Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Заучиваем словарные слова



Как и при заучивании правил русской грамматики, левша больше полагается на свой внутренний голос, когда пишет непроверяемые слова, чем на механическую память. И опять-таки, чтобы этот внутренний голос «заговорил», требуется база, фундамент, основа. Но при формировании этой базы хотелось бы обойтись без зубрежки, отнимающий столько сил, времени и эмоций, но зачастую не приносящей результатов. Мы опять предлагаем игры.

· Игры для заучивания правописания словарных слов

Словарное лото . Материал: большие карты с ячейками, в которых написаны словарные слова, и маленькие карточки с этими же словами (это легко сделать на компьютере, скопировав слова). Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Правила игра такие же, как и во всех лото. Выигрывает тот, кто первым закроет свои карты маленькими карточками. Работает непроизвольная зрительная память. Запоминается образ слова, который потом воспроизводится на уроке без предвариетльного зазубривания. Но для этого, конечно, нужно сыграть не 1 и не пять раз, а хотя бы 15-20.

Парочки . Это известная игра, которую используют для развития памяти и внимания. Материал: несколько пар (парочка — 2 карточки с одинаковыми словами, ошибкоопасные буквы в них выделены красным) карточек небольшого размера. Количество играющих: от 2 человек. Возраст: любой. Карточки раскладываем на столе написанными словами вниз рядами по 6–8 штук или в беспорядке. Первый игрок открывает 2 любые карточки. Если на них написано одно и то же слово, играющий берет их себе и открывает другую пару карточек. Если же две карточки не сошлись, игрок возвращает их на место словами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Когда непарные карточки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая карта лежит. Игра заканчивается, когда разобраны все карточки. Выигрывает тот, кто соберет больше парочек. Здесь работает тот же принцип непроизвольного зрительного запоминания, что и в предыдущей игре.

       «Трудные слова», или «катеринки». Потребуется изготовить некоторое количество карточек с написанными на них словарными словами, в которых выделены проблемные буквы, чем больше их выделено, тем лучше. Количество карточек может от игры к игре увеличиваться, на первом этапе их может быть 10, а затем и 100. Если в игре будут находиться уже выученные слова, вреда это никому не принесет. В игре могут принимать участие от 2 до 5 человек.

Перед началом игры каждый игрок получает равное количество карточек со словами (от 5 до 15). Затем любым способом определяется, кто будет ходить первым. Делая ход, игрок выкладывает карточку, четко проговаривает написанное на ней слово, особенно выделяя голосом проблемные буквы. Противник должен найти у себя карточку со словом, в котором выделена одна из проблемных букв, имеющихся в уже выложенном слове, и положить ее сверху, также четко проговорив слово. Затем ход делает следующий игрок. Если у игрока нет слова с нужными буквами он пропускает ход. Если ход вынуждены пропустить оба играющих, или все играющие, то сыгранные карточки «уходят» в «сыграно», а тот, кто пропустил ход первым, продолжает игру с новой карточки. Выигрывает тот, кто первым выложил свои карточки. А проигравший должен придумать по одному смешному предложению с оставшимися у него словами. В этой игре к непроизвольному зрительному запоминанию подключается еще и орфоэпическое проговаривание, то есть «буквенному образу» слова начинает помогать еще и его «звуковой портрет». (См. приложение).

· Рисование

Еще один способ запоминания словарных слов для левшей – рисование. Большинство из них любят и умеют рисовать, а способность к фантазированию поможет изобразить слово так, чтобы картинка содержала в себе подсказку к написанию. Например, слово «пальто» может быть нарисовано так: женщина, одетая в пальто с поясом, которое похоже на букву А. Слово «кастрюля» изображается, естественно, в виде этой посудины, украшенной узором из букв «а». А сапоги нарисуем с каблучками в виде буквы А. Петух рисуется в виде птицы с гребешком – буквой «Е». Тут нет предела для изобретений, главное, чтобы левша понял, что от него требуется, и не подменил «словесное рисование» просто рисованием.

· «Особые привязки»

При заучивании словарных слов мы также используем описанный выше прием «зацепок» - «особых привязок». В слове «помидор» пишем О, потому что этот овощ похож на эту букву. В слове «шофер» та же О по форме соответствует рулю, за который держится водитель-шофер. У сОбаки, как и у кОшки – круглые глаза.

 

· «Придумай проверочное»

Чтобы ошибкоопасную букву в словарном слове было легче запомнить, можно использовать и такой прием, как выдумывание «проверочных» слов. Такие проверочные слова будут иметь совсем другие корни и связываться с трудным словом только ассоциативно, но они помогут запомнить сложное написание. К примеру, ностальгия – нос, витрина – видно, облако – ласковое, костюм – скрывает кости, велосипед – едешь сидя. У каждого может быть собственная ассоциация, важно, чтобы она выполняла свою функцию и помогала писать без ошибок.

 

Пишем сочинения

Вот уж чего-чего, а насочинять любой левша может с три короба! Однако эта способность вовсе не облегчает ему работу по написанию обычного школьного сочинения. Как правило, трудности возникают именно при записи. Мысль убегает далеко вперед руки, текст приобретает вид «записок сумасшедшего»: буквы, а то и целые слова пропущены, абзацы перепутаны, логика отсутствует. Самому левше при этом все понятно, непонятно никому другому, особенно учителю, который в раздражении ставит после такой работы жирную «пару». Наша задача – научить левшу обуздать свою фантазию, включить логику, выделить самое существенное, не отвлекаясь на ненужные мелкие подробности, но и не опуская важных деталей, и пустить повествование по узкому коридору заданной темы. И здесь никак не обойтись без соблюдения главного принципа дидактики: от простого - к сложному, от совместного - к самостоятельному.

Этап первый. Для начала следует научиться составлять предложения. Очень многие, как ни странно, этого не умеют даже к 14-15 годам. Многократно, настойчиво и терпеливо повторять раз за разом, что в предложении должна быть выражена законченная мысль, оформленная грамматически обязательным присутствием основы, внутри которой одно с другим согласуется, да к тому же еще обязательна интонация и цель высказывания. Все это кажется элементарным, на самом деле в осознании этих тонкостей и кроется секрет связности повествования. Как этому научиться? Предлагаем такие игры.

«Домино с картинками». Понадобятся 30 карточек, каждая разделена на половинки, на которых наклеено по картинке – изображению. Вся стопка лежит на столе вверх рубашкой, первая карточка снимается и кладется картинками вверх, затем игроки снимают по очереди карточки, присоединяют любым концом к имеющейся и составляют предложения так, чтобы в нем были задействованы обе картинки. Задания от игре к игре должны менятся. Если вначале достаточно придумывать предложения из 3 слов, то потом их количество увеличивается, затем могут добавляться ряды однородных членов или обособленных, или прямая речь, или составляемое предложение должно быть непременно вопросительным, или побудительным, или восклицательным. Естественно, приветствуются смешные предложения, абсурдные, забавные. Хорошо бы иметь несколько комплектов карточек, чтобы вносить новые сюжеты и смыслы. Работа проводится только в устной форме.

«Цепочки». В эту игру можно играть с мячом. Это веселее и интереснее, к тому же движение помогает активизировать работу мозга. Игроки встают в круг или (если их двое) друг напротив друга. Они кидают друг другу мяч и при этом по слову составляют предложение. Первый называет подлежащее, второй – сказуемое, повторив при этом уже имеющееся подлежащее, затем предожение расширяется на такое количество членов, которое игроки в состоянии повторить и добавить. Выигрывает тот, кто добавил послденее слово и повторил все предложение без ошибки.

«Королевство предложений». Мы давно разрабатываем правила этой игры, добиваясь совершенства. Для нее требуется набор карточек разного цвета. 6 красных – на каждой из трех написано по одному подлежащему (существительное в единственном числе, существительное во множественном числе, местоимение, например: динозаврик, соседи, оно), на следующих трех по одному сказуемому, каждое из которых согласуется с имеющимися подлежащими (например: съел, покупают, гуляет). 36 синих карточек, на каждой из которых находится слово, выступающе в роли второстепенного члена, это будут существительные в косвенных падежах, в том числе и с предлогами, прилагательные, наречия (например: маленький, веселый, красный, мягкие, неизвестное, грустное, наши, быстро, сегодня, вчера, осенью, на обед, под дождем, на солнышке, по улице, в лесу, мячик, морковку, диван, галоши, животное и т.п.). Эти слова также группами должны иметь возможность согласовываться друг с другом. 40 белых карточек с вопросами, который ставятся от одного члена предложения к другому (например: что делает? Что сделал? Кто? Где? Как? Какой?). Всего имеется 82 карточки. (См. приложение). Вначале можно пользоваться только частью карточек, выбирая согласованные между собой. Позже интересно использовать весь комплект. Все карточки перемешиваются и раздаются каждому игроку по 10-15 штук (это зависит от исходного количества карточек и игроков). Игру начинает тот, у кого есть красная карточка, если она имеется у нескольких игроков, то каждый из них начинает свое предложение. Красная карточка выкладывается на стол, следующий игрок подбирает вопрос, который можно поставить от этого слова, и подкладывает свою карточку к имеющемуся слову. Подложить свою карточку можно к любой из четырех сторон имеющейся карточки, ведь от одного слова в предложении можно поставить вопросы к разным членам предложения. Например, если первой была карточка гуляет, то потом может идти вопрос кто?. Следующий игрок или отвечает словом на поставленный вопрос, подкладывая к нему подходящую карточку, или ставит другой вопрос. Например, гуляет (кто?) оно, или гуляет (кто?) (где?). Второй вопрос будет подложен уже к другой стороне карточки со словом «гуляет». (Нужно постоянно следить за тем, чтобы чтобы после белой карточки шла именно синяя, то есть после вопроса – ответ). Следующий игрок опять или отвечает на один из вопросов, или ставит свой. Например, гуляет (кто?) оно (где?) в лесу. Если у игрока нет подходящей карточки, он может взять ее «в банке» - то есть в той части карточек, которые не были розданы вначале, но в банке можно взять только одну карточку, если она не подошла, то игрок пропускает ход. Если игрок получает красную карточку, он может начинать новое предложение. Другие игроки имеют право подставлять сови карточки-слова и вопросы к любому предложению. Игра заканчивается тогда, когда выложены все карточки, или ни один игрок не может положить подходящую карточку. Выигрывает тот, кто первым избавился от своих карточек. Все получившиеся предложения следует записать в тетрадь уже без вопросов, при этом можно изменить порядок слов в них. Пример получившихся предложений: Маленький динозаврик съел вчера на обед красный мячик. Сегодня наши соседи покупают в лесу неизвестное животное. Грустное оно сегодня гуляет по улице под дождем.

Игра чрезвычайно полезна для импульсивных левшей, которые вечно торопятся, правила требуют поэтапных логичных действий. Некоторым игра кажется скучной и даже неинтересной, но это только потому, что для них она трудна. В этом случае на какое-то время «забываем» о «королевстве предложений», а потом возвращаемся к ней, используя минимальное количество карточек. Чтобы играть было веселее, стремимся к тому, чтобы полученные предложения были смешными. Не стоит бояться повторений, предложения будут получаться разные и с каждым разом все смешнее. Да и долго играть в эту игру не придется – как только игроки усвоят, что все слова в предложении связаны вопросами и зависят друг от друга, можно переходить к следующему этапу.

«Чепуховина». Эта уже письменная игра. Для нее потребуются длинные полоски бумаги по числу играющих. В отличие от известной всем игры «чепуха» в «чепуховине» мы пишем не вертикально, а как в тетради - горизонтально. Сначала каждый игрок на своей бумажке пишет любое подлежащее, а рядом с ним вопрос для следующего члена. Например: кошка (что сделала?). Написанное подлежащее он закручивает, а вопрос оставляет и передает бумажку другому игроку, то отвечает на вопрос и пишет вопрос для следующего члена предложения. Например: съела (что?). Опять слово закручивается, а вопрос остается и передается дальше. Составляется предложение из 5-6 слов, пока не кончится бумажка, потом она раскручивается и предложение читается.

«Составлялки». Для этой игры понадобится 20-30 карточек-картинок с изображениями фруктов, овощей, животных, одежды, посуды, канцелярских принадлежностей – пригодятся любые предметы, можно взять карточки с картинками из других игр. Важно, чтобы на картинке был только один предмет и не было даже намека на сюжет. Карточки раскладываются на столе картинкой вниз, игроки выбирают по очереди по 9-12 карточек (начинаем с меньшего количества, постепенно увеличивая), не видя изображения группируют отобранные карточки по три, затем переворачивают их изображением вверх и составляют предложения так, чтобы в нем фигурировали все три изображения. У каждого игрока будет по 3-4 группы. Менять карточки одной группы на другую нельзя. С каждой тройкой картинок нужно составить как можно больше предложений, используя слова в роли разных членов предложений. Выигрывает тот, кто за отведенное время придумает и запишет как можно больше предложений. Например, в группы вошли карточки с изображением автобуса, коровы и сапог. Составлены предложения: Корова надела сапоги и села в автобус. Корова ехала в автобусе за сапогами. Корова купила автобус, чтобы не ходит пешком в сапогах по полю. Из автобуса мы увидели корову в сапогах.  При подведении итогов учитываются правильно составленные предложения с точки зрения грамматики и синтаксиса.

Этап второй. На втором этапе переходим к составлению текстов по заданным сюжетам.

Для этого, во-первых, используем картинки. Сначала предлагаем истории из 3-4 картинок, постетепнно увеличивает их количество до 10-15. (Для этой работы отлично подходят различные юмористические истории из альбомов Херлуфа Бидструпа). По ним требуется придумать и записать историю из определенного количества предложений. Одни и те же картинки можно использовать несколько раз, увеличивая количество предложений текста от 3-4 до 8-10. Чем больше картинок предлагается, тем больше будет и количество предложений в тексте.

На этом же этапе ненавязчиво обучаем сочинять вступление в историю и ее концовку. Сначала делаем эту работу совместно, показываем, какими могут быть начальные и конечные фразы. Затем предлагаем готовые фразы для начала и завершения историй. Когда это перестает быть интересным, даем задания по абсолютно самостоятельному составлению историй с обязательным началом и концом. При проверке этих рассказиков исправляем орфографические ошибки, никак их не комментируя. Больше внимания уделяем словесному оформлению, объясняя ошибки словоупотребления и согласования: так сказать нельзя, потому что…, лучше написать вот так…

А во-вторых, применяем и такой вид работы, как дописывание. Только дописать нужно не финал целого сюжета, а каждое предложение. Теперь уже нет помощников-картинок, а есть только намеки. Ребенок получает лист, на котором написаны начала предложений, из них можно догадаться о смысле всей истории, но потребуется включить логику и найти нужные слова. Дописывать разрешается неограниченное количество слов, главное – завершить текст. Например, предлагается: Жил-был один… В своем царстве он владел всеми богатствами: у него были самые лучшие…, самые красивые…, самые дорогие… Как только он узнавал, что в мире появилась какая-нибудь ценность, он тут же отправлял туда гонцов, чтобы… Он был уверен, что деньги… Однажды он сидел на балконе своего дворца и наблюдал, как вечером заходит… Закат был так прекрасен, что даже слуги и стража… И вдруг царь горько расплакался, он плакал потому, что…

Этот текст может быть завершен так: Жил-был один глупый царь. В своем царстве он владел всеми богатствами: у него были самые лучшие поля и луга, самые красивые дворцы, самые дорогие одежды. Как только он узнавал, что в мире появилась какая-нибудь ценность, он тут же отправлял туда гонцов, чтобы они купили эту вещь для него. Он был уверен, что деньги позволят ему стать владельцем любой уникальной драгоценности. Однажды он сидел на балконе своего дворца и наблюдал, как вечером заходит солнце. Закат был так прекрасен, что даже слуги и стража не могли скрыть своего восхищения и молча, раскрыв рты, смотрели на горизонт, полыхающий ярко-красными, пурпурными, багровыми всполохами. И вдруг царь горько расплакался, он плакал потому, что понял, что ни за какие деньги он не сможет приобрести эту красоту в свое единоличное пользование.

А может быть и такой вариант: Жил-был один жадный властитель. В своем царстве он владел всеми богатствами: у него были самые лучшие кони и слоны, самые красивые золотые кувшины и тарелки, самые дорогие ткани и меха хранились в его сундуках. Как только он узнавал, что в мире появилась какая-нибудь ценность, он тут же отправлял туда гонцов, чтобы они узнали стоимость этих предметов. Он был уверен, что деньги – это самое главное в жизни. Однажды он сидел на балконе своего дворца и наблюдал, как вечером заходит солнце. Закат был так прекрасен, что даже слуги и стража любовались красками на небе. И вдруг царь горько расплакался, он плакал потому, что в этот миг подумал, кому же достанутся все его богатства после его смерти, ведь он не смог приобрести самой главной ценности – любимых детей.

Этап третий. Это самый ответственный этап работы, на котором мы переходим к обучению написания собственного сочинения по заданной теме. Если работа велась последовательно, то ребенок уже попробовал свои силы в словесном творчестве, понял и усвоил, что созданный им текст должен быть ясен, красив и логичен, иначе он не будет понятен другим. Мы не готовим своих воспитанников в писатели, мы учим их писать просто, понятно и последовательно в рамках конкретной темы. Поэтому вначале учим эту тему читать внимательно и находить в ней главное – ключевое - слово. В этом слове скрывается та нить, на которую автор должен «нанизать» свои рассуждения. Если ключевое слово найдено, то советуем начинать сочинение с него, объясняя его смысл, высказывая свое отношение к понятию в пределах 3-4 предложений. Так рождается вступление. Затем из слов формулировки темы составляем начальное предложение основной части, от которого, как веточки от ствола, будут развиваться 3 тезиса-мысли. Каждая из них развернется в процессе письма. Заключение советуем начинать со слова-итога (итак, таким образом, значит, следовательно). Объясняем и отрабатываем навык краткого форумлирования заключения одним предложением.

В конечном итоге самостоятельные сочинения выглядят так:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь