Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


История развития правовых систем Африки и Мадагаскара.



1. Доколониальный период развития

Африканская правовая семья охватывает правовые процессы на громадном континенте. Исторические племена и народности этого континента придерживались таких «вечных» источников регулирования жизни, как приверженность общности людей (рода, племени, семьи, селения) и почитание предков. Нерасчлененность – социальная и психологическая – обусловила акцент на обязанностях людей, причем скорее моральных, чем юридических.

Субъективные права оставались неизвестными африканскому мышлению, что не способствовало развитию юридической науки, юридических профессий и учреждений вплоть до XX века. На современном этапе в результате долгой эволюции обычное право сочетается с мусульманским, индусским, романо-германским правом. При этом следует отличать обычное право стран Африки (которое претерпевает глубокие изменения) и право африканских государств.

Под обычным правом следует понимать традиционное право, существовавшее у африканских народов до колонизации. Сложность его изучения обусловлена отсутствием письменных источников права. При этом оно весьма разнообразно, поскольку даже одно государство может быть заселено различными народами и этническими группами. Обычаи Африки были многочисленны. Каждая из общин имела собственные традиции и обычаи. Различия между обычаями одного района или одной этнической группы были незначительными, но они могли стать значительными вне этих границ. В Африке имелись народности с монархическим и демократическим режимами. В то же время в достаточном количестве существовали первобытные племена, где с трудом можно найти элементы какой-либо политической организации. Семья в Африке была иногда матриархальной, иногда патриархальной. Использование земли осуществлялось в разных местах по различным нормам. В течение многих веков повиновение обычаю было добровольным. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни. Если новые обстоятельства ставили перед данным сообществом какую-либо проблему, то известный уровень социальной организованности позволял принять необходимые меры или установить определенный вариант поведения.

Черты, отличающие африканское право от европейского права. В представлении африканца обычай связан с мифическим строем универсума. Повиновение обычаю означает уважение предков. Нарушение обычая может повлечь негативную реакцию духов земли, ибо естественное и сверхъестественное – поведение людей и природные процессы – все связано в этом мире. Статичное мировоззрение африканцев не знает идеи прогресса и неблагожелательно относится ко всякому действию (например, к продаже недвижимости), институту (например, к давности), в результате которого изменяется сложившаяся ситуация. Интерес африканцев сосредоточен на группах (триба, каста, деревня и т.д.), взятых вне времени, а не на их более изменчивых элементах, как индивид или семья. Земля принадлежит в большей мере предкам и будущим поколениям, чем ныне проживающим на ней. Брак – это скорее альянс двух семей, чем союз двух людей. Нельзя сказать, что личность полностью игнорируется, но в отношении внешнего мира в качестве единого субъекта выступает группа.

Не известно деление права на публичное и частное, гражданское и уголовное, на право и справедливость. Имущественное и обязательственное право привязаны к статусу, то есть неотделимы от личных прав. Нарушение обычая влечет за собой не столько попытку восстановить право, сколько стремление примирить заинтересованных лиц. В африканской среде «справедливо» то, что обеспечивает сплоченность группы и восстанавливает согласие между ее членами. Туземное правосудие выступает скорее как институт примирения, чем как институт применения строго права.

Идея о том, что индивид может быть собственником земли, противоречит укоренившимся у жителя Африки представлениям. Так же трудно установить, в какой мере обычай, о котором рассказано в устной форме, действительно соответствует действующему обычаю, и в особенности обычаю, применяемому судами. Обычай в Африке остался устным.

Мальгашские кодексы и законы не представляют собой настоящего исключения; они говорят лишь о некоторых частных решениях и регламентарных правилах. Социальный же порядок детально урегулирован так называемыми фомба, соответствующими китайским правилам или японским гири. Заботами французской колониальной администрации были подготовлены многочисленные (примерно 150) «сборники обычаев». Опубликована лишь половина из них, и ценность сборников неодинакова. В английской Африке в колониальный период обычаями интересовались мало.

Еще до колонизации в Африке ощущались посторонние влияния, что обусловлено распространением христианства и ислама.

Распространение христианства в Африке происходило в течение двух периодов. Эфиопия стала христианской страной в начале IV века. Обращение в христианство других частей Африки, напротив, имело место в связи с появлением в этих странах европейцев главным образом в XIX веке. Среди жителей Африки ныне 30% – христиане.

Исламизация началась в XI веке и затронула главным образом страны Западной Африки, позднее (XIV-XV века) – Сомали и берега Индийского океана. 35% жителей Черной Африки – мусульмане.

Ни христианство, ни ислам не одержали полной победы, но обе эти религии постепенно оказали значительное, хотя и различное влияние на население большей части Африки. Обычаи зачастую продолжали действовать, даже если они и противоречили новой вере. Как в исламских, так и в христианских странах считалось, что человек греховен и человеческие общества являются в Африке градом 126 Господним не более чем в остальном мире. Кроме того, обычаи, даже если им и продолжали по-прежнему следовать, потеряли в глазах населения былую неразрывную связь со сверхъестественными силами. Вместо того, чтобы казаться данными миропорядком, они стали признаком несовершенного общества. Авторитет обычаев был разрушен, как только получила распространение идея нового социального и морального порядка. Идея права проложила себе путь в Африке, как и в Европе: христианизация и исламизация лишили обычаи их сверхъестественного и магического основания, открыли путь к их упадку.

2. Колониальный период развития (XIX в.

Давление и влияние права колониальных держав становилось доминирующим. Причем в странах франко-испано-португальской юрисдикции действовали постулаты «метрополия – колония» с некоторым признанием местных обычаев.

Политика ассимиляции основывалась на двойном постулатеравной ценности всех людей и превосходстве европейской цивилизации, и просуществовала до конца колониальной эпохи. Конституция Франции 1946 года провозгласила, что туземцы сохраняют свой личный статус в том случае, «если они от него не отказываются. Не многим отличалось положение в Бельгийском Конго, с той лишь разницей, что принцип уважения туземных обычаев был в этой стране подтвержден ранее: в связи с образованием независимого государства Конго в 1885 году и колониальной хартией от 18 октября 1908 г. В Бельгийском Конго, как и во французских владениях, ассимиляция рассматривалась как нормальное завершение цивилизаторских действий, и метрополия непосредственно брала в свои руки управление страной. Англичане, напротив, проводили политику косвенного управления.

Английское право допускало отношения по принципу более мягкого протектората обычное право вытеснялось и ограничивалось; появлялись администраторы и судьи классического типа, получившие образование в западных странах. Несмотря на различный порядок управления, практика была в значительной мере одинакова. Кроме того, те и другие распространили на колониальные владения нейтралистские и децентралистские концепции, которые они применяли на своих территориях относительно местных территориальных образований. Страны Африки, входившие в Британскую империю, считают себя сейчас странами общего права, а страны, входившие во Французскую империю – старое Бельгийское Конго, Руанда и Бурунди, – примыкают к системе романского права.

Первоначально обычай в Африке регламентировал все общественные сферы. Традиционное право в самых разных вопросах отражало ту концепцию общества, которой придерживались деревня или племя. Однако оно не было пригодно к приспособлению к тому типу нового общества, которое утвердилось в XIX - XX веках. Развитие права в некоторых областях (например, торгового права) было просто необходимо. Обычное право не давало никакой базы. Все акционерное право, патентное и морское право, нормы о ценных бумагах должны были быть «импортированы» с Запада. Работа традиционно рассматривалась в Африке не как способ заработать себе на жизнь, а как основанный на соблюдении обычаев образ жизни в союзе с силами природы.

Здесь была немыслима идея договора, по которому кто-то обязывался за вознаграждение работать на другого. Отсюда – необходимость с появлением оплачиваемой рабочей силы нового для стран Африки трудового права. Западное право было необходимо, чтобы регулирвать жизнь европейцев и их отношения с туземцами, а также отношения между туземцами, входящими в общества с различными обычаями. Для применения нового права, импортированного с Запада, были непригодны правосудие и процессуальные нормы, выросшие на базе обычного права. Во всех странах Африки помимо традиционных органов разбирательства споров были созданы суды европейского типа, компетентные во всех случаях, где нормы обычного права не могли применяться: споры, в которых одной из сторон являются неафриканцы, споры, затрагивающие новые типы отношений, не урегулированные обычным правом. Торговля со странами Африки, эксплуатация их ресурсов потребовали современной администрации, что ознаменовало разрыв с традиционными институтами. Местные руководящие органы были реорганизованы и поставлены под контроль, а иногда просто уничтожены. Были созданы местные ассамблеи нового типа.

Совершенно по-новому были организованы службы финансовые, полицейские, здравоохранения, просвещения и публичных работ. При этом никакой базы для их построения традиционная структура не давала. В области уголовного права державы-колонизаторы стремились с самого начала запретить некоторые варварские обычаи и пресечь злоупотребления ими. Постепенно с 1946 года с некоторым учетом местных нравов во всей французской Западной Африке стал применяться французский Уголовный кодекс.

Суды французского права также получили исключительную компетенцию в сфере уголовного права. В английской Западной Африке были введены уголовные и уголовно-процессуальные кодексы, основанные на английском уголовном праве.

Исключение составила Сьерра-Леоне, где и без выработки кодекса вступило в действие общее право. В результате действия нового права обычное право во французской Африке оказалось сведенным практически лишь к области частного права, регулирующего семейные отношения, режим землепользования и гражданско-правовые обязательства. Аналогичная ситуация наблюдалась в английских и португальских владениях, тогда как в Бельгийском Конго обычное право сохранило значение и в области уголовного права. Следует учесть, что и в областях, где продолжало соблюдаться обычное право, оно могло заменяться правом западного типа иными путями. Туземцам во французских, бельгийских владениях была предоставлена возможность подчиниться европейскому статусу Законодательство Бельгийского Конго различало гражданский статус, приобретенный путем внесения в специальный список, и промежуточный статус, предоставляемый обладателям особого «удостоверения граждан- .

Иначе обстояло дело в английских колониях. Туземцы не могли здесь в общем порядке поставить себя под действие «современного права». Но такая возможность предоставлялась им в отношении некоторых действий и некоторых законов. Так, например, они могли заключить договор или вступить в брак «по-европейски» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Новое право западного образца отражало юридические концепции страны-метрополии, но с некоторыми оговорками. Например, применение права метрополии во французской Западной Африке не было автоматическим и полным. Кодексы и законы метрополии применялись лишь в той степени, в какой декрет специально предписывал их применение на различных территориях. Державы-колонизаторы не только выработали новое право в областях, на которые никогда не распространялись обычаи, и где обычай не давал достаточной базы для ставшей необходимой регламентации. Они исключали применение обычного права во многих областях, где оно существовало, но где его нормы оказались неприемлемыми для европейских правителей.

Во французской Западной Африке был принят ряд мер, направленных на улучшение положения женщины. Однако многие из соответствующих предписаний не действовали. В английской Западной Африке суды имели право отказываться от применения обычая, противоречащего справедливости или совести, но использовали это весьма умеренно. Роль обычаев постепенно снижалась. Колонизаторские власти провозгласили уважение обычаев, но меры, которые они проводили в развитие этого принципа, привели к обратному результату. Одной из таких мер была реформа судов, призванных применять обычное право. Традиционные органы были заменены администраторами, которым ассистировали «заседатели», знающие обычное право. Так произошло во французской Африке.

В целом в английской и во французской Западной Африке обычное право лишили его естественных свойств и исказили его применение.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 717; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь