Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Материалы по теме «Как полюбить ближнего»



Материалы по теме «Как полюбить ближнего»

 

Проявляя послушание Божиим словам, человек хранил верность своему Творцу. Ведь тот, кто хранит верность – по-настоящему любит. Грех – предательство любви Божией. Но человек послушал змея, а не своего Творца. Его ум, сердце и воля изменились настолько, что такой человек в раю жить не мог. Он потерял рай…

Человек ушел от Источника жизни – появилась смерть. Грех – нарушение закона, но какого? Закона жизни.

Смерть, о которой предупреждал людей Бог, стала не наказанием, а естественным следствием отпадения человека от Источника жизни. Отломанная от дерева ветка, хотя и зеленеет еще некоторое время, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу.

Основание любви – Христос. «Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее» (святитель Иоанн Златоуст).

Духовное усилие – это отказ от своего желания, когда это необходимо. Грех влечет человека к себе, поэтому требуется напряжение воли для доброго делания.

Подвиг христианской жизни – от слова «двигаться» (см. Д.С.Лихачева); это духовное усилие, совершаемое постоянно, всю жизнь. Подвиг начинается там, где появляется самопожертвование.

Земная жизнь человека — путь. Только измеряется этот путь не расстояниями, а временем.

«Широкая дорога» – легкая, удобная жизнь, когда человек ни в чем себе не отказывает и ищет только удовольствий.

«Узкий путь» – трудный путь, потому что он требует духовных усилий (жить не так, как «хочется», а как Бог заповедал).

 

Христиане включены в некий механизм жизни ХХI века, в котором нет места любви. И поэтому, чтобы научиться любить ближнего, нужно выйти из этого мира. Именно к этому нас призывает Господь. (еп. Пантелеемон (Шатов))

 

Оно характеризуется глубоким сознанием своей немощи, своего бессилия так жить, как требуют заповеди, так любить Бога, как Он возлюбил нас. А из этого состояния рождается чувство сокрушения, плач сердечный, сознание неоплатности долга своего - словом, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (см. Пс. 50) и из которого-то и родится та любовь к Богу, о которой я говорил в начале. Одной волей своей и желанием ещё не приобретёшь любви, а только жизнью по заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю.

Из этого плача и сокрушения рождается страх Божий, то есть страх как-либо не оскорбить Бога, затем рождается чувство близости Бога к нам - а затем рождается постепенно твёрдая решимость лучше умереть, чем оскорбить Господа, и появляется не только безропотное несение скорбей и страданий, но и благодарность за них, так как сердце будет ощущать радость очищения скорбями и удовлетворения некоторого, что можно терпеть ради Бога и тем самым любить Его. (игумен Ников (Воробьёв))

 

Что надо нам?

· Молитва к Богу

 «Если кто-нибудь из них досадит тебе или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нем, как об оказавшим тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности. Прежде же всего моли Бога дать тебе внимание и разум, дабы ты мог знать, я чем состоит воля Его благая, угодная и совершенная» (прп. Авва Дорофей)

 

Это молитва о помощи. Возлагать надежду на Бога не значит лениться.

 «Молись так, как если бы все зависело от Бога; и делай все так, как если бы все зависело от тебя» Блаж. Августин

Древние говорили об этом так: orа et laborа (лат.) – молись и трудись

· Пост

Любое возрастание в добродетелях – аксетический путь.

ВЛАСТЬ НАД СОБОЙ

Еда, удовольствия, от которых мы отказываемся в пост, сами по себе не плохие. Дело в том, что это помогает подчинить тело своей душе. Как спортсмены и атлеты должны тренироваться, чтобы достичь успеха, так и христиане должны укреплять свою волю и силы в борьбе со всем, что в них не от Бога.

Необходимость владеть собой – цель любой тренировки. Пост как упражнение души, власть над страстями.

Телесный труд подчиняет тело духу. И пост, и бдение, и любой другой подвиг, совершаемый ради любви ко Христу, когда он сопровождается борьбой с душевными страстями, полезен. Потому что если человек не искореняет душевные страсти: гордость, зависть, гнев, -а только бездумно мучает тело, то он лишь питает свои страсти гордостью. Душевные страсти причиняют нам больше вреда, чем полнота тела: тучность тела - это опухоль доброкачественная, а душевные страсти - это злокачественная опухоль. Я не говорю, что телесный подвиг не нужен, просто хочу, чтобы люди осознали суть подвига, которая состоит в совлечении своего ветхого человека.(прп Паисий Святогорец)

· Решимость

«Думаю, что благодать Духа Божия скорее дается тем, которые от всего сердца вступают в больбу с грехом и с самого начала определяют себе стоять и ни за что не уступать место врагу, ни в какой брани, пока не победят его. (прп. Антоний Великий)

Св. Серафим Саровский говорил, что между погибающим грешником и спасающимся праведником только одна разница: решимость. Надо не просто с эмоцией воспринять красоту, добро и истину, а решиться жить по заповедям Евангелия.

Решиться на то, чтобы искать Бога, решиться на то, чтобы преодолеть все преграды, которые будут стоять на пути; решимость быть бесконечно милостивым к другим и предельно беспощадным к себе.

Иногда поднимает душу вдохновение, любовь, какое-нибудь благородное воспоминание… Казалось бы — жизнь отдать ради этого; казалось бы — это такая красота, такой смысл, что исчерпывает все. И вдруг — вспомнишь о себе самом, испугаешься — и больше не можешь идти ни на подвиг, ни на великое дело.

Самое страшное – когда собственное «хочу» может заставить человека изменить своему призванию, забыть свое человеческое достоинство.

· Покаяние

· Труд

Чтобы отсечь страсть, человек должен не оправдывать себя, а смиряться. Если он говорит, например: "Мне не дано любить, а другому дано", и не старается стяжать любовь, то как может он духовно преуспеть? Без борьбы нет преуспеяния. Разве вы не читали у святых отцов, какие первоначально у некоторых подвижников были пороки и на какую степень духовного совершенства они потом взошли? Превзошли многих очень добродетельных. Например, авва Моисей Мурин, какой был преступник и кем стал потом! Вот что Благодать Божия делает! (прп Паисий Святогорец)

Молитва

«Если любовь есть в сердце, то она от сердца изливается на всех окружающих и проявляется в жалости ко всем, в терпении их недостатков и грехов, в неосуждении их, в молитве за них, а когда необходимо, то и в материальной поддержке» (игумен Никон (Воробьев)).

...Кто о грехе ближнего источил горячие слезы, тот исцелил себя самого тем, что оплакивал брата (свт. Василий Великий, 8, 73)

...Блажен, кто плачет о согрешающем, который чрез это подвергается страшной опасности, и радуется о поступающем хорошо, который... приобретает сим несравненную выгоду (свт. Василий Великий)

«Если кто-нибудь из них досадит тебе или как-нибудь опечалит тебя, то ты, по слову отцов, помолись о нем, как об оказавшим тебе великую пользу и о врачующем сластолюбие твое. Через сие раздражительность твоя будет уменьшаться, ибо по словам святых отцов, любовь есть узда раздражительности» (прп. Авва Дорофей)

Жертвенность

«Любви не печаль принять тяжкую смерть за любящих» (преподобный Исаак Сирин).

«Ничего нет более и совершеннее среди добродетелей, как любовь к ближнему. Признаком же ее служит не то только, чтобы не иметь вещи, в которой другой нуждается, но и смерть за него претерпеть с радостию, по заповеди Господней, и считать это своим долгом. Да и справедливо, ибо мы должны не по праву только природы любить ближнего до смерти, но и ради пролитой за нас Пречистой Крови заповедавшего то Христа» (священномученик Петр Дамаскин).

«Готовность выпить чашу горести другого — есть любовь» (преподобный Паисий Святогорец).

Крест – вершина служения. Он показывает нам, что любви не бывает без самопожертвования.

"Да любите друг друга якоже возлюбих вы" (Ин. 13.34) Этим Христос говорит, что мы должны всегда жертвовать собой ради других, как Он принёс Себя в жертву за нас. (прп Паисий Святогорец).

Не помнишь, что перед тем говорит апостол Павел? "Любве же не имам, ничтоже есмь" (1Кор.13,2). Жертва, чтобы она была по Богу, должна быть свободна от человеческого: корысти, гордости и т. Д. (прп Паисий Святогорец)

Кротость

Преподобный Аврамий жил между язычниками. Одни ругали его и понуждали уйти от них, иные надоедали ему постоянными просьбами о помощи. Аврамий делился с ними тем, что получал от православных, и через это, сказано, освобождался от ругательских мучений. И чем же кончилось? Язычники, пораженные человеколюбием преподобного, построили христианскую церковь и сами все сделались христианами, а Аврамия умолили быть у них священником, — так кротость и незлобие победили зло и ненависть и умножили стадо Христово

Дерзость и целомудрие

«Научитесь благоговеть друг перед другом» прп Авва Дорофей

Какой вред от нее. Ни одна, кажется, страсть не подвергается у святых отцов таким гневным нареканиям, как эта, о существовании которой мир и не знает, несмотря на то, что она наполняет главное содержание его жизни190.

Я приведу здесь первые пришедшие на память цитаты из их творений.

Дерзость губит любовь и рождает ненависть. «Если видим, что некоторые любят нас о Господе, - говорит св. Иоанн Лествичник191, - то перед ними мы наиболее должны сохранять скромность, ибо ничто так не разоряет любви и ничто столь скоро не производит ненависти, как вольность в обращении».

«Свобода в обращении с ближними - причина всех зол в человеке», — предостерегает св. Варсонофий Великий192.

Она — «матерь всех страстей», - вторит сему Великому его ученик и «единодушный сын»193, преп. Иоанн Пророк194.

«Это совершенная погибель», - вслед за последними двумя отцами постановляет их блестящий и бессмертный ученик и послушник - авва Дорофей195.

Посему — «уклоняйся от дерзости в речах, как от смерти», - заключает их всех духоносный Исаак Сирин196.

 

Уступать

«Если кого любишь, то и смиряешься перед ним. Где любовь, там и смирение, а где злоба — там гордыня» (преподобный Никон Оптинский).

Таковы души святых! Они врагов любят более, нежели самих себя. Потому и в нынешнем веке и в будущем во всем предпочитают ближнего, хотя бы он и враг им был по злому своему произволению; святые не ищут воздаяния от тех, кого они любят, но — как сами получающие — радуются, когда отдают другим все свое, чтобы угодить чрез то Благодетелю и, по силе своей, подражать Его человеколюбию, ибо Он благ и к неблагодарным и грешным (сщмч. Петр Дамаскин

Не осуждать!

«А в братолюбии изнемогаешь ты от того, что принимаешь помыслы подозрения на ближнего и веришь своему сердцу; это случается с тобою также и потому, что ты не хочешь ничего потерпеть против своей воли» (прп авва Дорофей)

«Когда авва Агафон видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждениию, говорил он самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же». И таким образом помысл его успокаивался» (Патерик, об авве Агафоне)

“Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего” (Евангелие от Матфея, 7, 1-5).

 «Любовь свидетельствуется неосуждением ближних» (преподобный Исаия).

«Заняться "бревном" в своем глазу; и только повозившись с ним, поймешь, как глубоки причины греха, как трудна борьба с ним, какими способами врачуется грех, какой жалости и сочувствия достоин грешник, и эти твои чувства и твой опыт в борьбе с грехом помогут вынуть "сучок" из глаза брата — сочувствием, примером, любовью.        Осуждение отпадает само». (из «Записей» свящ. Александра Ельчанинова)

 

Осуждающий замечает лишь грехи ближнего, а свои оставляет без внимания. Грех осуждения Христос назвал одним из самых тяжких, сказав: “Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза”.

• Ученик пришел однажды к своему старцу и спросил:

-  Как мне научится прощать, Учитель?

- Никогда не суди других, и тебе никогда не придется прощать.

Прежде, чем осуждать кого-то, возьми его обувь и пройди его путь, попробуй его слезы, почувствуй его боль. Наткнись на каждый камень, о который он споткнулся. И только после этого говори, что ты знаешь, как правильно жить... Далай-Лама XIV, Духовный лидер последователей тибетского буддизма.

Притча об осуждении «ОКНО»

Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру.

Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на просушку выстиранное бельё.

— Посмотри, какое грязное у неё бельё, — сказала она своему мужу.

Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания.

— Наверное, у неё плохое мыло, или она совсем не умеет стирать. Надо бы её поучить.

И так всякий раз, когда соседка развешивала бельё, жена удивлялась тому, какое оно грязное.

В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: — О! Сегодня бельё чистое! Наверное, научилась стирать!

— Да нет, – сказал муж, – просто я сегодня встал пораньше и вымыл окно.

Так и в нашей жизни: всё зависит от окна, через которое мы смотрим на происходящее.

Не осуждай никого, а для этого старайся ни о ком не говорить ничего плохого. Это самый лёгкий способ не быть осуждённым на том свете (Игумен Никон (Воробьёв))

 

Держать слово (не лги)

• Дав слово, не нарушать данного обещания; не допускать обмана; не перекладывать свою вину на другого человека.

• Привычка ко лжи портит человека так же, как червь – яблоко. Врун, даже симпатичный с виду, гнилой изнутри, на него нельзя положиться ни в каком важном деле.

• Неправда настолько должна быть чужда христианину, что он не позволяет себе клясться (ибо клятва заставляет предполагать, что он не всегда так прав); одно его удостоверение "да" или "нет" достаточно для всех.

• Осеева. Что легче?
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл. Идут домой - боятся: «Попадет нам дома!» Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться. - Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий. - Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка, глядь - лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волков.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй про деда рассказал, а дед тут как тут - в гости идёт. Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришел, так с порога во всем повинился. Поворчала на него мама, да и простила.









Любить одинаково всех

...Любящий одного предпочтительно пред другими обличает себя в том, что не имеет совершенной любви к другим (свт. Василий Великий,

Как Бог всем дает возможность равно приобщаться света, так и подражатели Божии да изливают на всех общий и равночестный луч любви (свт. Василий Великий

Не отвечать злом на зло

«Больше любви никто не имеет, как если кто душу свою положит за друзей своих. Если кто услышит огорчительное слово и вместо того, чтобы ответить подобным же оскорблением, преодолеет себя и промолчит или, будучи обманутым, перенесет это и не отомстит обманщику — то он этим положит душу свою за ближнего» (авва Пимен).

Прощать!

«Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но, хотя случится потерпеть какое огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается» (блаженный Диадох Фотикийский).

Милость и снисхождение к ближним и прощение их недостатков есть кратчайший путь ко спасению» (преподобный Амвросий Оптинский).

Научитесь и вы друг друга тяготы носити (Гал. 6, 2), научитесь благоговеть друг пред другом; и если кто из вас услышит от кого-нибудь неприятное слово или если потерпит что сверх ожидания, то он не должен тотчас малодушествовать или тотчас возмущаться (гневом), чтобы во время подвига и пользы не оказался он имеющим сердце расслабленное, беззаботное, нетвердое, не могущее выдержать никакого приражения, как бывает с дыней: если хотя малый сучок коснется ее, тотчас делает в ней повреждение, и она гниет. Напротив, имейте сердце твердое, имейте великодушие: пусть ваша любовь друг к другу побеждает все случающееся (прп. авва Дорофей, 29, 66).

«Щадите друг друга, да пощадит вас Господь» (св. Антоний Вел.)

Священномученик Илларион Троицкий, страдая в заключении на Соловках, увидев, как в ледяном месиве океана тонет страшный для всех заключенных жестокий надзиратель, не раздумывая бросился спасать его

Молитва Господа на Кресте – о прощении
 Отче! Прости им, они не знают, что делают!


Искать пользы ближнего

«Что свойственно любви к ближнему? Искать не своих выгод, но душевной и телесной пользы любимого. Кто любит ближнего, тот исполняет свою любовь к Богу, потому что Бог его милосердие переносит на Самого Себя» (святитель Василий Великий).

«Не говори мне о любви вульгарной и низкой, которая скорее болезнь, нежели любовь, но разумей любовь, которой требует Павел, которая имеет целью пользу любимых, и ты увидишь, что такие люди нежнее в любви самих отцов… Тот, кто питает к другому любовь, согласится лучше потерпеть тысячи бедствий, нежели видеть, чтобы любимый им потерпел вред» (святитель Иоанн Златоуст).

«Любовь не ищет того, что полезно себе, но того, что полезно многим для спасения их» (преподобный Ефрем Сирин).

...Пусть каждый... прилагает попечение о пользе ближнего и почитает ее величайшим приобретением для себя самого... (свт. Иоанн Златоуст)

Помощь

«Что значит любить кого-либо? Значит желать ему блага и делать его, когда возможно» (святитель Димитрий Ростовский).

«Любовь видна, когда человек дает, сам находясь в лишениях. Когда ты встречаешь нуждающегося, подумай: если бы на месте нищего был Сам Христос, то что бы ты дал Ему? Безусловно, самое лучшее… Господь говорит, что, делая что-то одному из несчастных, вы тем самым делаете это Мне» (преподобный Паисий Святогорец).

Друг другу будем помогать, друг друга утешать и воодушевлять на любовь, терпение и ревность об исполнении заповедей Божиих (прп. Феодор Студит

Чувство долга

Из жизни сербского Патриарха Павла
– Что Вы почувствовали, когда узнали, что Вас избрали Патриархом?

– Это был шок. Я никогда не ждал и еще меньше этого хотел; тогда мне было уже 76 лет, а в таком возрасте что-то начинать очень трудно. Но утро вечера мудренее, на следующий день я пришел в себя и стал думать, с чего начать, за что взяться. Знаете, как: есть возможное, есть невозможное, и есть то, что ты должен. Чувство долга и его исполнение – вот главное.


Люблю и нравится

Нравится то, что доставляет мне удовольствие. Люблю – то, чему отдаю себя.

Две радости: радость получать и радость отдавать.

Через «не могу»

• Шаварш Карапетян стал свидетелем того, как троллейбус попал в аварию и ушел на десятиметровую глубину Ереванского озера. Пловец бросился в холодную воду и спас 20 человек. А потом он спас людей во время пожара, вытаскивая их из огня. Он не смог продолжать спортивную карьеру, потому что подорвал здоровье. Но дар любви, данный ему Богом, он преумножил многократно.

• Когда его спрашивают, как закалить силу воли, он отвечает:

«Стремиться делать то, что нужно, а не то, что хочется. Я всегда воспитывал в себе способность делать что-то через «не могу».

 

«Кто-то согрел тебя, согрей и ты!»

Сибирские традиции

С одним путником произошла такая история. Он долго брёл по тайге, мучимый голодом. Кругом лежал снег, холод пронизывал до самых костей. На своём пути он не нашёл никаких следов жилья. Ему так хотелось хоть немного отдохнуть, но боязнь замерзнуть заставляла идти дальше. Неужели не встретится никто, кто бы помог, впустил в дом, согрел и накормил? Кругом лежала тайга без конца и края, снег да лёд...

И вдруг как чудо — перед ним избушка. Путник постучал, но никто ему не ответил. Дверь была не заперта, и он вошёл. В избе никого не было, но там он увидел всё необходимое, чтобы поесть и согреться: консервы, печь, наколотые сухие дрова, бересту для растопки, спички. Он набросился на еду, утолил жажду, растопил печь и мгновенно уснул.

Когда отдохнувший путник проснулся, уже рассвело. В избушке ещё было тепло, хотя огонь в печи уже погас. В углу комнаты стоял топор. Мелькнула мысль: а не прихватить ли его с собой, ведь он может пригодиться. Но топор как бы говорил: наруби новых дров, оставь другому замерзающему, такому же, каким ты был вчера. Помоги ему набраться новых сил. Ты не должен уйти просто так. Ты должен подумать о другом — жаждущем, голодающем, замерзающем. Кто-то построил дом, чтобы ты согрелся и был спасён от гибели. Вот топор. У тебя теперь есть силы. Иди, поработай для другого, которого ты даже не знаешь и никогда не увидишь... Таков неписаный закон таёжных охотников.

• Таков и закон жизни: «Кто-то согрел тебя, согрей и ты!»

Семейная любовь:

- не сидеть сложа руки, когда родители трудятся;

- помогать по первому их слову;

- высшее достижение – видеть самому, чем можно помочь, и сделать что-то раньше, чем родные попросят.

- Семейная любовь сохраняется лишь там, где жалеют друг друга.

Делать бескорыстно

Важное правило: не ждать похвалы и награды за доброе дело

Получив добро, помни, а сделав – забудь (Менандр)

Величие малых дел

«В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21)

Лучше не придумывать дел, а делать, какие представляются (свт. Феофан Затворник).

«Неверный в малом неверен и во многом» (Лк.16,10).

Отдавать, уступать

Чтобы любовь возрастала, нужно её отдавать. Человек, который не отдаёт даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять. Такой человек - лукавый раб, который скрыл талант (См. Мф.25,25)
В зависимости от того, сколько любви ты отдашь, столько и получишь. Если не дашь любви, не получишь любви. Видишь, мать постоянно отдаёт свою любовь детям, но и постоянно берёт от детей, и её любовь постоянно растёт. Но когда мы требуем любви от других только для себя, хотим только получать от других и, делая какое-нибудь добро, думаем о воздаянии, тогда у нас не дорогая, а дешёвая любовь. Тогда мы становимся чужими Богу и не получаем любви ни от Бога, ни от других людей.
Те, у кого мирская любовь, спорят друг с другом, кому ухватить для себя побольше любви. Но те, у кого духовная, дорогая любовь, спорят друг с другом, кто отдаст другому больше любви. Они любят, не думая о том, любят их другие или не любят, и даже не требуют, чтобы другие их любили. Хотят постоянно отдавать своё и себя и не требуют от других, чтобы они отдавали им своё и себя. Таких людей любят все, но больше всего Бог, с Которым они одного рода.
Любовь без воздаяния! Не надо оказывать благодеяния с тем, чтобы получить блага. Надо взращивать благородную, дорогую любовь, такую, какой любит Бог, а не дешёвую мирскую любовь, которая исполнена всех человеческих немощей.
- Геронда, мне трудно отдавать свою любовь туда, где её не оценят.
- У тебя нет настоящей любви, поэтому тебе и трудно. Того, у кого настоящая любовь, не волнует, оценят его любовь или нет. Жертву, которую он совершает ради ближнего по чистой любви, он даже не помнит.
- Как мне научиться забывать добро, которое я делаю?
- Брось его в море... Так и забудешь. Но и зло, которое тебе делают, тоже нужно забывать. Так ты, сама того не замечая, соберёшь себе духовное богатство. (прп Паисий Святогорец)








Милостыня


Милостыня очищает от многих грехов. Речь идёт не только о вещественной милостыне - гораздо дороже милостыня духовная. Она состоит в том, что человек, вместо осуждения ближних, жалеет их, прощает им их грехи и недостатки и просит Бога простить их. (иг. Никон (Воробьёв)

 


Любовь к врагам

• Христианская любовь – это любовь ко всем, включая тех, кто ненавидит. Это не значит бросаться им на шею, или натянуто улыбаться при встрече.

• Это значит – не гневаться, не осуждать, прощать; протянуть руку помощи в случае нужды; воздавать им добром за зло без намерения их унизить.

«Подставить щеку» – здесь речь не о драке, когда есть угроза здоровью и жизни, а об оскорблении, например, сказали что-то обидное.

Сможешь ли ты устоять перед соблазном оскорбить в ответ? Нужна сила духа, с помощью которой можно победить вражду к человеку.

“Не будь побежден злом, но побеждай зло добром” (Рим.12,21)

Если вы хотите вместо врага приобрести друга, не замышляйте зло в ответ, а помогите ему в его беде. Если враг твой голоден –накорми его. Такое отношение к обидчику может переродить его

Подставить щеку – быть готовым к самому большому унижению

 

 

Материалы по теме «Как полюбить ближнего»

 

Проявляя послушание Божиим словам, человек хранил верность своему Творцу. Ведь тот, кто хранит верность – по-настоящему любит. Грех – предательство любви Божией. Но человек послушал змея, а не своего Творца. Его ум, сердце и воля изменились настолько, что такой человек в раю жить не мог. Он потерял рай…

Человек ушел от Источника жизни – появилась смерть. Грех – нарушение закона, но какого? Закона жизни.

Смерть, о которой предупреждал людей Бог, стала не наказанием, а естественным следствием отпадения человека от Источника жизни. Отломанная от дерева ветка, хотя и зеленеет еще некоторое время, но неизбежно обречена засохнуть, потеряв связь с корнями, дававшими ей жизненную силу.

Основание любви – Христос. «Любовь, имеющая основанием Христа, тверда, постоянна, непобедима; расторгнуть ее не может ничто — ни клевета, ни опасности, ни смерть, ни другое что-либо подобное. Кто таким образом любит, хотя бы претерпевал тысячу поражений за свою любовь, не оставит ее. Кто любит за то, что его любят, тот, случись с ним неприятность, прервет любовь свою; а кто соединен тою любовью, никогда не оставит ее» (святитель Иоанн Златоуст).

Духовное усилие – это отказ от своего желания, когда это необходимо. Грех влечет человека к себе, поэтому требуется напряжение воли для доброго делания.

Подвиг христианской жизни – от слова «двигаться» (см. Д.С.Лихачева); это духовное усилие, совершаемое постоянно, всю жизнь. Подвиг начинается там, где появляется самопожертвование.

Земная жизнь человека — путь. Только измеряется этот путь не расстояниями, а временем.

«Широкая дорога» – легкая, удобная жизнь, когда человек ни в чем себе не отказывает и ищет только удовольствий.

«Узкий путь» – трудный путь, потому что он требует духовных усилий (жить не так, как «хочется», а как Бог заповедал).

 

Христиане включены в некий механизм жизни ХХI века, в котором нет места любви. И поэтому, чтобы научиться любить ближнего, нужно выйти из этого мира. Именно к этому нас призывает Господь. (еп. Пантелеемон (Шатов))

 

Оно характеризуется глубоким сознанием своей немощи, своего бессилия так жить, как требуют заповеди, так любить Бога, как Он возлюбил нас. А из этого состояния рождается чувство сокрушения, плач сердечный, сознание неоплатности долга своего - словом, сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит (см. Пс. 50) и из которого-то и родится та любовь к Богу, о которой я говорил в начале. Одной волей своей и желанием ещё не приобретёшь любви, а только жизнью по заповедям, покаянием, плачем о своих падениях, глубоким сокрушением, что вместо любви и угождения Богу постоянно нарушаем Его святую волю.

Из этого плача и сокрушения рождается страх Божий, то есть страх как-либо не оскорбить Бога, затем рождается чувство близости Бога к нам - а затем рождается постепенно твёрдая решимость лучше умереть, чем оскорбить Господа, и появляется не только безропотное несение скорбей и страданий, но и благодарность за них, так как сердце будет ощущать радость очищения скорбями и удовлетворения некоторого, что можно терпеть ради Бога и тем самым любить Его. (игумен Ников (Воробьёв))

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.114 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь