Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Красота теней по - европейски



Театр теней привлек внимание ев­ропейцев, которые путешествова­ли по Азии. В отличие от народных мистерий и Пекинской оперы, те­атр теней не требовал перевода и был понятен всем! Первые упоми­нания о теневом театре в Европе относятся кXVII веку. Пожалуй, пер­вой страной Европы, где появился теневой театр, была Италия, откуда сведения о нем стали распростра­няться все дальше на север. В 1740 году был основан первый теневой театр в Германии, а со временем стали возникать знаменитые «ша-тенбюнен» или «теневые сцены». Французский миссионер Жюль Алод в 1767 году был покорен кра­сотой и необычностью этого теат­ра. Именно он привёз на родину .основные приёмы мастерства. В <Х1776 году китайский театр теней ^Vi появился и в Англии. Великий поэт

^. В. Гете в свое время также про-Х^явил большой интерес к этому ^древнему восточному искусству. Он не только подробно рассказал о китайском театре теней на вы­ставке 1774 года, но и сам устроил такое представление, когда пышно отмечал свой тридцать второй день рождения. Среди многих пригла­шенных были высокопоставленные лица, знать и придворные.

Переняв основной принцип -показ силуэтов через полотно бе­лого экрана, в деталях европейские кукольники довольно далеко отхо­дили от восточных способов де­монстрации. Так, если в теневых театрах Азии всегда работают с

кожаными куклами и управляют

ГЛАВА I


ими с помощью тростей, то евро­пейские кукольники заменили до­рогую кожу картоном и жестью, даже стали использовать объемных кукол. Существовал также и тене­вой театр, где действовали живые актёры, которые двигались между полотняным экраном и источником освещения, отчего на экране воз­никали и перемещались их тени.

И всё же результаты были не­утешительными - ни актёры, ни постановщики спектаклей еще не понимали специфики представле­ний теневого театра и чувствовали себя стесненными тем, что сле­довало находиться слишком близко к экрану. Кроме того, каждое при­ближение к источнику освещения превращало фигуры в гигантов, не соизмеримых с остальными пер­сонажами спектакля.

И здесь произошло то , что не­ редко бывало и с другими видами искусства : непреодолимые на пер­ вый взгляд недостатки удалось превратить в достоинства . Напри­ мер , приближение к источнику освещения стало одним из трю­ ковых приёмов теневого театра .

Кроме того, шло развитие ме­ханики управления куклами. Куклы превращались в механические, вместо разнообразных вырази­тельных движений они делали од­нообразные, повторяющиеся же­сты. Например, на экране появлял­ся музыкант-цимбалист, бивший палочками по цимбалам; выходил точильщик ножей и равномерно нажимал ногой на точильный ста­нок; охотник стрелял из ружья. Владельцы  театров большое

■■ . .                          '>;■■                                '■  ■

17

 


значение придавали свету. Они ловко манипулировали разноцвет­ным освещением экрана (ставили перед светильником разные цвет­ные стекла-фильтры); придумыва­ли разные трюки с неожиданными превращениями, морскими буря­ми, восходам и-заходам и солнца и прочими постановочными эф­фектами.

О техническом устройстве французских теневых театров пи­сал французский историк Шарль Маньен: «Механический приём их чрезвычайно прост . На том месте , где в театре висит занавес , натя­ гивают белую материю или хорошо помасленную бумагу . На расстоя­ нии семи - восьми шагов позади экрана ставят светильник . Если между фонарем и экраном прове­ сти плоские фигуры , вырезанные из картона или кожи , тень от них появится на экране и её увидят зрители . Скрытая рука кукловода управляет маленькими фигурками с помощью тросточек . Это , как можно заметить , не скульптура , а движущаяся картина» .

Теневые представления фран­цузских кукольников носили сугубо развлекательный характер. Их ре­пертуар состоял из отдельных трю­ковых сценок, пьес-сказок, в кото­рых были чудесные превращения, сражения, природные явления, ка­тастрофы, жанровые картинки. Со­хранившиеся афиши красноречиво говорят о содержании постановок теневого театра: «Лазурный небо­свод, занимающаяся заря, появле­ние лучей восходящего солнца», «Буря, гром, град на море и поги-


бающие корабли», «Маг, совершаю­щий чудесные превращения», «Ка­натоходцы», «Говорящие стулья», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», «Опрокинутый кабриолет», «Сценка на рынке», «Охота на уток». Одна из наиболее популярных сценок, вошедшая с небольшими вариа­циями в спектакли почти всех те­невых театров, - «Сломанный мост». В ней показывали мост с разрушенной посредине аркой; его ловко чинил рабочий-каменщик. На противоположном берегу по­являлся путешественник; он оста­навливался, озадаченный, и спра­шивал каменщика, можно ли пе­рейти реку вброд. Каменщик, по­смеиваясь, отвечал, что утки пе­реходят её запросто; рассержен­ный путешественник находил ло­дочника, переправлялся на другой берег, подкрадывался к каменщику сзади и расправлялся с ним за на­смешки.


18 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР


Популярна была сценка «Похи­щение Прозерпины». В греческой мифологии Прозерпина - супруга мрачного Аида, владыки царства теней. Её пытались похитить друзья Тесей и Пейрифой. Но похищение не удалось. Аид предложил друзь­ям, проникнувшим в его царство, сесть на волшебный трон. Когда же они это сделали, то мгновенно приросли к трону и не смогли сдви­нуться с места.

Вторая половина XVIII века -это время расцвета теневого те­атра в Европе. Слава о некоторых из них дошла и до наших дней. Широко известны знаменитый те­атр Амбруаза, основанный в 1775 году в Лондоне и гастролировав­ший по всей Европе, и теневой те­атр ДоменикаСерафэна, который был любимым зрелищем парижан конца XVIII - начала XIX века. Мно­гие из европейских теневых теат­ров приезжали на гастроли в Рос­сию (к примеру, театр Амбруаза гастролировал в 1776 году).

В Петербурге и Москве с 1783 по 1788 годы давал представления теневой театр Иосифа Киоза и К", рекламировавший свои спектакли таким образом: «Будут показаны многие удивительные перемены и проспекты городов , деревень , мо­ рей , строений и улиц ; также на море морская буря с грозою , мол­ нией и дождем , так что от оной корабли разбиваются , товары вы­ брасываются и тонут ко дну ... По­ том восходят куклы , кои танцуют на разные увлекательные манеры , так что каждый , смотря на их дви­ жения и каприолы , удивится и ,


сравнивая их с настоящими фигу­ рантами , отдаст оным преимуще­ ство» .


Wer met arbeitet, der ist tin Esel. Dtr kmt aif <kn Hund. Seine game Arbeit w fie die Koft and m Schluss kraht kein Hahn wen /k


ikf )'


Значительным явлением в обла­сти теневого театра в Европе был, без сомнения, знаменитый театр «Ша нуар» («Черный кот»), создан­ный Анри Ривьером (полное имя -Бенжамен Жан Ан-ри Ривьер, годы жизни 1864-1897). Его театр теней в течение десяти лет - с 1887 по 1897 - привлекал широкую публику и получал самые блестящие отзывы газет и журналов. Началось это... с «пустяков». Как-то раз художник Анри Ривьер в одном парижском кабаре, пока шансонье исполнял свой номер, стал показывать через салфетку вырезанных им из картона человечков, иллюстрируя содержа­ние песенки. Это импровизирован­ное представление имело настолько бурный успех, что Анри Ривьер ре-


ГЛАВА I

19


шил всерьёз заняться искусством тени. Так возниктеневой театр «Ша нуар». В этом театре, кроме самого Ривьера, работали крупные худож­ники Каран дАш, Анри Сомм и др.

За десять лет театр выпустил тридцать девять спектаклей, и к большинству из них силуэты, де­корации и персонажей рисовал сам Анри Ривьер. Фигуры выре­зались из цинка. Театр имел слож­ную машинерию, которую изобре­тал и без конца совершенствовал сам великий Ривьер - директор театра, художник, изобретатель, режиссер, артист.

За экраном работало 10-12 ра­бочих, быстро и бесшумно подавая по рельсам декорации к беспре­рывно сменяющимся картинам. Пьесы в семь-десять картин в ре­пертуаре «Ша нуар» встречались довольно редко. Чаще в одной пье­се бывало двадцать и даже более картин. Такие спектакли, как «Ис­кушение святого Антония», «Завое­вание Алжира» и «Во тьме времен», имели по сорок картин каждая.


Наряду с исключительными художественными качествами те­невых силуэтов, театр Анри Ривь­ера славился уникальной свето­техникой. Самые замечательные и неожиданные эффекты дости­гались при помощи игры света. Ривьер сам изготавливал цвет­ные стёкла разных оттенков. Ко­личество таких стёкол для одного спектакля иногда достигало ста! и более. Была устроена сложная световая аппаратура для смены различной подсветки экрана. Ра­бочий, ведающий освещением, имел под рукой до семидесяти бечёвок, направленных к разным частям осветительной аппара­туры.

Сюжеты спектаклей были са­мыми разнообразными. Среди них попадались бытовые комедии, шаржи, пародии, политическая са­тира, баллады на темы из рыцар­ских времен, представления на библейские темы.

Известный французский писа­тель Жюль Леметр так отзывался о творчестве Анри Ривьера: «Он как хороший художник обладает точностью обобщения , чувством жизни , изобилием художественной выдумки и соединяет с этим ве­ личественное мечтательное вооб­ ражение настоящего поэта . Его силуэты пейзажей , зданий , толпы , групп и отдельных лиц , рисующие­ ся на феерически изменчивых не­бесах , являются шедеврами . Они мгновенны , как вспышки бенгаль­ ских огней , и мимолетны , как тени . Они красочны , грациозны и вол­ нующи» .

20 ТЕНЕВОЙ ТЕАТР



Но, случилось так, что в том же Париже и в те же годы родилось новое увлекательное зрелище -кинематограф. На какое-то время он полностью переключил на себя интерес и внимание публики. Но искусство теневого театра не за­былось художниками и кукольни­ками. Один из наиболее интерес­ных современных теневых театров создан художником Жаном-Пьером Леско.

Весомым доказательством того, что теневой театр не исчер­пал своих творческих возможнос­тей, были спектакли знаменитого Ричарда Бредшоу (Австралия) на Международном фестивале теат­ров кукол в Москве в 1976 году. Бредшоу создал своеобразный, неповторимый театр, в котором он и актёр, и режиссёр, и автор, и кукольный конструктор. Его куклы - это плоские комбинированные фигурки из картона и цветного пластика. В представлении обычно участвует более ста кукол - чёрных и цветных. В спектаклях, показан­ных в Москве, остроумно и тонко подмечены человеческие типы и характеры. Виртуозная техника кукловождения изумляла зрите­лей: как ему удается - одному! -с таким блеском управлять одно­временно несколькими персо­нажами. Бредшоу долго хранил от постороннего глаза секреты своей техники. Но для поклонников его искусства в нашей стране эта тайна перестала существовать, когда Центральное телевидение весной 1988 года посвятило три вечера циклу передач о выда-


ющихся современных мастерах театра кукол разных стран (ве­дущим этих передач был Зиновий Гердт). В последней, третьей, серии цикла - «Мир театра кукол» - был представлен только Ричард Бредшоу с его теневыми мини­атюрами. И здесь (возможно -впервые) телекамера заглянула за экран теневого театра, и мы увидели, как это делает Бредшоу. Стало ясно, что в принципе это техника китайского теневого те­атра, но приспособленная для работы одного кукловода. Дли­тельность каждой из миниатюр Бредшоу - одна-две минуты.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь