Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Принципы работы со светом в интерьере



Интерьеры можно условно разделить на три вида:

- закрытые, т.е. полностью изолированные от дневного света и натурного фона;

. полуоткрытые, т.е. помещения с обычными окнами и, следовательно, пропускающие дневной свети имеющие натурный фон;

- открытые, т.е. интерьеры, у которых одна стена от пола до потолка стеклянная и в
освещении которых преобладает дневной свет. (Полностью открытая незастекленная
терраса — тоже открытый интерьер.)

Закрытые интерьеры. Это всевозможные залы, кабинеты, фойе и тому подобные помещения, часто используемые для съемок самых различных сюжетов, передач и фильмов. Так как в таких интерьерах нет окон, то естественно, что их собственного света для проведения съемок недостаточно. Оператору приходится использовать осветительные приборы в неприспособленном для их установки помещении. Главная задача при этом состоит в том, чтобы создать полную иллюзию естественности освещения в интерьере.

Нередко интерьеры, в которых производится съемка, являются шедеврами архитектурного творчества, представляют собой музейную ценность. Тогда задача оператора еще более усложняется: необходимо полностью сохранить и подчеркнуть творческие находки зодчего. Осветительные приборы обычно устанавливают сзади колонн, прячут дверных проемах, за имеющимися углами и уступами. Используют бельэтажные перекрытия, антресоли и т.п.

Если стены в интерьере белые, лучи части приборов направляют в стены, которые находятся вне поля зрения камеры, или в потолок, получая ровный заполняющий свет во всем съемочном пространстве. На этот грунт затем можно «положить» световые пятна, чтобы выделить основные элементы композиции. Эти участки можно высветить лучами направленного рисующего света.

Само собой разумеется, что световой баланс должен быть соблюден в соответствии с общим изобразительным решением (дневной или ночной эпизод). Нередко на хроникальных съемках, например в кулуарах во время перерыва в каком-либо заседании, приходится снимать участников этого мероприятия — их беседы, интервью и т.п. Часто встречающиеся ошибки в съемках такого рода — плохо поставленный свет на выступающих и нарушение светового баланса между лицом и фоном. Лицо выступающего бывает «залито» светом, а экспозиция, естественно, ставится по главному объекту кадра — лицу. Второй план, фон, в таких кадрах, как правило, находится в области недодержки, «в провале», в темноте. Не надо забывать, что, даже снимая крупный план, мы получаем фон, занимающий почти 2/3 площади кадра, и поэтому кадры, небрежно «компонованные, с плохо освещенным фоном создают впечатление неряшливости, незаконченности.

Необходимо следить, чтобы главный объект — выступающий был высвечен грамотно, чтобы свет хорошо выявлял объем, подчеркивал личность говорящего. В то же время следует уделять должное внимание и второму плану — там тоже происходит действие: ходят, разговаривают люди, идет жизнь.

Полуоткрытые интерьеры. Полуоткрытыми интерьерами являются помещения с окнами обычных размеров: квартиры, учебные классы в школах, конторы, магазины и т.п. Сложность съемок в этих условиях заключается в том, что через окна в такие интерьеры попадает дневной свет с цветовой температурой, равной 5500К, в то время как источники искусственного освещения (лампы накаливания, галогенные лампы) имеют цветовую температуру, равную 3200К. Работая со светом в полуоткрытом интерьере, мы используем как дневной свет с цветовой температурой 5500К так и свет искусственный с цветовой температурой 3200К.

Смешение дневного и искусственного света всегда приводит к искажению цветопередачи снимаемого объекта. Это искажение прежде всего заметно на лицах людей. Лица становятся «синюшными», если преобладает дневной свет, и грязно-серыми, если оба вида света равны по интенсивности. (При работе в режиме искусственного освещения, с фильтром № I на камере.)

На съемках в полуоткрытых интерьерах нужно различать как минимум три варианта направления съемки.

Первый вариант: съемка «на окна» (рис. 69). Окна и заоконное пространство являются фоном в кадре. Снимаемый человек сидит либо спиной к окну, либо в 3/4 по отношению к камере. Свет из окна для снимаемого является контровым. В этом варианте основным светом, работающим на человека, будет свет от камеры. Если мы снимаем в режиме искусственного освещения, в расчете на цветовую температуру источников освещения, равную 3200К, при фильтре № I на камере, то мы освещаем снимаемый объект «красным» светом (3200К), а на фоне — «синее» дневное освещение (5500К), При фильтре № I лицо получит нормальную цветопередачу, а за окнами, на фоне, будет «синева».

Как видно из схемы цветового круга, цвета розовый (теплый) и голубой (холодный) являются дополнительными друг к другу. Кроме этого, психологически мы воспринимаем «теплые» объекты как бы «выступающими» на первый план, а «холодные» — «отступающими» в глубину. Таким образом, в нашем примере цветовой контраст усилит еще и ощущение глубины пространства. Если окна занимают значительную часть кадра, оператор ставит диафрагму, соответствующую освещенности на натуре за окнами. Тогда, чтобы выдержать световой баланс, свет, работающий от камеры на снимаемый объект, должен соответствовать (по интенсивности) этой диафрагме. При правильном соотношении яркостей лица снимаемого человека и фона можно получить выразительный портрет, причем световой контур будет голубоватым. Если не хватает света для

съемки общего плана класса (точка съемки I), то снимается средний план с двумя окнами (точка съемки общего плана класса (точка съемки 1), то снимается средний план с двумя окнами (точка съемки 2) или план с одним окном (точка съемки 3). Второй вариант: съемка вдоль окон. В этом варианте свет из окон падает непосредственно на лица людей, например учеников, сидящих в классе. Когда точка съемки находится у стены, на которой висит доска, а ученики сидят лицом к камере, то дневной свет (5500К) из окон будет рисующим. А свет электроосветительных приборов (3200К), работающих от камеры, — заполняющим.

Здесь налицо явное смешение дневного и искусственного света. При съемке такого кадра оператор имеет три возможности:

Поставить на электроосветительные приборы голубые компенсационные фильтры, доведя цветовую температуру светового потока до 5500К.

· Поставить на камере натурный светофильтр (№ 2 или №3). Снимать в натурном режиме.

· Снимать в натурном режиме, используя электроосветительные приборы, дающие световой поток, по цветовой температуре близкий к дневному свету.

· Попытаться «перебить» электроевстом поток дневного света, падающего из окон (при съемке в режиме искусственного освещения с фильтром № 1 на камере).

Если в нашем распоряжении достаточное количество света искусственного, а дневной свет из окон не чрезмерно интенсивен, это удастся.

Интенсивность света от электроприборов должна быть в 1,5—2 раза больше, чем интенсивность света из окон. Только тогда мы «забьем» голубой свет, избавимся от смешения света дневного и искусственного и, следовательно, от цветоискажения. Третий вариант: съемка от окон. Этот вид съемки проводится тогда, когда искусственный свет вообще отсутствует, и мы используем только дневной свет, падающий из окон. В этих условиях съемка проводится в натурном режиме.

Открытые интерьеры. В открытых интерьерах — помещениях со стеклянными стенами от пола до потолка или с отсутствием стен — на террасе — съемка проводится и натурном режиме.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь