Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ИЗМЕНЕНИЕ МОДЫ КАК ПОИСК СМЫСЛА
Предсказание трендов сродни древнеримскому искусству гадания. Ты подбрасываешь пепел. Пристально всматриваешься во внутренности птицы. Вдруг вырисовывается образ, и, возможно, в нем ты найдешь неожиданный ответ на вопрос о том, что же движет культурой. Tre.hay, 2006h: FA
С точки зрения антропологии, одежда и внешность, и в особенности модные тенденции, — визуальные проявления культурных систем и значений. Способ, с помощью которого мы конструируем внешний облик, отражает нашу систему ценностей и взглядов на мир, и это может стать ключом к значению внутри определенной социальной среды в конкретный период времени. В данном случае роль культурологов и антропологов, занимающихся изучением одежды, заключается в том, чтобы собрать вместе разрозненные кусочки мозаики, составив из них цельный внешний облик, который будет результатом принятых в данной культурной среде взглядов на мир. Модные тенденции, в отличие от более устойчивых силуэтов в одежде, являются предвестниками намечающихся изменений культурных отношений и систем. Поэтому мы можем представить себе, в каком направлении движется данная культура, читая будущее по манекенщицам на подиуме и обычным людям на улицах. Одна из ключевых задач аналитика моды — идентификация периодически повторяющихся образцов костюма, которые возникают, исчезают и снова возвращаются на подиумы. При этом каждое новое появление несет в себе несколько иное значение. Изучив слой за слоем историю этих изменений, можно научиться опережать их и предугадывать, как именно они будут использоваться в будущем. Одним из самых мощных источников повторяющегося модного образа, рожденного в Соединенных Штатах, является образ героя-ковбоя. Дизайнеры, обращающиеся к этой теме, вдохновлены как культурой американских индейцев, так и мифологизированной историей ковбоев. С помощью примера, иллюстрирующего неисчерпаемость этой сокровищницы смысловых кодов, в первой части главы мы рассмотрим историю развития тех антропологических теорий, которые имеют отношение к семиотике костюма и изменениям моды. Материалом для исследований послужили периодически возвращающиеся в моду образцы костюмов североамериканских индейцев, их ритуальная символика, а также варианты адаптации к нуждам белого человека. В то время как часть периодически возникающих трендов рождается под влиянием определенных исторических событий, другие приобретают долгую жизнь благодаря способности модного облика фиксировать наиболее яркие и значимые идеи. Возвратный символизм, несущий в себе значение классовых и тендерных различий, особенно ярко проявляется, например, в чертах модных трендов в стиле панк, периодически возникающих на подиуме. Этот стиль впервые появился в Лондоне, а затем распространился по всему миру. Во второй части главы мы рассмотрим два недавних воплощения панк-стиля, диаметрально противоположных друг другу в отношении культурного контекста и смыслового наполнения. Первый пример, получивший с легкой руки Гая Трибея (Trebay, 2006b) название «Предвестник бунта», исследует угрозы мятежа в женских коллекциях американских дизайнеров осенью 2007 года, второй — рассматривает адаптацию стиля панк молодежным консервативным движением христианского толка в качестве средства выражения преданности идеалам Христа, который в этом случае стал героем контркультуры. Два приведенных далее практических примера демонстрируют важность указанных значений для интерпретации форм и содержания настоящих и будущих модных тенденций, а также подчеркивают значимость мониторинга и анализа повторяющихся трендов для адекватного прогнозирования будущих модных тенденций.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы