Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны.
Фронтовые кинооператоры Великой Отечественной войны летописцы, хроникёры войны. От них требовалась особая выдержка, хладнокровие, смелость, поскольку снимали зачастую с самых горячих местах: в наступлении, на плацдармах, в партизанских отрядах. Фронтовые операторы не стреляли без необходимости и не бросали гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка». Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит. В настоящее время живы только двое: Семен Школьников (Таллин) и Борис Соколов (Москва). Снимая, оператор не был сторонним наблюдателем. Так, например, переброшенный с одним оператором в авиационную часть под Полтаву, Школьников снимал линию фронта с самолета Ил-2. На этой машине он мог сидеть только в кабине стрелка-радиста, прикрытый плексигласом (акриловое стекло). Когда фашистский самолет подходил к хвосту, пришлось стрелять из пулемета. Из фронтового дневника Николая Киселёва: 25 апреля. Снимал штурм Берлина. Только изготовился к съёмке вижу к передовой идет мальчик с пустым ведром. Просит немножко воды для больной матери. Отдали всю, хотя в Берлине с водой очень плохо. Попросили мальчика проводить поближе к передовой. Через сгоревшие магазины он провел нас вплотную к баррикаде. Никогда еще с такого близкого расстояния не снимал остервенелого вооруженного врага... 26 апреля. Снимал обстрел центра Берлина. Во время съёмки в гаубицу крупного калибра попала вражеская мина. С горечью в душе снял убитых артиллеристов. 3 мая. Съёмки у Бранденбургских ворот. Всеобщее ликование. Встретили американских кинооператоров. Снимал опознанный труп Геббельса. «Огромность их труда соответствовала огромности войны», так однажды написал о фронтовых операторах поэт Константин Симонов. Труд и в самом деле был нешуточным. За 1418 дней войны советские кинодокументалисты отсняли более трех с половиной миллионов метров пленки. Чего это стоило другой вопрос. К съемкам военной хроники СССР оказался не готов. Своих репортерских камер в стране не было. Снимали в основном американскими аппаратами, к фронтовым условиям не приспособленными. Эти камеры работали всего минуту. Потом оператору приходилось прерывать съемку, заводить пружину - и так без конца. Вдобавок, в кассете было всего тридцать метров пленки. Она заканчивалась в течение нескольких минут. И снова оператор, где бы он ни находился - в бою, под бомбежкой, -должен был пригнуться, опустить руки с камерой в темный мешок, перезарядить, завернуть отснятую пленку в фотобумагу и снимать дальше. До следующей перезарядки. Были и другие технические сложности. Камеры распределялись по указанию высшего начальства -техника американская, страшно дорогая. Потеря или умышленная порча пахли трибуналом. Впрочем, одно дело, чем снимать, и совсем другое - что. В этом вопросе на фронте существовала целая система запретов. В самом начале войны, во время немецкого наступления, операторам строго-настрого запретили снимать отступление, разрушения, потери - чтобы не усиливать панику. Да и у самих кинодокументалистов снимать такое не поднималась рука. Позже запрет на «паническую» съемку будет снят. Когда наверху поймут, что весь этот кошмар помогает солдатам мобилизоваться, будит в них жажду мести, волю к победе. «Снимите мне умирающего. Снимите раненого. Снимите медсестру, которая из последних сил тянет на себе солдата и, может быть, скоро погибнет сама! -просил военных операторов режиссер Александр Довженко. -Да, это страшно, но этот ужас - подвиг ради спасения». И все-таки... Снимать на фронте разрешалось далеко не вес. Так, один оператор поплатился за то. что без разрешения снял Сталина, когда тот выезжал на фронт. Хроникера-нарушителя сослали в штрафбат. Другой оператор, один из известнейших кинодокументалистов Великой Отечественной Семен Школьников, рассказывал о запрете, существовавшем на Центральной студии документальных фильмов. По директивной инструкции, тамошние редактора уничтожали все кадры, снятые вне боёв. Окопный быт в документалистике не приветствовался. Зато приветствовались атаки, героизм, наступающие танки. Из таких кадров на Центральной студии монтировали «Союзкипожурнал», который сразу же отправляли на фронт. Часто работать приходилось в спешке чтобы события не потеряли новизны. Потому от операторов требовались не просто разрозненные кадры, а настоящие мини-эпизоды, с сюжетом и драматургией. Так что «бойцы видеофронта» вынуждены были быть и сценаристами, и режиссерами. Однако большинство фронтовых операций были засекречены. Поиск правильного места для съёмки был делом крайне важным. На фронте существовало правило кинооператор, как и сапер, ошибается один раз. Каждый пятый из них погиб. Те, кто выжил, уверяли, что спастись им помогла разве что интуиция. И лишь благодаря операторскому профессионализму мы знаем, как выглядела Великая Отечественная война. Полнометражные «Разгром немецких войск под Москвой» (1942) два режиссёра: Леонид Варламов и Илья Копании. В съёмках участвовали пятнадцать фронтовых операторов, в том числе Роман Кармен и А. Крылов.Фильм получил Сталинскую премию. «Сталинград» (1943) В этот фильм вошли киносъёмки, произведённые пятнадцатью фронтовыми кинооператорами за 6 месяцев, они дают полную картину событий в битве за Сталинград. В этом фильме впервые отсняты залпы «Катюши». Фильм уникальный, так как по нему можно проследить весь ход этой битвы от начала до конца. Известные фронтовые операторы: Малик Каюмов (2010), Владислав Микоша (2004), Мария Сухова (погибла), Семен Школьников, Борис Соколов, Владимир Сущи не кий (1945) К съемкам военной хроники СССР оказался не готов. Своих репортерских камер в стране не было. Снимали в основном американскими аппаратами, к фронтовым условиям не приспособленными. Эти камеры работали всего минуту. Потом оператору приходилось прерывать съемку, заводить пружину и так без конца. Вдобавок, в кассете было всего тридцать метров пленки. Она заканчивалась в течение нескольких минут. И снова оператор, где бы он ни находился - в бою, под бомбежкой, должен был пригнуться, опустить руки с камерой в темный мешок, перезарядить, завернуть отснятую пленку в фотобумагу и снимать дальше. До следующей перезарядки. Были и другие технические сложности. Камеры распределялись по указанию высшего начальства техника американская, страшно дорогая. Потеря или умышленная порча пахли трибуналом. Впрочем, одно дело, чем снимать, и совсем другое что. В этом вопросе на фронте существовала целая система запретов. В самом начале войны, во время немецкого наступления, операторам строго-настрого запретили снимать отступление, разрушения, потери - чтобы не усиливать панику. Да и у самих кинодокументалистов снимать такое не поднималась рука. Позже запрет на «паническую» съемку будет снят. Когда наверху поймут, что весь этот кошмар помогает солдатам мобилизоваться, будит в них жажду мести, волю к победе. «Снимите мне умирающего. Снимите раненого. Снимите медсестру, которая из последних сил тянет на себе солдата и, может быть, скоро погибнет сама! -просил военных операторов режиссер Александр Довженко. - Да, это страшно, но этот ужас - подвиг ради спасения». И все-таки... Снимать на фронте разрешалось далеко не все. Так, один оператор поплатился за то, что без разрешения снял Сталина, когда тот выезжал на фронт. Хроникера-нарушителя сослали в штрафбат. Другой оператор, один из известнейших кинодокументалистов Великой Отечественной Семен Школьников, рассказывал о запрете, существовавшем на Центральной студии документальных фильмов. По директивной инструкции, тамошние редактора уничтожали все кадры, снятые вне боёв. Окопный быт в документалистике не приветствовался. Зато приветствовались атаки, героизм, наступающие танки. Из таких кадров на Центральной студии монтировали «Союзкиножурнал», который сразу же отправляли на фронт. Часто работать приходилось в спешке - чтобы события не потеряли новизны. Потому от операторов требовались не просто разрозненные кадры, а настоящие мини-эпизоды, с сюжетом и драматургией. Так что «бойцы видсофронта» вынуждены были быть и сценаристами, и режиссерами. Однако большинство фронтовых операций были засекречены. Поиск правильного места для съёмки был делом крайне важным. На фронте существовало правило -кинооператор, как и сапер, ошибается один раз. Каждый пятый из них погиб. Те, кто выжил, уверяли, что спастись им помогла разве что интуиция. И лишь благодаря операторскому профессионализму мы знаем, как выглядела Великая Отечественная война. В немецких концлагерях фронтовыми операторами снято огромное количество того, что осталось от людей, идущих в печи: мешки волос, очков, обуви, одежды, часов...Съемка велась в конце войны, когда стало известно о существовании концлагерей. Наши войска уже шли по территории Германии. В это время бюргеры с восторгом грабили свои же магазины. И снова - емкая смысловая параллель: «завоеватели» собирались разграбить Европу, весь мир, а закончили мародерством в собственном ломе. Обычно работали парами. Имели в своем распоряжении грузовик-полуторку с фанерной булкой. В кузове был их дом, здесь же хранили аппаратуру, заряжали и разряжали пленку, проявляли пробы. Здесь же принимали гостей героев своих фронтовых репортажей. За четыре года войны фронтовые операторы сняли свыше 4 млн метров пленки, составившие грандиозную летопись Великой войны, и большая часть этой летописи была снята камерами «Лймо» и «КС». Если бы войну снимали ие ручными, а штативными камерами, зрители увидели бы ее совсем другой. Было бы запечатлено много кадров ее последствий, подготовки и тренировки солдат, учебных боев, огромное количество постановочных эпизодов и очень мало реальных боевых действий. Именно так была снята первая мировая война. Конечно, некоторые режиссеры и операторы «грешили» организованными кадрами, снятыми во втором эшелоне, да и некоторым начальникам такие кадры, где война шла по уставу, нравились, но чаще всего профессиональная этика ставила оператора рядом с воюющим солдатом в самый центр боя. К чести кинематографического руководства, оно выступало категорически против малейшей организации и требовало от фронтовых киногрупп подлинных репортажных съемок. Война, снятая нашими операторами, это война солдатская, снятая из окопа на переднем крае. Штатные объективы на турели «Аймо» и «КС» запечатлели войну так, как ее видели солдаты и ротные командиры. Ведь длиннофокусные объективы появились, причем в весьма ограниченном количестве, только во второй половине войны, да и то устанавливались они обычно на стационарные камеры и позволяли вести съемку только из укрытия. Да и качество изображения многих из них оставляло желать лучшего. Поднять голову, встать или выйти из укрытия, вскинуть к глазу камеру, установить резкость и в течение не менее 10... 15 с вести съемку так, чтобы камера не тряслась и не дрожала, вес это требовало огромного мужества, самообладания и высочайшего профессионализма. В этом отношении работа оператора по сравнению с работой журналистов или даже фотографов была во много раз опаснее. Операторы снимали везде: в рядах пехоты и на огневых позициях артиллерии, в танках и самолетах, кораблях и подводных лодках, партизанских отрядах и фронтовых госпиталях; при отступлении и наступлении, в обороне и на переправах, в пыли летних фронтовых дорог, в жестокие морозы, дождь и снег, в осеннюю и весеннюю распутицы. В каких только передрягах вместе с оператором не оказывалась камера. Во время съемок операторы получали раны и контузии, но камеры оставались работоспособными, а если и выходили из строя, то нередко здесь же, руками оператора или «народного умельца» из ремонтных рот, приводились в порядок и продолжали работать. Самое удивительное, что даже в таких условиях камера практически не давала технического брака. Сейчас о Великой Отечественной войне нам напоминают памятники, часто это танк, пушка или самолет, установленный на пьедестале. Памятником о тяжелом воинском труде человека с кинокамерой стал легендарный аппарат «Аймо».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы