Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Т. I . ГЛ. II . КРЕЩЕН1Е ВЛАДИМИРОМЪ ВСЕЙ СТРАНЫ.
Въ вопросЬ о принятш Владимиромъ христтанской православной виры содержатся два отдельные вопроса, во-первыхъ: к^мъ онъ обра-щенъ въ нее или кто былъ ея предъ нимъ проповгЬдникомъ; во-вто-рыхъ: отъ кого онъ принялъ крещеше. Для проповеди православнаго христианства къ Владимиру не приходили ни посолъ гречесюй, о которомъ говоритъ повесть, ни какой бы то ни было стороннш миссшнеръ. Следовательно, его пропов'Ьдни-ковъ нужно искать дома, и следовательно ясно, что таковыми были гЬ Варяги-христсане, которые въ весьма большомъ числ'Ь находились въ Шевъ- со времени Игоря. Эти Варяги-христсане сделали внутрен-нимъ хриспаниномъ Игоря и расположили открыто принять хрисйан-ство его супругу Ольгу: они же обратили въ хриспанство и Владимира. Если эти домашше христиане въ состояши были обратить къ христианству и въ хриспанство двоихъ первыхъ, то очевидно, что подобное же они могли столько же сделать и съ посл'Ьднимъ, а такимъ образомъ симъ самымъ устраняются и всяше вопросы о возможности дела. Что расположило Владимира къ принятш христианства, объ этомъ мы будемъ говорить ниже; а здесь для полноты мы только должны не оставить сказать, что о такомъ, по видимому, неожиданномъ обстоятельстве, какъ обращеше Владимира въ христианство домашними Ва-рягами-христ1анами, мы находимъ записанное предаше, это именно— въ одной Исландской сагЬ '). Что касается до крестителей Владимира въ тЬсн'Ьйшемъ смысле или до тЬхъ, отъ кого онъ принялъ самое крещеше, то здесь возможно предполагать несколько случаевъ: во-первыхъ, онъ могь быть крещенъ священниками тЬхъ же домашнихъ Варяговъ-хриспанъ, которыми обращенъ былъ въ хриспанство или расположенъ къ его принятш; во-вторыхъ, онъ могь послать за крестителями въ Грецш или въ Болгарш; въ-третьихъ, онъ самъ могь пойти для крещешя въ ту или другую изъ сейчасъ названныхъ странъ. Наиболее вероятнымъ представлялось бы думать, что, решившись принять христианскую веру, Владимиръ тотчасъ же вошелъ въ сно-шешя съ Греками, отъ которыхъ онъ долженъ былъ получить iepap-хш и церковное управлеше и съ которыми его церковная связь вообще необходимо предполагалась. Какъ однако это ни вероятно само ') Объ ОлавЬ, сын* ТригшевЬ, конунгЬ Норвежскомъ, который, крестившись въ Грецш, убедим, потомъ къ принятш хрнтанства и Владимира. См. ее въ прнложенш къ этой главъч ЕГО СОБСТВЕННОЕ КРЕЩЕН1Е. 129 по себе и какъ наоборотъ ни мало съ перваго взгляда вероятно то, что было въ действительности, однако несомненно, что Владимиръ принялъ крещеше не отъ Грековъ и безъ всякихъ сношеюй съ ними и что онъ не завязывалъ съ ними этихъ последнихъ въ продолжение цъмшхъ двухъ летъ после крещешя. Сейчасъ выше мы привели свидетельство монаха 1акова, что Владимиръ только спустя два года после крещешя взялъ у Грековъ Корсунь. Но вместе съ темъ монахъ 1аковъ совершенно ясно даетъ знать, что сношешя, въ которыя онъ всту-пилъ съ Греками после взя-пя Корсуни, были первыми его сношешями съ ними послв принятая христсанства, —что походъ на Корсунь именно и предпринять былъ съ тою цблпо, чтобы завязать ихъ. 1аковъ говорить, что Владимиръ предпринялъ этотъ походъ, между прочимъ, съ тою целш, чтобы привести на свою землю хриспанъ и священниковъ, которые научили бы его людей закону хриспанскому; стоя подъ осажденной Корсунью, Владимиръ молился, по 1акову: «Господи Боже, Владыко всехъ! Сего у Тебе прошу, даси мп градъ, да пршму (и) и да приведу люди хрестьяны и попы на свою землю, да научать люди (мои) закону хрестьянскому>. Если бы Владимиръ прежде имелъ сношешя съ Греками, то эти столь необходимые хриспане и священники, очевидно, были бы и приведены въ Россш прежде; если же сего не было, то необходимо следуетъ, что не было и сношенш. Действительно странный и неожиданный фактъ, что Владимиръ целые два года после крещешя не вступалъ въ сношешя съ Греками, основывается и не на одномъ только свидетельстве монаха 1акова, хотя и ему одному мы не имели бы совершенно никакого права отказать въ вере. Ниже мы увидимъ, что PocciH въ продолжеше значительно долгаго времени после крещешя Владимирова оставалась безъ митрополита и безъ надлежащего церковнаго управлешя. Но если бы Владимиръ крестился отъ Грековъ, то как1я причины могли бы воспрепятствовать послед-нимъ дать намъ митрополита и ввести у насъ полное церковное управление более или менее вскоре после этого крещешя? Никакихъ при-чинъ придумать нельзя, и следовательно—единственно возможное изъ сего заключеше есть то, Владимиръ крестился не отъ Грековъ и что въ продолжеше того или другаго времени после крещешя онъ действительно не завязывалъ съ ними сношеюй. Наконецъ, можемъ прибавить и то, что летописцы гречесте не говорятъ о крещеши Владимира отъ пнхъ, хотя и говорятъ объ его женитьбе на ихъ греческой царевне. 130 Т. I. ГЛ. II. КРЕЩЕШЕ ВЛАДИМИРОМ. ВСЕЙ СТРАНЫ. Если не Греки были крестителями Владимира, то или Болгары или домашше христиане. Поел* принятая хриспанской веры Владимиръ им'Ьлъ нужду входить въ сношешя съ Болгарами для заимствовать отъ нихъ славян-скихъ богослужебныхъ книгъ (которыя, какъ нужно принимать, онъ получилъ непосредственно отъ Болгаръ, а не черезъ посредство Гре-ковъ, см. ниже). Весьма вероятно думать, что онъ входилъ въ эти сношешя не после, а прежде приступа къ крещенпо народа. Однако, вовсе не представляется вероятнымъ то, чтобы онъ и крестился отъ нихъ, то-есть чтобы, вознамерившись ввести въ странЬ хри-спанство, онъ вступилъ въ сношешя съ ними до своего собствен-наго крещешя и чтобы для этого послйдняго онъ или вызыва-лъ къ себе крестителей отъ нихъ или самъ ходилъ къ нимъ креститься. Для чего бы онъ это сдвлалъ? Для придашя акту своего крещешя большей торжественности? Но въ такомъ случай онъ необходимо обратился бы къ Грекамъ, ибо что такое были для Владимира эти Болгары, чтобы крещешемъ отъ нихъ могла быть придана акту послйд-няго большая торжественность? Притомъ, какъ мы увидимъ сейчасъ ниже, едва ли сл^дуеть думать, чтобы этому акту своего крещешя Владимиръ искалъ придать торжественность. Такимъ образомъ, относительно вопроса объ его крестителяхъ наиболее вероятнымъ представляется то, что, обращенный въ христсанство Шевскими Варягами-христданами, онъ и крещенъ былъ просто руками священниковъ этихъ ПОСЛ'БДНИХЪ. Повесть, помещенная въ летописи, относить крещеше Владимира къ 988-му году. Но и это оказывается не совсЬмъ точнымъ. По свидетельству монаха 1акова (въ Похвале Владимиру) и преп. Нестора Печерскаго (въ Житш Бориса и Глеба), Владимиръ крестился въ 987-мъ году, именно — первый изъ нихъ говорить, что Владимиръ, умершш въ 1015-мъ году, пожилъ после крещешя 28 лътъ, а второй прямо говорить, что оно было въ л'Ьто 6495 отъ сотворешя Mipa. Въ пользу 1акова и Нестора говорятъ и летописцы гречесие: Владимиръ взялъ Корсунь посл'Ь крещешя черезъ два года на третш (по свидетельству 1акова), а по сейчасъ названнымъ лътописцамъ это могло быть не поздние начала 989-го года '). ') Поел* взят1я Корсунн Владимиръ оказалъ военную помощь императорамъ греческимъ, боровшимся съ однимъ бунтовщикомъ, а эта помощь могла быть оказана не позднее апръля 989 г., —Krug ' s Chronologie der Byzantier, 319. По 1акову, Владимиръ „поел* крещешя на пятое лъто Переяславль заложи", а,.въ девятое ЕГО СОБСТВЕННОЕ КРЕЩЕН1Е. 131 Итакъ, отстранивъ баснослов1е повести, мы получаемъ относительно обращешя Владимира въ хриспанство и относительно его кре-щешя следующее немногое: подобно своему деду Игорю и своей бабке Ольгв, Владимиръ расположенъ былъ къ принятно хриспанства шев-скими Варягами-хрисйанами; онъ крещенъ былъ, по всей вероятности, священниками этихъ Варнговъ-хрисианъ; годъ его крещешя есть 987-й, который былъ девятымъ годомъ его правлешя. Сейчасъ мы указали то странное обстоятельство, что Владимиръ вошелъ въ сношешя съ Греками не при самомъ своемъ обращенш въ хриспанство, а только спустя два года после крещешя. Мы снова должны возвратиться къ нему. Обстоятельство, действительно, весьма странное, но въ тоже время мы не имЬемъ ни мал^йшаго права въ немъ сомневаться, ибо не имеемъ совершенно никакихъ основашй заподозривать достоверность историческихъ показанш монаха 1акова. Какъ же его понимать и какъ же его себе толковать? Оно можетъ быть объяснено, если мы предположимъ нечто, чего обыкновенно не предполагаюсь, но чтд предположить весьма возможно и естественно. Дело о крещети Владимира обыкновенно представляется такъ, что, решившись принять хриспанство и крестившись самъ, онъ тотчасъ же приступить къ крещенгю и всего своего народа. Но дело могло быть и иначе. Решившись принять хриспанство и крестившись самъ, Владимиръ могъ не вдругъ приступить къ крещешю народа. Веря повести, помещенной въ летописи, и забывая о всякой естественности, обыкновенно полагаюсь, что приказате креститься всему народу стоило для Владимира такъ же мало, какъ для любаго барина стоить приказате лакею переодеться изъ худаго кафтана въ хорошш: десятину вда церкви Богородицы"; снеся эти показания съ годами лт> тописи, полу-чнмъ годъ крещешя 987. У 1акова читается, что Владимиръ крестился въ десятое л4то но y6iemu Ярополка; но тутъ должно видеть ошибку вместо девятое, какъ это и читается въ Никоновской (I, 25) и Псковской (Собр. лйтт. IV, 175) л'Ьто-писяхъ (недавно напечатанным сирскШ историкъ начала XI вика Яхъя Антюхгй-сшй говорить, что императоры съ помощью войскъ русскаго князя победили бунтовщика въ сраженш, происходившемъ 13 Апреля 989 г., см. „Извлечешя изъ за-писокъ Яхън АнтюхШскаго", изданныя, переведенныя и объясненныя барономь Розенолп, въ приложены къ XLIV т. Запис. Акад. Н., стр. 25. Когда издатель Яхъи нолагаетъ, что Владимиръ оказалъ помощь императорамъ до взятя Корсуни, то мы этого совс4мъ не постигаемъ, т. е. не иостигаемъ, чтобы Владимиръ могъ оказать императорамъ помощь еще въ то время, какъ осаждалъ ихъ городъ и находился съ ними въ войнЬ, ибо людямъ, съ которыми воюютъ, не оказываютъ въ тоже время помощи). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы