Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Т. I . ГЛ. III . УИРАВЛЕН1Е.




После этого раздтЬлетя средствами содержатя епископовъ съ ихъ каеедральными клириками стали, во-первыхъ, обиця съ приход­скими священниками добровольныя приношешя в'Ьрующихъ, т. е. именно т^хъ в'Ьрующихъ, которые не отошли отъ каеедральныхъ епископскихъ церквей къ образовавшимся частнымъ приходамъ и которые, после образовашя сихъ посл'Ьднихъ, остались собственными прихожанами первыхъ (каеедральныхъ церквей); во-вторыхъ—доходы съ недвижи-мыхъ именш и въ-третьихъ—государственная руга. Изъ этихъ трехъ средствъ содержатя последнее — государственная руга прекратила свое существовате или перестала быть выдаваема более или менее вскоре послов Юститана, если только еще не при немъ '). Средствомъ содержанк приходскаго духовенства стали добровольныя приношетя в'Ьрующихъ, образовавшихъ изъ себя приходы. Была ли выдаваема ему отъ епискошй соответствующая или какая-нибудь часть доходовъ отъ недвижимыхъ именш (дотоле принадлежавшихъ каеедрамъ) и изъ государственной руги (пока она существовала), остается неизв'Ьстнымъ.

Въ дальнейшее и позднейшее время эти средства содержатя являются въ следующемъ виде:

духовенства низшаго или приходскаго: 1) добровольныя прино­шетя верующихъ или прихожанъ, 2) сборы съ прихожанъ самого духовенства (наши такъ-называемыя славы), 3) взимате платъ за требы и частныя службы и наконецъ 4) отчасти доходы съ недвижимыхъ именш, которыя были жертвуемы н'Ькоторымъ приходскимъ церквамъ такъ же, какъ и епискошямъ;

духовенства высшаго или арх1ереевъ съ ихъ каеедральными при-чтамн: 1) доходы съ недвижимыхъ именш, 2) все те доходы, что н приходскаго духовенства, поколику каеедральныя церкви имели свои приходы, 3) взимате платъ за требы не только съ собственныхъ при­хожанъ, но и со всехъ м1рянъ enapxifi, такъ какъ и после образова­ть приходовъ осталось въ обычае, чтобы, не довольствуясь приход­скими священниками, приглашать для совершетя требъ епископовъ, 4) ежегодные сборы или оброки и временныя пошлины съ приходскаго духовенства enapxifi, 5) таковые же сборы или оброки и таковыя же пошлины со всехъ м1рянъ enapxifi.

') Въ кодексе Юстнвлановомъ приводится законъ о pyri Мартановъ 454 г., — lib. I, tit. II, leg. 12 (salaria, quae sacrosanctis ecclesiis in diversis speciebus de publico hactenus ministrata sunt, jubemus nunc quoque inconcussa et a nullo prorsus imminuta praestari liberalitatique huic promptissimae perpetuam tribuimus firmita-tem). Но въ его собственныхъ новеллахъ, если не ошибаемся, н-Ьтъ о ней ничего.


СРЕДСТВА СОДЕРЖАШЯ ДУХОВЕНСТВА ВЫСШАГО И ННЗШАГО. 505

Въ то время, какъ мы приняли отъ Грековъ христаанство, у нихъ дело со средствами содержашя имело себя такъ, какъ мы пред­ставили сейчасъ непосредственно. Между всеми указанными средствами, поел* исчезновешя государственной руги, не было ни одного, которое бы шло отъ государства, а равнымъ образомъ не было ни одного, которое бы было узаконено н утверждено государством^ (хотя это последнее съ некоторыми изъ средствъ случилось вскоре поел* при­нятая нами христаанства); все указанныя средства или непосредственно шли отъ добровольнаго усерд1я вфрующихъ, или же, —какъ оброки и пош­лины низшаго духовенства высшему, —условливались этимъ усерд1емъ (ибо, не имея что взять съ в'Ьрующихъ, низшее духовенство не им'Ьло бы и что давать арх1ереямъ). Этимъ средствамъ отъ добровольнаго усерд1я, очевидно, не могло быть предоставлено у насъ духовенство въ первое время, ибо предки наши въ первое время поел* своего принудительна го крещешя были христаанамп только по имени и не могли иметь никакой добровольной охоты содержать духовенство. Сле­довательно, въ первое время духовенство такъ или иначе имело быть обезпечено у насъ самимъ правительствомъ. И правительство действи­тельно сделало это: при невозможности воспользоваться примеромъ Грецш, оно отчасти воспользовалось примеромъ Запада, отчасти же поступило самостоятельно. Высшее духовенство или арх! ереевъ съ ихъ каеедральными причтами св. Владимира, обезпечилъ въ содержанш— съ одной стороны, такъ называемой десятиной, а съ другой стороны, какъ весьма вероятно думать, недвижимыми имешями; низшему пли приходскому духовенству онъ назначилъ определенное жалованье или определенную ругу.

Мы уже замечали много выше, что Владимиръ находился въ живомъ и близкомъ общенш съ государями западными и что эта жи­вая близость общешя должна быть представляема себе такою же или почти такою же, какова она въ настоящее время, после Петра Вели-каго. Въ частности, по прямому свидетельству нашей летописи, Вла-дчмиръ жилъ въ нарочитомъ близкомъ общенш съ королями Венгер-скимъ, Чешскимъ и Польскимъ, имея съ ними миръ и любовь '); и это не только после принятая христаанства, но и до принятая, ибо, будучи язычникомъ, онъ привелъ одну свою жену изъ Чехш. Следо­вательно, онъ очень хорошо могъ знать церковные порядки западные. А поэтому и нетъ ничего удивительнаго, что, не имея возможност

*) Подт, 996 г.

34-832


506                           Т. I. ГЛ. Ш. УПРАВЛЕШЕ.

относительно обезпечетя духовенства воспользоваться прим^ромъ Гре-ковъ, онъ отчасти воспользовался привгБромъ народовъ западныхъ. Владимиръ воспользовался этимъ примъ*ромъ въ томъ, что однимъ изъ средствъ содержашя духовенства назначилъ десятину (десятую часть) отъ стяжатй или отъ прибытковъ. Однако, онъ воспользовался при-MipoMb не совсвмъ точнымъ образомъ и не совсЬмъ сполна, — съ одной стороны обезпечивъ по западному только духовенство высшее, а съ другой стороны—обременивъ населете содержашемъ духовен­ства несравненно менЬе, чъчмъ это было на Запад'Ь. На Западе деся­тина въ пользу духовенства была узаконена правительственнымъ обра­зомъ отъ импер. Карла Великаго въ 779 г. ') и им'Ьла состоять: во первыхъ, въ томъ, что государство должно было отдавать въ пользу церкви десятую часть всЬхъ своихъ ежегодныхъ доходовъ, какъ де-нежныхъ, такъ и натуральныхъ; во вторыхъ, въ томъ, что всЬ частные люди, какъ знатные и богатые, такъ и простые и бедные должны были отдавать въ пользу церкви ту же десятую часть своихъ ежегодныхъ доходовъ, денежныхъ ли то, или натуральныхъ '). Что касается до

') КапитулярШ Карловъ сего года у Pertz' a въ Monumenta Germaniae, III 36 (§ 7).

'1) Въ капитулярш Карла 785 г. читается: Et hoc Christo propicio placuit, ut undecunque census aliquid ad fiscum pervenerit, sive in frido (денежный доходъ отъ податей), sive in qualicuuque banno (доходъ или прибытокъ натурою отъ раз-ныхъ хозяйственныхъ статей), et in omni redibutione (reditu) ad regem pertinente, decima pars ecclesiis et sacerdotibus reddatur, —cap. 16, и noTOJTb: Similiter secun­dum Dei mandatum praecipimus, ut omnes decimam partem substantiae et laboris sui ecclesiis et sacerdotibus donent, tarn nobiles quam ingenui, similiter et liti (крестьяне), juxta quod Deus unicuique dederit christiano, partem Dei reddant, — cap. 17, у Pertz' a ibid. p. 49.—На основанш примера церкви ветхозаветной въ христаанскомъ обществе очень рано начало быть проповедуемо, что веруюшДе должны удалять въ пользу служителей олтаря десятину своихъ прибытковъ (Ори-генъ, -+-254, Кипр1анъ, -*-258). Но только на Запад* въ VIII в. (въ лиц* Карла Великаго) духовенству удалось достигнуть того, чтобы государство и на себя при­няло обязанность давать десятину церкви и закономъ обязало къ этому вс^хъ MipaHb. Что касается до Востока, то здесь сначала государство выдавало ту или другую ругу духовенству (Конставтинъ ВеликШ), не налагая обязательной подати на мхрянъ, а потомъ, спустя много времени после прекращешл своей руги и уже поел* прннямя нами хриспанства, оно возложило на м! рянъ обязательную подать въ пользу духовенства (см. ниже). Въ VI веке духовенство восточное, подобно духовенству западному, хотело было действовать на м! рянъ грозою церковнаго отлучетя и анаеемы, но было въ семъ случае остановлено государственною вла­стно, —Codex Justinian, lib. I, tit. Ill, leg. 39.—Западная десятина разделялась на три класса: decima personalis—съ денежнаго дохода, получаемаго отъ какого либо


СРЕДСТВА СОДЕРЖАШЯ ДУХОВЕНСТВА ВЫСШАГО И НИЗШАГО.                507

пользовашя десятиной со стороны духовенства, то она была назначена не одному которому нибудь—высшему или низшему, но обоимъ вме­сти; именно—десятина государственная должна была идти и шла епи-скопамъ, десятина съ частныхъ людей должна была идти и шла въ пользу мъстнаго приходскаго духовенства, за вычетомъ изъ нея чет­вертой части въ пользу епископовъ '). Нашъ св. Владимиръ, во-пер-выхъ, назначилъ десятину въ содержаше не обоимъ классамъ духо­венства—высшему и низшему, а только одному первому или арх1ереямъ; во вторыхъ, онъ обязалъ къ ея взносу не всбхъ частныхъ людей, а только однихъ вотчинниковъ, которые владели недвижимыми имътями и получали съ имънш оброки.

Что Владимиръ назначилъ десятину въ содержаше не обоимъ классамъ духовенства, а одному только высшему или арх1ереямъ, на это мы имъемъ прямыя и косвенныя свидетельства. Смоленскш князь Ростиславъ Мстиславичъ въ своей грамотъ Смоленской епискоши пред-писываетъ, чтобы частные люди, такъ же какъ и правительство, пра­вили десятину епископу 2). Но если бы десятина была назначена въ содержаше не однимъ епископамъ, но и низшему духовенству, то ча­стные люди должны были бы править ее не епископамг, а своимъ приходскимъ церквамъ. Подъ 1037 г. летопись говорить, что Яро-славъ после Владимира < ины церкви ставяше по градомъ и по мъстомъ, поставляя попы и дая имъ отъ именья своего урокъ, веля имъ учити люди>. Но если бы городсюе исельсше священники получили въ свое содержаше десятину, назначенную Владимиромъ, то Ярославу уже не было бы нужды давать имъ урока отъ своего именья. В'Ьроятн'Бйшимъ отвътомъ на вопросъ: почему Владимиръ, заимствовавъ десятину отъ Запада, назначилъ ее въ содержаше не всему духовенству, какъ это было тамъ, а однимъ епископамъ, представляется то, что онъ не хо-

труда (ремесла, художества, службы), decima praedialis—съ произведешй земли, decima mixta—съ животныхъ (такъ какъ прибытокъ отъ животныхъ—не только даръ природы, но требуетъ и понечешй человека, хотя впрочемъ произведет* земли требуютъ еще бол$е труда со стороны человека; или же на два класса: decima personalis и обнимающая второй и трет19 указанные классы decima realis). Decima praedialis подразделялась въ свою очередь на два класса: decima major— съ хл£ ба и вина, и decima minor—съ овощей.

') Въ и4которыхъ впрочемъ странахъ, какъ напр. въ Венгрш, и наша деся­тина шла въ пользу епископовъ, а местному приходскому духовенству выделялась изъ нея только некоторая часть, см. въ издаши Баттшна Leges ecclesiasticae regni Hungariae, t. I, p. 83 col. 2.

2) Дополни, къ Акт. Ист. т. I, № 4, стр. 6 col. 2.


508


Т. I. ГЛ. III. УПРАВЛЕН1Е.


т'Ьлъ обременять десятиной всЬхъ сословш общества. Если бы на­значить десятину въ содержаше и приходскимъ священникамъ, тогда нужно было бы обложить десятиной всЬхъ безъ изъятая м1рянъ, какъ это и было на Запади: но Владимиръ могь находить это отяготитель-нымъ для м1рянъ, а поэтому, не желая и не находя удобнымъ отяго­щать ихъ, и ограничился одной только десятиной епископамъ, при чемъ изъ частныхъ людей привлекъ къ ея отбывашю только одинъ классъ наиболее состоятельный ').

Что Владимиръ обязалъ у насъ къ плате десятины не всЬхъ безъ изъятая частныхъ людей, это нужно было бы предполагать уже на основанш сейчасъ сказаннаго нами. Если бы всЬ безъ изъятая частные люди были обязаны у насъ къ плате десятины и если бы въ то же время вся сполна десятина шла у насъ однимъ епископамъ: то Владимиръ создалъ бы у насъ посл'Ьднимъ слишкомъ роскошное со­держаще, котораго вовсе не имели они и на Западе 2). Положитель­ное свидетельство, что у насъ не все м1ряне были обязаны къ платЬ десятины, представляютъ собою приведенныя нами слова летописи объ Ярославе и потомъ таковое же свидетельство читаемъ въ упо­мянутой грамоте Ростислава Мстиславича. Если Ярославъ давалъ урокъ отъ своего именья священникамъ церквей, которыя онъ строилъ въ городахъ и въ селахъ: то ясно, что жители городовъ и селъ не были обязаны къ плате десятины, ибо иначе последняя представляла бы собой средство содержатя священниковъ и князь не имелъ бы нужды давать имъ еще своего урока или своей руги. Ростиславъ Мсти-славичъ въ своей грамоте, сказавъ, что даетъ епископу десятину съ своей княжеской дани, т. е. съ дани, которая платится ему—князю на-селешемъ княжества, прибавляетъ, что должна быть платима епископу десятина и со всякой другой дани, чья бы она ни была: «что ся на-речеть области Смоленское (областью Смоленскою), —говорить князь, — или мала или велика дань, любо княжа, любо княгинина, или Ч1Я си хоти (чья бы то ни было), правити десятину святей Богородици (ка-еедре епископа Смоленскаго), безъ всякого отпису деяти>. Такимъ образомъ, изъ частныхъ людей Ростиславъ Мстиславичъ обязываетъ

') Выше мы сказали, что въ Венгрш, вопреки другнмъ католическимъ стра-намъ, десятину съ частныхъ людей взимали не приходсше священники, a rfc же епи­скопы и только удаляли изъ нея приходскимъ священникамъ некоторую часть. Въ соседней съ нами Польше не было ли такъ, что сполна всю взимали ее епископы и Владимиръ не посл'Ьдовалъ ли этому готовому примеру Польши?

г) Впрочемъ, какъ мы сейчасъ сказали, за искшчешемъ HiKOTopuxb стравъ.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь