Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Раздел II . Основные разделы современной философии



Тема 8. Учение о бытии (онтология)

В рамках этой темы, на наш взгляд, важно разобраться в следующих положениях.

Бытие и небытие. Категория бытия как основа онтологии европей­ской философии. Основные виды бытия.

Различные способы предметно-материального понимания бытия: бытие как атомы и пустота; бытие как природа; бытие как субстанция; бытие как материя.

Человеческое бытие. Я как выражение человеческого (субъективно­го) бытия.

Общественное бытие; виды общественного бытия. Онтология и различные картины мира.

Важные понятия темы

Бытие — философская категория, обозначающая существова­ние, бытие в мире, данное бытие (напр., в предложении: “Я есть”). Следует проводить раз­личие между реальным и идеальным быти­ем. Реальное бытие подчас называют суще­ствованием, идеальное — сущностью.

Бытие мира — это чистая возможность, обладающая абсолютными характеристиками движения, пространства и времени, сохраня­ющая свою неопределенность (неизреченность).

Бытие в мире — философская категория для обозначения реальнос­ти, существующей в движении и пребывающей в пространстве и во времени.

Материя — (от лат. materia — вещество) — понятие, противополож­ное духу. В физике “материя” — обозначение некоторой особой точки поля. В философии марксизма— это “философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографирует­ся, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них” (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131).

Психика — особая форма отражения субъектом реальности бытия в мире на уровне эмоций; непосредственная предпосылка созна­ния.

Сознание — высшая форма психической активности человека как социального существа; отражение реальности в форме чувствен­ных и умственных образов и проектирование (творчество) на этой основе новой реальности.

Знание — адекватное отражение конкретного бытия в мире в виде представлений, понятий, суждений, гипотез, теорий.

Идеальное — это бытие, отраженное в психике или сознании. Это субъективный образ объективного мира.

Дух — (от лат. spiritus — дуновение, дыхание как носитель жиз­ни) — философское понятие для обозначения формообразующего начала. В различных философских системах имеет свое толкова­ние. В философии марксизма рассматривается как синоним со­знания. В философских системах идеализма — как первоначало.

Субстанция — (от лат. substantia — сущность) — нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе; то, что выступает основа­нием реальности, ее субстратом.

Сущность (также “чтотость” - лат. quidditas) — это то, что составляет суть вещи, совокупность ее существенных свойств, субстанциональное ядро самостоя­тельно существующего сущего.

Движение — в широком смысле — всякое изменение; в узком смыс­ле — это изменение положения тела в пространстве и во времени; в философском — способ существования бытия.

Пространство — есть форма проявления бытия, которая характери­зуется протяженностью, структурностью, существованием и вза­имодействием элементов во всех его системах.

Время — это форма осуществления бытия, которая характеризуется длительностью существования бытия и последовательностью сме­ны его состояний.

Законнеобходимая, существенная, устойчи­вая и повторяющаяся связь мира (бытия).

Закономерность — форма выражения закона применительно к пони­манию и объяснению бытия в мире.

Становление это переход от одной определеннос­ти бытия к другой, формирование его нового качества.

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение со­ставляющих бытия в мире; частный случай движения.

Причина (лат. causa) — то, без чего не было бы другого — следствия.

Причинность — (от лат. causalis — причинный) — генетическая связь между отдельными состояниями структурно организованного бы­тия в мире.

Детерминизм (от лат. determine - определяю) — учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов со стороны Бога (теологиче­ский детерминизм, или учение о предопре­делении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или спе­циально человеческой воли (антропологическо-этический детерминизм), для свобо­ды которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места. Детерминизм может перейти в фатализм. Противоположность — индетерминизм.

Когерентность — (от лат. cohaerere — быть связанным) — учение о взаимосвязи явлений бытия в мире. Основная идея когерентнос­ти заключается в утверждении онтологической укорененности взаимосвязи.

Телеология — (от греч. talos — цель и logos — учение) — учение о целесообразности не только поведения человека, но и развития природных явлений, исторических событий.

Трансценденция (от лат. transcendere — переступать) — в широком смысле означает переход границ между двумя областями, в особенности из области посюстороннего в область потусто­роннего (трансцендентного).

Тождество — предельный случай идентичности, отношение вещи к самой себе.

Качествовнутренняя, существенная опреде­ленность, воплощающая основные свойства наблюдае­мого явления и обеспечивающая их устойчивость, струк­турную организацию, самостоятельность объекта.

Количествохарактеристика однородности на­блюдаемого объекта, который имеет свою величину, свою численность.

Мераинтервал, граница, в пределах которо­го количественные изменения не нарушают качествен­ную определенность.

Вопросы для самооценки и контрольной работы: 1. С чего начинается философствование? 2. Является ли категория бытия идеализацией? 3. В чем состоит смысл, реальность общего? 4. Чем отличается сущность от общего? 5. Каковы типы и виды бытия? 6. Каково соотношение категорий “бытие”, “материя”, “субстанция”? 7. Что такое идеальное? Как оно связано с сознанием? 8. Почему отношение к бытию — критерий историко-философского членения?

Тема 9. Учение о познании (гносеология, эпистемология)

В рамках этой темы, на наш взгляд, важно разобраться в следующих положениях.

Духовное и практическое освоение мира. Субъект и объект познава­тельной деятельности. “Существующий объект” и “гносеологический объект”.

Как мы познаем мир? Чувства или разум? Проблема истины как цели познавательной деятельности.

Философское, научное и социальное познание. Эпистемология как наука об обосновании знания. Современные способы обоснования знания.

Познание. Знание. Вера.

Важные понятия темы

Эпистемология — теория научного знания, в отличие от гносеологии как общей теории познания.

Знание — результат процесса познания, отражающий действитель­ность в форме представлений, понятий, суждений, теорий.

Рационализм (от лат. rationalis -разумный, ratio — разум) — точка зре­ния рассудка, а также разума. Это — философское направление, делающие центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок — с субъек­тивной стороны, а разумность, логический порядок вещей — с объективной.

Эмпиризм (от греч. empeiria - опыт) — направление в гносеологии, кото­рое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии); с методологической точ­ки зрения — принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должны осно­вываться на этом опыте.

Вера — принятие чего-либо за исти­ну, не нуждающееся в необходимом пол­ном подтверждении истинности принятого со стороны чувств и разума и, следова­тельно, не могущее претендовать на объек­тивную значимость.

Вера в гносеологии — позиция, признающая суждения, истинность которых не доказана, но кажется достаточно очевидной.

Созерцание - это непосредственное, зрительное восприятие предметов, а также весь мир непосредствен­ных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых вы­ступает все вещественное и имеющее смысл.

Разум — высшая ступень логического понимания.

Символ (от греч. simbolon) — отли­чительный знак; знак, образ, воплощаю­щий какую-либо идею; видимое, реже слы­шимое образование, которому определен­ная группа людей придает особый смысл, не связанный с сущностью этого образова­ния.

Адекватность — характеристика соответствия образа объекту.

Априори — знание, предшествующее опыту и не зависимое от него.

Интерес — форма выражения потребности. Различается по основа­ниям.

Истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, про­цесс движения от приблизительного знания к полному.

Логическое — отражение действительности в абстрактной, но теоре­тически последовательной форме.

Опыт — совокуп­ность всего того, что происходит с челове­ком в его жизни и что он осознает. В философии опыт есть основа всего непоня­тийного знания о действительности.

Практика это целенаправленная деятельность лю­дей по освоению природных и социальных объектов в границах среды обитания.

Медитация — особая форма духовной практики, направленная на приведение психики человека в состояние углубленной сосредо­точенности и изоляции от внешнего мира.

Метод — путь исследования, ориентированный на истину.

Парадигма — совокупность принципов, обеспечивающих канон по­становки и решения проблемной ситуации или исследовательс­кой задачи.

Паранормальное познание — вид вненаучного получения информации о необъяснимых в данное время явлениях мира или человека.

Оккультное познание — вид инонаучного познания сверхъестествен­ных явлений, “аномальных” сил космоса, человека.

Принцип — основополагающее положение, обеспечивающее положи­тельное решение поставленной задачи познания.

Анализрасчленение целостного объекта ис­следования на его составляющие с целью их всесторон­него изучения.

Синтезвосстановление целостности объекта посредством соединения ранее выделенных признаков, свойств, сторон, отношений в единое целое.

Обобщениетакой прием познания, в ходе которого устанавливаются общие свойства и признаки родственных объектов, устанавливается их общность.

Индукция (от лат. inductio — наведение) — ло­гический прием построения общего вывода на основе частных посылок.

Дедукция (от лат. deductio — выведение) — при­ем, обеспечивающий переход от общего к частному, когда из общих посылок с необходимостью следует зак­лючение частного характера.

Аналогияприем, при котором на основе сходства объектов по одним признакам делают вывод об их сходстве и по другим, еще не исследованным призна­кам.

Моделированиеприем познания объекта (ори­гинала) через создание и исследование его копии (моде­ли), замещающей оригинал по тем позициям, которые представляют исследовательский интерес.

Наблюдениепреднамеренное и направленное восприятие объекта познания с целью получить инфор­мацию о его форме, свойствах и отношениях.

Описание — продолжение наблюдения, оно явля­ется формой фиксации информации наблюдения, его завершающим этапом.

Измерениеприем в познании, с помощью которого осуществляется количественное сравнение ве­личин одного и того же качества.

Абстрагированиеособый прием, мысленное отвлечение от тех или других сторон, свойств, связей объекта исследования с целью выделить те существен­ные признаки, которые интересуют исследователя.

Экспериментприем (метод) познания, который представляет собой системное и многократно воспроизво­димое наблюдение объекта в процессе преднамеренных и контролируемых пробных воздействий субъекта на объект исследования.

Идеализация — особое гносеологи­ческое отношение, где субъект мысленно конструирует объект, прообраз которого имеется в реальном мире.

Формализация — построение абстрактных моделей, с помощью которых исследуются реальные объекты.

Аксиоматический метод — способ производства нового знания, когда в осно­ву его закладываются аксиомы, из которых все осталь­ные утверждения выводятся чисто логическим путем с последующим описанием этого вывода.

Гипотетико-дедуктивный метод — прием производства нового, но вероятно­го знания. Он основан на выведении заключений из гипотез, истинное значение которых сохраняет свою неопреде­ленность.

Мысленный эксперимент — система мысленных процедур, проводимых над идеализированными объек­тами.

Понятие — одна из логических форм мышления; образ реальности, ее замещающий. Понятие имеет свое содержание и свой объем. Содержание понятия — это совокупность признаков, принадле­жащих отражаемой реальности. Объем понятия — совокупность явлений, которым принадлежат все эти признаки.

Категории — предельно общие, фундаментальные понятия, отражаю­щие наиболее существенные, закономерные связи и отношения бытия в мире; форма и организующий принцип мышления.

Единичное (отдельное, индивидуальное) — философская категория, выражающая относительную обособленность, отграниченность объекта исследования от его аналогов на основании уникальной качественной и количественной определенности.

Общее (всеобщее) — философская категория, выражающая принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого.

Сущность и явление — философские категории, отражающие опреде­ленность бытия в мире и его познание. Сущность — внутреннее содержание исследуемого объекта в единстве многообразия форм его бытия. Явление — обнаружение (выражение) исследуемого объекта через внешние формы его осуществления.

Элементы и структура — философские категории, обозначающие един­ство исследуемого объекта, где элементы — это те слагаемые, которые обеспечивают целое, вступая друг с другом в определен­ные отношения, а структура — это определенный неслучайный способ связи элементов в единую систему.

Система — философская категория, выражающая особое единство структурно организованных элементов, взаимодействующих друг с другом на основе корреляционных связей.

Причина и следствие — философские категории, обозначающие ха­рактер обусловленности исследуемого объекта. Под причиной понимается явление, действие которого влечет за собой другое явление — следствие.

Необходимость и случайность — философские категории, выражаю­щие различные уровни связей исследуемого объекта. Необ­ходимость демонстрирует закономерный характер связи, опреде­ляемой содержанием исследуемого объекта, случайность — это тип связи, который обусловлен внешними, преходящи­ми причинами.

Возможность и действительность — философские категории, ха­рактеризующие две основные ступени становления и развития исследуемого объекта, где действительность — это наличная ре­альность единичного бытия, в отличие от тех возможностей, которые оно таит в себе.

Часть и целое — философские категории, характеризующие цело­стность исследуемого объекта и методологическую направлен­ность его познания от нерасчлененного представления о целом с переходом к анализу, расчленению целого на части с последую­щим воспроизведением исследуемого объекта в мышлении в фор­ме конкретного целого.

Вопросы для самооценки и контрольной работы: 1. Каково соотношение знания и познания? 2. Каковы предмет и метод теории познания? 3. Что такое истина и в чем состоит ее связь с заблуждением? 4. Что такое чувственное познание и каковы его формы? 5. В чем состоит сущность рационального познания, каковы его уровни и формы? 6. Каково соотношение познания и понимания? 7. Каково соотношение знания и веры? 8. Что такое теория, ее основные функции и структура? 9. Каково взаимодействие теории и практики? 10. В чем состоят особенности диалектики и метафизики как методов научного познания?

Тема 10. Учение о человеке (философская антропология)

В рамках этой темы, на наш взгляд, важно разобраться в следующих положениях.

Что такое человек? Проблема его происхождения. Природа челове­ка. Человек как существо космическое, биологическое, духовное и со­циальное. Человек как творец и творение культуры. Человек и история.

Сознание человека. Душа человека. Структура и формы сознания. Происхождение сознания. Бессознательное. Разум и безумие. Эмоцио­нальное и рациональное. Воля и разум, проблема желания. Телес­ность как феномен культуры. Концепции сексуальности. Любовь и ненависть. Жизнь и смерть. Смысл жизни. Коммуникативные струк­туры и пространства повседневности. Идентификация, проблема “Я”. Отчуждение, проблема “Другого”. Социальная дифференциация и по­иски духовного единства.

Что такое личность? Составные элементы личности и их интегра­ция. “Теория ролей” и проблема реализации личности. Основные формы общественного поведения и морали. Смысл жизни.

Важные понятия темы

Человек — субъект общественно-исторической деятельности и куль­туры. Вопрос о его сущности, происхождении и назначении явля­ется одной из основных проблем философии.

Сущностные силы человека — понятие, характеризующее совокуп­ность интеллекта, чувств человека и его воли.

Потребность человека — внутренний побудитель активности челове­ка, условие его жизнедеятельности.

Душа — (от лат. anima) — понятие, характеризующее внутренний мир человека, состояние его сущностных сил. В религии и фило­софии идеализма душа рассматривается как понятие о нетелес­ной субстанции.

Индивидуализм — направ­ление мыслей, чувств и желаний, которое расценивает жизнь отдельного человека как более важную, чем жизнь больших ас­социаций и общества в целом.

Творчество — сознательная деятельность человека, проектирующая и создающая нечто качественно новое. Это деятельность, преоб­разующая мир бытия в соответствии с потребностями человека и с учетом объективных законов развития бытия.

Антропоцентризм — философская концепция, согласно которой че­ловек есть центр и высшая цель мировоззрения.

Гуманизм — система воззрений, признающих самоценность чело­века.

Идеал (франц. ideal) — образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений.

Отчуждение — процесс деперсонификации человека и персонифика­ции общественных отношений, превращение их во враждебную силу, господствующую над человеком.

Свобода — состояние человека, способность его действовать в соот­ветствии со своими интересами и целями.

Ценностный ориентир — ось сознания, обеспечивающая определен­ную направленность человека на мир своего бытия. Это фактор, регулирующий мотивированную деятельность людей.

Норма — (от лат. norma — правило, руководящее начало) — это понятие, характеризующее образец поведения человека, с помо­щью которого осуществляется взаимосвязь и взаимодействие в данной системе “человек-общество-природа”.

Вопросы для самооценки и контрольной работы: 1. Каковы основные исторические этапы философского осмысления проблемы человека? 2. В чем состоят основные проблемы соотношения биоло­гического и социального в человеке? 3. Каково соотношение между сущностью и существовани­ем человека? 4. Каковы роль и место сознательных и бессознательных факторов в человеке? 5. В чем состоит суть понятия “личность”? В чем его отличие от понятия “индивид”? 6. Как вы ответите на вопрос о цели и смысле жизни?

Тема 11. Учение об обществе (социальная философия XX в.)

В рамках этой темы, на наш взгляд, важно разобраться в следующих положениях.

Социологическая теория как элемент философского знания. Чело­век и общество в структуре социально-философского знания. Специфи­ка и границы теоретической социологии. Социальные теории прошлого и настоящего. Утопичность социология “будущего”.

Общественная жизнь людей и ее основы. Экономика. Политика. Культура. Проблема собственности.

Многообразие цивилизаций и форм социального опыта.

“Традиционная” культура и культура современных цивилизованных стран. Диалог или подавление? Национальное (или этническое) сознание.

Запад. Восток. Россия. Идеология, культура, религия.

Социально-философские концепции накануне XXI в.

Важные понятия темы

Общество — это истори­чески сложившаяся социальная организация или структура, совокупность индивидов, социальных групп, трудовых коллективов, сформировавшаяся как необходимость для жизнеобеспечения входящих в него членов благами, а также для сохранения, продуцирования и трансфор­мации знаний, традиций, культуры, хозяйственного уклада, хозяйственно осваивающая территорию проживания в целях производства материальных, экономических благ и удов­летворения жизненных потребностей.

Социальная структура — целостная система, совокупность функционирующих в ней общностей.

Общественное сознание — это не простая совокупность индивидуаль­ных сознаний, а целостное образование, обладающее определен­ной внутренней структурой, которая включает различные уровни (теоретическое и обыденное сознание, идеология и общественная психология) и формы сознания (политическое и правовое, этичес­кое и эстетическое, научное, религиозное и философское).

Идеология — система взглядов и идей, а также программ социальной деятельности по освоению мира в интересах господствующих сил данного общества. Это отражение бытия в теориях, идеях и оформление отношения к нему в соответствующих программах социальной деятельности.

Общественная психология — это отражение бытия в сознании людей на уровне эмоций, чувств в форме сложившихся стереотипов.

Вопросы для самооценки и контрольной работы: 1. Что такое социальное познание и каковы его особенности? 2. Каков предмет социальной философии? 3. Каковы основные функции социальной фило­софии? 4. В чем состоит соотношение социальной философии с другими общественными науками? 5. Чем объясняется многообразие подходов к исследованию общества? 6. Каковы основные исторические этапы и направления развития социально-философской мысли? 7. Что означает “вариантность общественного развития”? 8. В чем сущность общественного сознания и какова его структура? 9. В чем состоит содержание понятия “экономическая жизнь общества”? 10. Каковы основные компоненты экономической жизни общества? 11. В чем заключается специфика и взаимодействие эконо­мических отношений и экономических интересов?

Тема 12. Человек в информационно-техногенном мире. Современная культура и цивилизация

В рамках этой темы, на наш взгляд, важно разобраться в следующих положениях.

Соответствует ли “природе человека” современный техногенный мир?

Научная рациональность: добро или зло? Основные виды научной рациональности.

Судьба технологической цивилизации: цена прогресса.

Терроризм. Философия ненасилия: за или против?

Философия как проект возможных вариантов общественного разви­тия. Социальная экстраполяция.

Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Философия как постижение и сотворение глу­бинных смыслов бытия. Кризисные явления в современной философии. Философия в ее миссии спасения человечества.

Важные понятия темы

Глобальные проблемы — совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

Техника (от греч. techne — искусст­во, мастерство) — способ добиваться чего-либо, достигать, осуществлять; в широком смысле слова — совокупность средств человеческой деятельности, на­правленная на изменение данного, существующего соответственно человеческим по­требностям и желаниям.

Информация — (от лат. informatio — ознакомление) — понятие, ха­рактеризующее определенную форму и вид сообщения о характе­ре взаимодействующих объектов бытия в мире.

Футурология — совокупность представлений о будущем человече­ства.

Вопросы для самооценки и контрольной работы: 1. Что такое техника и какова ее связь с современной наукой? 2. Чем отличается техника от технологии? 3. Как проводится оценка техники? 4. Каковы основные этические принципы гуманитарно-инженерного отношения к миру? 5. Каковы основные черты информационного общества? 6. В чем состоит смысл реализуемого в компьютерной культуре изоморфизма? 7. Каковы противоречивые тенденции современной цивилизации? 8. Совпадают ли культура и цивилизация в современном мире? 9. Спасет ли философия мир?

Примерная структура контрольной работы заочника

1. Раскрыть содержание одного из вопросов темы № 1 (1 – 2 стр.).

2. Составить конспект первоисточника (или его существенной части) (3 – 4 стр.). При выборе первоисточника ориентироваться на темы № 2 — 7.

3. Раскрыть содержание двух вопросов тем № 8 — 12 (3 – 4 стр.).

Вопросы контрольной работы согласуются с преподавателем. Желательно, чтобы общий объем контрольной работы не превышал 10 страниц (формат А 4).

 

 

Основная литература

Канке В. А. Основы философии: Учеб. для студ. средн. спец. учеб. заведений. — М.: Логос; Высш. шк., 2000. — 287 с.

Философия. Справочник студента. — М., 1999. - 672 с.

Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. — М., 1999. - 584 с.

Философия: Часть первая: История философии: Учеб. пособие / Под ред. проф. В. И. Кириллова, проф. С. И. По­пова, проф. А.Н. Чумакова. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Юристь, 2001. - 376с.

Мусский И.А. 100 великих мыслителей. — М.: Вече, 2000. - 688 с.

Философия: курс лекций. А.А. Радугин. Москва, 1998. - 336 с.

Антология мировой философии: Возрожде­ние,— Мн.: Харвест; М.: 000 “Издательство ACT”, 2001.—928 с.

Тормасов Б. А.. Философы и философия. - М., "Остожье", 1998. - 542 с.

Татаркевич Вл. История философии: Пер. с польск./Пер. В. Н. Квасков.— Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 2000.— Античная и средневековая философия.— 482 с.

Гайденко П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой: Учебное пособие для вузов. — М.: ПЕР СЭ; СПб.: Универ­ситетская книга, 2000. - 456 с.

Краткая история философии / Под общ. ред. В. Г. Голобокова. — М.: Олимп; Издательство АСТ, 1996. — 576 с.

Вильгельм Вундт. Введение в философию. под ред. А. Л. Субботина- "Добросвет", Москва, 1998. - с. 354.

Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. Перевод с немецкого к. в. Лощевский. - Санкт-Петербург, "Наука" 2000. – 266 с.

Мамардашвили М. Как я понимаю философию. 2-ое издание, измененное и дополненное. Составление и общая редакция Ю.П. Сенокосова.- Москва. Издательская группа “Прогресс” “Культура”. 1992. – 412 с.

Дополнительная литература

Сальников В. П., Сандулов Ю. А., Гуцериев X. С., Кальной И. И. Философия для аспирантов: Учебник для адъюнк­тов высших образовательных учреждений МВД России. 2-е изд., стереотипное / Под ред. И. И. Кального. — СПб., 2001. — 512 с.

Ивашковская Т. В., Павлов В. А. Философия: Конспект лекций. – СПб, 2000 г. - 64 с.

Философские науки в таблицах и схемах. - М.: "Издательство ПРИОР", 2000. - 64 с.

История современной зарубежной философии: компаративистский подход — СПб., 1997. — 480 с.

Вольф Р. П. О философии: Учебник/Пер. с англ. под ред. В.А. Лекторского, Т. А. Алексеевой. — М.: Аспект Пресс, 1996.

Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. — М.: Русское слово, 1996. - 432 с.

Философия: 100 экзаменационных вопросов (экспресс-справочник для студентов вузов). Ростов н/Д., 1999. - 256 с.

История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья). — М., 1995. — 480 с.

История философии: Запад—Россия-Восток (книга вторая: Философия XV-XIX вв.). — М., 1996. — 557 с.

 

Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………….……3

Введение. Личностная и общественная философии……………...…...…9

Тема 1. Мировоззренческое предназначение философии в культуре………... 9

Раздел 1. Исторические типы философии ………………………………...24

Тема 2. Предфилосовские традиции. Античная философия……...…………24

Тема 3.От христианства к Возрождению …………………………………….65

Тема 4. Философия нового времени…………………………………………..67

Тема 5. От немецкой классической философии к диалектическому материализму ……………………………………………………………………………69

Тема 6. Русская философия XIX середина XX в. ……………………………71

Тема 7. Неклассическая философия ХХ в. …………………………………..74

Раздел 2. Основные разделы современной философии…………..…77

Тема 8. Учение о бытии ( онтология) ………………………………………...77

Тема 9. Учение о познании (гносеология, эпистемология)………………….80

Тема 10. Учение о человеке (философская антропология)……………...…..86

Тема 11. Учение об обществе(социальная философия)……………………...88

Тема 12. Человек в информационном мире. Современная культура и цивилизация ………………………………………………………………………….90

Примерная структура контрольной работы заочника ………………….91

Основная литература ……………………………………………………..92

Дополнительная литература…………………………………………...…93

 

 

ФИЛОСОФИЯ

 

 

Составитель: Павлович А.А.

Редакционно-издательская группа:

Барамзина И.В., Сыроватская Л.В.

Компьютерная верстка – Репринцева И.В.

Ответственный за выпуск – Сюльжина Л.А.

 

 

Подписано в печать 29.10.2001 г. Формат 60х90 1/16. Усл.печ.л. 5.2

Тираж 80 экз. Бумага для ксерокопирования. Отпечатано на “Canon”.

___________________________________________________________

Пермский гуманитарно-технологический институт.

Адрес института: г. Пермь. Комсомольский проспект, 57.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.097 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь