Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Природа гражданского общества



 

На сегодняшний день существует большое количество понятий «гражданского общества». Это, как правило, связано с длительной эволюцией, которая объясняется противоречивостью и многообразием мнений ученых, занимающихся вопросом гражданского общества.

Термин «гражданское общество» впервые встречается в античности в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона, когда получили свое развитие идеи и общественные институты, которые способствовали становлению личности. Античное общество не было гражданским, но тем не менее рассматривалось неразрывно с политикой и существовало как часть государства, связывая личность с обществом, а общество - с государством.

Одним из первых мыслителей, затронувших вопрос гражданского общества, как самостоятельной субстанции, является Платон. Он первый рассмотрел элементы гражданского общества в своей общей теории «идеального государства». Остро критикуя государственную власть, Платон создал учение об « идеальном человеческом обществе». Базу понятия « гражданское общество» составляло учение о добродетелях, мужестве, мудрости, просветленном эмоциональном состоянии. Платон в общей теории гражданского общества первым сделал важный вывод о том, что кроме государственно-организованной есть и другие формы жизнедеятельности общества.

В представлениях Аристотеля совокупность обитателей или граждан полиса зависела от распорядка полисных должностей и образа правления. Главным достоинством гражданина являлась честь, которая предполагала способность самостоятельного участия в делах полиса. Гражданин с его правами и обязанностями и общество в равной мере взаимообусловливают друг друга.

По мнению Цицерона, гражданское общество - это соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов. Представления о гражданском обществе восходят и к идее платоновского общества-государства, аристотелевского полиса и цицероновского общества.

Ярким представителем концепции гражданского общества был Т. Гоббс, стоявший на консервативной точке зрения, которая отражала интересы прогрессивно настроенной английской аристократии, и Д. Локк, который выступал основателем буржуазного либерализма. Гоббс оценивал гражданское общество как естественное состояние «войны всех против всех» и считал, что только государство в силе защитить индивида от этой всеобщей войны. Оно должно нести ответственность перед своими подчиненными, но при условии их полного подчинения власти. Совпадение государства и гражданского общества выглядит у него уже «не как поглощение гражданского общества государством, а как определенное взаимодействие, при котором гражданское общество выступает одновременно как предпосылка возникновения данного типа государства, так и его принципиальное качество». В своих работах Гоббс стремился к достижению компромисса между монархией и буржуазной экономикой. Дж. Локк обосновывает компромисс между монархией и республикой в рамках политики, которая, по его мнению, должна служить интересам буржуазного развития.

Французский мыслитель Монтескье рассматривал гражданское общество как результат исторического развития, как четвертую ступень человеческой истории после естественного состояния, семьи и героического времени. По его мнению, гражданское общество есть общество вражды людей друг с другом, которое для предотвращения и нейтрализации этой вражды преобразуется в государство.

Француз Ж-Ж. Руссо в своих работах обосновывал и оправдывал насильственный, революционный путь уничтожения феодальных порядков. Но при этом говорил о необходимости господства в государстве всеобщей воли. По мнению Руссов, в гражданском состоянии существует различие между индивидом как частным человеком и индивидом как гражданином, носителем общих интересов. То есть человек «раздваивается» на члена гражданского общества и гражданина государства. Таким образом, Руссо в трактате «Об общественном договоре» впервые разделил отождествляемое Дж. Локком политическое и гражданское общество. Членом первого общества является подданный, а второе - формирует гражданина. Аналогично разделяются и права человека и гражданина. Правда, четкого терминологического различия между обществом и государством у Руссо нет.

Немецкий философ И. Кант считал, что главный путь сочетания свободы каждого со свободой других - формирование гражданского общества. Он выделял три принципа построения гражданского общества: 1) свобода каждого члена общества; 2) равенство его с каждым другим; 3) самостоятельность каждого члена общества как гражданина.

Кант выделял три этапа становления гражданского общества как некой дороги человечества от царства зла к добру. К первому этапу он относил доисторическое естественное состояние " войны всех против всех", где добро существует лишь как возможность. На втором этапе появляется деспотия, где господствует произвол властителя. Третий этап связан с государством, в котором поведение индивида подчинено в пределах государства публичным законам, где гражданственность существует внутри государственных границ.

Кант представил этику как высшую человеческую ценность, где, «гражданин, сознающий, что его собственное поведение в отношении общества должно представлять собой своего рода критерий общего нравственного закона и поведения». Путь достижения всеобщего правового и гражданского общества, гражданского согласия Кант видит как естественный путь сочетания свободы каждого со свободой других.

Большой вклад в разработку концепции гражданского общества в его взаимосвязи с государством внес Ф. Гегель. Он говорил о торжестве принципов гражданского общества и подразумевал положение вещей, при котором люди, благодаря участию государства, собственным трудом приносят пользу себе и другим. Гегель утверждал, что исторически государство предшествует гражданскому обществу и является условием его формирования. Государство может обеспечить свободу гражданского общества, лишь признавая и удерживая его в подчиненном положении. «Государство представляет общество в его единстве».

Согласно Гегелю, гражданское общество - это объединение самостоятельных субъектов в общности на основе их потребностей через правовое устройство как средство обеспечения безопасности лиц и собственности, а также через жизненный порядок для их особенных и общих интересов.

К. Маркс рассматривал гражданское общество как совокупность материальных отношений индивидов. Гражданское общество, с одной стороны, как объект эксплуатации со стороны государства, в котором власть находится в руках класса буржуазии, с другой стороны он рассматривал гражданское общество как сферу, которую составляет частная собственность буржуазии. Такое состояние общества несовершенно, т.к. люди отчуждены друг от друга, и человек не может быть в полной степени свободным.

Маркс считал, что именно в гражданском обществе должны произойти революционные изменения - вытеснение частной собственности на основные средства производства. Принципом будущего гражданского общества он считал коллективизм, который даст человеку возможность всестороннего развития своих задатков, обеспечит личную свободу, и где труд будет являться средством для жизни, способом самоутверждения личности, видом проявления способностей и талантов, а также насущной потребностью. Как показала история, взгляды Маркса оказались утопичными.

Итальянский теоретик-марксист начала XX века Грамши, рассматривая проблему гражданского общества, сделал вывод о том, что гражданское общество в будущем поглотит государство и перерастет в самоуправление масс. При этом государство-сторож может и должно в определенные исторические периоды превращаться в государство-интервенциониста, берущего на себя обязанность управления конфликтующих сторон гражданского общества. По его мнению, смысл гражданского общества полнее всего выражают политические партии и другие объединения, которые борются за превосходство или создают союзы. Большое внимание Грамши уделял исследованию «надстроечных» явлений гражданского общества. Он выделил три составные части механизма, три «общества»: экономическое, политическое и гражданское. Совокупность тех частей надстройки, которые осуществляют функции принуждения и прямого господства, составляет «политическое общество». А «гражданское общество» - это совокупность всех тех рычагов и органов в государстве, которая позволяет буржуазии осуществлять идейное и нравственное руководство подчиненными классами, т.е. идеологическая надстройка общества.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что представления ученых о гражданском обществе менялось на каждом историческом этапе его развития и можно говорить о многообразии понятий гражданского общества, т.к. точного определения дать невозможно. Но я считаю, что гражданское общество - это исторически сложившийся институт граждан, который основан на свободе, равенстве и самостоятельности каждого из его членов, целью которого является удовлетворение интересов каждого из граждан, посредством собственного труда, принося пользу себе и другим, а также неразрывно связанный с государством, которое должно взять на себя обязанность управления сторон гражданского общества.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь