Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


МОДЕЛЬ УРОКА ВВЕДЕНИЯ НОВОЙ ТЕМЫ



НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

И ИСТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ

О.В. ДАВЫСКИБА,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №15 г. Орска»

Оренбургской области

Аннотация.

Урок литературы проводится в 7 классе по УМК под общей редакцией А.Г. Кутузова. Учащиеся получили предварительное задание прочитать текст поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…».

На уроке учитель использует презентацию (см. Приложение на диске).

Необходимое оборудование:

· Компьютеры, подключенные к сети Интернет (за компьютером работают по 2 человека).

· Мультимедийный проектор.

· Акустическая система.

· Экран.

Тема урока: «Песня про царя Ивана Васильевича…» М.Ю. Лермонтова – поэма об историческом прошлом России».

Цели урока:

- На основе межпредметных связей погрузиться в мир взаимоотношений в эпоху XVI века, рассмотреть фольклорные и национальные традиции в литературе.

- Совершенствовать выразительное чтение и отрабатывать навыки связного монологического высказывания; формировать информационную компетенцию учащихся (поиск информации в сети Интернет).

- Воспитывать высокие нравственные качества (благородство, уважение к семье, к национальным традициям).

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний учащихся (слайд № 1 ).

Работа в сети Интернет.

(Учащиеся, пользуясь ссылкой http://www.mlermontov.ru/krt_hrzizni/,  находят краткую хронику жизни М.Ю. Лермонтова. Учитель проводит фронтальный опрос.)

III. Введение новой темы.

1. Сообщение темы урока (слайд № 2).

Нередко название произведения многое сообщает читателю. Мы читаем название поэмы Лермонтова и переносимся в далёкий XVI век, когда на Руси царствовал Иоанн IV Васильевич, прозванный Грозным за суровость и жестокость (слайд № 3 , на котором размещен фрагмент кинофильма «Иван Грозный», объясняющий значение прозвища Иоанна IV).

2. Рассказ учителя о времени правления Ивана Грозного.

Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 г. В 1547 г. он принял царский титул, сделавшись, таким образом, первым русским царем. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором.

В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всем «изменников-бояр».

3. Самостоятельная работа.

Задание. Пользуясь ссылками

http://rushistory.stsland.ru/Statie/Historytext/Text6.html

http://www.hronos.km.ru/dokum/domostroi.html#1, найти информацию об опричнине и о «Домострое».

4. Опрос учащихся.

- Что вы узнали об опричнине и о «Домострое»?

(Примерные высказывания, сопровождающиеся слайдами №№ 4, 5.

В конце 1564 г. Иван Грозный покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он все же позволил уговорить себя вернуться на царство. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению царя, только мешали ему править.

Другая часть получила название «опричнина» (от слова «опричь», то есть «кроме»). Здесь «земские» учреждения не действовали, и власть царя была безраздельна. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Земским въезд на территорию опричнины был запрещен, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих черных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Песья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства.

Также во времена его правления существовал закон «Домострой», представляющий собой свод житейских наставлений времен царствования Иоанна IV. Три основные части «Домостроя» диктовали правила поведения в отношении религиозных обрядов, семейных отношений и ведения хозяйства. «Домострой» сохранился до наших дней в трех редакциях. Авторство окончательного текста свода связывают с именем священника московского Благовещенского собора Сильвестра – сподвижника и наставника Иоанна IV. Приобретший с течением времени авторитет закона «Домострой» стоял на страже патриархального уклада жизни населения.)

5. Беседа по материалу поэмы.

- Зачем Лермонтов (поэт 19 века) обращается к столь далёким событиям? Какова основная проблема?

(Проблема чести и долга, не было жизненного материала, чтобы раскрыть эту нравственную проблему. О своём поколении Лермонтов писал: «Перед опасностью позорно малодушны и перед властию – презренные рабы».)

- На какой фольклорный жанр похожа поэма? Почему Лермонтов выбирает форму исторической песни, близкой к былине?

(Народ слагает песню тогда, когда испытывает сочувствие к герою. Песня правдива, т.к. рассказывает о реальных или легендарных событиях.)

- Кто является рассказчиком? Почему?

(Гусляры выражают народное мнение.)

- М.Ю. Лермонтов назвал свое произведение «песней», подчеркивая тем самым его близость к фольклорной основе.

6. Групповая работа с текстом на фоне слайда №6 с последующей проверкой.

Задание. Прочитать вступление и отметить в нем фольклорные элементы.

1 группа. Просторечные обороты.

2 группа. Инверсии.

3 группа. Традиционный для фольклора прием повествования.

Предположительные ответы.

1 группа – просторечные обороты («про твово любимого опричника...»);

2 группа – инверсии («блюде серебряном», «полотенце новое»);

3 группа – традиционный для фольклора прием повествования («угощали нас три дня, три ночи...») – использование магической цифры «три».

- Какую роль играет вступление?

(Вступление выполняет функцию запева в песне.)

IV. Анализ I части «Песни…».

1. Беседа по тексту поэмы.

Звучит отрывок из произведения Н.А. Римского-Корсакова «Млада. Выход знати» (ссылка на слайде № 7).

- Какой сценой начинается «Песня»? («Пир у царя».)

2. Прослушивание образцового чтения сцены «Пир у царя» в исполнении В. Зозулина, Р. Суховерко, В. Герасимова (слайд № 7).

- Создаётся ли впечатление, что трапеза так проходит всегда? Как именно?

(Возникает картина придворной жизни того времени – трапеза (пир) у царя, на которой присутствуют самые достойнейшие из бояр и князей.)

- Царь – олицетворение освященной веками традиции национальных форм жизни.

3. Словарная работа (слайд № 8).

Записать в тетрадь содержание слайда.

4. Работа с текстом.

- Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?

(…Сидит Грозный царь Иван Васильевич.

Позади его стоят стольники,

Супротив него всё бояре да князья,

По бокам его всё опричники…

Во всем определенный порядок.)

- Закономерна ли проявленная со стороны царя подозрительность к поведению Кирибеевича?

(…Удалой боец, буйный молодец,

В золотом ковше не мочил усов;

Опустил он в землю очи тёмные,

Опустил он головушку на широку грудь…

Все веселятся, а он – нет. Может, он против царя измену задумал?)

Задание. Проследить по тексту, как Кирибеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь.

(Убеждаемся, что удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Он не соблюдает нормы поведения. И это дает основание предположить, что Кирибеевич может иметь на уме иную цель, чем служба у государя, что тоже является нарушением устоев, освященных веками.)

- Как царь напоминает опричнику о долге и почему быстро успокаивается, выслушав ответ? (Обратим внимание на то, что Кирибеевич отвечает, «в пояс кланяясь», отдавая себя на милость царскую. Он становится понятен царю.)

- Какую помощь Кирибеевичу предлагает Иван Грозный? Чем руководствуется царь в своем поступке? (Царь следует обычаю, предлагая хорошо посватать девушку, предложив ее родителям дорогие подарки. Кирибеевичу советует также положиться на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».)

- Прочность устоев русской жизни основывалась на обязательных для всех сословий и даже царя обычаев и традиционных форм жизни. Эта прочность коренилась в безусловном исполнении определенных нравственных законов – христианских заповедей.

- Какие нравственные законы преступает Кирибеевич?

(Кирибеевич преследует замужнюю женщину. Он не сказал царю «правды истинной».)

- Первая часть песни заканчивается припевом – напоминанием о жанре произведения, о народном взгляде на события и героев.

V. Запись выводов, сопровождающихся слайдом №9, в тетрадь.

1. События и герои относятся к эпохе царствования Ивана Грозного.

2. Пир у царя в поэме – традиционная форма русской придворной жизни, а поведение участников трапезы – в духе вековых национальных традиций.

3. Делается обобщение о тесной связи особенностей русского уклада жизни (в традиционных ее формах, например, трапеза у царя), старинных обычаях с общими для каждого русского человека понятиями об отношении к миру и людям, о совести и долге.

4. Кирибеевич выступает разрушителем сложившихся норм поведения. Этим он привлекает к себе внимание царя. (Молодой опричник нарушил обычаи и допустил своеволие).

VI. Анализ II части «Песни…».

1. Прослушивание образцового чтения начала II части «Песни…» в исполнении В. Зозулина, Р. Суховерко, В. Герасимова, сопровождающееся слайдом №10.

- Каким предстает в поэме молодой купец Калашников?

(Калашников умело торгует. Это картина обычного дня. Обозначается та же тема – тема устоявшегося порядка жизни, быта.)

2. Работа с текстом поэмы.

- Как возникает мотив тревоги? Проследить по тексту его развитие.

(Учащиеся заметят, что сегодня Степану Парамоновичу «недобрый день задался», а завтрашний теряет свою прежнюю определенность: «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица» (метель в народном представлении – проявление нечистой силы.)

- Почему, не застав дома молодой жены, купец «смутился тогда думой крепкою»? Слайд №11.

(Учащиеся делают вывод о том, что случилось нечто очень серьезное (страшное), если к приходу мужа в доме, как положено, «не накрыт дубовый стол белой скатертью» и даже «свеча перед образом еле теплится». Нарушился порядок в благополучной жизни купеческой семьи.)

- С каким эпизодом из сцены пира у царя соотносится это событие?

(Читатель легко устанавливает смысловую связь происходящего с допросом Кирибеевича.)

- Как следует понимать реакцию Калашникова на происшедшее с женою?

- Какими нормами он руководствуется в оценке события? (Вспоминают о «Домострое».)

3. Прослушивание образцового чтения отрывка поэмы в исполнении В. Зозулина, Р. Суховерко, В. Герасимова.

- Какими нравственными устоями семейной жизни в своем ответе руководствуется Алена Дмитриевна?

(Она исполнила долг и осталась «верною женою», а потому имеет право требовать от мужа защитить ее, не отдать «злым охульникам в поругание».)

4. Беседа по тексту поэмы на фоне слайда №12.

- Где ищет помощи и поддержки в трудную минуту «удалой купец»?

(По русскому обычаю семья встанет на защиту обиженного «…мы тебя, родного, не выдадим».)

5. Выводы делает учитель на фоне слайда №13, учащиеся кратко записывают их в тетрадь.

(Семьей гордятся и Кирибеевич, и Калашников. Русская семья – та общность, которая наиболее полно реализует достоинство личности, независимость и силу характера. По авторской мысли, расшатывание устоев русской семейной жизни влечет за собою уничтожение человеческой личности.)

VII. Домашнее задание (слайд №14).

· Перечитать 3 главу.

· Ответить на вопрос: «В чем смысл столкновения Степана Калашникова с Кирибеевичем»? (письменно)

VIII. Общие выводы и выставление отметок.

- Какие традиции и обычаи вы перенесли бы в современную жизнь, а какие – нет?

 

 



ВНУТРЕННЯЯ ЭНЕРГИЯ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-05-08; Просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь