Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Операторское освещение в естественных интерьерах.



Прежде чем приступить к работе над освещением интерьера, следует определить художественно-изобразительную задачу: на каких эффектах — при помощи тонального или светотеневого характера освещения — будет строиться световая схема и т. п. Постановка этой задачи должна быть связана с содержанием снимаемой сцены, с драматургией всего фильма, чтобы избранная изобразительная форма, решаемая при помощи киноосвещении, возможно полнее раскрывала образы действующих лиц фильма.

Необходимые для этого творческие поиски должны начинаться значительно раньше, чем кинооператор вошел в павильон для съемки или собрался выехать на натуру,— может быть, еще в подготовительном периоде.

В отыскании будущих изобразительных решений, в том числе и светоколористических, большую помощь в работе могут оказать, с одной стороны, пробные съемки, а с другой

- работа над светот опальными эскизами.

Смысл этих эскизов, в сущности, сводится к записи тех мыслей, которые возникают у оператора на протяжении всего времени подготовки к съемке фильма. В этой своеобразной записной книжке кинооператора можно делать и записи, относящиеся к будущим световым решениям, техническим средствам, чертить схемы передвижения действующих лиц, движения камеры и т. п.

Нужно:

· Рационально расставить осветительные приборы, чтобы ими удобно было пользоваться при съемке. Заранее предусмотреть возможно большее количество вариантов их использования без значительных перемен мести положений. Хорошо иметь и некоторый резерв осветительных приборов.

· Распределяя источники света в интерьере, следует учитывать, что придется снимать: общий, средний или крупный планы. Обычно бывает целесообразно снимать именно в этой последовательности, чтобы найденные на общем плане изобразительные решения (характер света) учитывались при дальнейших съемках эпизода или сцены и как бы шли от общего к частному.

г До начала работы со светом рассчитать и определить местоположения действующих лиц, их движение в съемочном пространстве кадра.

· Предусмотреть возможность раздельного освещения фона и фигур. Это тем более полезно, что часто фоновый свет остается почти неизменным, то есть таким, каким с был установлен для общего плана. Поэтому желательно так расставить источники света, освещающие фоновые поверхности, чтобы при съемке не было необходимости переставлять их.

Свет в интерьере можно устанавливать в такой последовательности:

1. Установить от источников заполняющего света по возможности бестеневое

освещение на всем объекте съемки. Свет этот обычно по своей силе достаточен для

минимальной фотографической проработки объекта в тенях.

2. Элементы фона, которые по замыслу кинооператора должны быть акцентированы,

часто необходимо осветить рисующим светом: это дает возможность выявить их

объемные формы.

При этом следует учитывать, что приборы, освещающие фон и элементы обстановки

сцены, могут осветить случайным, так называемым «паразитным» светом и

действующих лиц, которые будут передвигаться в съемочном пространстве. Часто

«паразитный» свет может вызвать ненужные, случайные тени и полутени, которые

будут портить изображение и даже могут нарушить задуманный оператором характер

освещения. Чтобы избежать случайных теней, следует применять тубусы, шторки на

осветительных приборах и различные щитки-затенители.

3. Расставив действующих лиц в основные по ходу мизансцены положения, приступают

к наиболее ответственной работе — освещению человека.

При освещении движущихся действующих лиц для оператора как художника, который ищет пути сознательного выразительного кинематографического решения изображения, очень важно определить основные положения фигур в съемочном пространстве. При этом следует учитывать:

а) время нахождения фигуры в данном положении,

б) ее расположение относительно других фигур и элементов обстановки сцены,

в) скорость передвижения, перемещения фигуры, г) взаимоотношения всех фигур данной мизансцены в их ритмическом и темповом качествах и т. п.

 

Готовясь к съемке фильма, следует заранее возможно точнее определить характер будущего освещения сцены, исходя из общих предпосылок, таких, как, например, «солнечный день», «пасмурное утро», «глубокая ночь», «лунная ночь» и т. п. Характер освещения зависит от содержания сцены, определяемой сценарием. Но бывает и так, что в ряде эпизодов фильма сценарием вообще время действия не предусматривается. В подобных случаях оператор по своему усмотрению выбирает тот или иной эффект освещения. При этом он может остановиться на каком-то определенном эффекте освещения («день», «ночь», «вечер» и т. п.) или основываться на содержании сцены, на се эмоционально-психологических задачах.

Воспроизводя тот или иной эффект освещения, оператор должен помнить, что любая световая композиция прежде всего подчиняется действию, содержанию сцены и часто усиливает ее эмоциональность. Но какие бы задачи в работе со светом ни ставил оператор, решить их он сможет, только зная те технические средства, при помощи которых можно воспроизвести всевозможные эффекты освещения. Поэтому ниже мы приведем некоторые примеры дополнительных технических средств, которые расширяют художественные возможности кинооператора. Воспроизводя эффект света костра, камина, печки и т. п., следует имитировать колебание пламени. Для этого можно неравномерными движениями соответственно передвигать перед осветительным прибором ветку дерева; после нескольких проб можно получить хороший результат. Но еще лучше получается этот эффект, когда перед осветительным прибором помещают настоящее пламя или дым, а в условиях павильона — пар, например от кипящего электрического чайника и др.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь