Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Каждой согласной свое место.



Цель. Развитие умения узнавать слова по опорным буквам, звуко-буквенный анализ.

Оборудование. Два-три столбика записанных на доске слов, в которых согласные буквы обозначены черточками; согласные буквы из разрезной азбуки над каждым столбиком.

Ход игры. Ученики из каждого ряда (звена) по очереди, используя данные согласные буквы, вписывают их в схемы вместо пропущенных. Выигрывает тот ряд (звено), который первым за­кончит работу.

Примерный материал.

р б н                  л п т                     к т р

-ы-а (рыба)           -и-а (липа)            -а-я (Катя)

-о-я (Боря)             -е-о (лето)              -у-ы (куры)

-е-о (небо)             -о-е (поле)             -о- (кот)

-а-я (баня)             -е-я (Петя)              -у-а (рука)

 

                               ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ

Глухой — звонкий.

Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные. Закрепление знания о парных звонких и глухих сог­ласных.

Оборудование. У каждого ученика по два синих флажка, один из них с красной окантовкой.

Ход игры. Учитель произносит звук, ученики показывают соответствующий флажок: если звук глухой — синий, если звон­кий — синий с красной окантовкой.

Наоборот.

Цель . Развитие умения дифференцировать звонкие и глухие согласные, правильно произносить их.

Ход игры.

I вариант. Учитель называет звонкий согласный — ученик назы­вает парный глухой, или наоборот.

II вариант. Сидящие в первом ряду называют звонкие согласные, во втором—парные глухие (каждый ученик по одному звуку).

Произнесение звука можно совместить с определением его по глухости (звонкости). В этом случае ученик за правильный ответ получает два очка вместо одного.

За каждый неправильный ответ отнимается очко. Выигрывает ряд, получивший большее количество очков.

Игра с мячом.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Оборудование. Мяч.

Ход игры. I вариант. Учитель называет звонкий или глухой согласный и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называет парный согласный и возвращает мяч учителю.

II вариант. Учитель называет прямой открытый слог со звонким или глухим согласным и бросает мяч ученику. Ученик ловит мяч, называя слог с парным согласным, и возвращает мяч учителю.

Игра оценивается по количеству правильных ответов в каждом ряду.

Комментарий для учителя. Эти игры, как и предыду­щие, способствуют исправлению недостатков фонематического слуха.

Тима и Дима.

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Класс делится на две группы, каждая выбирает командира: одного из них называют Дима, другого—Тима.

Командиры становятся лицом к своей команде. Учитель говорит следующее: «Жили два брата. Звали их Тима и Дима. Они не ссорились, но никогда ничего не делали одинаково. Решили братья заниматься гимнастикой...»

Далее учитель сообщает, что он будет называть упражнения, которые делали братья, а командиры вместе со своими командами будут повторять их: Тима — свои, а Дима — свои. Выигрывает та команда, которая не ошибется.

Учитель продолжает рассказ: Тима поднял руки вверх, а Дима — в стороны; Дима стал махать руками, а Тима — хлопать; Дима опустил руки, а Тима поставил их на пояс; Тима присел, а Дима поднялся на носки и т. д. После двух-трех упражнений командиры заменяются.

Комментарий для учителя. Игра может повторяться несколько раз, имена командиров меняются, например: Сима и Зина, Боря и Поля, Веня — Феня, Клаша — Глаша.

Чья команда победит?

Цель. Дифференциация звонких и глухих согласных.

Ход игры. Учитель вызывает шесть учеников и делит их на две команды. Каждая подбирает себе название: одно начинается с глухой согласной, другое — со звонкой, например: «Заря» — «Сме­на», «Динамо» — «Торпедо», «Буревестник» — «Пионер» и т.д. Остальные дети — болельщики той или другой команды. Учитель объясняет, что команда «Заря» будет называть слова, начинающиеся со звонкой согласной, а команда «Смена» — с глухой. Болельщики помогают своей команде, если кто-то из ее членов допустит ошибку или долго не может подобрать слово, да каждый правильный ответ команде и болельщикам насчитываются очки.

Кто вернее и быстрее?

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Наборы предметных картинок, цветные мелки.

Ход игры. Класс делится на три-четыре группы по рядам или по звеньям. Ученики каждой группы выходят по порядку к столу, берут верхнюю картинку из своей стопки, называют предмет, выделяют первый согласный звук в слове, определяют его как звонкий или глухой. Выигрывает тот ряд, ученики которого более правильно выделяли первые звуки в словах и точно охарактери­зовали их по звонкости (глухости).

Лото.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Большие карточки лото с тремя картинками: бочка, папка, ваза, фартук, гуси, кукла, домик, тыква, жук, шапка, зонтик, санки—в различных сочетаниях. Маленькие карточки с вышеперечисленными картинками у ведущего. У каждого ученика по три синих и три синих с красной окантовкой фишки.

Ход игры. Ведущий берет карточку и называет предмет, изображенный на картинке. Ученики поднимают руку, если находят в своих карточках лото названный предмет. Ведущий спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен назвать слово, вы­делить первый звук, сказать, какой он — звонкий или глухой. После этого все, кто нашел у себя такую же картинку, закрывают ее соответствующей фишкой в зависимости от того, какой первый звук — глухой или звонкий. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки в карточке лото.

Домино.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Домино с картинками: ваза — кукла, кук­ла — флаг, флаг — гуси, гуси — дыня, дыня — туфли, туфли — сова, сова—бусы, бусы—заяц, заяц—пальто, пальто—жук, жук— шишка, шишка — пусто — в таком количестве, чтобы каждому уче­нику хватило по три штуки; наборное полотно. (См. Приложение.)

Ход игры. Учитель берет пластинку домино «ваза — кукла» и ставит его на наборное полотно. Остальные домино перемешивают­ся и раздаются по три штуки каждому ученику. Ученики ищут у себя пластинку с картинкой «кукла». Кто нашел, поднимает руку. Учитель спрашивает первого поднявшего руку. Отвечающий должен выделить в слове кукла начальный звук, определить его на звонкость или глухость. После этого он ставит свою пластинку на наборное полотно. Получается цепочка: «ваза — кукла, кукла — флаг». Теперь ученики ищут картинку «флаг» и т.д. Работа продолжается до тех пор, пока в конце не окажется пластинка «пусто». Выигрывает тот ученик, у которого осталось на парте меньше пластинок домино.

Найди картинке ее домик.

Цель. Развитие умения выделять, первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Два картонных домика с кармашками для картинок, на одном кармашке синий квадрат, на другом — синий с красной окантовкой; предметные картинки, названия которых начинаются звонким или глухим согласным.

Ход игры. Ученик выходит к доске, берет одну картинку, называет предмет, на ней изображенный, выделяет в слове первый звук, характеризует его и кладет картинку в соответствующий кармашек. Работа продолжается до тех пор, пока все картинки не будут разложены по своим домикам.

Комментарий для учителя. Если на уроке выделяется и дифференцируется определенная пара звуков, то на домики при­крепляется соответствующая пара букв. А цветные квадраты, симво­лизирующие звонкий и глухой согласные, прикрепляются на итоговом уроке по этой теме.

Магазин игрушек.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове и определять его по глухости (звонкости).

Оборудование. Игрушки: кукла, грибок, собачка, зайка, волчок, фонарик, пушка, барабан, танк, дудочка; чеки-буквы.

Ход игры. Учитель раскладывает на столе игрушки и предлагает ребятам поиграть в «магазин»: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. Подумайте, какую игрушку вы хотите купить. Но, покупая игрушку, вы должны заплатить за нее чеком-буквой, точно выбрав ту, которая обозначает первый звук названия игруш­ки». Надо также объяснить, какой это звук — звонкий или глухой. Если ответ правильный, игрушка считается купленной. Ученик берет ее на парту, чтобы на перемене поиграть.

Учитель следит за тем, чтобы все ученики правильно и отчетливо проговаривали слова.

Загадки.

Цель. Развитие умения выделять первый согласный в слове-отгадке, характеризовать его по звонкости (глухости).

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.  (Бочка.)

Кто по елкам ловко скачет

И влезает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы?       (Белка.)

На потолке в уголке

Висит сито,

Не руками свито.    (Паутина.)

Перед ними синий пруд,

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу

Лезут в воду,

Лезут в воду —

И плывут.          (Гуси.)

С неба к нам он прилетел,

Покружился, тихо сел,

Замерзающую землю

В шубу белую одел.           (Снег.)

Меня хлопали лопатой,

Меня сделали горбатой,

Меня били, колотили,

Ледяной водой облили

И скатились все потом

С моего горба гуртом.      (Горка.)

Все время стучит,

 Деревья долбит,

Но их не калечит,

А только лечит.          (Дятел.)

Я с полями, с козырьком,

С лентой алой и цветком.

Я защищаю голову

От солнца и от холода.             (Панама, шляпа.)

Я на праздник с ним хожу,                                            Он признался ножу:

Я в руке его держу.                                                        — Без работы я лежу.

Это верный мой дружок —                                          Построгай меня, дружок,

Красный маленький... (флажок).                            Чтобы я работать мог.

                                                                                                                              (Карандаш.)

                                   ТВЕРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ

 

Все игры, описанные в разделе «Звонкие и глухие согласные», можно использовать при прохождении данной темы, подобрав соот­ветствующий лексический материал и оборудование.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и различать твер­дые и мягкие согласные в начале слов-отгадок с последующей их записью.

Белый камушек растаял —

На доске следы оставил.          (Мел.)

Пушистой маленькой хозяйке

Морозы не страшны:

Приберегла она на ветках

Сушеные грибы.            (Белка.)

Был сперва водой, потом

Прочным сделался мостом.     (Лед.)

Длиннохвостые крошки

Боятся кошки.       (Мышки.)

За долиной на просторе

Он стоит зимою голый.

Лето начинается —

В зелень одевается. (Лес.)

Его бьют, а он не плачет,

Веселее только скачет.       (Мяч.)

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу.     (Мишка.)

                                                  СЛОГ

Чудесный мешочек.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование. Мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.

Ход игры. Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам или делится для переноса, в зависимости от задания.

Игра идет как соревнование. Ряду насчитываются очки.

Телеграф.

Цель. Развитие умения делить слова на слоги.

Ход игры.

I вариант. Учитель говорит: «Дети, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово учитель произносит по слогам и сопровождает его хлопками. Затем он называет слово, а вызванный ученик самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками. Если ученик неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши. Испорченный телеграф нужно починить, т.е. произнести слово правильно по слогам и отхлопать.

Ученик, правильно выполнивший задание или исправивший ошиб­ку товарища, получает фишку. Выигрывает тот ряд или те ученики, кто был мастером и у кого больше фишек.

II вариант. Учитель говорит: «Сейчас мы с вами будем отгадывать слова. Я не назову их, а только передам по телеграфу: отстучу количество слогов. Вы должны подумать и сказать, какие это могут быть слова». Назвавший сразу два-три слова становится телеграфистом или получает флажок (по договоренности).

Купи игрушку.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики, пирамидка, матрешка, пушка.

Ход игры. Учитель раскладывает игрушки на столе и предла­гает ученикам «купить» те из них, в названиях которых два слога. Ученик подходит к столу, выбирает игрушку, четко произносит слово по слогам. Если ответ правильный, ученик отставляет игрушку в сторону — она «куплена». После того как игрушки, в названиях которых два слога, «куплены», предлагается детям «покупать» иг­рушки, в названиях которых три слога.

В конце игры учитель выясняет, почему никто не «купил» мяч и пирамидку.

Комментарии для учителя. Для данной игры можно подбирать игрушки из наборов посуды, мебели. Вместо игрушек можно использовать картинки, изображающие предметы одежды, обуви и т.д. Соответственно изменяется и название игры.

Молчанка.

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове. Оборудование. Карточки с цифрами 1, 2, 3 у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

Подбор слов может быть произвольным и тематическим.

Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.

Кто быстрее?

Цель. Развитие умения определять количество слогов в слове.

Оборудование. Слова, записанные на доске в два-три столбика (по количеству рядов).

Ход игры. Ученики по одному с каждого ряда выходят к доске и отмечают цифрой против слова в своем столбике количество слогов в нем. За каждое правильно указанное количество слогов ряд получает очко. Дополнительные очки насчитываются за найден­ные у соперника ошибки.

Зоопарк.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Оборудование. Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, под кармашками графическое изображение слого­вого состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий—три слога); карточки с изображением животных и их названиями.

Ход игры. Учитель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Ребятам предлагается определить, каких зверей в какую клетку можно посадить. Ученики по порядку выходят к доске, берут карточку с изображением животного, прочитывают его назва­ние по слогам и определяют количество слогов в слове. По коли­честву слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Примерный материал. Слон, верблюд, тигр, лев, мед­ведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.

Слог — шаг.

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным коли­чеством слогов.

Ход игры.

I вариант. Учитель дает каждому ученику задание: «Сделай два шага вперед! », «Сделай три шага вперед! », «Сделай шаг вперед! »

Ученик должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

Игровой жетон вручается правильно «прошагавшему» слово.

II вариант. Оборудование. Предметные картинки.

Ход игры. Все ученики получают по одной картинке. Пред­ставитель каждого ряда с поднятой картинкой делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок «прошагал» верно.

Кто уйдет дальше?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Ход игры. Один из учеников выходит к доске и идет от нее к классу, делая шаг на каждый слог выбранного им слова. Его остановка отмечается знаком на полу. Учитель спрашивает школьников, кто может уйти дальше, и вызывает к доске желающего. Если ученик прошагал дальше, т.е. подобрал слово с большим количеством слогов, его остановка также отмечается. Если остановка оказалась ближе, чем у предыдущего ученика, ход не засчитывается. Выигрывает тот, кто, правильно разделив слово на слоги, ушел дальше всех.

Отгадайте, кого я называю?

Цель. Развитие умения подбирать слова с заданным количест­вом слогов.

Ход игры. Учитель предлагает встать тем детям, чьи имена состоят из стольких слогов, сколько хлопков он сделает. Например: учитель хлопает три раза, учащиеся считают, после чего должны встать Се-ре-жа, Ма-ри-на, Та-ма-ра и т.д.

Собери слова.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами.

Ход игры. Учитель пишет на доске слог ва и раздает по одной карточке каждому ученику. Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу так, чтобы получилось слово. В конце игры учитель предлагает записать в тетрадь запомнившиеся слова по слогам.

Выигрывает тот, кто правильно и больше всех записал слов.

Примерный материал.

Слоги: тра, дро, сло, та, за, гон, со, сла, сли, бук, тык, сле, спра, и, хал, клюк.

Перевертыши.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Карточки со слогами (4—6) у каждого ученика.

Ход игры. Учитель называет по отдельности два слога. Уче­ники берут карточки со слогами и составляют из них сначала одно слово, потом, переставив слоги, другое. Выигрывают те, которые ответят, какие два слова получились.

Примерный материал.

Слоги: сос, на; чай, ка; вес, на; ка, мыш; бан, ка; ла, ска; ни, тка; ра, но; на, ши; ка, кой.

Часы.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопле­ние в памяти слоговых образов.

Оборудование. Круги с передвигающимися стрелками и с кармашками для слогов. Набор слоговых структур.

 

      

Ход игры. К доске выходит один ученик и ставит «часовую» стрелку на любой слог. Второй ученик ставит «минутную» стрелку на другой слог так, чтобы вместе с первым они составили слово. И так до тех пор, пока не будут использованы в игре все слоги. Получившиеся слова можно записать в тетрадях по памяти, деля на слоги. Выигрывает тот, кто больше записал слов, не сделав ошибки.

Примерный материал.

Слоги: бан, тя, са, вет, тка, ош, ка, ни, ко; ба, мыш, ма, ка, ры, ран; за, но, ра, сос, ро, на, мок, ки.

Домино.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. У каждого ученика по шесть пластинок домино:

Ва зи
Бы
Тук зу
Ма пе
Ка фар
Нал Вил

одно домино у учителя:             

тра

наборное полотно.

Ход игры. Учитель ставит на наборное полотно свою плас­тинку домино со слогом тра и предлагает ученикам подобрать у себя такую пластинку, первый слог которой образовал бы с данным слогом слово. Кто первый нашел такую пластинку, вы­ставляет ее на наборном полотне и прочитывает получившееся слово. К оставшемуся слогу учитель предлагает подобрать такой, чтобы опять получилось слово, и т.д. Игра заканчивается пластинкой «пусто». Выигрывает тот, у кого на парте осталось меньшее коли­чество пластинок.

По кругу.

Цель. Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образов.

Оборудование. Круг (круги) со слогами.

Ход игры.

I вариант. Начиная со слога ка, ученики прочитывают слоги через один по часовой стрелке до тех пор, пока опять не придут к слогу ка. Затем учитель убирает пособие, и ребята по памяти записывают получившиеся слова. Выигрывает тот, кто вспомнит больше всех слов и запишет их правильно.

         

 

II вариант. Каждый ученик ряда образует из слогов и записывает на доске одно слово. Выигравшим считается ряд, который быстрее и правильнее закончил «бег по кругу». За неправильно составленное слово снимается очко.

Точка.

Цель. Развитие умения быстро составлять и прочитывать слова со сходными слоговыми структурами.

Оборудование. Карточка со словом точка; карточки со слогами ве, кле, ни, лен, кис, кар, фор, кур, лас, кос, у, коф, шу, се у каждого ученика по одной.

Ход игры. Учитель предлагает детям добавить к слову точка свой слог так, чтобы получилось новое слово. Ученики прочитывают получившиеся слова: ве-точка, кле-точка, ни-точка, лен-точка, кис-точка, кар-точка, фор-точка, кур-точка, лас-точка, у-точка, коф-точка, шу-точка, се-точка.

Игра идет как соревнование. Выигрывает ряд, который правильно составит слова.

Полслова за вами.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Учитель, обращаясь к каждому ученику по порядку, произносит первый слог двусложного слова. Ученик должен закон­чить слово, назвав второй слог. Если он не может подобрать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает его товарищ. Назвав два и более слов, начинающихся данным слогом, он может ввести в игру любого из выбывших одноклассников. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Цепочка.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Дежурный записывает на доске слово окно по слогам. Далее ученики подбирают слово, которое начинается с последнего слога слова окно (но-ра), затем — новое слово, начи­нающееся слогом ра (ра-ма), и т.д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.

Потерянный слог.

Цель. Развитие умения подбирать слова по одному данному слогу.

Ход игры. Учитель говорит: «Наташа и Вова составляли различные слова из двух слогов. Но когда они хотели показать эти слова детям, случилась беда: слоги упали и рассыпались. У Наташи остался первый слог ва, а у Вовы последний слог ка. По­могите им, дети! Какие слова составляли Наташа и Вова? »

Учащиеся составляют слова, подбирая к любому из данных слогов первый или последний слог. За каждое правильно названное слово ученик получает фишку. Выигрывает тот, кто больше всех набрал фишек.

Найди ошибку.

Цель. Развитие умения определять правильное и неправильное деление слов на слоги.

Оборудование. Слова, записанные на доске в сле­дующей разбивке: пар-ус, пар-та, пар-к, пар-ад, пар-а, пар-ник.

Ход игры. Учитель говорит: «Мальчик не знал правил деления слов на слоги, а ему нужно перенести слова парус, парта, парк, па­рад, пара, парник. Он отделил во всех словах первую часть пар, а вторую часть решил перенести. Правильно ли он сделал? Найдите ошибки».

Правильный ответ оценивается красным кружком (флажком, звездочкой). Победитель выявляется по сумме полученных кружков.

Загадки.

Цель. Развитие умения отгадывать загадки и делить на слоги (или для переноса) слова-отгадки с последующей их записью в тетрадях.

Ее всегда в лесу найдешь —

Пойдем гулять и встретим,

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.        (Елка.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг.

Червякам я враг,

А деревьям друг.   (Дятел.)

Мой хвост не отличишь от головы.

Меня всегда в земле найдете вы.        (Червяк.)

Из железа тучка,

А у тучки ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку. (Лейка.)

С неба — звездой,

На ладошке — водой.    (Снег.)

Набита пухом,

Лежит под ухом.    (Подушка.)

Зверька узнаем мы с тобой

По двум простым приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке — летом.   (Белка.)

Под березой иль под елкой

Бродит кто-то весь в иголках.

Берегитесь ночью, мыши!

Он все видит, он все слышит.           (Ежик.)

Стоит Антошка —

Только шапка да ножка.

Дождик пройдет —

Антошка подрастет.   (Гриб.)

Что же это? Кап да кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять,

Мы промочим ножки.       (Дождь.)

Только дождик удалился,

В небе мостик появился,

Яркой выгнулся дугой,

Будто пояс золотой.      (Радуга.)

Не ворона, не синица —

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку —

Раздалось в лесу «ку-ку! ».       (Кукушка.)

                              

                                                       АЛФАВИТ

Алфавит.

Цель. Закрепление знания алфавита.

Оборудование. У каждого ученика по одной-две карточки с буквами.

Ход игры. Учитель читает стихотворение:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется... (алфавит).

Ученики угадывают последнее слово стихотворения. Затем они называют признаки, по которым узнали алфавит. Учитель пред­лагает вспомнить порядок букв в алфавите и расставить их на наборном полотне. Ученики выходят к доске, когда подходит очередь тех букв, которые они имеют. Карточка с буквой ставится на наборное полотно. Когда все буквы выставлены, школьники хором читают алфавит. Выигрывают все, вовремя вышедшие с буквой к доске.

Тридцать три богатыря.

Цель. Закрепление знания алфавита.

Оборудование. Штрафные карточки.

Ход игры. Учитель предлагает классу загадку:

На странице букваря

Тридцать три богатыря.

Мудрецов-богатырей

Знает каждый грамотей.               

Учащиеся называют отгадку и признаки, по которым они узнали алфавит. Далее учитель предлагает назвать буквы алфавита и сосчитать их. Для подсчета называемых букв назначается ученик-контролер. Остальные ребята по порядку называют буквы алфавита. Если кто-то не может быстро назвать следующую по алфавиту букву или называет не ту букву, он получает штрафную карточку. Эта карточка означает, что ученик должен повторить алфавит и рассказать его командиру звездочки во внеурочное время.

Кто быстрее?

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое приме­нение.

Оборудование. Две-три стопки книг в зависимости от рядов в классе.

Ход игры. Каждому ряду дается одинаковое количество книг. Объясняется суть задания: разложить книги так, чтобы фа­милии авторов располагались по алфавиту. Учащиеся по очереди (представители всех рядов) выбирают книги из своей стопки и раскладывают их по алфавиту на столе или на специальной подставке. Выполнение задания проверяется коллективно. Выигрывает тот ряд, который первый выполнил работу без ошибок.

Кто за кем?

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое при­менение.

Оборудование. Классная касса букв, в кармашках которой карточки с заглавными буквами.

Ход игры. Каждый ученик называет свою фамилию, опреде­ляет, на какую букву она начинается, подходит к кассе и берет карточку с соответствующей буквой. Если встречаются две фамилии на одну букву, учитель помогает определить, чья фамилия будет первой. Когда все ученики возьмут карточки, учитель предлагает им построиться в шеренгу по алфавиту. Правильность построения проверяется по классному журналу. Выигрывают те, кто правильно определил свое место в шеренге.

Помощники библиотекаря.

Цель. Закрепление знания алфавита, его практическое при­менение.

Оборудование. Карточки с заглавными буквами; наборное полотно с тремя длинными кармашками для букв, расположен­ными в один ряд.

Ход игры. Учитель говорит: «Ребята, мы с вами в новой библиотеке. Нужно помочь библиотекарю правильно и быстро рас­ставить книги по полкам. На первой полке будут стоять книги авторов, чьи фамилии начинаются на А И, на второй полке на К У, на третьей на Ф Я (учитель выставляет первую и последнюю буквы в каждом кармашке наборного полотна). Давайте заполним пропуски между буквами».

Каждой группе выделяется своя «полка» (кармашек). Работу начинают одновременно все группы. Ученики по порядку выходят к доске, выбирают карточку со следующей по алфавиту буквой и ставят ее на наборное полотно. Лучшими помощниками библио­текаря будут считаться ребята той группы, которая первой пра­вильно заполнила кармашек. В заключение учитель предлагает ребятам назвать фамилии писателей и поэтов, чьи книги можно поставить на первую, вторую и третью полки.

Поможем зверям.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Картинки, изображающие животных, с подписями.

Ход игры. Учитель говорит: «Собрались в лесу звери, решили устроить концерт. Каждому хотелось выступить первым. Стали звери спорить. Обезьяна предложила выступать в порядке алфавита. И все звери согласились. Но только они не знали алфавита. Поможем им, ребята? »

Дети выходят по очереди к доске и ставят на наборное полотно картинки с названием животного в порядке алфавита. Если ученик ошибся, он получает штрафной жетон, который должен вернуть на следующий день, рассказав наизусть алфавит.

Примерный материал. Слон, лев, тигр, обезьяна, гепард, волк, жираф, медведь, белка, заяц, кабан, дикобраз, енот, пантера, еж, носорог, рысь, шакал, хорь, антилопа.

Словарь — наш друг.

Цель. Закрепление знания алфавита; обогащение словаря.

Оборудование. Школьный орфографический словарь, кар­точки с буквами.

Ход игры. Каждый ученик получает карточку с буквой. Предлагается всем найти в словаре слова, начинающиеся с данной буквы, и четыре-пять из них выписать в тетрадь. Выигрывает тот, кто быстро, правильно, красиво выполнил задание и сумел объяснить значение выписанных слов. Первые пять учеников полу­чают отличную оценку.

Азбука в картинках.

Цель. Практическое употребление знания алфавита; активиза­ция словаря учащихся.

Оборудование. Азбука в картинках с пропусками на месте некоторых картинок и букв; набор фишек.

Ход игры. Учитель показывает ребятам незаконченное посо­бие и просит помочь в изготовлении азбуки в картинках для первоклассников. Для этого в пустых окошках надо написать или наклеить готовые буквы, нарисовать или вырезать и наклеить соот­ветствующие картинки. На уроке проводится подготовка к изготов­лению пособия. Ученики должны назвать пропущенные буквы и предложить к ним интересные картинки. Правильные ответы оцениваются фишками. Победитель определяется по количеству полученных фишек.

Комментарий для учителя. На уроках труда или во внеурочное время дети под руководством учителя или воспитателя заканчивают изготовление азбуки в картинках и передают пособие в первый класс.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.143 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь