Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Хронологическая классификация
Территориальная классификация
Классификация по количеству объектов поклонения.
Язычество древних славян Примером ранних форм религии можно рассматривать язычество древних славян. Письменная история зафиксировала самый поздний этап его развития, когда уже шло образование государства. Более того, письменные источники создавались православным духовенством, находившемся в стане противников язычества. До нас дошел всего один документ, созданный язычниками - “Велесова книга”. Оригинал этого сборника священных текстов был утрачен в годы Второй Мировой войны, сохранились лишь копии. Из-за этого, официальная славистика во всём мире долгое время считала “Велесову книгу” подделкой, и лишь совсем недавно отношение к ней начало пересматриваться. Тесная связь с общеиндоевропейскими религиозными представлениями выразилась в дуальности Вселенной и идее мирового древа.
Структура мирового древа
Пантеон богов имел три уровня
Элементы мифологии сохранились в фольклоре и бытовой культуре современных славянских народов. Такие персонажи, как Кикимора, Кощей, Снегурочка, пришли в сказки из языческих мифов. А когда человеку предстоят большие испытания, мы ему говорим: “Ни пуха, ни пера...”. Этими словами наши предки провожали на охоту своих сородичей, и произносились они для того, чтобы обмануть духов, покровительствовавших зверям и птицам. Этот факт говорит и о широком распространении у славян магии. Её элементы до сих пор сохранились в свадебных, похоронных и других обрядах. Сохранялись пережитки тотемизма: почитание волка, медведя, рыси, а из растений – пшеницы и дуба. И в наше время в отдельных районах России даже запрещается произносить имя медведя – его называют “хозяином”. Уважительное отношение к хлебу тоже берёт начало в языческие времена. Служителями культа были волхвы. Жреческая система имела целый ряд специальностей и рангов. Храмовые комплексы назывались капищами. На капище помещался идол бога, перед которым зажигали огонь. Погребальный обряд – кремация. Умершего сжигали в домовине. Трупосожжение – ещё один факт, говорящий о связи язычества славян с верованиями других индоевропейских народов. Язычество на Руси сохраняло своё влияние ещё на протяжении нескольких столетий после принятия христианства. Его пережитки сохраняются и в современном православии. Так, 2 августа православные отмечают день Ильи-Пророка, а язычники – праздник Перуна. Бог грома и молнии стал отождествляться с библейским пророком, а его напарник Велес – со святым Власием, покровителем домашних животных. Лешие, домовые, русалки пополнили ряды нечистой силы. В настоящее время предпринимаются попытки возрождения язычества. Существуют неоязыческие секты, в Украине такой является РУН-віра, название которой расшифровывается как “рідна українська національна віра”. Язычество, проповедуемое ей, представляет собой синкретическое учение, испытывающее на себе значительное влияние православия. Контрольные вопросы 1. Что является предметом религиеведения? 2. Чем религиеведение отличается от богословия? 3. Дайте определение понятия “религия”. 4. Назовите основные принципы концепции Фомы Аквинского. 5. Кто является основателем социологической концепции? 6. Почему возникновение религии произошло только после возникновения родоплеменной организации? 7. Почему религиозные представления не могли зародиться в человеческом стаде? 8. Связано ли возникновение религиозных представлений с хозяйственной деятельностью человека? 9. Какая из ранних форм религии предусматривает наличие профессиональных служителей культа? 10. Назовите районы Земли, в которых большинство населения придерживается ранних форм религии. 11. Что обозначает понятие “тотем”? 12. В чем заключается социальная природа инициаций? 13. Каковы пережитки тотемизма в христианстве? 14. Почему ранние формы религий в чистом виде характерны только для доклассового общества?
Литература 1. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. – М., 1948. – Т. 1. – С. 35-58. 2. Аляєв Г.Є., Горбань О.В., Мєшков В.М. Лекції з релігієзнавства: Навч. посібник. – К., 1995. – С. 3-28, 107-109. 3. История искусства зарубежных стран. – М., 1979. – С. 10-29. 4. Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство: Підручник. – К., 1998. – С. 6-49. 5. Лубський В.І. Релігієзнавство: Підручник. – К., 1997. – С. 3-111. 6. Основы религиеведения / Под ред. Н.Н. Яблокова. – М., 1998. – С. 5-95, 111-120. 7. Релігієзнавство / За ред. С.А. Бублика. – К., 1998. – С.5-63. 8. Религия: История и современность / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М., 1998. – С. 7-29. 9. Тихонравов Ю.В. Религии мира: Учебно-справочное пособие. – М., 1996. – С. 5-53, 87-93, 209-249.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы