Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПОВЬСТЬ О КРЕЩЕНШ ВЛАДИМИРА.




225


Востоковъ, а XVII и, вероятно, второй половины (вторая редакщя преосв. Maicapifl). Компилящя надписывается: „Месяца 1юля въ 15 день память благовйрнаго великаго князя Владимира, нареченнаго въ крещенш Ваишя". Она состоитъ: сначала 11 строкъ—начало проложнаго житая, которое пе-чатаемъ ниже (Сей бысть сынъ Святославль отъ племени Варяжска... и посла по всЬмъ языкомъ, испытал законъ, како вт> рують), потомъ- жипе съ самаго начала (Ходиша же слуги его), но не до конца, а въ размерь1 трехъ пятыхъ '); конецъ опять изъ Пролога (Преставися къ Богу месяца...). Вторая компилящя въ Милютинской Минет, подъ 15-мъ 1юля, Синод, ркп. Д» 807 л. 954. Надписаше и небольшое начало изъ монаха 1акова, кото­рый ниже, а потомъ жиле.

.. Жиле блаженаго Володииераг ).        fleet сть, пом % щенная въ лЪтописи.


Сице убо бысть малымъ прежде сихъ л'Ьтъ, сущу самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолжину, а правнуку Рюрикову, хо­диша же слугы его въ Болъгары и въ НЬмци, и видЬша скверная дЪла ихъ; и оттолЬ идоша въ Царьградъ и видтлпа украшен! а церковная и чинъ божественныя службы, изряд­ная apxiepMcKafl л'Ьпота, пЬнья же и ликы, и предстояшя дьяконъ, и ту пребыша 8 дней. Царь же Васи-лей и Костянтинъ отъпустиша я с дары и с честию.


„Избраша мужи добры и смысле-ны, числомъ 10, и pinia имъ: „иди­те первое въ Болгары, и испытайте первое виру ихъ". Они же идоша, и пришедше видЬша скверпыя дЬла и кланянье въ ропати, (и) придоша въ землю свою. И рече имъ Володимеръ: „идЬте паки въ Нт> мци, съглядайте такоже, и оттудт. идЬте въ Греки". Они же придоша въ Нт> мци и съгля-давше церковную службу ихъ, (и) придоша Царюгороду, и внидоша ко царю; царь же испыта, коея ради вины придоша, они же спов4даша ему вся бывшая. Се слышавъ царь, радъ бывъ, и честь велику створи имъ въ тойже день. HayTpifl посла къ патреарху, глаголя сице: „придо­ша Русь, пытающе вт, ры нашея, да пристрой церковь и крилосъ, и самъ причинися въ святительсыя ризы, да видятъ славу Бога нашего". Си слышавъ патреархъ, повели созвати крилосъ, по обычаю створиша празд-никъ и кадила вожьгоша, пйнья и


•) Изъ пяти страницу въ Исторш преосв. Макар1я три первыя, — до смерти на Берестовомъ.

*) Такъ въ Сахар, п Академ., въ Болотовск.: Исвыташе блаженаго князя Владимира.


226


Т. I. ГЛ. П. ПРИЛОЖЕШЯ.


 


Stole.


Мтошсь.


 


Они же пршдоша въ Русь. Воло-димеръ же созва бояры своя и стар­цы, и рече имъ: пее пршдоша по-сланши наши, да слышимъ отъ нихъ бывшая". И рекоша слугы ходившая: „яко смотрихомъ, како покланяются Болгаре в ponarb, стояще без по­яса, и поклонився сядеть и глядить сЬмо и овамо, акы бъчпенъ; и нъхть веселья въ нихъ, но печаль и смрадъ великъ, и Hicrb добръ законъ ихъ. Въ Н^мцехъ же многы видвхомъ въ храм$хъ службы творяща, а красоты никоея не вид^хомъ въ нихъ. Пр1-идохомъ же и во Греки, въ Царь-градъ, и ведоша ны, ид" Бже служать Богу своему, и не в^мы, на небеси ли есмы были или на земли: несть нигдйже такова видвнш, ни красоты татя не доумъемъ сказати; токмо то в^мы, яко тамо Богъ со чело-в^кы пребываетъ, и есть служба ихъ лучши всЬхъ странъ. Мы убо не можемъ забыти красоты тоя: всякъ бо челов'Ькъ, аще вкусить сладка, последи же не приметь горести; тако и мы, княже, не можемъ здъ- быти, но идемъ тамо". Бояре же рекоша: „аще не бы былъ добръ законъ Гре-


лики съставиша. И иде съ ними въ церковь, и поставиша я на про-страньнй Micrfs, показающе красоту церковную, п4нья и службы apxie-рейски, престоянье дьяконъ, ' сказа-юще имъ служенье Бога своего; они же, во изум^ньи бывше, удивившеся, похвалиша службу ихъ. И призваша я царя ВасилШ и Костянтинъ, р4ста имъ: „ид-вте въ землю вашю", и от-пустиша я съ дары велики и съ честью.

Они же придоша въ землю свою, и созва князь боляры своя и старца, (и) рече Володимеръ: „се придоша посланш наши мужи, да слышимъ отъ нихъ бывшее". И рече: „скажи­те предъ дружиною". Они же piraa: „яко ходихомъ въ Болгары, смот­рихомъ, како ся покланяють въ хра-Mi, рекше въ ропати, стояще безъ пояса; поклонився сядеть, и глядить сЬмо и онамо яко бъчпенъ, и н" бсть веселья въ нихъ, но печаль и смрадъ великъ, н-бсть добро законъ ихъ. И придохомъ въ Шшци И ВИДБХОМЪ въ храм'Ьхъ многи службы творяща, а красоты не видЬхомъ никоеяже. И придохомъ же въ Греки, и ведоша ны, идЬже служать Богу своему, и не свймы, на небй ли есмы были, ли на земли: н^сть бо на земли та­кого вида, ли красоты такоя, и не-доум'Ьемъ бо сказати; токмо то в^мы, яко онъдб Богъ съ человек пре-бываеть, и есть служба ихъ паче всЬхъ странъ. Мы убо не можемъ забыти красоты тоя; всякъ бо че­лов'Ькъ, аще укусить сладка, последи горести не пршмаеть, тако и мы не имамы сдЬ быти". Отв-Бщавше же


П0В*СТЬ О КРЕЩЕНШ ВЛАДИМИРА.


227


 


Ждпв.


Итоши.


 


ческый, то нс бы пр1яла Олга, баба твоя". Володимеръ же рече: „воля Господня да будеть! " И умысли въ еебъ: „сице сътворю".

Минувшю же лъту, иде съ вой на Корсунь. Корсуняне же боряхуся кръпко со града. Володимеръ же рече: „аще ми ся не предаете, стояти имамъ за три лъта". Они же не послу-шаша, и стоя шесть мъсяць г). Бъ же въ Корсуни мужь именемъ Ана-стасъ; сей написавъ на стрелу и пусти к) къ Володимеру: „ко кладязю отъ въеточныя страны града въ градъ по трубамъ воды сведены; копавъ перейми я" '). Князь же, се слытпавъ, рече: „Господи Боже! аще ми се сбу­дется, a6ic крещюся". И повел* ко-нати въпрекн трубамъ, и переяша


боляре рекоша: „аще бы лихъ законъ ГречьскШ, то не бы баба твоя npi-яла Ольга, яже 6f> мудръйшн всъхъ человъкъ". Отвъщавъ же Володи­меръ рече: „гдв крещенье пршмемь? " Они же рекоша: „где ти любо".

И минувшю лъту, въ лъто 6496, иде Володимеръ съ вой на Корсунь, градъ ГречьскШ, и затворишася Кор­суняне въ градъ; и ста Володимеръ объ онъ полъ града въ лимени, да­ли града стрзлище едино1), и бо­ряхуся кръпко изъ града, Володи­меръ же объетоя градъ. йзиемогаху въ градъ людье, и рече Володимеръ къ гражаномъ: „аще ся не вдасте, имамъ стояти и за 3 лъта". Они же не послушаша того, Володимеръ же изряди воъ своъ, и повелъ приспу сыпати къ граду. Симъ же спущимъ, Корсуняне, подъкопавше стъну градь-


') Тоиографш Корсуни см. въ Запнскахъ Одесскаго Общества Исторж и Древностей, томъ 2, отд. 1 стр. 256 нач. sqq. Она находилась на мысу между двумя заливами—нынешней Карантинной бухтой съ восточной стороны и нын*ш-нимъ Круглымъ заливомъ съ западной (въ двухъ верстахъ къ западу отъ Севасто­поля). „Лимень объ онъ полъ града", т. е. по ту сторону города въ направленш отъ 1иева—пристань въ Кругломъ залив*.

2) Если принять это изв*епе за справедливое, то, какъ замечали мы выше, будетъ сл*довать, что Владимиръ, взявшШ Корсувь въ начал* 989 г., отправился въ походъ на нее д*йствительно въ 988 г., который стоить въ л*тописи.

5) JKirrie нужно понимать: въ колодецъ или систерну, которая находится въ город* на восточной сторон* ти въ восточной его части, по трубамъ проведены воды, подразумевается—извн*. Повесть, наобороть, разумея иодъ колодезями бас­сейны вн* города, изъ которыхъ проведена была въ него вода, едва-ли д*лаегь правильную поправку: по отношение къ кораблям* Владимира въ пристани восто-комъ былъ городъ, а по отношешю къ его осадному лагерю на суш* (которую Корсунь им*ла съ южной стороны) колодези или бассейны были съ юга (о нихъ и о водопровод* см. ibid. стрр. 258 и 262). Полякъ Броневскгё, описавшШ развалины Корсуни во второй половин* XVI в*ка, согласно съ жийемъ говорить, что хра­нилища проведенной воды были у восточной сгЬны города (Записки Одесск. Общ. Ист. и Древн. т. VI стр. 341).


228


Т. I. ГЛ. И. ПРИЛ0ЖЕН1Я.


 


Ждпв.


Летопись.


 


воду. ЛюдДе же въ град* изнеможаху жажею водною, и предашаея. Онъ же, вземъ градъ, посла къ царемъ къ Басилш и къ Коетянтину въ Царьградъ, глаголя има: „се градъ вашь славный взяхъ, слышахъ же, яко имъета сестру дт> вою, —дайте ю за мя; аще ли ми ея не даста, азъ Царюграду тако сътворю, яко сему". Она же отвъщаста: „намъ не досто-итъ за некрещеныя давати, но кре-щише (да) иршмеши; аще ли сего не сътвориши, не дадт> мъ сестры своея за тя". Володимеръ отвт> ща по-сланнымъ: „пришедше отъ васъ кре-стятъ мя". Ипосласта царя2) Анну, сестру свою, и съ нею воеводы и прозвутеры, и пршдоша в Корсунь. А Володимеръ разболъся. Епископъ же съ попы Корсуньскими и съ попы царицины, огласивше, крестиша и въ церкви святаго Иякова в Кор-сунъ градъ, и нарекоша имя ему Василей. И бысть чюдо дивно и пре-славно: яко възложи руку на нь епи­скопъ, и a6ie цълъ бысть отъ язвы *). Възрадовася сердцемъ, и мнози отъ бояръ его въ томъ част, крестишася: и постави церковь въ Корсунъ на горъ святаго Васи-iia *).


скую, крадуще сыплемую персть и ношаху къ себъ во градъ. сыплюще по средъ града'); воини же присы-паху бо.тЬ, а Володимеръ стояше. И (се) мужь Корсунянинъ стръли, име-немъ Настасъ, напсавъ сице на стрт.-лт>: „кладязи, яже суть за тобою отъ въстока, изъ того вода идетъ по трубт»; копавъ перейми". Володимеръ же слышавъ, возрт> въ на небо, рече: „аще се ся сбудеть, и самъ ся кре-щаю". И ту абье повел* копати преки трубамъ и преяша воду: людье изнемогоша водною жажею и пре­дашаея. Вниде Володимеръ въ градъ и дружина его, и посла Володимеръ ко царема Василью и Коетянтину, глаголя сице: „се градъ ваю слав­ный взяхъ; слышю же се, яко сестру имата дъвою, да аще et> не вдаста за мя, сътворю граду вашему, яко-же и сему створихъ". И слышаста царя, быста печальна, (и) въздаста вт> сть, сице глаголюща: „не досто-итъ хрестеяномъ за поганыя дати; аще ся крестиши, то и се получишь, и царство небесное пргимеши, и съ нами единовт> рникъ будеши; аще ли сего не хощеши створити, не мо-жемъ дати сестры своея за тяи. Си


" ) Объ обычаФ> не только Русскнхъ, но и вообще древпихъ, брать стЬии осаждаемыхъ городовъ посредствомъ „приспы", см. выше стр. 51, прлм. 1.

г) Въ Акад.: и посласта царицу Анну сестру...

*) Обращаемъ особенное внпмаше читателя на разсказъ о чудь въ жит1и и въ повести. Такъ какъ последующе сказатели никогда не сокращаютъ чудесъ, то, по нашему уб^жденю, тутъ решительное доказательство, что авторъ жиия по отношение- къ автору повести есть предшествующШ, а не посл, вдую1ц1й.

*) Относительно церкви, въ которой Владимиръ вънчался съ царевной, какъ мы говорили выше, въроятнъйшее есть думать, что она была каеедральная Корсунская—Св. Софш, какъ это въ Ипатской летописи. Что касается до церкви, которую онъ поставнлъ, то—въ житш—св. Василия, въ Лаврент. лътоп.—безъ имени,


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь