Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Исаия Печерский



Дни памяти: 15 / 28 мая, 28 сентября / 11 октября (Печер.(Б))

Преподобный Исаия в числе других Киево-Печерских святых подвизался в XI - начале XII вв. Основным подвигом его жизни были безмолвие и неутомимый труд, за что он именуется Трудолюбивым. Скончался святой подвижник в 1115 году, мощи его находятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Празднование преподобному Исаии совершается 15 / 28 мая, 28 сентября / 11 октября и на второй Неделе Великого поста.

ПРЕПОДОБНЫЙ ПАХОМИЙ НЕРЕХТСКИЙ

Память 15 / 28 мая (тезоименитство [486] ), 23 марта / 5 апреля (преставление [487] ), 5 / 18 мая (обретение мощей), в Соборах Владимирских и Костромских святых

В миру Иаков, родился в начале XIV века во Владимире на Клязьме. Отец его Игнатий был священником в церкви святителя Николая, мать звали Анной. Оба они были люди богобоязненные и дали своему сыну благочестивое воспитание; семи лет он был отдан учиться священным книгам и, как скоро навык в Божест­венном Писании, начал проявлять необычайное усердие к храму Божию.

Отец его тогда скончался, оставив Иакова 12-летним сиротой, а мать не пре­пят­ст­вовала сыну исполнить его благочестивое намерение и благословила его на путь иночества.

По достижении 21 года он принял постриг в Богородице-Рождественском Владимирском монастыре и безропотно проходил в обители разные послушания.

 Прошло много времени. Игумен монастыря, видя трудолюбие и смирение преподобного Пахомия, привёл его к святому Алексию, наместнику Московского митрополита Феогноста, и попросил посвятить Пахомия в диаконы. В сане иеродиакона преподобный прожил в Богородице-Рождественском монастыре около десяти лет, а затем сделался настояте­лем Царе-Констан­тиновской обители[488] близ города Владимира. Святитель Алексий, восстановив древнюю обитель во имя равноапостольного царя Константина, не нашёл для неё более подходящего игу­мена, чем преподобный Пахомий, добродетели ко­то­рого давно знал. Прибыв в 1362 году во Влади­мир, чтобы осмотреть воссозданную обитель, святитель Алексий поставил Пахомия её начальником.

Несколько лет управлял преподобный обителью, устанавливая в ней порядок жиз­ни, назидая братию сло­вом и примером. Но, стремясь к безмолвному пустынному житию, ночью, тайно от бра­тии преподобный Пахомий оставил Царе-Константиновскую обитель и уда­лился в Костромские пределы, на место, которое называлось Нерехта.

Прп. Пахомий Нерехтский

Здесь, на речке Гриденке, нашёл он удобное место для иноческой жизни - возвышенный полуостров в глухом лесу. Преподобный обратился к жителям посада Нерехты с просьбой разрешить ему поселиться и устроить обитель в местечке Сыпаново Костромского края. Нерехтцы с радостью согласились и приняли посильное участие в устройстве обители.

Преподобный Пахомий написал образ Святой Троицы и с молебным пением принёс его на то место, где положил воздвигнуть храм во имя Святой Троицы. Окончив построение храма, святой занялся устроением порядка в новой обители, которая постепенно населялась иноками. В новоустроенной обители насельники должны были сами обрабатывать землю и питаться трудами рук своих, в чём игумен первый подавал пример братии.

21 марта / 3 апреля 1384 года причастился Святых Даров, а через день, 23 марта, скончался со словами: " В руце Твои, Господи, предаю дух мой! " [489]. Несметная толпа народа собралась на его погребение, которое было совершено в основанном им Троицком храме.

Почитание

Один из учеников святого Пахомия, Иринарх, написал его икону. Мощи преподобного, при рытье рвов под фундамент нового храма обретённые нетленными в 1657 году, почивали под спудом. Над мощами был устроен придел в честь преподобного Пахомия, а местоположение мощей обозначала стоящая в храме рака. Над могилой преподобного была установлена каменная сень, которая указывала точное местоположение святыни. В 1675 году Пахомий Нерехтский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых[490].  В 1764 году при проведении монастырской реформы обитель преподобного Пахомия была упразднена и обращена в приходской храм. В 1832-1865 годах в Троицком храме на Сыпаново служил протоиерей Михаил Диев (1794-1866) – выдающийся церковный историк и краевед.

Несмотря на упразднение обители, сыпановские прихожане и многочисленные паломники, притекавшие к мощам преподобного Пахомия, хранили ее древние традиции. Главное празднование сыпановскому старцу совершалось 15 / 28 мая – в день памяти его небесного покровителя преподобного Пахомия Великого. С давних времен сохранился благочестивый обычай: богомольцы, посещая Сыпаново, трижды спускались и поднимались по монастырской горе – «святой горке» — от обители к святому источнику, творя молитву преподобному.

В начале тридцатых годов ХХ века Троицкий храм захватили раскольники-обновленцы, но в 1935 году верующие вернули его в лоно Патриаршей Церкви. Тогда же священномученик архиепископ Костромской и Галичский Никодим (Кротков; 1868-1938) назначил на служение в Сыпаново священномученика иерея Василия Разумова (1879-1937). Отец Василий, усердно противостоявший попыткам богоборческой власти закрыть Троицкую церковь, был в августе 1937 года арестован, а 21 сентября 1937 года – расстрелян. В 2000 году Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви включил имя священномученика иерея Василия Разумова в Собор новомучеников и исповедников Российских.

После ареста отца Василия Троицкий храм был закрыт; лишь в 1944 году власти разрешили перенести надгробную икону преподобного Пахомия с его раки в единственную действующую тогда церковь Нерехты – Крестовоздвиженскую. В шестидесятых годах предпринимались неоднократные попытки уничтожить святой источник преподобного Пахомия, который оставался местом массового паломничества. Тем временем Троицкий храм стоял закрытым, постепенно обращаясь в руины.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 22 декабря 1992 года Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь был возрожден как женская обитель. 17 февраля 1993 года администрация Костромской области передала бывший Пахомиев монастырь Костромской епархии. В настоящее время Троицкий храм восстановлен и благоукрашен, в монастыре построены новый сестринский корпус и богадельня. К обители приписаны Никольская часовня на Молочной горе в Костроме и Владимирский собор города Нерехты – до XVIII века главный храм упраздненного в 1764 году Богородицкого Владимирского Сретенского женского монастыря. Главная святыня прежней Владимирской обители, чудотворная Владимирская-Нерехтская икона Божией Матери, с 2005 года пребывает в Троицком храме Пахомиево-Нерехтского монастыря и приносится во Владимирский собор на богослужения.

Мощи преподобного Пахомия почивают под спудом в возрождённом в 1993 году после многолетнего запустения Троице-Сыпановом Пахомиево-Нерехтском женском монастыре. Второе обретение святых мощей было осуществлено по благословению архиепископа Костромского и Галичского Алексия, а также отныне совершать память об этом событии 3 апреля. Для установления их подлинности была проведена специальная экспертиза. На всенощном бдении 19 марта 2011 года, которое возглавил архиепископ Костромской и Галичский Алексий, перед полиелеем святые мощи Нерехтского подвижника были изнесены из алтаря на середину храма. Все молящиеся перед помазанием святым елеем поклонились мощам преподобного. Во время пения Великого славословия мощи преподобного Пахомия были перенесены в Пахомиевский придел Троицкого храма обители и помещены в раку.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Жите́ йския молвы́, преподо́ бне, отве́ ргся/ и, я́ ко пти́ ца, обре́ т в пусты́ ни безмо́ лвие, / и в не́ й водвори́ вся соста́ вил еси́ оби́ тель Пресвяты́ я Тро́ ицы, / в моли́ твах же и труде́ х прилежа́ Бо́ гови/, процве́ л еси́ я́ ко фи́ никс, / бы́ в о́ браз утеше́ ния духо́ внаго, / преподо́ бне о́ тче Пахо́ мие, / моли́ Пресвяту́ ю Тро́ ицу// спасти́ ся душа́ м на́ шим.

Ин тропарь, глас 4

Жите́ йских мо́ лв, преподо́ бне, отве́ ргся/ и, я́ ко пти́ ца, обре́ те себе́ в пусты́ ни безмо́ лвие, / в моли́ твах и бде́ нии прилежа́ Бо́ гови, / преподо́ бне о́ тче Пахо́ мие, / и оста́ ви дре́ внее пребыва́ ние, / и оты́ де в пусты́ ню, и в не́ й водвори́ ся, / и соста́ ви оби́ тель во И́ мя Пресвяты́ я Тро́ ицы, / и процве́ л еси́, а́ ки фи́ никс, / и бы́ сть о́ браз утеше́ ния духо́ внаго./ Те́ мже, преподо́ бне Пахо́ мие, / моли́ Пресвяту́ ю Тро́ ицу// спасти́ ся душа́ м на́ шим.

Кондак, глас 4

В пусты́ ни безмо́ лвствуя, / еди́ нствующу тя́, Богоносе, взыску́ ющу ти́ Го́ спода, / Бо́ гу же тебе́ не оста́ вльшу еди́ ному бы́ ти в пусты́ ни, / и Того́ повеле́ нием снидо́ шася к тебе́ неколи́ ко бра́ тии, / с ни́ миже ти́ моля́ щуся Го́ сподеви, / Тро́ ице прече́ стен хра́ м воздви́ же, / в не́ мже предстоя́ ще, преподо́ бне Пахо́ мие, // молися о спасе́ нии ду́ ш на́ ших.

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь