Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Микоша Владислав Владиславович 1909 - 2004



Родился 8 декабря 1909 года в Саратове.

Детство Владислава Микоши прошло на Волге. Он увлекался живописью, учился музыке, занимался воздушной акробатикой, в десять лет переплывал Волгу, мечтал о морс - хотел стать, как отец, капитаном дальнего плавания. Потом, когда пошел работать киномехаником в кинотеатр "Искра", увлекся кино. Но в 1927 году все же поехал поступать в мореходное училище в Ленинград. По иронии судьбы он, ходивший всю зиму без пальто и шапки, закаленный и спортивный, в дождливом Ленинграде простудился и не прошел медицинскую комиссию. Пришлось вернуться в Саратов, в свой кинотеатр.

в 1929 году поехал в Москву - поступать в Государственный кинотехникум (ныне Всесоюзный государственный институт кинематографии). На операторский факультет, куда он пришел, надо было принести свои фотоработы. Микоша явился без них и наивно заявил, что он не умеет снимать фото, но быстро научится. Все это должно было закончиться позорным изгнанием. Но Микошу спас заведующий кафедрой профессор Иван Александрович Боханов. Он отстоял его и принял на

операторский факультет.

В 1931 году, еще будучи студентом, Микоша был принят кинооператором Союзкинохроники, получил киноаппарат "Акелсй" и начал снимать. Его первой серьезной работой была секретная и мучительная для него съемка разрушения Храма Христа Спасителя. Эту антиисторическую акцию он отснял один - от возведения забора вокруг храма до его взрыва.

В 1934 году окончил ВГИК.

В 1931 голу, еще будучи студентом, Микоша был принят кинооператором ('<ж>'.кинохроники.

С началом Великой Отечественной войны Владислав Микоша - на фронте. Всею войну, or Баренцева моря до Черного, снимали 252 фронтовых кинооператора. В боях погиб каждый пятый. Почти все оставшиеся в живых ранены или контужены. Один из тех, кто дожил до Победы - Владислав Микоша. Война для него - это прежде всего Черноморский флот - его любовь, и Севастополь - его боль. Сначала была оборона Одессы, потом - Севастополя. Владислава Микошу, тяжело контуженного, уже без сознания, на подлодке вывезли из Севастополя последним.

Об отчаянной смелости Микоши ходили легенды. Тысячи метров отснятой кинопленки, фотографии и статьи в "Правде", "Известиях", "Комсомолке", спецкором которых был кинооператор, фотокорреспондент и журналист Владислав Микоша, - результат его работы в годы Великой Отечественной. Таких "многостаночников", совмещавших в себе все эти журналистские ипостаси было среди фронтовых кинооператоров всего трое: Роман Кармен, Марк Трояновский и Владислав Микоша.

"Черноморцы", "Героический Севастополь", "Битва за Севастополь", "День войны" - фильмы, в которые вошли севастопольские материалы В.Микоши и его друга Дмитрия Рымарева.

журналист и киновед Вениамин Вишневский: «Среди операторов-фронтовиков Микоша бе i сомнения самый лучший мастер живописного кадра... Во фронтовых съемках Микоша сохраню все свои прежние качества —лиризм и изысканность композиции кадра, но, вместе с тем. для них характерна суровая простота, какой требует новый материал... Микоша заснял важнейшие эпизоды боевой жизни города-героя, из которых слагается эпический документальный кйнорасска i о Севастопольской обороне...»

Удивительные кадры Микоши, снятые на войне — образы, доведенные до символов: оторванная скрюченная рука немецкого летчика рядом с крылом со свастикой - у сбитого самолет: малыш, шагающий рядом со строем моряков; матрос тянется из окопа за цветком и надает, сраженный вражеской нулей; переворачивающаяся на ветру табличка в дверях разбитого магазина - «открыто» — «закрыто»; моряки в окопах перед атакой снимают каски и надевают бескозырки; свастика на дне у мыса Хсрсонсс и на ней - запрокинутая голова убитого фашиста; стремительная атака морской пехоты и вмиг запрокинувшийся, оседающий на землю солдат: Людмила Павлючснко в засаде на цветущей яблоне; залпы Катюш — через цветущие яблони...Сегодня трудно представить себе сражающийся Севастополь без этих и других образов, запечатленных камерой Микоши.

Более шести десятилетий В.Микоша держал в руках кинокамеру. Четыре года, которые выпали на войну, - малая малость, но остались тс годы самыми главными, а съемки - самыми дорогими сердцу кинооператора.

Трудно перечислить все то, что снято им после войны: восстановление Варшавы и Дненропса. война Китая с Гоминданом - съемки в рейде Народно-освободительной армии через весь Китай, встречи Сталина с Мао Цзедуном и Хрущева с Кеннеди, съемки Неру. Сукарно. Эйзенхауэра. Насера. Кастро, Тито. Гагарина. Бидструпа. Клиберна. Нуриева. Улановой...

Но то, что происходило в дни войны, врезалось в память навечно, только со временем проявляя истинный, глубинный смысл того, что произошло тогда, в те четыре года. Обо всем этом В.Микоша рассказывает в своих книгах "С киноаппаратом в бою", "Рядом с солдатом", "Годы и страны", "Машина времени".

 

Фильмография:

· Черноморцы (1942)

· Польша (1948)

· Победа китайского народа

· У истоков древней реки (1967, режиссер);

· Поезд в Революцию (1969, режиссёр, совместно с женой Лжеммой Фщ>соиой):

· Трудные дороги мира (Г 9761

· Город большой судьбы:

· Китва за Севастополь


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь