Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КЛИНИЧЕСКИЕ ГРАНИ МАЗОХИЗМА



Мазохизм невозможно понять без рассмотрения превратностей развития либидинальных и агрессивных стремлении, патологии и развития Супер-Эго, уровней организации Эго и патологии интер-нализованных объектных отношений, степени преобладания нор­мальных или патологически нарциссических функции. Учитывая всеобщую распространенность мазохистского поведения и конфлик­тов, не всегда просто понять, когда мазохизм является патологи­ей. Последние тенденции к чрезмерному расширению понятия мазохизма делают особенно важным точное очерчивание данной области (Giossman, 1986).

Ниже я предлагаю общую классификацию мазохистскои психо­патологии, основанную на уровнях организации личности, я так­же описываю отношения между этой областью клиники и други­ми типами психопатологии, которые могут с ней смешиваться. Моя задача состоит в том, чтобы дать описание мазохистскои па­тологии, которое подходило бы для диагностических, прогности­ческих и лечебных целей.

Лапланш и Понталис (Laplanche and Poiitalis, 1973) дали наи­более краткое и, на мой взгляд, наиболее удачное определение мазохизма во всей психоаналитической литературе. "Сексуальная перверсия, при которой удовольствие связано со страданием или унижением, которому подвергается субъект". Они добавляют. "Фрейд раздвигает рамки понятия мазохизм за пределы перверсии, описываемой сексологами. Во-первых, он находит мазохистские элементы в бесчисленных формах сексуального поведения и видит

рудименты мазохизма в инфантильной сексуальности. Во-вторых. он описывает производные формы, например, "моральный мазо­хизм", при котором субъект в результате бессознательного чувства вины ищет для себя позицию жертвы без какого-либо прямого уча­стия в этом сексуального удовольствии. Это определение облада­ет тем достоинством, что включает в себя все основные элементы широкого спектра мазохистского поведения.

"Нормальный" мазохизм

Цена, которую платит человек за интеграцию нормальных фун­кций Супер-Эго, это предрасположенность к бессознательному чувству вины при активации вытесненных инфантильных проявле­ний влечении. Поэтому склонность к небольшим вредным для себя действиям, — например, в качестве отклика на нечто, бессозна­тельно воспринимаемое как эдипов триумф, присуща практичес­ки всем. Обсессивное поведение, которое бессознательно выражает магическую поддержку против опасной активации инфантильных запретов и их клинических коррелятов, таких как характерологичес­кие запреты и самоограничения полного наслаждения жизнью, также широко распространены. Тенденция к реалистической само­критике, которая может переходить в общее депрессивное настро­ение — это еще одно проявление такого наносящего себе вред дав­ления Супер-Эго (Jacobson, 1964). Коротко говоря, небольшие проявления "морального мазохизма" являются почти неизбежными спутниками нормальной интеграции функции Супер-Эго. Субли-маторная способность выносить боль (в форме тяжелой работы) как плату за будущие успех и достижения также имеет свои корни в общей нормальной мазохистскои предрасположенности.

В сексуальной сфере способность переносить сохранение поли-морфно-перверсной инфантильной сексуальности оставляет мес­то для сексуального возбуждения с мазохистскими и садомазохис-тскими фантазиями и опытом. Как будет замечено в главе 16, садомазохистский аспект инфантильной сексуальности играет важ­ную роль в поддержании равновесия между либидинальными и агрессивными стремлениями, так как представляет собою прими­тивную форму синтеза любви и ненависти. При садомазохистском удовольствии сексуальное возбуждение и боль объединяются в одно, поэтому давать или принимать агрессию в форме боли означает также давать или принимать любовь в форме эротической стимуляции. Именно подобное сгущение физических удовольствия и боли ведет путем до сих пор не изученных процессов превращения и предрасположенности к переживанию такого же сгущения пси­хологических удовольствия и боли, когда человек направляет обус­ловленные Супер-Эго обвинения и атаки на самого себя.

Мазохистская патология характера Депрессивно-мазохистское расстройство личности

Такая констелляция патологических черт характера образует одно из трех распространенных расстройств личности высокого уровня или невротической патологии характера ("невротической органи­зации личности"; Kemberg, 1984). Остальные два— обсессивно-компульсивное расстройство личности и истерическое расстройство личности. Все эти личностные расстройства обнаруживают хоро­шо интегрированную личностную идентичность, неспецифическис проявления силы Эго (хорошая толерантность к тревоге, контроль импульсов и сублиматорная деятельность) и жесткое, но хорошо интегрированное Супер-Эго. Такие пациенты также способны к установлению глубоких и хорошо дифференцированных объектных отношений.

Депрессивно-мазохистское расстройство личности характеризу­ется тремя особыми типами черт характера: (1) чертами, отража­ющими непреклонность Супер-Эго, (2) чертами, отражающими сверхзависимость от поддержки, любви и принятия со стороны других людей, (3) чертами, отражающими трудности в выражении агрессии.

Особенности депрессивно-мазохистской личности, связанные с Супер-Эго, отражаются в тенденции быть чрезмерно серьезным. совестливым и озабоченным по поводу качества работы и испол­нения обязательств. Эти пациенты очень надежны и обязательны. склонны строго оценивать себя и устанавливать по отношению к себе высокие требования. Они мрачны, и им не хватает чувства юмора. Но в противоположность своему обычно уважительному, тактичному и заинтересованному поведению, они иногда могут проявлять жестокость в своих суждениях об окружающих, жесто­кость, которая может быть связана с оправданным негодованием. Если эти люди нс дотягивают до собственных высоких стандартов и ожиданий, они могут впадать в депрессию. Они могут даже, если их чрезмерные требования к себе сочетаются с их бессознательной тенденцией ставить себя в положение жертвы страданий или экс­плуатации , бессознательно создавать или поддерживать внешнюю реальность, которая бы оправдывала чувство, что к ним плохо относятся, недооценивают или унижают.

Черты, отражающие сверхзависимость от поддержки, любви и принятия со стороны окружающих, являются проявлением, как показьшаст психоаналитическое исследование, тенденции чувство­вать чрезмерную вину перед другими людьми из-за бессознатель­ной амбивалентности по отношению к любимым и необходимым объектам и быть гиперреакцией на фрустрацию, когда ожидания этих пациентов не оправдываются. Они показывают аномальную уязвимость к разочарованию в других людях, заставляющую их делать многое из того, что им не нравится, чтобы обрести симпа­тию и любовь. В отличие от нарциссической личности, которая сверхзависима от внешнего восхищения, но не отвечает на это любовью и благодарностью, депрессивно-мазохистская личность обычно способна на глубокую ответную любовь и благодарность. Чувство отверженности и несправедливого отношения со стороны окружающих в ответ на относительно мелкие проявления неуваже­ния может приводить этих пациентов к бессознательному поведе­нию, направленному на то, чтобы заставить объекты своей любви чувствовать себя виноватыми. Запускается цепная реакция повы­шенной требовательности, чувства отвергнутое™ и бессознатель­ной тенденции заставить других почувствовать свою вину; следую­щее за этим действительное отвержение со стороны окружающих может привести к тяжелым проблемам в самых близких взаимоот­ношениях и стать пусковым механизмом депрессии, связанной с потерей любви.

Пациенты данной категории сталкиваются с трудностями в выражении агрессии и склонны чувствовать депрессию в услови­ях, которые в норме вызывают злость или ярость. В дополнение к этому, бессознательная вина за выражение злости к окружающим может еще больше осложнить их межличностные отношения, до­бавив к уже описанной выше цепной реакции еще и склонность к "оправданным" нападкам на тех, в ком они нуждаются и со сто­роны кого чувствуют одобрение, после чего следует депрессия, униженное, подчиненное или послушное поведение, а затем — вторая волна злости на то, как к ним относятся, и на свою соб ственную послушность.

То, что я описываю, соответствует описанию "морального ма зохизма" в психоаналитической литературе (Fioud, 1916, 1919 1924, Fenichel, 1945, pp. 501-502; Beilinei, 1958, Brenner, 1959 Laughlin, 1967; Gioss, 1981, Asch, 1985). Обычно соответствую щая ему бессознательная динамика группируется вокруг чрезмер ного давления со стороны Супер-Эго, исходящего из инфантиль ных, особенно эдиповых конфликтов, и может выражать себя i бессознательной защитной регрессии к преэдиповой динамике г общему мазохистскому поведению, которые в значительной сте пени дистанцированны от инфантильных сексуальных конфликтов В некоторых случаях, однако, бессознательные сексуальные кон­фликты тесно связаны с мазохистским поведением, так что паци­енты проявляют самонаказывающее поведение именно в сексуаль­ной области, в качестве отражения бессознательных запретов против эдиповых импульсов. Такие пациенты могут выдерживать удовлетворяющий сексуальный опыт только при условии объектив­ного или символического страдания, и депрессивно-мазохи стекая структура личности может сопровождаться настоящей мазохисте -кой псреверсией на невротическом уровне. Именно у пациентов с такой структурой личности наиболее часто проявляются мазохи-стские мастурбаторные фантазии и мазохистское сексуальное по­ведение без мазохистскои перверсии как таковой. Мазохистское поведение, непосредственно выражающее бессознательные чувства вины за эдиповы импульсы, связывает депрессивно-мазохистское и истерическое расстройства личности (см. гл 4).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь