Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Историческая драма «Фуэнте Овехуна»



Лучшей исторической драмой Лопе де Вега, ставшей вершиной позднего Возрождения и ренессансного реализма XVII в., является «Фуэнте Овехуна» («Овечий источник» перевод К. Бальмонта, 1612-1613). Пьеса появилась в результате долгих размышлений драматурга над проблемой взаимоотношений между королем, феодалом и народом. Эта проблема также рассматривалась в его ранней драме «Периваньес и командор Оканьи» (1609-1612). В пьесе крестьянин Периваньес, отстаивая свою честь, убивает командора. Король признает правоту простолюдина и прощает его. Решение конфликта носит идиллический характер, образы крестьян поэтизированы. Новаторство этой пьесы в том, что Лопе впервые в ней заговорил о чувстве чести, которое присуще не только высшей знати, но и крестьянам.

Драма «Фуэнте Овехуна» дает объективное разрешение конфликта между крестьянами и феодалом.

Командор ордена Калатравы Фернан Гомес де Гусман преследует девушек Фуэнте Овехуны и хвалится своими победами перед их женихами, братьями, отцами. Командор не скрывает своего пренебрежения чувствами простых людей, верой и правдой служащих ему. Он требует старосту деревни Эстебана заставить дочь покориться ему. Но не все покорны господину. Лауренсия дает клятву не покоряться и до конца отстаивать свою честь перед командором. Независимость Лауренсии – исключение, судьбы других поселянок трагичны. Она независима, самостоятельна, ее гордость не равна гордыне, в чем ее упрекает командор и его прислужники. Она не спешит замуж, потому что хочет полюбить и выбрать достойного. Когда Фрондосо признается ей в любви, она тактично отказывает. Решительный поступок юноши, вставшего на защиту ее чести, меняет ее отношение. Она дает согласие на брак, признается, что еще не любит его, но именно в нем видит достойного ее руки мужчину. Под влиянием дальнейших событий Ларенсия вдруг понимает как дорог ей Фрондосо.

Командор нападает на свадебную процессию, бьет старика Эстебана, решает повесить Фрондосо и обесчестить Лауренсию. Свадьба оборачивается слезами. Создается впечатление полной безнаказанности феодала.

Лауренсия вырывается из плена командора и высказывает свое презрение к жалким мужчинам, неспособным защитить себя и своих женщин.

Вы – овцы, и Овечий ключ

Вам для жилья как раз подходит!..

Вы – дикари, а не испанцы,

Трусишки, заячье отродье!

Несчастные! Вы ваших жен

Чужим мужчинам отдаете!

К чему вы носите мечи?

Подвесьте с боку веретена!

Клянусь вам, я устрою так,

Что сами женщины омоют

Свою запятнанную честь

В крови тиранов вероломных,

А вас оставят в дураках…

Своей пламенной речью она поднимает народ на восстание, мстит за всех опозоренных женщин. У Лопе де Вега, женщина, наиболее беззащитное существо, становится во главе восстания. Крестьяне убивают тирана-феодала. Они понимают, что король не простит им смерти командора. Мудрый Эстебан предлагает на все вопросы отвечать «Фуэнте Овехуна». Крестьяне проявляют удивительное мужество и сплоченность, начинают репетировать предстоящие им пытки.

Король посылает в селение карательный отряд для ведения следствия. В сценах пытки старых и малых наступает кульминационный момент драмы, свидетельствующий о высшем героизме крестьян. На вопрос следователя: «Кто убил командора?» - все отвечают одно: «Фуэнте Овехуна». Король был вынужден простить крестьян.

Используя прием контраста, Лопе показывает, насколько духовно богаче и чище крестьяне по сравнению с теми, от кого зависит их жизнь. Впервые Лопе рисует крестьян Фуэнте Овехуны не как серую порабощенную массу, а как людей умных, добрых, способных на самопожертвование ради спасения других.

Комедии Лопе де Вега.

Особое место в творчестве Лопе де Вега занимают комедии. Исследователи выделят следующие типы: «придворная комедия», «комедия плаща и шпаги», «исторические комедии», «комедия чести», «комедия интриги».

В «придворной комедии», как правило, показывалась жизнь аристократии, близкой ко двору. В основе сюжета лежали сложные взаимоотношения господ и подчиненных. Часто развивается сюжет о любовных переживаниях героев, принадлежащих к разным сословиям. Нередко в таких комедиях любовной чувство возникает из ревности, это и создает комическую ситуацию. Заканчиваются комедии, как правило, свадьбой. Одна из лучших т.н. «придворных комедий» «Собака на сене» 1604. Любовь прекрасной аристократки Дианы к секретарю Теодоро возникает из ревности. Название комедии дает поведение Дианы, она не позволяет Теодоро любить себя и запрещает любить служанку Марселу. Счастливый конец достигается благодаря придворному слуге Тристану. В Диане аристократка побеждает ее чувство, она готова бросить Тристана в колодец за то, что он знает о плебейском происхождении Теодоро. Тристан спасает и себя, и Теодора, он находит ему «знатного» отца.

Персонаж слуга играет значительную роль в интриге комедий Лопе де Вега. Он бедный малый, способный трезво оценить ситуацию, он может посмеяться над любовными переживаниями главных героев. Он, как правило, является главной пружиной развития интриги. Именно из-за образа слуги комедии Лопе де Вега нередко сравнивают с плутовскими романами. Слуга доказывает, что и крестьянки, и дворянки одинаково переживают любовной чувство. Любовь уравнивает все сословия, такое гуманистическое прославление любви стало настоящим открытием драматургии Лопе де Вега.

Название другой разновидности комедий Лопе де Вега дано по обязательной атрибутике персонажа. Действие пьесы происходит, как правило, в современности в Мадриде или Севильи. Особенностью комедии является параллель между влюбленной парой господ и парой слуг, отношения часто дублируются. Нравы Испании нарисованы очень ярко и многообразно.

В комедиях Л. де Вега женщина всегда активна в борьбе за счастье. Ей присущи обаяние, верность, готовность к самопожертвованию во имя любви. Будучи существами слабыми, в борьбе за счастье женщина становится сильной и смелой. Главным в жизни является любовь, именно она раскрывает в человеке все его способности. Одна из таких комедий «Валенсийская вдова» (1618-19). Главная героиня Леонарда, потеряв мужа, погружается в чтение богословских сочинений. Когда она влюбляется, исчезает ее смирение перед жизнью, она начинает бороться за свое счастье. Она истинная испанка – очень осторожна, постоянно следит, чтобы ее честь не пострадала. Также осторожен и ее возлюбленный Камилло, он боится быть обманутым. Он не есть и не пьет в гостях у вдовы, боится, что его отравят, не принимает в подарок драгоценности. Леонарда переодевается в даму-невидимку, осложняя и запутывая тем самым действие. Она ревнует Камилло к самой себе, этим чуть не губит свое счастье.

Главным достоинством комедий Лопе де Вега является их жизнеутверждающее начало. Любовь является всепоглощающей силой, даже если она возникла из ревности или предубеждения. Еще одним изобретением Лопе де Веги являются мнимо счастливые финалы. Они позволяли ему, не нарушая правды жизни, вписываться в рамки жанра комедии.

В комедиях Л. де Вега много утопического во взгляде на человека, в этом проявляются ренессансные традиции. Драматург в период кризиса гуманистических идей до конца жизни рассматривал человека как существо доброе от природы, он наделен природным благородством и величием разума. При этом писатель не был наивным Дон Кихотом. Он прекрасно видел все противоречия современного общества. В историю художественной культуры Лопе де Вега вошел как жизнеутверждающий писатель. Его пьесы не потеряли своего звучания и в наши дни.

Тирсо де Молина (были и другие псевдонимы: Паракуэльос де Каваньянс, Хиль Берруго де Тексарес). О месте его рождения ничего не известно. Долгое время дискутировался вопрос о личности писателя. До нас дошло только его монашеское имя и сведения, что он был членом ордена Милосердия (ордер мерседариев). Он занимался выкупом испанцев из алжирского плена. Был миссионером в Америке и историографом ордена. В 1625 г. подвергся суду за написание светских пьес, был выслан в провинцию. Также ему запретили что-либо писать, приговор не был исполнен. В том же 1625 г. он вновь селится в столице и продолжает литературную деятельность. Тельес дружил с Лопе де Вега и его учениками. Ему принадлежат произведения разных жанров: историческая драма, комедия интриги, комедия «плаща и шпаги», «божественная комедия», ауто, философско-религиозная драма.

В лучших традициях ренессансной литературы написана «Толедская вилла» (1621). По форме и содержанию произведение близко к «Декамерону» Бокаччо (исп. «вилла» – день). В этом произведении он излагает свои взгляды на литературу и драматургию, отстаивает требование Лопе де Вега «писать с натуры». Он формулирует свои художественные принципы:

- подражание искусству жизни;

- смешение трагического и комического в комедии;

- «смешение противоположных начал», т.е. введение в комедию королей, аристократов наравне с простолюдинами;

- контраст жанровых форм.

В «Толедской вилле» Молина смешивает многие жанровые формы: любовно-авантюрное повествование, пастораль, сатирическую бытовую новеллу, стихотворную комедию. Он выступает против вычурного барочного стиля, вместе с тем. В историю мировой литературы он вошел как писатель барокко. Ранние произведения Молины несут отпечаток ренессансной литературы и творчества Лопе де Вега. Многие ранние произведения Молины приписываются Лопе де Вега. Так произошло с исторической драмой «Король дель Педро в Мадриде, или Инфансон де Ильескас». Но исходя из анализа стиля и характера построения, пьеса, по мнению исследователей, принадлежит Тирсо де Молине. Образ короля в драме несет в себе черты ренессансной личности. Однако дон Педро не идеализируется, читателю сообщается об его отрицательных качествах, за что он был прозван Педро жестокий. Важное место в драме отводится мистическому пророчеству. Несмотря на многочисленные заслуги перед страной, мистические силы наказывают короля за убийство клирика.

Интересно раскрытие Молиной женских образов. Женщина лишается ренессансной идеализации, она сочетает женственность, мягкость, хитрость, обман. Ради достижения личного счастья она способна пойти на рискованную авантюру. В разработке женских образов Молина сочетает 2 взгляда на женщину – как полноправный член общества и как коварное существо, исчадие ада.

     Наиболее известная комедия интриги Тирсо де Молины «Дон Хиль Зеленые Штаны» (1615). В ней он использует принцип переодевания, чтобы выявить сущность того или иного поступка героини. В комедии рассматривается история влюбленной девушки – доньи Хуаны де Солис. Молина показывает, как в процессе борьбы за любовь преображается характер девушки. Отец ее возлюбленного разлучает их, чтобы женить сына на богатой невесте. Хуана узнает, что ее возлюбленный предстанет перед новой невестой под именем Хиль. Девушка переодевается мужчиной, знакомится с соперницей и покоряет ее сердце. Параллельно она играет роль Эльвиры, закадычной подруги невесты.. Героиня много раз меняет облики, это стирает границы иллюзии и реальности, у зрителя остается ощущение наваждения.

Молина подчеркивает хищничество героини, стремление выйти победительницей в борьбе. При этом в ней присутствует набожность, суеверие, осторожность и природная мягкость. Молина глубоко проникает в психологию женского характера, представляя его как столкновение индивидуальной воли и расчета. Другой тип женщины представлен в комедии «Благочестивая Марта» (1636). В ней рассказывается история девушки, которая идет на обман, чтобы сохранить жизнь возлюбленному и соблюсти честь семьи. Интрига осложняется тем, что возлюбленный убил ее брата и в него влюблена сестра. Все персонажи пьесы под видом благочестия преследуют неблагочестивые намерения. Марта объявляет о своем обете безбрачия, а сама под видом студента-паралитика приходит в дом возлюбленного. Способность преодолевать препятствия раскрывают ум и изобретательность «благочестивой» Марты. Молина показывает, как жизнь корректирует женские характеры, диктует им новее законы «благочестия».

     Одной из самых знаменитых пьес Молины считается философско-религиозная драма «Севильский цирюльник, или Каменный гость» (1620). Это первая в истории литературы обработка легенды о Дон Жуане. Молина поднимает в драме злободневную тему – фаворитизм как главный порок испанского двора. Дон Гуан, сын придворного любимца, чувствует себя безнаказанным. Его слуга Каталион пытается урезонить своего господина. На что Гуан отвечает:

Ну что ты трусишь?


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 1250; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь