Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 2. Религии рабовладельческого общества



 

Древний Восток, Античный Мир и Доколумбова Америка: социально-экономические и политические различия

Историки выделяют на земном шаре три региона существования рабовладельческого строя:

* Древний Восток – Двуречье, Центральная Азия, Египет, Индия, Китай.

*   Античный Мир – Греция и Рим, а также все территории, когда-либо завоёванные или колонизованные ими.

* Доколумбова Америка – цивилизации Центральной Америки (майя, ацтеки, инки) до завоевания их европейцами.

Верхней границей существования рабовладельческого строя в Старом Свете считается 475 г. н.э. – дата падения Западной Римской империи. Фактически рабство в хозяйственной жизни утратило своё значение гораздо раньше, но продолжало существовать ещё долгое время. В ряде стран Азии и Африки пережитки рабства наблюдаются даже в настоящее время, хотя содержание человека в подневольном состоянии запрещено соответствующими документами ООН и законами этих государств.

    В Центральной Америке рабовладельческие цивилизации были уничтожены испанскими завоевателями в XV-XVI веках.

    Характерной чертой всех этих регионов является утрата собственной религиозной традиции. Исключение составляют разве что Индия и Китай, где собственная религиозная традиция никогда не прерывалась. Этим странам будет посвящён отдельный раздел нашего курса.

    Все религии этого периода были национально-государственными, то есть каждая из них исповедовалась только одним этническим или государственным образованием и политеистическими. Только лишь в древнеегипетской религии и зороастризме наметились тенденции к единобожию.

    Главные отличия Древнего Востока от Античного Мира заключаются в следующем:

 

Критерий Древний Восток Античный Мир
Форма правления Деспотия – монархия с неограниченной властью правителя Республика
Размер государства Огромные империи Полис – небольшой город-государство
Соотношение числа рабов к числу свободных 1: 3 7: 1
Наличие жреческого сословия Играет важную роль в жизни общества Отсутствует

 

Доколумбова Америка напоминает Древний Восток, но отличается от него более жёсткой централизацией управления и более замкнутой социальной структурой.

        

Религия народов Двуречья

Если на карту климатических поясов Земли наложить контуры государств Античного мира и Древнего Востока, то можно увидеть, что большинство древних цивилизаций возникло в субтропическом поясе. Это объясняется мягким влажным климатом, небольшим " набором" болезней, но главное – широкими возможностями для развития земледелия, ремесла и торговли. Древнейшей из них была шумерская, возникшая на рубеже IV–III тысячелетий до н.э. в междуречье Тигра и Ефрата. В науке этот район принято называть Месопотамией или Двуречьем.

Шумерская, и cменившая её спустя тысячу лет аккадская, цивилизации были основаны представителями разных языковых семей. Аккадцы принадлежали к семитской ветви, в то время, как языковая принадлежность шумеров до сих пор не установлена. И тем не менее аккадцы великолепно могли читать шумерские тексты: причина в том, что оба народа пользовались изобретённой шумерами клинописью. Благодаря этому аккадцы восприняли религиозную традицию своих предшественников. Поэтому мифология у них была общей, по-разному именовались только её персонажи.

На возникновение шумеро-аккадской мифологии повлияли прежде всего природные условия Двуречья. В начале люди селились только в долине Ефрата. Тигр исторической рекой стал немного позднее, в аккадскую эпоху. Тигр и Ефрат в те годы не сливались друг с другом, как сейчас, а каждая из них сама по себе впадала в Персидский залив. Ежегодно весной, когда тают снега в горах, эти реки разливаются, затапливая огромные площади. Кажется, что на Земле не осталось ни одного участка суши. Так возник миф о Всемирном Потопе, дошедший до наших дней. Это – самый старый из всех библейских мифов, зафиксированный шумерскими писцами в середине III тысячелетия до н.э.

Разливы рек повлияли и на космогонию – воззрения о возникновении мира у местных народов. По их мнению, началом всего сущего был первобытный океан, а богиня Тиамат – его воплощением. Однако, когда Тиамат захотела воспрепятствовать зарождению Вселенной, на бой с ней вышел бог грозы Мардук и победил её. Из тела поверженной богини были созданы небо и земля.

О скудости природных богатств Двуречья говорит и тот факт, что первый человек был создан богами из глины – единственного полезного ископаемого, известного тогда в тех местах.

Мифология Двуречья пыталась дать объяснение смены времен года. Оно содержится в сказании об Иштар и Таммузе. Богиня плодородия Иштар спускается в царство мёртвых к своему возлюбленному. Пока она там находится, на земле наступает засуха, боги не получают жертв от людей. Боязнь голодной смерти вынуждает богов на полгода отпускать Таммуза из царства мёртвых. Дело в том, что процесс смены времен года не только в Двуречье, но и в Египте отличается от привычного нам – там не четыре времени года, а два – сухое и влажное. Мифы, объясняющие смену времён года, – характерный признак генезиса данной религии из земледельческих культов. Подобные сказания мы встречаем и в египетской, и в греческой мифологии.

Представление о смерти и загробном мире у народов Двуречья не отличались особой сложностью. Царство мёртвых представлялось как мрачный и безрадостный мир под землёй, место беспрерывных страданий и мучений.

Шумерский эпос о Гильгамеше – яркий литературный памятник, в котором нашла своё отражение почти вся мифология Месопотамии. Его главный герой – Гильгамеш – был личностью исторической, то есть существовал реально, а не является плодом чьей-то фантазии.

Религиозное искусство Двуречья сохранилось в основном в берлинских музеях: основная масса раскопок проводилась немецкими археологами на протяжении XIX в. Большинство развалин древних городов находятся неподалеку от Багдада – столицы Иракской Республики. Туристы могут увидеть руины зиккуратов – ступенчатых храмов. Все они были построены из кирпича – сырца – материала, недолговечного. Самый высокий из них находился в Вавилоне, достигал в высоту 50 м и упоминается в Библии под названием “вавилонской башни”.

 

Религия Древнего Египта

Формирование древнеегипетской цивилизации проходило в первой половине III тысячелетия до н.э. в долине Нила. Природа наложила свой отпечаток на верования египтян. Характерной чертой было обожествление Великого Хапи-Нила. Люди не могли понять, почему река разливается в самый жаркий период года – именно тогда в районе её истоков выпадает наибольшее количество дождей. Поэтому разливы приписывались вмешательству сверхъестественных сил.

В основе формировавшейся религии находился земледельческий культ. Об этом свидетельствует наличие мифа о чудесном воскресении бога плодородия Осириса, вероломно убитого своим братом, богом пустыни Сетом.

Первоначально Древний Египет представлял собой конгломерат мелких царств, позднее объединённых в единое централизованное государство, кстати, несколько раз за свою историю распадавшееся. Следствием этого было наличие множества местных богов. Боги, которым поклонялись наиболее преуспевшие в междоусобной борьбе правители, легли в основу общеегипетского пантеона.

В верованиях древних египтян пережитки тотемизма, выразившиеся в почитании священных животных – быка, кошки, жука-скарабея, были сильнее, чем в остальных религиях Востока. Другой формой пережитков тотемизма был зооморфизм богов. Все боги в Египте первоначально изображались в виде животных, потом – с телом человека и головой животного. Так бог пустыни Сет имел голову осла, бог письма и мудрости Тот изображался с головой ибиса.

На рубеже XV—XIV веков до н.э. имела место попытка создания монотеизма, известная как религиозная реформа Эхнатона. В середине XV в. до н.э. при фараоне Аменхотепе III проводится ряд удачных завоевательных походов. Жрецы Амона, наиболее почитаемого египтянами бога, получают значительную часть военной добычи. В скором времени эти храмы оказываются местом концентрации огромных денежных средств, возможно, сопоставимых с государственной казной. Фараон из полновластного владыки превратился в марионетку разбогатевшего жречества. Аменхотеп IV, преемник Аменхотепа III, не пожелал с этим мириться. Он отменил все существовавшие в Египте культы и конфисковал богатства, находившиеся в храмах. Единственным разрешённым в государстве стал культ Атона, бога солнечного диска. Сам фараон изменил своё имя на Эхнатон, что значит – угодный Атону. Реформа не удалась – она охватила лишь верхушку общества. Преемник Эхнатона болезненный юноша Тутанхамон вернул былое положение культу Амона, а когда умер, то благодарные жрецы удостоили его роскошной гробницы, дошедшей до наших дней в неразграбленном виде.

Представления о смерти и загробном мире сильно отличались от тех, что существовали в Двуречье. Поля Иалу – царство мёртвых – было неким подобием рая. Впервые появляется идея о посмертном воздаянии за всё, что сделал человек при жизни. Она изложена в “Книге мертвых” - собрании священных текстов древних египтян. После смерти сердце человека взвешивается на суде Осириса, дабы узнать, какой меры радости достоен умерший. Но для того, чтобы душа могла жить после смерти, нужно было сохранить тело от разложения. Процедура мумификации стоила дорого и была доступна немногим. Бедняки помещали в могилу статуэтку, заменяющую мумию.

У древних египтян существовали достаточно сложные представления о строении души. Так, человек состоял из физического тела, души-двойника, ряда эфирных оболочек и имени, существующего на небе.

Древнеегипетская религия оставила после себя множество памятников архитектуры и искусства, представляющих интерес для туристов.

* Пирамиды. Расположены в Гизе – предместье Каира. Возводились только фараонами III-IV династий (начало III тысячелетия до н.э.) Всего их насчитывается 96, но наибольшее значение имеют четыре: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафры), Джосера и Менкаура. Многие поздние пирамиды строились из кирпича-сырца, поэтому дошли до нас сильно разрушенными. Все они были разграблены ещё в древности.

* Гробницы. Сохранился ряд неразграбленных, наибольший интерес представляет гробница Тутанхамона. В некоторые из них ограничен доступ туристов с целью недопущения разрушения уникальных памятников прошлого.

* Храмы. Наиболее известны находящиеся в районе селений Луксор и Карнак. Типичная конструкция храма представляет из себя три помещения, одно в другом. Внутреннее – жилище бога, “святая святых”. Его окружает помещение для жрецов, находящееся внутри помещения для мирян.

 

Зороастризм

Возник в VII – середине VI веков до н.э. Основателем является Заратуштра (в греческой транскрипции- Зороастр). Наукой установлено, что он был реальным историческим лицом. Вначале проповедь Заратуштры не имела успеха, и только покровительство царя Виштаспы способствовало распространению нового учения. В V в. до н.э. зороастризм становится государственной религией Древнего Ирана, а чуть позже – и ряда государств Средней Азии. Зороастризм и манихейство. В VII-VIII веках н.э. был вытеснен исламом. В настоящее время 130 тысяч последователей учения проживают в Индии, Пакистане (в этих странах их называют “парсами”- “персами”) и в Иране, где их называют “гебры”- “неверные”. Зороастризм – единственная национально-государственная религия Древнего Мира, существующая в настоящее время.

Священной книгой зороастрийцев является Авеста, состоящая из пяти частей:

* Ясна – главная книга Авесты, древнейшая глава которой – Гаты – была написана Заратуштрой.

* Вендидат – ритуальный кодекс жрецов.

* Яшты – сборник молитв.

* Висперед – сборник молитв.

* Бундегеш – повествование о жизни Заратуштры и конце света.

Зороастризм является дуалистической религией, главная идея которой – борьба доброго и злого начал. Доброе начало представлено Ахура-Маздой (Ормуздом), злое – Анхра-Майнью (Ариманом). Человек должен сделать выбор между ними, его главная задача – восстановить мир в первоначально совершенном виде и уничтожить зло. Когда это произойдёт, наступит всеобщее воскресение умерших и Последний Суд, на котором каждому будет воздано по заслугам.

Идеи о Последнем Суде в проповедях Заратуштры впервые в истории ознаменовали зарождение эсхатологии – учения о конце света.

Большое место в религиозной практике зороастризма занимает культ огня как очищающей стихии.

Погребальный обряд представляет собой расчленение тела умершего с последующей отдачей на съедение хищным птицам.

 

Религия в Античном Мире

Мы уже говорили об основных различиях Древнего Востока и Античности. Основное отличие религиозной жизни в Греции и Риме состоит в том, что здесь религия не имела императивного характера – то есть, она не носила функций приведения подданных к повиновению существующей общественной системе. Не было здесь и жреческого сословия – на должность служителя культа мог быть избран любой гражданин. Полностью отсутствовали религиозное обучение и священные книги.

В Античном Мире религия существовала в двух формах:

* официальная – проповедуемая государством, нашедшая отражение в литературе и искусстве.

* неофициальная – народные верования.

Основные источники изучения древнегреческой религии и мифологии - “Илиада” и “Одиссея” Гомера, “Теогония” и “Труды и дни” Гесиода. Сведения о древнеримской религии мы можем найти в трудах историков и различных римских правовых актах.

Мифология сложилась только в Древней Греции. Римляне своей мифологии не имели и заимствовали её у греков.

Отношения к богам у граждан античных полисов, особенно римлян, было достаточно прагматичным, и строилось на принципе “ты – мне, я – тебе”. Греки относились к своим богам более уважительно, однако такого почитания, как в Египте и Двуречье, нигде не наблюдалось. Прагматизм наблюдается и в использовании религиозных сооружений для хранения крупных денежных ценностей, а также укрывательства от судебных преследований. Покушение на то, что хранится и тех, кто спрятался в храме, считалось тяжким преступлением.

Греки и римляне отличались необычайной веротерпимостью, что, впрочем, было характерно для всех древних цивилизаций. Их религиозные системы были открыты для восприятия других учений, что неоднократно наблюдалось. Возникали, особенно в позднюю Античность, различные синкретические культы на базе слияния местных верований с греческими. Яркий пример тому – культ Сераписа в эллинистическом Египте.

Вражда на конфессиональной почве в Средиземноморском регионе возникла только на рубеже Античности и Средних Веков, и связана с появлением христианства и ислама.

Древняя Греция состояла из множества полисов – мелких городов-государств. В каждом городе были свои, наиболее почитаемые боги. Полисы с высоким уровнем политической демократии объединялись вокруг Афин, с более низким – вокруг Спарты. Боги, почитаемые в наиболее влиятельных полисах, начинают почитаться сперва среди союзников, а потом и жителями других местностей. В VII-V веках до н.э. складывается общегреческий пантеон богов, возникают общие религиозные традиции и святыни. К разряду таковых относятся Олимпийские игры, по которым греки вели летоисчисление, Дельфийский оракул, чьи предсказания пользовались популярностью далеко за пределами Эллады. Выделение общегреческого пантеона богов можно рассматривать как отражение тенденции к культурному, экономическому и политическому объединению всех греческих полисов. Это произошло в III в. до н.э., но уже под эгидой Македонии.

Структура греческого пантеона богов хорошо описана в литературе, поэтому нет смысла на ней останавливаться. Стоит лишь отметить, что многие древние мыслители замечали подобие обитателей Олимпа людям. В принципе, боги – это те же люди, но бессмертные и могущественные. Но и они не всемогущи – над ними властвует Судьба. Кстати, безнадёжная борьба героев с предначертаниями судьбы лежит в основе сюжета всех древнегреческих трагедий.

Древнеримская религия, в отличие от греческой, почти не была связана с воздействием на воображение верующих. Боги у римлян безжизненны. Это абстрактные существа, имя которых часто заменялось названием сферы деятельности, за которую они отвечали.

Тем не менее римляне были набожнее греков. Но в основе этой набожности лежал прагматизм. Люди верили, что боги могут им помочь только при условии соблюдения всех тонкостей. Однако этот формализм простимулировал возникновение римской правовой системы, которой и в настоящее время пользуются в большинстве стран мира, в том числе и Украине.

Римский пантеон богов также хорошо рассмотрен в литературе, поэтому не будем останавливаться на нём. Его формирование проходило как на базе местных (Янус, Минерва, Марс), так и пришлых (Аполлон, Геркулес, Изида, Ваал, Иштар, Кибела) богов. В период империи был введен культ императора.

Факторы, обусловившие в первых веках нашей эры замену греко-римской религии христианством, будут рассмотрены нами при изучении христианства.

Античная религия оказала огромное влияние на развитие архитектуры и искусства.

Древнегреческая скульптура представлена именами Фидия, Поликлета и многих других великих ваятелей. Римляне занимались в основном копированием шедевров. Многие из них дошли до нас именно благодаря римским копиям.

Очень красивыми были не сохранившиеся гигантские статуи Зевса в Олимпии и Афины в Парфеноне, выполненные в хризоэлефантинной технике, когда деревянный каркас облицовывался пластинами из золота и слоновой кости.

Древнегреческая религиозная архитектура представлена множеством дошедших до нас развалин храмов. Наиболее популярным стилем был периптер - “опереный”, окружённый со всех сторон колоннами храм. В качестве примера можно привести Парфенон – храм Афины Паллады на Акрополе в столице Греции.

Римская религиозная архитектура представлена несколько большим числом стилей, но к рубежу нашей эры самым популярным из них стала базилика. В этом стиле построен Пантеон – храм всех богов, один из немногих сохранившихся до наших дней римских храмов.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь