Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Философия истории в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»



Еще в 1852 г., находясь на Северном Кавказе, Толстой сформулировал важнейшую мысль: «Лучшее выражение философии есть история» (т. XXI, с. 59). Эта идея в полной мере художественно реализована в романе-эпопее «Война и мир» (1863-69). Философия истории — неотъемлемая часть комплекса проблем этого произведения. «Картина нравов, построенная на историческом событии» (как еще в начале работы над «Войной и миром» определял жанровую природу создаваемого эпического полотна сам автор), превратилась в ходе творческой работы в национально-историческую эпопею, в которой сюжетные линии основных героев оказались органически связанными с философско-историческими концепциями Толстого. В «Войне и мире» авторская рефлексия сопряжена с поисками ответа на вопрос: какова причина движения человечества, по каким законам осуществляется «абсолютная непрерывность этого движения? (т. VI, с. 277, 275, 276). Стержневыми проблемами художественной философии истории Толстого становятся вопросы необходимости и свободы, «произвола» и предопределения, свободы воли и своеволия, случайности и закономерности, личной, а также коллективной инициативы и предопределенности поступка отдельного человека, роли в истории личности и суммы людских «произволов» (т.е. воль) (т. VI, с. 275, 277; с. 9, 10). Все они интегрируются в парадигме «причин» и «законов» «непрерывного движения человечества» (т. VI, с, 277, 276): «…Причины эти все — миллиарды причин — совпали для того, чтобы произвести то, что было. И, следовательно, ничто не было исключительной причиной события…» (т. VI, с. 9). «Движение человечества, вытекая из бесчисленного количества людских произволов, совершается непрерывно» (т. VI, с. 276). Жанр романа-эпопеи (такое определение «Войне и миру» первым дал И.С. Тургенев) обусловлен не столько широтой изображения (как принято считать), сколько целью воссоздания самого непрерывного жизненного процесса, который показан как закономерное развитие общественного и личного бытия.

Писатель даже настаивал на том, что история — это «бессознательная, общая, роевая жизнь человечества…» (т. VI, с. 10). Его упрекали и сейчас иногда упрекают за веру в фатум, в провиденцию как силы, якобы «управляющие всем». Но вот что пишет Толстой в «Войне и мире»: «Фатализм в истории неизбежен для объяснения неразумных явлений (то есть тех, разумность которых мы не понимаем»)» (т. VI, с. 10). Следовательно, когда мы понимаем суть явлений, исчезают всякие фаталистические представления. Исторические процессы «бессознательны» в том смысле, что определяются «совпадением причин», «бесчисленных обстоятельств», «случайностей», «совпадением условий, при которых совершается всякое жизненное, органическое, стихийное событие» (т. VI, с. 11, 9, 216) Не следует абсолютизировать термин Толстого «стихийная жизнь»: он имел в виду результат «совпадения во времени… миллионов действий людей», получающий «историческое значение». В связи с этим писатель призывал людей к нравственному самоусовершенствованию. Поскольку поступок каждого невозвратим и, в конечном счете, получает «историческое значение», то человек ответственен за все, что он совершает, не только перед самим собой, но и перед всеми, т.к. его поступки (как хорошие, так и плохие) функциональны в общей системе каузальности. Философия поступка Л. Толстого – актуальнейшая категория и проблема современной антропологии.

В жизни каждого человека писатель видит две стороны: «жизнь личную» и «жизнь стихийную, роевую» (т. VI, с. 10). В «роевой жизни» он «неизбежно исполняет предписанные ему законы» (т. VI, с. 10), т.к. вписывается в универсальную систему каузальности. На таких идеях основывалась концепция Толстого-художника о народе как движущей силе истории. Утверждая мысль о том, что исторические закономерности определяются коллективными действиями всех людей, которые «совпадают во времени», автор «Войны и мира» не отрицал роль личности в истории, но и не абсолютизировал ее. Он доказывал, что личный произвол и воля великих исторических деятелей не являются источником и причиной исторических событий.: «В исторических событиях так называемые великие люди суть ярлыки, дающие наименование событию… Каждое действие их, кажущееся им произвольным для самих себя, в историческом смысле непроизвольно, а находится в связи со всем ходом истории…» (т. VI, с. 11). Толстой дифференцировал такие понятия, как «произвол в исторических событиях» и роль личности («великих людей») в истории. Вопрос о роли личности в истории у Толстого неотделим от другого — от вопроса свободы и необходимости. И «великие люди» неизбежно «выполняют предписанные им законы»: «каждое их движение… в историческом смысле» тоже «непроизвольно», оно «находится в связи со всем ходом истории и определено предвечно» (т. VI, с. 11). Все идет «независимо» от отдельного человека (пусть это даже Наполеон), идет «по воле сотен тысяч людей, участвующих в общем деле» (т. VI, с. 230) (в этом смысле «ход мировых событий» «предопределен свыше» (т. VI, с. 229)). Толстой ценит умение исторического лица отрешиться от своих личных интересов и благодаря этому постичь объективный смысл происходящих событий. «Сумму людских произволов» (в этом смысле – действий, воль), которая никогда не выражается в деятельности одного «исторического лица» (т. VI, с. 276), по Толстому, показать может только художник, только история–искусство (а не наука). Писатель может избрать для наблюдения «бесконечно малую единицу» - «дифференциал истории» (ученый не имеет дело с «дифференциалом истории», потому для него важны лишь результаты, которые могут интерприроваться произвольно: пример, - оценка личности Кутузова и Бородинского сражения историками времени Толстого). Писатель же, интегрируя «суммы бесконечно малых единиц», «может надеяться на постигновение законов истории» (т. VI, с. 277). Освещая закономерности исторического развития в художественной парадигме универсальной каузальности (причинности), Толстой на диалектическое основе обновлял материалистические идеи детерминистов Декарта, Гоббса, особенно Поля Гольбаха и других европейских мыслителей, в контексте философских идей которых он формировался как художник-мыслитель.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-07; Просмотров: 704; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь