Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Модель для каждого ученика



Мы рассмотрели пять разных моделей наставничества, представленных в Писании. В каждой есть свои сильные стороны и свои задачи, и каждая из них заслуживает серьезного и внимательного анализа. Как много встречается людей, подобных Елисею, которым может пойти на пользу наставничество и личный пример зрелого сформированного лидера? Как много молодых лидеров могут привнести важный вклад в команду в роли учеников, работая и развиваясь вместе, совершая дело, порученное Творцом? Представьте себе потенциал группы из шести, десяти, двенадцати тщательно отобранных молодых лидеров, перед глазами которых есть модель эффективного служения, которую они изучают и оценивают. Представьте себе то будущее влияние, которое они смогут оказывать, даже когда вы уйдете из их жизни!

Как много людей, подобных Симону Петру, – с высоким уровнем мотивации, страстных, импульсивных, склонных совершать ошибки, но с большим сердцем? Представьте себе целенаправленное наставничество подобного человека, которое приведет его к зрелости. Представьте всю пользу для дела Христова! Как много таких робких Тимофеев, у которых отличные данные, но которые должны познать, что такое власть и сила Иисуса Христа?

Существует много моделей наставничества, которые подойдут для бесконечного числа ситуаций и характеров людей. Эти люди здесь, они везде, вы знаете их. Они хотят наставничества и нуждаются в нем, чтобы сформироваться как лидеры.

 

Ключевые мысли этой главы

 

  1. Рассмотрите разные модели и примеры наставничества, изложенные в Писании:

a) модель «один для одного»: Илия и Елисей;

б) модель «один для двоих»: Моисей, Иисус Навин и Халев;

в) модель группового наставничества: двенадцать учеников;

г) модель индивидуального подхода: Иисус и Петр;

д) модель «робкий и вынужденный лидер»: Павел и Тимофей.

  1. Приспосабливайте модели наставничества к каждому ученику в соответствии с его особенностями и стадией его развития.

 

Вопросы для размышления

  1. Что вы думаете о пяти наставнических моделях, перечисленных в этой главе? Какая из моделей (или их сочетание) подошла бы вам в вашем текущем процессе развития? Почему вы сделали этот выбор?
  2. Знаете ли вы кого-то, кому принесла бы пользу одна из этих моделей, но кого, возможно, вы никогда не видели в этом контексте? Обсудите это с ним.

 

План действий

  1. Для того чтобы наставничество было более эффективным для вас, начните определять свои нужды и этап своего развития.
  2. Для того чтобы быть более эффективным наставником, начните исследовать, какие из моделей наиболее подходят вашим потенциальным ученикам.

 


Глава 5


Процесс развития

 

Нужда в лидерстве была и остается насущной, особенно в церкви. Итак, какие процессы участвуют в воспитании характера, целостности, сердца и души, видения и уверенности, навыков и способности вести за собой?

Основная цель наставничества состоит в том, чтобы помогать развивающемуся лидеру и направлять его, когда он проходит ключевые стадии развития. Некоторые лидеры проходят эти стадии естественно и даже последовательно. Для других процесс наставничества потребует больше коучинга[§], поскольку они могли пропустить некоторые стадии развития или не до конца пройти их. Усиленное внимание к коучингу и наставничеству поможет здоровому и полноценному развитию.

Процесс развития проще рассматривать, если воспринимать его как последовательность стадий, подобно последовательности букв в алфавите. Избегая излишнего дробления жизни, скажем, что для человека естественно проходить стадии от точки А через Д по пути к точке Р, достигая в конце концов Я. Если рассматривать жизнь как естественную прогрессию, включающую стадии развития, то эти стадии можно представлять как здоровые события жизни. Если представлять жизнь именно таким образом, то процесс развития будет той призмой, сквозь которую можно рассматривать жизнь с ее успехами и неудачами.

Развитие лидера, особенно пасторского типа, тоже следует рассматривать как процесс развития с определенными стадиями и жизненным опытом в каждой сфере. Несмотря на то, что жизненный путь каждого может иметь существенные различия, есть много общего и схожего в том, как развиваются лидеры. Процесс развития, как и жизненный опыт, может быть гораздо продуктивнее, когда рядом с развивающимся лидером есть мудрый и опытный наставник, способный помочь и направить.

 

Процесс развития Илии

В Третьей книге Царств, в 18 главе, изложена история пророка Илии, которая являет собой замечательный пример того, как происходит процесс развития в области веры. Проповедники обычно рисуют восхитительные картины, изображающие, как Илия одиноко стоит на горе Кармил перед Богом и израильским народом против 450 пророков Ваала. Он стоит с пророческим сиянием в глазах и силой Божьей в душе против огромной силы тьмы, призывает огонь с небес и одерживает одну из самых великих побед Всемогущего Бога. Однако предыстория этого триумфа начинается в предыдущей главе.

Бог проводил молодого пророка через стадии развития таким образом, что совершившееся на горе Кармил было для него естественным шагом, но таким, какого раньше он никогда не делал. В 17 главе мы видим Илию на самом первом этапе развития его веры. В стихах с 1 по 6 Бог дает понять Илии, что ему необходимо пойти к реке, где о нем будут заботиться вороны, при этом пить он должен из потока, не занимаясь ничем другим кроме отдыха. Бог повелевает Илии пойти туда и просто довериться Ему в обеспечении своих насущных нужд. Он должен был доверить Господу всего себя. Это необходимый шаг для нас как для христиан, если мы действительно хотим, чтобы Бог использовал нас сверхъестественным образом, за пределами наших собственных возможностей. Первый принцип развития веры – доверие.

Второй этап в развитии Илии открывается в стихах с 7 по 16, когда Бог посылает его к вдове в Сарепту. Он идет к вдове и просит ее покормить его. Эта очень бедная женщина говорит ему, что у нее почти ничего нет. В ее планах было взять то немногое, что осталось, покормить себя и сына, а затем умереть. Илия успокаивает ее, говоря, что он послан к ней Богом и что ее задача – взять то, что у нее есть, и накормить его. Этот отрывок говорит нам о том, что в процессе развития нашей веры наступает момент, когда мы доверяем Богу не только самих себя, но включаем в сферу нашей веры других людей. Доверие Богу – это не просто что-то сугубо личное, что происходит только между нами и Богом. Это также оказывает влияние на жизнь людей вокруг нас.

На пути к горе Кармил наступает третий этап развития Илии, описанный в отрывке с 17 по 24 стих, где сообщается о смерти сына вдовы. Илия возвращается к вдове, берет мальчика и относит его в комнату, где, совершая акт веры, простирается над ним трижды, прося Бога совершить чудо. И Бог по Своей суверенной воле отвечает на молитву и возвращает жизнь сыну вдовы. Илии было необходимо верить в Бога чудотворящего, чтобы успешно противостоять вааловым жрецам на Кармиле. Но, пожалуйста, отметьте, что в тот момент Илия находился в комнате один без лишних зрителей. Там были только Илия, мертвый мальчик и Бог.

Та уверенность, которая пришла к Илии, укрепляя его веру, и тот процесс развития, через который он прошел, послужили основанием для того, чтобы взойти на гору Кармил в 18 главе. Теперь пророк Илия стоял на горе как представитель Бога, и вера всего Израиля была поставлена на карту. Требовалось настоящее чудо для того, чтобы народ Божий встал на путь здоровых взаимоотношений с Господом. Итак, вот стоит человек, пророк, избранный служитель Божий, Илия. Это уже не первый случай, когда его вера должна быть сильной. Мы можем проследить, через какие этапы Бог проводил его, подготавливая к этому «большому событию». Этот отрывок представляет четвертый этап развития Илии: он должен был верить в Бога чудотворящего перед множеством людей, принимая во внимание огромный размер ставки (будущая история народа Божьего).

 

Цитата: Основная цель наставничества состоит в том, чтобы помогать развивающемуся лидеру и направлять его, когда он проходит ключевые стадии развития.

 

Хотя ставки в жизни Илии были крупнее, чем в жизни обычного человека, тем не менее, стадии, через которые он проходил, и результаты, которых он добился, типичны для всех. В процессе нашего преображения в образ Христов, по мере того как полнота Божья наполняет нас, нам необходимо двигаться от одной стадии развития к другой. Это не происходит автоматически. Мы не можем делать это сами. Это процесс, в котором особенным образом участвует Бог и в котором наш опыт и обстоятельства играют ключевую роль. Это все является частью Божьего плана работы с нами.

 

Процесс развития

Процесс развития включает в себя стадии развития, объект изменения и желаемый результат. Книга «Теории психологии развития» Патриции Миллер позволяет внимательно рассмотреть теории развития. Несмотря на то, что ее работа посвящена развитию детей, значительная часть ее исследований содержит полезные принципы общего развития. Миллер отмечает, что перемены в процессе развития вращаются вокруг четырех наиболее важных вопросов:

  1. Какова основная природа человека?
  2. В качестве или в количестве выражается развитие?
  3. Как отражаются на развитии природные предпосылки и воспитание?
  4. Что именно развивается?1

 

Что касается первого вопроса «Какова основная природа человека?», то мы знаем, что Бог трудится над преображением темной стороны человеческой души, изменяя человека изнутри (Рим. 6). Бог желает восстановить в нас Свой образ, и это преображающее действие Его Сына длится на протяжении всей нашей жизни (Рим. 8:29).

На второй вопрос Миллер «В качестве или в количестве выражается развитие?» мы отвечаем, что Бог желает произвести качественное изменение в жизни и в характере человека. Процесс преображения выражается в качественном измерении.

Библейские примеры доказывают, что в развитии имеют место обе концепции, затронутые в третьем вопросе: «Как отражаются на развитии природные предпосылки и воспитание?» Моисей и Иисус Навин были абсолютно разными. О Моисее Писание говорит, что «не было более у Израиля пророка такого, как Моисей» (Втор. 34:10). По своей природе Моисей был весьма одаренным. Но, тем не менее, именно Иисус Навин оказался способным завершить миссию после смерти Моисея, и это было великим подвигом. В дополнение к природным способностям уникальный опыт каждого из них позволил им развиваться совершенно по-разному.

Наконец, отвечая на четвертый вопрос Миллер «Что именно развивается?», мы утверждаем, что в жизни христианина прежде всего развиваются христоподобные черты характера. Отрывок Рим. 5:3-4 обобщенно иллюстрирует качественное развитие: «…от скорби происходит терпение, от терпения опытность[**], от опытности надежда».

В своей книге «Становление лидера»2 Роберт Клинтон описывает пять ступеней развития на протяжении всей жизни. Эти ступени включают в себя все жизненные события и опыт.

 

I ступень: Заданные основы

II ступень: Развитие внутренней жизни

III ступень: Достижение зрелости в служении

IV ступень: Достижение жизненной зрелости

V ступень: Конвергенция

 

На первой ступени закладываются строительные блоки жизни. Развиваются индивидуальные особенности и формируются черты характера. На второй ступени молодой лидер обычно получает необходимое обучение, как формальное, так и неформальное. Обучение может быть сфокусировано на академической программе или на практическом служении, но основной акцент Божьей работы по развитию человека делается на внутреннем мире. Настоящее обучение происходит в сердце того, кого Бог намеренно развивает. На третьей ступени лидер входит в служение, и основной фокус его внимания перемещается на служение. Хотя неформальное обучение по-прежнему может иметь место (курсы, проекты и т.д.), наибольшая активность приходится на сферу служения. Уникальная особенность первой, второй и третьей ступеней в том, что в этот период Бог проводит свою работу в развивающемся лидере, а не через него. На четвертой ступени наступает пора зрелости и плодотворного служения по мере того, как лидер определяет свой спектр даров и с властью использует их. Клинтон отмечает, что, несмотря на то, что процесс развития происходит последовательно, в реальной жизни третья и четвертая ступени могут накладываться. На пятой ступени сфера служения, спектр даров, опыт, темперамент и прочее – все сливается воедино. К сожалению, согласно Клинтону, немногие лидеры испытывают подобную конвергенцию. Служебное продвижение и занимаемые должности часто ограничивают их в использовании своего уникального спектра даров. Но Бог готовит каждого к настоящей конвергенции. Он преображает лидера в образ Христа (Рим. 8:28-29) и ведет к зрелости и успеху в Его Царстве. Божий подход – сначала действовать в человеке, а затем – через человека.3

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.027 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь