Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Элементы синкрезиса в современном сознании



Даже современный человек продолжает испытывать на себе влияние тысячелетий архаики. В сознании маячит смутно припоминаемый образ ВЭС. ( Тема XI. 1, 8 ). Коннотативное, хаотично сополагающее мышление современного обывателя отчасти наследует мифологическому. ( Тема X ) Язык сам по себе хранит эти связи, раскрывающиеся в поговорках, пословицах, крылатых выражениях, образных оборотах и т.д. Он пронизан смысловыми параллелями и архаическими смыслами. ( Тема IV. 6 )

Ритуальность пронизывает современную культуру: госпраздники, различные посвящения, профессиональные церемонии, обыденная ритуалистика (тосты, чокания, приветствия) - реликты синкрезиса. Свадьба - ритуал, моделирующий целостную картину мира. Даже без драки не обходится.

Слова-паразиты, мат - когда-то имели сакральное значение, сейчас используются «для связи слов в предложении», для обывателя имеют ритмическое значение, своего рода легкое задействование рутинизирующей стратегии. ( Тема XI. 5 )

Рациональность никогда полностью не вытесняет магическое восприятие. В сталинскую эпоху произошла скорее победа магического. Кремль - центр мира, Ленин в саркофаге, Сталин - живой бог, смерть которого равносильна концу света. Могли посадить за порчу изображения «бога» (пролил чай на газету с вождем).

Во время IIМВ английская армия прибегала к магии, чтобы предотвратить высадку немецкого десанта. Похоже, что сработало… (Тема VII. 1Сс)

Художественный язык очень синкретичен. Особенно в эпоху барокко: Эль Греко, Шекспир, Сервантес, Рембрандт. Выражает глубинные экзистенциальные энергии. Практически вытягивает множество смыслов из прафеноменов. Единственная возможность актуализации духовных оснований мифа в цивилизации личности. Вечно становящиеся, не застывающие и не останавливающиеся смыслы. ( Тема XVII. 5 D)

 

Неосинкрезис

На рубеже XIX-XX логоцентрический синкрезис окончательно распался, образовав массу отчужденных знаков. ( Тема XV. 9; Тема XVI. 4 )  Активное сознание западного субъекта познавало окружающие феномены, делая их отчужденными, исследовало их в чисто знаково-атрибутивном смысле. Слово «информация» появляется только в XX веке. Вещи превратились сначала в продуктивнейшие медиаторы ( Тема IV. 3 G; Тема VI. 13 B), связывающие все и вся, а затем в симулякры – пустые оболочки с необязательным содержанием ( Тема IV. 3 LM)

Профанированные, прошедшие горнило рефлексии, предельно измельченные и атомизованные смыслы, образуют третий пояс синкрезиса. ( Тема XX. 3 B). Это состояние не ново, оно имело место в поздней античности, позднем Средневековье, в авангарде и модерне. Только в такой ситуации возможна свободная комбинация смысловых связей, когда сознание ничего не воспринимает всерьез (постмодерн). ( Тема XVIII. 2-4 ). Подвижный контекст влияет на культурные и знаковые формы. Внешне они воспроизводятся, но начинают приобретать непривычные смыслы. Феномены массово превращаются в отчужденные объекты, а их сущность исчезает (своеобразный «эффект Мидаса»: так происходит со всем, к чему прикасается рефлексия). ( Тема XVI. 2, 4 )

С одной стороны, в современном мире все сущности стали предельно измельченными, с другой - это позволяет им образовывать новые сети.

Противоречия сразу погашаются. Рефлексия обращена на уже отрефлексированное - значит, работает по принципу спонтанных и произвольных ассоциаций, т.е. все может означать все, что угодно. Дело в том, что для автономного субъекта, снимающего в себе весь опыт культуры все значения условны и относительны. Никакого восхождения к трансцендентным абсолютам, никаких генетических и иерархических цепочек смыслов, феномены воспринимаются чисто информационно, не вызывая никаких переживаний. Знание без понимания, освоение без переживания, сведение неизвестного к известному. Партиципация происходит не к дискретному феномену, а к самому процессу означивания. ( Тема III. 8 Е)

Дуализм уходит в тень и не успевает оформиться из-за бесконечного и стремительного потока инноваций. Нет стабильной партиципации. Дуализм сползает на микроуровень – не формируется никаких глобальных оппозиций, смыслы «рассеяны». Это своеобразное единство глобализации и постмодерна.

Кризис логоцентризма происходит благодаря очередному замыканию знаковых систем на себя (ранее это произошло при возникновении письменности и самого логоцентризма). Теперь знаки заменили объективную реальность (идея симулякров Бодрийяра).

В науку и философию проникают дискурсы, запрещавшиеся логоцентризмом - о всеобщей биоэнергетической связи, о природных основаниях интуиции. Нарастает диффузия, размываются границы автономных, замкнутых систем (культурных, государственных). Становится востребованным синкретический опыт древности. Формируется «новый органицизм», которому свойствен плюрализм, смысловая гибкость и проницаемость границ. ( Тема XVIII. 5 )

Произошла инверсия языка и предмета, содержания и знака в западной культуре - результат разрыва означающего и означаемого.

Логоцентризм наименее охотно уходит из вербальной сферы. Литература «умерла» позже изобразительного искусства. Поиск чистых форм авангардистами, мистификация языка - все результат полного распада знака и содержания.

Современное сознание воспроизводит синкрезис на новом уровне. Постмодернизм актуализует архаические модели смыслообразования: «рассеянные» смыслы (Деррида), неопределенность, «фреймы», диффузия смыслов.

Начинается вторичное одушевление универсума, магический ренессанс, возвращение субъектности во внешний мир. Но это не возвращение к палеосинкрезису, а неосинкрезис, образованный чисто культурными формами. Культура окончательно оттеснила природу в витальный фон.

Постмодернист, как и архаик, формирует присоединительные, а не структурные связи. Они оба движутся зигзагами по извилистым кривым смыслов, но постмодернист использует изощренный интеллектуальный багаж и оперирует не самими вещами, а пучками значений каждой вещи. Деконструкция, отказ от «центрирующей мифологемы», фрагментарность, слабость и открытость структур - близки архаическому мышлению. Это интеллект, «предпочитающий не предпочитать» (Ортега-и-Гассет). Он видит слишком много того, что не укладывается в логоцентрические дискретные структуры, взаимопроникновение связей различных сфер, поэтому дрейфует по разбегающимся ручейкам смыслов.

Для архаика мир еще не целостен, для постмодерниста распался на автономные локусы. Архаик еще не выстроил иерархические цепочки смыслов, хотя они действуют на практике, постмодернист считает все иерархии необязательными, но сам в них включен. Жизненная практика архаика часто не соответствует мифо-ритуальной модели, так и постмодернист включен в связи и занят практиками, которые он на словах не признает. Вопреки заявлением постмодернизма - распад иерархий имеет место лишь в некоторых секторах культуры, а рациональность и «метанарративы» не исчезли совсем.

Постмодернист комфортно воспринимает состояние, бывшее крайне болезненным еще в начале века. Неосинкретические тенденции указывают на скорую трансформацию ментальности. ( Тема XVIII. 2 )

«Макросдвиг современности» (Э. Ласло) - изменения в межполушарной функциональной асимметрии. Активизация правого полушария мозга. Это вызывает изменения ментальности. А. А. Пелипенко называет новую ментальность «Новая Естественность». Ее приход знаменуется ниспровержением Слова (становится компонентом неосинкретического образа), феминизацией сознания, относительностью связей между означающим и означаемым, ситуативным мышлением, некоторой инфантилизацией, сополаганием отдельных смыслов вместо логических связей. Постмодернизм доктринально возводит в принцип релятивность, у новой же естественности она натуральна, она не знает никаких принципов. (( Тема XVIII. 3, 4 )

Происходит диффузия культурно-антропологических типов и локальных культурных систем. Границы современных ЛКС прозрачнее, чем когда-либо. Это стимулируется экранной революцией. Интернет - пока грубый аналог древней ВЭС. Старые и новые модельные центры - не более чем несущий каркас глобальной Культуры. Поиск идентичности ведется на уровне образа жизни и форм потребления. Возникают глобальные культурные сообщества из несмешиваемых элементов. ( Тема XVIII. 5; Тема XX. 3 )

Возобновление ВЭС остается основным стремлением человека. Сегодня она частично восстанавливается посредством технических средств. Возможно, развитие нанотехнологий поспособствует ее восстановлению в полном объеме.

 

 

Тема III.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь