Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Духовник. Послушания и испытания



 

Послушника Захарию поручили духовному руководству строгого старца-монаха Герасима. Интересно и промыслительно был заключен их союз. В Глинской пустыни каждый находился под духовным окормлением старца или прошедшего духовный искус монаха. Придя к отцу Герасиму, Захария знал, что этот старец всех прогонял, и был готов к такому приему. Старец сказал, что­бы он уходил из келии, а если не уйдет, то поко­лотит его палкой. Послушник же ответил стар­цу, что не уйдет, даже если его побьют палкой, пока отец Герасим не согласится стать его духов­ным наставником. Тогда старец сказал: «Теперь ты мой духовный сын. Я со всеми так поступал, и все уходили от меня, а ты не ушел». С тех пор послушник Захария пользовался его духовными наставлениями и духовным руководством, учился строгому воздержанию в словах, ограничению в пище и продолжительным молитвам.

Жизнь в послушании у старца Герасима стала основой духовного становления будущего влады­ки Зиновия. Юному послушнику пришлось ис­пытать многие скорби и трудности, «но чтобы алмаз превратился в бриллиант, нужна тщатель­ная шлифовка и кропотливый труд. Так молодой послушник, пройдя через многие послушания в общежительном монастыре, научился терпением и любовью к братии побеждать искушения».

На Захарии исполнились слова Священного Писания: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искуше­нию: управь сердце твое и будь тверд, и не сму­щайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок (Сирах. 3, 13). Он был твердо уверен в правильно­сти выбранного им пути, и Господь, испытывая своего верного раба, не оставлял его и помогал совершенствоваться в добродетели.

Юноша нес разные послушания: в просфор­не, в портняжной мастерской и другие, но дол­гое время у него ничего не получалось, и его пе­реводили с места на место. Молодому Захарии очень хотелось послужить Богу, но нигде он не мог удержаться. «У него были двоюродные братья и сестры. Сестра, жившая в Киеве, часто приез­жала с мужем своим в монастырь и уговаривала его уехать и жить с ними». Захария, помня о том, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22), не хотел изменить своего намерения и не оставил обители.

Настоятель монастыря, архимандрит Некта­рий, провидя великое будущее молодого инока, терпеливо переводил его с одного послушания на другое. Но все нормализовалось после того, как ему дали послушание на конюшне. Он боял­ся лошадей и поэтому сначала возроптал, что его гонят с тех мест, где он хоть что-то умел делать. С Божией помощью Захария стал нести свое по­слушание, а со временем даже преуспел в этом деле и в добродетельной жизни.

В 1914 году началась Первая мировая война. Монастырями Российской Империи оказывалась помощь государству — как материальная, так и живой силой. Глинская пустынь также помогала армии и народу в это тяжелое время. Отец Нек­тарий отправлял в действующую армию иеро­монахов, снабжая их всем необходимым для окормления воинов. В 1915 — 1916 гг. из Глинской пустыни на защиту Отечества было отправлено 75 послушников. В 1916 году был призван на во­енную службу и направлен в действующую ар­мию и послушник Захария. Его провожал старец Герасим, который благословил его на прощание и сказал, что в этой жизни они видятся в послед­ний раз. В составе своего подразделения Захария был переброшен в Белоруссию. Теснимые немца­ми, солдаты расположились в Пинских болотах и полгода удерживали позиции в очень трудных условиях. Там от постоянной сырости у Захарии заболели ноги. Началась экзема, которая мучила его потом всю жизнь. Позже к этому добавился еще и тромбофлебит — на ногах открывались дол­го не заживающие трофические язвы, вызывая сильную боль. Вылечиться от этой болезни пра­ктически невозможно, раны закрываются толь­ко на время, но потом снова открываются. По молитвам старца Захария был определен в роту конвоиров и в военных действиях не участвовал. Господь хранил своего верного избранника.

После демобилизации, в 1919 году, Захария вновь возвратился в обитель. Старец Герасим к этому времени отошел ко Господу, и дальнейшее возрастание в духовной жизни Захарии проходи­ло под руководством старца Нектария, настоятеля обители.

 

Постриг

 

В июне 1920 года Захария был пострижен в ря­софор, а в марте 1921 — в монашество с именем Зиновий в честь священномученика Зиновия, епи­скопа Егейского (память 30 октября). Перед постри­гом настоятель монастыря пригласил к себе же­лающих жития равноангельского, и предупредил, что обитель в ближайшее время могут закрыть. Если кто хочет, — сказал он, — может принять постриг, а кто не готов к предстоящим испытани­ям, тот может отказаться. Как вспоминал владыка спустя много лет, на предложение архимандрита Нектария согласились все. Захария принял по­стриг в тяжелое время, прекрасно осознавая все трудности избранного им пути.

В сорока километрах от монастыря, в Путивле, на р. Сейме, находились монастырские мельницы. По благословению архимандрита Нектария монах Зиновий возил на мельницы зерно, а оттуда в оби­тель — муку. В неспокойное время гражданской войны перевозка обозов с хлебом была делом опас­ным. Обычно обоз состоял из пяти-шести повозок. Когда эти перевозки возглавлял монах Зиновий, обозы приходили невредимыми. Как вспоминал владыка Зиновий, только один раз за все время пришлось отдать мешочек монастырского сахара, но весь обоз был доставлен не разграбленным. Монах Зиновий безропотно выполнял все, что благословлял настоятель. Впоследствии владыка Зиновий не раз указывал на великую силу благо­словения в деле любого послушания.

Однажды его вызвал настоятель к себе и по­звал своего келейника, который пришел с ножни­цами, расческой и бритвенным прибором. Монаха Зиновия посадили на стул, и келейник сбрил ему бороду и остриг волосы на голове. Как вспоми­нал владыка Зиновий, он не сказал ни слова и ничего не спрашивал — просто смиренно сидел на стуле и ждал, что будет дальше. После этого ему велели идти в келию и никуда не отлучаться. Монах Зиновий очень переживал, не мог найти себе места, не мог понять, чем вызваны такие ме­ры по отношению к нему. Время тянулось мед­ленно. Положившись на волю Божию, вечером, в назначенное время, он явился к настоятелю. Тот, ничего не говоря, снял с него подрясник и дал примерить костюм. Зиновий принялся надевать брюки и пиджак, а руки не слушались. Подумал, что, видимо, придется покинуть монастырь.

Потом отец Нектарий велел ему запрячь ло­шадей и подогнать повозку к настоятельскому корпусу. Когда монах Зиновий вернулся в келию настоятеля, тот помолился и сказал, что, испытав его, поручает ему очень ответственное задание, которое только он может выполнить. Переодева­ние и изменение внешнего вида нужны для того, чтобы никто не обратил на него внимания. Затем настоятель благословил Зиновия и попросил от­везти человека, вышедшего из соседней комна­ты. Владея навыками кучера, проявив смекалку и сноровку, Зиновий исполнил и это поручение, хотя ему было нелегко, потому что по всей Укра­ине в то время хозяйничали разбойничьи бан­ды. Потом выяснилось, что он вез архиерея. При прощании архиерей сказал: «Ты спас архиерея, следовательно, быть тебе архиереем». Пророче­ские слова эти сбылись через 35 лет. Но до этого ему пришлось перенести еще много испытаний и трудностей, лишений, клеветы, наговоров, что сделало его мужественным и мудрым. Сила воли, вера и молитва помогли ему пройти этот путь без ропота. И, как показал этот случай, уже в начале своего монашеского пути Зиновий научился от­сечению своей воли и смирению.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-06; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.009 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь