Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основное направление театральной политики



1. Период социалистического строительства наравне с постановкой и решением основных вопросов экономической жизни ставит перед партией задачу решения вопросов «культурной революции» (Ленин). Укрепление экономических и политических позиций дает возможность пролетариату укреплять все более и более свои позиции в области культурного строительства.

За десять лет существования диктатуры пролетариата десятки миллионов трудящихся поднялись к активной культурной жизни и, по мере роста экономического благосостояния нашей страны, начинают предъявлять свои требования и к театральному искусству. Этот процесс культурного созревания характеризуется следующими моментами.

1) Мощный подъем самодеятельного творчества касс, выдвижение из ее среды кадров рабочих и крестьян-художников.

{478} 2) Количественный и качественный рост художественной продукции.

3) Кризис жанров и форм дореволюционного искусства.

4) Колоссальный рост спроса со стороны масс к произведениям искусства и повышение требовательности к их социально-художественному значению.

Сложность процесса развертывания социалистического хозяйства, относительный рост активности буржуазных групп в стране не могут не приводить к попыткам со стороны последних осуществить свое влияние в области идеологии и, в частности, на театре. Это влияние проявляется здесь или в виде рецидива упадочных социально-нездоровых явлений дореволюционного театра или в виде нарождения новых явлений, прямо или косвенно отражающих эти чуждые и враждебные пролетариату влияния.

Классовая борьба в области театра, принимая особые формы, является важным фактором, который должен учитываться при намечении и проведении театральной политики. Усилив борьбу со всякими попытками осуществления буржуазного и мелкобуржуазного влияния на театр, органы, осуществляющие театральную политику, и критика должны всемерно способствовать росту, укреплению и распространению начинаний театров, направленных на создание произведений искусства, отвечающих целям пролетариата и его борьбы и содействующих социалистической перестройке общества.

2. Основные принципы художественной политики партии определены резолюцией ЦК — «О политике {479} партии в области художественной литературы». Эти принципы сохраняют свое значение и до сих пор и могут быть применены в области театрального строительства. Однако, применение их в специфической области театра, являющегося одним из наиболее действенных массовых видов искусства и имеющего более сложный аппарат, материальный базис теаискусства — имеет свои особенности и задачи, которые должны быть особо намечены в отношении художественно-театральной работы.

3. В условиях диктатуры пролетариата, осуществляющего социалистическое строительство, театр, поднимая политический и культурный уровень рабочих и крестьянских масс, ставя и решая актуальные вопросы современности, доставляя здоровый отдых — должен выполнять своими специфическими средствами роль одного из важных рычагов способствования социалистическому строительству, вовлекая в него широкие массы рабочих и крестьян, вовлекая и перевоспитывая интеллигенцию и мелкую буржуазию в соответствии с задачами, стоящими перед пролетариатом. Однако, было бы неправильным рассматривать театр лишь как орудие примитивной агитации со сцены. Агитационно-пропагандистская роль должка выполняться театром его специфическими средствами в более многообразных и сложных формах, чем простая агитация. Неправилен и вреден также недоучет театра как орудия политического воздействия. Если первая оценка может приводить к снижению театральной работы, к потере театром своих наиболее мощных и {480} выразительных средств, то вторая — может привести к сдаче позиций, под видом эстетической самодовлеемости театра, под напором чуждых пролетариату влияний.

4. Основной критерий оценки работы театров, который может применяться в проведении теаполитики соответствующими советскими органами — это критерий социально-политической значимости. Как и в области художественной литературы, партия и советская власть не могут связывать себя с каким-либо театральным направлением, но должны быть приняты все меры к тому, чтобы усовершенствование всех методов театрального воздействия, соревнование театральных течений приводили к наиболее полному и действенному выполнению социальных задач, стоящих перед театром. Следует всегда иметь в виду, что исключительное покровительствование какому-либо театральному течению, за счет других, даже имеющему высокую художественную ценность, могло бы привести к застою и неизбежной остановке дальнейшего развития.

5. В положении театра в текущий период могут быть отмечены следующие основные моменты: 1) частичный сдвиг дореволюционных театров в сторону постановки на сцене проблем современности (хотя и с различными социальными устремлениями), 2) значительные достижения революционных театров, 3) оживление театральной жизни во всех союзных республиках как в центрах, так и на местах.

В проведении театральной политики перед коммунистами, работающими в области театра, стоят две {481} основные группы задач: 1) задачи в отношении театров дореволюционных, являющихся культурным наследством, 2) задачи строительства и руководства в отношении театров и театральных течений, возникших в период революции.

6. Театральное «наследство», заключающееся в дореволюционном театре, является ценностью, к которой необходимо бережное и внимательное отношение. Подход к современности этих театров, имеющих свои длительные традиции и глубокие корни в прошлом, происходит путем медленных сдвигов и нередко зигзагообразно.

7. В отношении театрального наследства при проведении театральной политики стоит двойная задача:

1) устранение вредных пережитков старого театра феодально-помещичьего и буржуазного периода — борьба с рецидивами мещанского и упадочного театра прошлого и

2) умелое использование достижений театров прошлой культуры и активная политика, направленная в сторону привлечения этих театров к выполнению задач, поставленных перед театром в период социалистического строительства.! Необходимо принять решительные меры к тому, чтобы сделать доступными рабочим массам высокие достижения театральной культуры путем организации выездов государственных театров, снижения входных цен и т. п., без чего теряет свое значение работа по сохранению старого театра.

При осуществления этих задач необходимо иметь в виду следующие три момента:

{482} а) Необходима неуклонная борьба против косности, стремления огульно и искусственно сохранять явления, потерявшие свое социально-художественное значение, связанные целиком с прошлыми общественно-политическими строями, борьба против застоя и нежелания стать на уровень требований советской общественности.

б) Одновременно следует отметить, что огульно-отрицательное отношение к дореволюционному театру и недостаточно тактичное отношение к специалистам, работникам этих театров, может привести их к отталкиванию от сотрудничества с советской властью. Руководство работой этих театров и критика должны служить целям гибкого и внимательного подталкивания их к служению задачам пролетарской диктатуры и к отвоеванию их из-под влияния враждебных пролетариату социальных групп и к постановке на службу пролетариату театральных коллективов в целом.

в) При умелом гибком, но достаточно активном воздействии государственных органов критики и советской общественности группа театров дореволюционных сможет занять одно из важных мест в строительстве современного театра. Неправильно было бы обходить и отклонять задачи овладения наследством и использование его достижений в целях пролетариата соображениями о необходимости построения рабочего театра или построения самодеятельного театра. Эта последняя задача не устраняет и не заменяет необходимости использования достижений дореволюционного театра в целях пролетариата.

{483} 8. Усвоение и использование театральных достижений прошлой культуры и подталкивание академических театров в направлении служения задачам рабочего класса является лишь частью общей задачи включения театра в русло содействия соц. строительству. Нужно со всей решительностью указать на вредность недооценки значения работы и достижений театров, возникших в период революции и недооценки значения работы по созданию театра, ставящего своей целью революционную постановку проблем современности и обслуживание трудовых слоев населения, который в своем развитии содействовал и содействует приближению дореволюционного театра к современности. Политика, направленная преимущественно на сохранение театров прошлой культуры, пренебрежение к театрам и театральным направлениям, осуществляющим наиболее важную с точки зрения партии задачу обслуживания широких трудовых масс — могла бы привести к разрыву между запросами трудящихся масс и органами, осуществляющими теаполитику. Необходимо устранить причины, затрудняющие рост революционного театра (пересмотр политики субсидирования, налоговой политики и т. д.).

9. В проведении театральной политики не должно иметь места привнесение моментов покровительствования тому или иному формальному направлению, стилю и театральному жанру (опера, комедия, драма, оперетта и т. п.). Не может быть места стремлению сгладить различие между театральными течениями, стремлению растворить все направления в одном хотя {484} бы и высоко художественной, или поддержке одного течения за счет других. Только в процессе соревнования и взаимодействия все эти формы могут завоевать себе наибольшее внимание со стороны зрительных масс и повышать свое социально-художественное значение.

Одновременно необходимо устранить всякое постороннее и часто некомпетентное вмешательство, привнесение случайных влияний в работу театра.

Должно быть обеспечено разграничение задач государственного руководства и регулирования в области искусства и задач театральной критики, оценки того или иного театрального направления. Если советская критика, являясь выражением тех или иных запросов тех или иных социальных групп, может допускать приверженность к тому или иному направлению, защиту тех или иных формальных признаков, или жанров, то это не может и не должно входить в задачи органов государственного регулирования.

10. Необходимо подчеркнуть, что осуществление всех этих задач при условии привлечения внимания к вопросам театра всех широких кругов нашей советской общественности и влияния последних на дело строительства революционного театра должно быть обеспечено соответствующими организационными мероприятиями, проводимыми как по линии Наркомпроса, театров, печати, так и по линии различных партийных и общественных организаций.

11. Необходимо обратить внимание на повышение качества коммунистической критики, улучшение ведения {485} отделов искусства в руководящих и массовых общеполитических газетах, усиление работы объединений теакритиков и т. д. Только при этих условиях коммунистическая критика сможет наилучшим образом выполнять свои задачи, содействуя своими средствами и в своей области правильному пониманию и осуществлению задач театральной политики.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 169; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь