Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


А ТАКЖЕ О РАСПРЕДЕЛЕНИИ ИХ ФИНАНСОВЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ



ПРИ ВЫПЛАТЕ ДАНИ И ПРОЕЗДНЫХ ПОШЛИН МИТРОПОЛИТУ

(МОСКВА. 1448 г., ДЕКАБРЯ 15 — 1473 г., АПРЕЛЯ 5?)

 

 

Послание в манастырь, по чему архимандриту ходити и попом, и дияконом, и черньцем

 

Се яз, имярек митрополит всея Руси, дал есмь сию свою грамоту в манастырь имярек святого, по чему архимандриту и попом, и дияконом, и черньцем ходити о всем по сей по моей грамоте. Архимандрит имярек да имеет к священником и ко всем старцем того манастыря свершеную духовную любовь. А вы, священници и старци, чтобы есте своему архимандриту и духовному своему настоятелю с благоповиновением и с послушанием честь воздавали, без его благословенна и повеления неисходни были нигде же из манастыря. И о всем бы есте жили по чину и уставу иноческаго житья.

Архимандрит должен есть попечение имети о вашем спасении и по благословению нашего смерения. А которой поп, или диякон, или от черньцов хто негодовати имет о сем наказании и еще имет какую брань чинити в той честной обители, и яз приказал архимандриту того понаказати духовно перед двема или трема послухи. Да не престанет от того, а не накажется, будя, яко нечювствено, и яз велел того попа или диякона от церкви отслати, а черньца из манастыря выслати.

А что идет им хлеб из сел манастырьских, что на них хрестияне пашут, или на серебро манастырьское пашют, и они то делят межи собою, как по иным манастырем — аримандриту от всех жит половина, а попом и дияконом с черньци половина. А тое поповские и дияконские и чернецское половины попом и дияконом половина, а черньцом половина.

А что которых манастырьскых земль не испахивают, ни пожен не искашивают, а дают внаймы, и теми наймы также делятся — архимандриту половина, а попом и дияконом с черньци половина.

А в дань мою и в мои проезды митропольскии во все архимандрит подъимает половину, а другие половины попы и дияконы подъимають, а черньцы половину. А боле того черньци в церковной приход ни в манастырьской не въступаются ни во что.

А что годовое или сорокоусты и вписы, и молбены, а тем архимандрит делится с попы и дияконы по половинам — архимандриту изо всего половина, а попом и дияконом, и с проскурником, и с пономарем половина, а черньци в те приходы не въступаются ни во что.

А дана грамота…

Там же. Ч. 1. С. 101–102.

 

 

ОСНОВНЫЕ ДАТЫ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 

1314, 3 мая  — рождение Сергия Радонежского.

1328  — переселение из Ростова в Радонеж.

1337 — поселение на Маковце вместе с братом Стефаном.

1341, 7 октября —  принял монашеский постриг с именем Сергия.

1344 —  возникновение «общины двенадцати» во главе с Сергием.

1354 —  поставление в священники и игумены епископом Афанасием;

около 1355 г.  — введение в Троицком монастыре общежительного устава;

около 1355 г.  — уход Сергия на Киржач.

1360  — основание Андроникова монастыря в Москве.

1365  — миротворческий «поход» в Нижний Новгород;

около 1374  — переход Троицкого монастыря в удел Владимира Серпуховского.

1374  — основание Высоцкого монастыря в Серпухове.

1374, конец  — участие в княжеском съезде в Переяславле-Залесском.

1375, март — сентябрь  — тяжелая болезнь Сергия.

1378, И августа  — Дмитрий Московский разгромил татар в битве на реке Воже.

1379, лето —  поручился за суздальского владыку Дионисия.

1379, 1 декабря  — освятил Успенский собор монастыря «на Стромыне».

1380, 16 августа  — благословение князя Дмитрия на битву с Мамаем,

1380, 8 сентября  — Куликовская битва.

1380, 21 сентября  — отправил келаря в Рязань для встречи с князем Олегом.

1381, весна  — крестил сына Владимира Серпуховского Ивана.

1381  — основал Успенский Шавыкин монастырь.

1382, август  — уходил от нашествия Тохтамыша в Тверь.

1385, лето  — крестил сына Дмитрия Донского Петра.

1385, осень  — миротворческий «поход» в Рязань.

1392, 25 сентября —  кончина Сергия Радонежского.

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

ИСТОЧНИКИ

 

1. Акты исторические, собранные Археографической комиссией. Т. 1. СПб., 1841.

2. Духовные и договорные фамоты великих и удельных князей XIV–XVI вв. М.; Л., 1950.

3. Иосиф, игумен Волоцкий. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Казань, 1904.

4. Леонид, архимандрит. Два памятника древнерусской киевской письменности XI и XIII вв. // ЧОИДР, 1890. Кн. 2.

5. Никольский Н.К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. Вып. 83. СПб., 1907, № 4.

6. Памятники литературы Древней Руси. XI — начало XII века. М., 1978.

7. Памятники литературы Древней Руси. XII век. М., 1980.

8. Памятники литературы Древней Руси. XIII век. М., 1981.

9. Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981.

10. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XV века. М., 1982.

11. Памятники литературы Древней Руси. Конец XV — первая половина XVI века. М., 1984.

12. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI века. М., 1985.

13. Памятники литературы Древней Руси. Вторая половина XVI века. М., 1986.

14. Памятники литературы Древней Руси. Конец XVI — начало XVII века. М., 1987.

15. Памятники старинной русской литературы, издаваемые графом Кушелевым-Безбородко. Вып. 4. СПб., 1862.

16. Полное собрание русских летописей. Т. VI. СПб., 1853. Софийские летописи. (Далее — ПСРЛ)

17. ПСРЛ. Т. XI. СПб., 1897. Никоновская летопись.

18. ПСРЛ. Т. XV. Вып. 1. М., 1965. Рогожский летописец.

19. ПСРЛ. Т. XV. Вып. 2. М., 1965. Тверской сборник.

20. ПСРЛ. Т. XVIII. СПб., 1913. Симеоновская летопись.

21. Послания Иосифа Волоцкого. М.; Л., 1959.

22. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в. М., 1983.

23. Русская историческая библиотека, издаваемая Археографической комиссией. Т. 6. СПб., 1880.

24. Сказание о иконе Божией Матери Одигитрии // Издание Общества любителей древней письменности. Вып. 19. М., 1878.

25. Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка (X–XIV веков). СПб., 1882.

26. Тихонравов Н. С. Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. Тексты.

27. Цветочки святого Франциска Ассизского. М., 1913. Предисл. С. Н. Дурылина.

28. Чин пострижения в иноки // Издание Общества любителей древней письменности. Вып. 24, 63. СПб., 1878.

29. Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. Тексты.

 

ПАТРИСТИКА

 

30. Блаженного Георгия Акафист Божией Матери. Фодхэм, 1954.

31. Деяния вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Т. 4. Казань, 1878.

32. Деяния вселенских соборов… Т. 7. Казань, 1873.

33. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина, подвижника и отшельника, бывшего епископом Ниневии, «Слова подвижнические». М, 1854. (В издании «Творения святых отцов в русском переводе». Т. 23)

34. Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица (в русском переводе). М., 1892.

35. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч. 1. М., 1872.

36. Творения… Василия Великого… Ч. 3. М., 1846.

37. Творения… Василия Великого… Ч. 4. М., 1846.

38. Творения… Василия Великого… Ч. 5. М., 1847.

39. Творения… Василия Великого… Ч. 6. М., 1849.

40. Творения… Василия Великого… Ч. 7. М., 1848.

41. Творения иже во святых отца нашего Ефрема Сирина. Ч. 1. М., 1848.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

42. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Ст. 1-я // Новый мир. 1988. № 7.

43. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. Ст. 2-я // Новый мир. 1988. № 9.

44. Аверинцев С.С. Красота как святость//Курьер ЮНЕСКО. 1988. Июль.

45. Белоброва О.В. Посольство константинопольского патриарха Филофея к Сергию Радонежскому // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника, 1958. Вып. 2.

46. Балашов Дм. Ветер времени. Роман // Север. 1987. № 5–8.

47. Борисов Н.С. К изучению датированных летописных известий XIV–XV веков // История СССР. 1983. № 4.

48. Борисов Н.С. Русская церковь в политической борьбе XIV–XV веков. М., 1986.

49. Булгаков С.Н. (протоиерей Сергий). Православие (Очерки учения православной церкви). Париж, 1962.

50. Бурейченко И.И. К вопросу о дате основания Троице-Сергиева монастыря // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. 1958. Вып. 2.

51. Варлаам, архимандрит. Описание историко-археологических древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском монастыре // Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. 1859. Кн. 3. (Далее — ЧОИДР).

52. Гоголь Н.В. Сочинения. Поли. собр. в одном томе. М., 1921.

53. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 1. Вторая половина тома. М., 1881.

54. Голубинский Е.Е. История русской церкви. Т. 2. Вторая половина тома. М., 1917.

55. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Ч. 1. Жизнеописание преподобного Сергия // ЧОИДР, 1909. Кн. 2. Разд. III.

56. Данэм Б. Герои и еретики (Политическая история западной мысли). М., 1967.

57. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Ч. 1–2. М., 1980.

58. Егоров В.Л. Пересвет и Ослябя //Вопросы истории. 1985. № 9.

59. Зайцев Б. Преподобный Сергий Радонежский. Париж, 1925.

60. Знамя преподобного Сергия Радонежского. Сб. статей. Рига. 1934.

61. Зубов В.П. Епифаний Премудрый и Пахомий Серб (К вопросу о редакциях «Жития Сергия Радонежского») // Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы и языка (Пушкинского Дома). Т. IX. М.; Л., 1953. (Далее — ТОДРЛ)

62. Ивановский В. Русское законодательство XVIII и XIX вв. в своих постановлениях относительно монашествующих лиц и монастырей (Опыт историко-канонического исследования). Харьков, 1905.

63. Игнатий (Брянчанинов), епископ. Аскетические опыты. Ч. 1. СПб., 1865.

64. Историческое описание Махрищского монастыря. Сергиев Посад, 1906.

65. Кадлубовский Аре. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Вып. 1–5. Варшава, 1902.

66. Казанский П. История православного русского монашества от основания Печерской обители преп. Антонием до основания лавры св. Троицы преп. Сергием. М., 1855.

67. Карлейль Т. Исторические и критические опыты. М., 1878. 68.Клибанов А.И. Реформационные движения в России в XIV — первой половине XVI в. М., 1960.

69. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

70. Ключевский В.О. Отзывы и ответы. Сб. статей. М., 1914.

71. Ключевский В.О. Очерки и речи. Сб. статей. Пг., 1918.

72. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 2. М., 1988.

73. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Книга первая. Господство Дома св. Владимира. X–XVI столетия. СПб., 1912.

74. Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-Восточной России со времен пр. Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881.

75. Кузьмин А.Г. Церковь и светская власть в эпоху Куликовской битвы // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. М., 1988.

76. Культура и общество Древней Руси (X–XVII вв.) (Зарубежная историография). Реферативный сборник. Ч. 1. М., 1988.

77. Культура и общество Древней Руси (X–XVII вв.) (Зарубежная историография). Реферативный сборник. Ч. 2. М., 1988.

78. Кучкин В.А. О роли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы // Вопросы научного атеизма. Вып. 37. М., 1988.

79. Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой. — В кн.: Куликовская битва. Сб. статей. М., 1980.

80. Кучкин В. А. Свидание перед походом на Дон или на Вожу?// Наука и религия. 1987. № 7.

81. Лебедев А.П. Исторические очерки состояния византийско-восточной церкви от конца XI до половины XV в. М., 1902.

82. Леонид, архимандрит. Святая Русь. Справочная книжка по русской агиографии // Издания Общества любителей древней письменности. Т. 97. СПб., 1891.

83. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М., 1979.

84. Мейендорф И.Ф. (протоиерей Иоанн). Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк, 1985.

85. Моисеева Г.Н. Валаамская беседа — памятник русской публицистики середины XVI века. М.; Л., 1958.

86. Насонов А.Н. История русского летописания. XI — начало XVIII века. М., 1969.

87. Никольский Н.К. Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском монастыре в XV и XVI веках и в начале XVII-го //Христианское чтение. 1907. Август.

88. Позов А. Логос-медитация древней церкви (Умное делание). Мюнхен, 1964.

89. Покровский Хотьков девичий монастырь. М., 1854.

90. Прохоров Г.М. Келейная исихастская литература (Иоанн Лествичник, авва Дорофей, Исаак Сирин, Симеон Новый Богослов, Григорий Синаит) в библиотеке Троице-Сергиевой лавры с XIV по XVII в. // ТОДРЛ. Т. XXVIII. Л., 1974.

91. Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Л., 1978.

92. Прохоров Г.М. Памятники переводной и русской литературы XIV–XV веков. Л., 1987.

93. Ренан Э. Жизнь Иисуса. СПб., 1906.

94. Серебрянский Н. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле //ЧОИДР. 1908. Кн. 3. Разд. III.

95. Синицы на Н.В. Нестяжательство и русская православная церковь XIV–XVI вв. // Религии мира. Ежегодник. 1983. М., 1983.

96. Случевский К. Государственное значение св. Сергия и Троице-Сергиевой лавры. М., 1889.

97. Соколов И.И. Избрание патриархов в Византии с половины IX до половины XV века // Христианское чтение. 1907. № 3.

98. Соколов И. Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XIII века. Казань, 1894.

99. Татищев В.Н. История российская. Т. 5. М.; Л., 1965.

100. Толстой М.В. Несколько слов об Успенском Дубенском монастыре //ЧОИДР. 1860. Кн. 1. Разд. 1.

101. Толстой М.В. Комментарии к «Книге, глаголемой о российских святых» // ЧОИДР, 1887. Кн. 4. Разд. П.

102. «Троица» Андрея Рублева. Антология. М., 1981.

103. Трубецкой Евг. Смысл жизни. Париж, 1979.

104. Успенский (епископ Порфирий). История Афона. Ч. 3. СПб., 1892.

105. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. Нью-Йорк, 1959.

106. Флоренский П.А. Моленные иконы преподобного Сергия // Журнал Московской патриархии. 1969. № 9.

107. Флоренский П.А. Троице-Сергиева лавра и Россия. — В кн.: Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1919.

108. Хейзинга Й. Осень средневековья. М., 1988.

109. Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV–XV веках. М., 1960.

110. Шабульдо Ф.М. Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского. Киев, 1987.

111. Шляков Н. Невыясненное известие из жизни преп. Сергия Радонежского // Прибавление к «Церковным ведомостям» за 1892 г., № 41.

112. Щапов А.П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906.

113. Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период (1238–1505). Т. 1. СПб., 1889.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь