии?” Хузайфа отвернулся от него, а он повторил свой вопрос трижды, но Хузайфа отворачивался, а потом повернулся и сказал трижды: “Оно спасет их от Огня!”. Ибн Маджах 4049, аль-Хаким 4/473. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 87.

Говорят сторонники противоположного мнения: в этом доказательство на то, что оставление намаза не выводит из Ислама.

 

Ответ:

 Данный хадис не имеет отношения к нашей теме вообще. Нет разногласия среди ученых Ислама, что на человеке, до которого не дошел довод, не лежит ответственности, поскольку Аллах справедлив и не возложит на душу больше того, что она может понести. Если человек не знает и не может узнать про намаз и прочие столпы Ислама - то как он может их выполнять?! Мы же спорим о человеке, который знает об обязательности намаза, но оставляет его по лени.

Сказал шейх-уль-Ислам Ибн Теймия: "И поэтому согласились имамы на том, что тот, кто вырос в далеком от людей знания селении, и отрицает что-то из этих положений, явных, пришедших многочисленными путями, то не судится о его куфре до тех пор, пока он не узнает то, с чем пришел Посланник, и поэтому пришло в хадисе: "Придет к людям время, когда они не будут знать ни молитвы, ни закята, ни поста..." (и до конца упомянул хадис Хузейфы) "Маджмуа аль фатауа", 11-407

Более того – из доказательства этим хадисом в нашем разделе вытекает отсутствие такфира того, кто не признает обязательность молитвы и всех столпов, ведь люди, кого упомянул Хузейфа, так как они не знали о молитве, и других столпах – то они и не считали ее обязательным, ведь как можно считать обязательным то, о чем даже не знаешь?!

И если кто-то использует этот хадис для того, чтобы аргументировать им на отсутствие неверия оставившего намаз по лени, пусть аргументирует им и на отсутствие неверия того, кто вообще не признает его обязательность, что противоречит единогласному мнению всей Уммы.

Поэтому стало ясно, и вся хвала Аллаху – что доказательство этим хадисом несостоятельно, и он не касается нашей темы, а касается исключительных обстоятельств исчезновения знаний.

Также у нас есть мнение самого Хузейфы по поводу человека, у которого нет молитвы: увидел Хузейфа, да будет доволен им Аллах, мужчину, который молился очень быстро, и спросил: "Сколько лет ты так молишься?" Он ответил: "40 лет". Сказал Хузейфа: "Ты не молился 40 лет, и если бы ты умер так, то умер бы не на фитре Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует" (Ан-Насаи, 608, асар сахих)

 

­пришло в другой передаче: "..то ты умер бы не на пути Мухаммада" (Ахмад, 23408, иснад достоверный)

 

Также им можно ответить по другому:

В качестве довода приводят предание от Хузайфы (да будет доволен им Аллах).

Это предание передавалось с небольшой разницой в тексте.

Передал Нуайм ибн Хаммад, со слов Хузайфы, что пророк (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям) сказал: «Ислам будет исчезать подобно тому, как исчезают ворсинки (с новой) одежды, до тех пор, пока люди перестанут знать о посте, паломничестве и о подаянии. И будет поднята в небеса Книга Аллаха Всемогущего и Великого за одну ночь и не останется из неё ни одного аята. И останутся разные группы людей, из них старик и старуха которые говорят: «Мы застали своих отцов говорящих: «Ля иляха илля Ллах», и мы говорим это». Сыля ибн Зуфар (один из передатчиков хадиса), сказал: «Чем поможет им это «Ля иляха илля Ллах», если они не знают о посте, о подаянии, и о паломничестве?». Хузайфа отвернулся от него, а он повторил вопрос трижды и Хузайфа всё время отворачивался, а потом Хузайфа повернулся и сказал три раза: «Спасет их от Огня!» [«Фитан» №1665, мактабатуль таухид, Каир.]

В этом варианте передачи нет речи о молитве, а это имеет важное значение в нашем обсуждение. Среди всех доступных мне книг, самая короткая цепочка передатчиков подобного хадиса в книге Нуайма ибн Хаммада. Между ним и Хузайфой всего три передатчика.

Найм ибн Хаммад---Абу Муавия---Абу Малик Ашджаи---Раби ибн Хираш---Хузайфа.

С таким же текстом его передал Хаким в «Мустадрак» [Хаким «Мустадрак» №8460, даруль кутубуль ильмия, Бейрут, 1411 год]

В версии ибн Маджи среди других столпов ислама также упоминается и молитва [«Суннан» №4049]. То есть дополнение к тексту хадиса, что эти люди не зная молитву, спасутся лишь принося свидетельство единобожия само по себе под вопросом.

Эту версию хадиса и приводят как довод, что оставление молитвы не ставит человека вне ислама.

Все цепочки передатчиков проходят через Абу Муавию Мухаммада ибн Хазима. Это был честный рассказчик, но из приверженцев идеологии мурджизма [«Мизануль итидаль» №10618. Мурджиты - общее название последователей различных догматических школ, “откладывавших” суждение о состоянии человека в этом мире и ставивших дела людей после веры ]. И это не маловажно. Также он при передачи порою совершал /тадлис/[«Мизануль итидаль» №10618.] 0 и это предание он передал от Абу Малика Ашджаи не указав точно, слышал ли он его или нет.

Во вторых, версия Нуайма ибн Хаммада имеет более высокий иснад, и по этому текст этой версии, где нет упоминания молитвы, будет более предпочтителен для принятия. Нуайм напрямую передавал от Абу Муавии, а между ибн Маджой и Абу Муавией, стоит Али ибн Мухаммад. (ибн Исхак ат-Танафиси).

Но к примеру мы примем версию где упоминается молитва как наиболее правильную. Разве этот хадис укрепляет позиции тех, кто не считает оставление молитвы неверием? Вне сомнения нет.

1) В этом предание говорится о времени, когда Коран будет вознесен на небо.

2) В этом предание говорится о людях, которые не будут знать устои ислама, кроме свидетельства единобожия, и рядом с ними не будет Корана, чтобы они могли что-то познать.

3) Всевышний знает лучше, но если рядом с людьми не будет Корана, то и скорее всего у них не будет сунны.

Это предание может служить доводом, что невежество прощается Аллахом. Всевышний не спросит людей о том, что они не знали. В предание говорится «люди перестанут знать о посте, паломничестве и о подаянии». Эти люди, которые спасутся от огня, лишь с помощью свидетельства веры, будет прощены за то, что они не придерживались шариата ислама. Ведь они ничего не знали о нем. Из предания ясно видно, что они и при желание не смогли бы изучить основы ислама и шариат. Их положение подобно положению тех, кто умер до того, как были предписаны законы шариата, или тех, кто после того как засвидетельтвовал свою веру, погиб не найдя возможности исполнять предписания ислама[К примеру сразу после принятия ислама, он вступил в сражение и погиб.].

 

________________

Третий довод

Хадис Убады ибн Самита: "Слышал я, как Посланник Аллаха говорил: "Пять молитв - предписал их Аллах рабам, и кто пришел с ними, не потеряв, пренебрегая их правами, из них ничего, будет у того с Аллахом договор на то, что Он введет его в Рай. А кто же не придет с ними, то нет у него с Аллахом договора, если захочет – накажет его, если захочет – простит его и введет в Рай" (Малик, 270, Абу Дауд, 1420, и др)

Доказывают те, кто придерживается мнения о том, что оставивший намаз не является неверным, словами Посланника Аллаха: "А кто же не придет с ними, то нет у него с Аллахом договора, если захочет – накажет его, если захочет – простит его и введет в Рай"

Они говорят: Посланник Аллаха поставил того, кто не придет с этими молитвами, под желание Аллаха, и он может быть введенным в Рай, а кафир не может быть введенным в Рай ни при каких обстоятельствах, поэтому это – ясное доказательство на то, что оставивший намаз не является кафиром.

 

Ответ:

Нужно рассматривать все передачи данного хадиса, которые поясняют один другой, а не брать отдельное его слово.

Данный хадис есть в двух вариантах – муджмаль – неясный – которым они аргументируют, и муфассар – разьясненный, который придет ниже.

И причина недостоверности этого варианта хадиса – передатчик аль-Мухдаджи, который является маджхулем – неизвестным передатчиком, у которого нет биографии. См. "Ат-Талхис", 2/192

И те имамы, которые сказали, что этот хадис достоверен, сказали это потому, что у него есть другие цепочки передачи, помимо аль-Мухдаджи, которые усиливают хадис, однако перевешивающими у этих передач является вариант муфассар, где нет фразы "..кто же не придет с ними..", а напротив, разьясняется, что это касается того человека, который пришел с молитвами, но пренебрежительно относился к ним! Поэтому эта фраза не является достоверной по причине аль-Мухдаджи, а то, что усиливает этот хадис в общем – не несет в себе этой фразы, а несет в себе, напротив, разьясненный вариант.

Что же касается других вариантов хадиса, то пришло в одном из них: "Пять молитв – обязал ими Аллах своих рабов, и тот, кто улучшит омовение для них, и их молитву в их время, и заполнит их поясные поклоны, и земные поклоны, и богобоязненность в них - будет у него с Аллахом договор простить его, а кто не сделает так – то не будет у него с Аллахом договора, и если пожелает, простит его, а если пожелает – накажет его" (Абу Дауд, 361, Ахмад, 22807, Табарани, 4655, и др, шейх Альбани сказал – "сахих")

 

И очевидно, что хукм здесь связан с усовершенствованием обрядов молитвы, а не с оставлением вообще!

И даже если предположить, что хадис муджмаль который передал Мухдаджи, достоверный, давайте посмотрим, как пришли слова, которыми они аргументируют: "..кто не придет с ними..", в других передачах этого хадиса, где описывается человек, у которого не будет договора с Аллахом:

- "..И кто уменьшит их, пренебрегая их правами.."

- ".. И кто уменьшит из их прав что-либо.."

- "..и кто придет с ними, но уменьшит из их прав что-либо.."

- ".. и кто придет с ними, и уменьшит из их прав.."

Эти передачи указывают очевидным доказательством на то, что имеется здесь ввиду человек, который молился, однако пренебрегал некоторыми элемантами обязательств молитв/

 Также пришли хадисы от других сподвижников, подкрепляющие этот смысл!

 

1. От Ка'ба, что Посланник Аллаха сказал: "Знаете ли вы, что говорит ваш Господь? Воистину, Он говорит: "Кто молился молитву в ее время и соблюдал ее заповеди, то она будет для него договором, которым Я введу его в Рай, а кто не молился молитву в ее время, и не соблюдал ее заповеди, не будет у него со Мной договора, и если Я пожелаю, то введу его в Рай, а если пожелаю, то введу его в Огонь". (Дарими, 1226, Тахави, 3173, Табарани, 314, Ахмад, 18132, и другие)

2. От Абу Катады, что Посланник Аллаха сказал: "Воистину, Аллах сказал: "Я возложил на твою Умму пять молитв, и заключил у Себя договор о том, что тот, кто берег их в их время, то введу Я его в Рай, а кто не берег их, то нет у него со мной договора". (Абу Дауд, 430, Ибн Маджа, 1403, хадис хороший).

3. От Ибн Масуда, что Пророк сказал: "Знаете ли вы, что говорит Ваш Всевышний Господь? "Клянусь Своим Величием и Благородством, не будет молится кто либо их в свое время, кроме как Я введу его в Рай, а кто же будет молиться их не в их время, если пожелаю, то смилуюсь над ним, а если пожелаю, то накажу". (Табарани, 10555, и в нем есть неизвестный передатчик).

4. Хадис Абу Хурейры, где пришло: ".. и кто придет с ними, и уменьшит из их прав, пренебрегая, то не будет у него договора..". (Марвази, 271, и в нем слабый передатчик).

 И все эти хадисы также усиливают хадис Убады в разьясненном виде.

Отсюда очевидно, что эти слова "..не придет с ними", даже если предположить их достоверность, разьясняются более подробной передачей, и вся хвала Аллаху за это. Поэтому нет никакого аргумента в этом хадисе для того, кто пытается аргументировать им на то, что оставивший молитву по лени не является неверным.

Сказал имам-саляф Мухаммад ибн Наср аль-Марвази: "Воистину, смысл слова Посланника Аллаха, саля Ллаху алейхи ва салам: "..не придет с ними.." – является только тем, что он не пришел с ними совершенным образом, а лишь пришел с молитвами с принебрежениями, которые не портят молитву".. затем упомянул разьясняющие передачи хадиса, затем сказал: "И сказал Посланник Аллаха: "..а кто же придет с ними, допустив уменьшение в их правах.." и рассказал он, что он пришел с ними, однако допустил пренебрежения в их правах". см. "Тазыму кодри ас-соля", 2-971.

 

 

 

___________________________

Четвертый довод

 

Хадисо заступничестве в Судный День

От Абу Саида аль Худри, что сказал Посланник Аллаха:

«Когда верующие спасутся от Огня и окажутся в безопасности, они начнут препираться со своим Господом относительно их братьев, которые будут введены в Огонь, и клянусь Тем, в Чьей руке моя душ, никто из вас не отстаивает право своего товарища в этом мире так сильно, как это будут делать они. Они скажут: «О Господь наш! Это же наши братья, которые молились, постились и совершали хадж вместе с нами и сражались вместе с нами, и Ты ввел их в Огонь?!» Он скажет: «Идите и выведите тех, кого вы узнаете!»

Они направятся к ним и узнают их по их облику, который не тронет Огонь не коснется их лица, и будут среди них такие, кого Огонь коснется до середины голени, а также такие, кого он коснется только до щиколоток. И они выведут оттуда много людей. Они скажут: «Господь наш! Мы вывели тех, кого Ты нам приказал!» Затем они вернутся и станут разговаривать друг с другом, тогда Он скажет: «Выведите тех, у кого в сердце было веры хотя бы на вес одного динара» И они выведут оттуда много людей. Затем они скажут: «Господь наш! Мы не оставили там ни одного из тех, кого ты приказал нам вывести!» Тогда Он скажет: «Возвращайтесь и выведите тех, у кого в сердце было веры хотя бы на вес половины динара». И они выведут оттуда много людей, а затем скажут: «Господь наш! Мы не оставилитам ни одного из тех, кого ты приказал нам вывести!»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 386; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь