Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что относится к эпохе возрождения?



А. теоцентризм

Б. Аристотель

В. Платон

Г. Фома Аквинский

Д. Леонардо Да Винчи

Е.Галилео Галилей

Ж. Секуляризация

З.антропоцентризм

И.Пантеизм

,

7. Прочитайте текст «Натурфилософия»

Составьте краткий план текста

1_________________

2__________________

А______________

Б________________

В_____________________

3_____________________________

А___________________________

Б____________________________

В____________________________

.

НАТУРФИЛОСОФИЯ (от лат. iiatura — природа), философия природы, умозрит. истолкование природы, рассматриваемой веё целостности. Границы между естествознанием и Н., её место в философии исторически менялись. Наиболее значит. роль Н. играла в древности. Фактически Н. явилась первой историч. формой философии. Др.-греч. натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значит. роль в истории науки, напр. атомистич. гипотезу. В дальнейшем Н. обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Самопонятие «H.» (philosophia naturalis) восходит к стоицизму ( Сенека ).

В ср. века, когда философия сближается с теологией, Н. почти исчезает с; филос. горизонта: отд.элементы антич. Н. были приспособлены к креационистским представлениям христ., мусульм. и иудейскойтеологии

Рост интереса к природе в философии Возрождения нашёл выражение в новом расцвете Н., связанной сименами Дж. Бруно, Б. Телезио, Дж. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. этой эпохиразвивалась гл. обр. на основе пантеизма и гило-зоизма. Особенно широко использовался принцип тождествамикро- и макрокосмоса; был выдвинут принцип целостного рассмотрения природы и ряд глубоких диалектич. положений (напр., учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения), однако пониманиеприроды в целом носило во многом фантастич. характер, включая астрологич. и алхи-мич. представления. Стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, каббалистикой и мистикой чисел.

В 17—18 вв., в эпоху бурного прогресса механистич. естествознания, когда возобладали аналитич. методы и метафизич. способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В нем. классич. философииН. снова выдвигается в качестве одной из осн. филос. дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося наоснове объективного идеализма обобщить достижения естествознания. Шеллинг выдвинул диалектич. идеи ополярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формыпредставляют собой как бы возведение в степень более низших. Н. Шеллинга развивали Л. Окен, Д. М. Вел-ланский, а также некоторые естествоиспытатели.

К. Маркс и Ф. Энгельс высоко оценивали значение «старой» Н., однако показали её историч. ограниченность. Характеризуя Н., Энгельс писал, что она «... заменяла неизвестные еще ей действительныесвязи явлений идеальными, фантастическими связями и замещала недостающие факты вымыслами, пополняя действительные проблемы лишь в воображении. При этом ею были высказаны многие гениальныемысли и предугаданы многие позднейшие открытия, но не мало также было наговорено и вздора. Иначе тогдаи быть не могло. Теперь же, когда нам достаточно взглянуть на результаты изучения природы диалектически, то есть с точки зрения их собственной связи,.. натурфилософии пришел конец» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 304—05). Попытки возрождения Н. были предприняты в кон. 19 — нач. 20 вв. В. Оствальдом, X. Дришем, Т. Липпсом и др., пытавшимися преодолеть с помощью Н. кризис новейшего естествознания. Элементы идеалистич. Н. существуют в теории эмерджентной эволюции и в философии А. Уайтхеда.

 

Тема 7. Философия эпохи Нового времени и Просвещения. Философские учения Ф.Бэкон. Р.Декарт, Дидро, Руссо.

Просмотр видео

Рене декарт https: //www.youtube.com/watch? v=KiUy5DuvNxs

Практическая часть

Задание 1. прочитайте текст, ответьте на вопросы.

«Новый органон» Ф. Бэкона

Второй частью «Великого возрождения наук» является работа Бэкона «Новый Органон» (1620). «Органоном» в истории философии именуется общий свод трудов Аристотеля по логике. В аристотелевском учении логика выполняла роль главного метода. Как показывает заглавие «Нового органона», Бэкон хочет противопоставить старой методологии Аристотеля новую.

Он формулирует в этой своей книге противоположный аристотелевскому метод познания природы. Основа этого метода – не отвлечённые логические умозаключения, а эмпиризм, опыт. Ценность опыта признавалась уже в античности. В Средние века на неё обращали внимание Альберт Великий, а также земляк и однофамилец Фрэнсиса Бэкона, философ Роджер Бэкон. Но предшественники Фрэнсиса Бэкона использовали опыт случайный, а он призывает в «Новом Органоне» заменить его планомерным экспериментом, методическим исследованием. Развитие знания, согласно Бэкону, должно базироваться не на случайных открытиях, а идти как заранее обдуманный процесс. Главную цель своей философии он и видит в том, чтобы сформулировать правильный метод изобретений. «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге».

Ответьте на вопросы и запишите ответы в тетрадь.

1.Кто написал первый труд в истории Философии «Органон»

2.На чем основан метод Бэкона в познании природы?

3.Кто в эпоху средних веков признавал ценность опыта?

4.Бэкон призывает заменить случайный опыт на другой. Какой?

5. какова главная цель философии Бэкона?

Задание 2. Что имеет ввиду Ф.Бэкон «Калека, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге». Приведите три примера

Задание 3. Рене Декарт.

Вставьте слова в текст. (слова: биолог, химик, ошибки, тяготение, тел, корней, математик, антропология, )

Несмотря на многие___1___, неоспоримы заслуги Декарта для физиологической и психологической ___2___-но еще большая и более прочная слава принадлежит ему как ____3____. Он был творцом аналитической геометрии, изобрел метод неопределенных коэффициентов, впервые понял настоящее значение отрицательных __4____уравнений. В своих философско-космогонических опытах Декарт хотел, подобно Демокриту и его атомистическим последователям, объяснить движение небесных __5___, а, следовательно, и силу ____6___, вихревыми течениями эфира, наполняющего вселенную

 

Задание 4. Руссо. Общественный договор.

Составьте используя текст 5 неверных суждений про теорию общественного договора и укажите – в чем вы допустили ошибки.

Трактат Руссо об общественном договоре (1762) является его политической программой. Если в первых двух сочинениях он обличал и бичевал пороки современного общества, то здесь пытается наметить возможные пути уничтожения социальных пороков и установления лучших форм человеческого общежития.

В естественном состояние, по Руссо нет частной собственности, все свободны и равны. Неравенство здесь вначале лишь физическое, обусловленное природными различиями людей. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства, противоречивших естественному равенству, начинается борьба между бедными и богатыми. Вслед за уничтожением равенства последовали «ужаснейшие смуты... несправедливые захваты богатых, разбои бедных». Характеризуя это предгосударственное состояние, Руссо пишет: «нарождающееся общество пришло в состояние самой страшной войны: человеческий род, погрязший в пороках и отчаявшийся, не мог уже вернуть назад, ни отказаться от злостных приобретений, им сделанных». Выход из таких условиях, предложили богатые. Выход состоял в том, чтобы заключить соглашение о создании государства и законов, которыми будут подчиняться все. Созданные путем договора государство и законы « наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенства...». «С тех пор весь человеческий род был обречен на труд, рабство и нищету».

Задание 5. Составьте схему-кластер по тексту «Философия Дидро»

Дени Дидро идеи кратко Признавал объективное существование материй. Материя – это вечное явление, которому присуще постоянное движение. Такой категории как абсолютный покой в природе нет. Время и пространство он считал объективными формами бытия материи. Сама она складывается из молекул, внутреннего источника движения. Любые изменения в природе подчиняются закону причинности. Поскольку природные явления имеют между собой неразрывную связь, то грани живая-неживая материя нет: они взаимно превращаются друг в друга. Философ Дени Дидро отстаивал диалектическое понимание мира. Оно состояло в том, что эволюция живых существ обусловлена условиями существования и изменением видов. Он считал, что некоторые формы находятся в состоянии постоянного изменения. Различал скрытую и инертные формы чувствительности неорганической природы и деятельную чувствительность органической природы. Дидро считал, что источником познания человека являются ощущения, возникающие в результате влияния явлений природы, предметов на органы чувств. Он был атеистом. Поэтому отрицал существование Бога, критикуя философский идеализм, догматы о свободе воли и бессмертии души. В основе человеческого нравственного поведения видел стремление к счастью. Проповедовал сочетание общественных и личных интересов. Рассматривая политическую организацию общества, Дидро указывал, что она возникает из законодательства и общественных идей. Только просвещенный государь может разумно обустроить общество. Дени Дидро является крупным теоретиком литературы и эстетики, а также автором художественных произведений. В них автор отстаивал реалистическое направление.

 

Задание 6.Соотнесите по столбцам

Дидро Руссо Бэкон Декарт
       

 

Математик, общественный договор, Назад к природе, отрицание частной собственности, новый органон, опыт-в основе познания, творец аналитической геометрии, в основе материи-молекулы, закон причинности(причинно-следственная связь)

7.Перенесите схему в тетрадь  

Дополните

Распространение деизма связано с именами _________________

В гносеологии эпохи просвещения распространяется _____

Верно ли суждение?

А.Религиозный атеизм связан с именем Ньютона

Б.Широкое распространение деизма в трудах Монтескье и Руссо

В.Философия истории эпохи просвещения связывает прогресс с развитием разума

Г.Концепция географического детерминизма связана с трудами Монтескье


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь