Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Методы развития творчества учащихся



Методы — это способы взаимосвязанной деятельности учи­теля и учащихся, направленные на достижение целей обучения. С помощью методов реализуются образовательная, воспита­тельная и развивающая функции обучения.

В определении метода следует обратить внимание на три момента. Первый—деятельность педагога. Он объясняет, демонстрирует, инструктирует, поощряет, наказывает и т. д. Второй—действия ученика—слушает, записывает, читает, выполняет и пр. Это внешняя сторона его деятельности. И очень ча­сто результат обучения и воспитания оценивается именно по ней. Решил—молодец, ответил—хорошо, не выучил—поставлю «два», не слушаешь—накажу и др. При этом не учитывается другая, скрытая от глаз воспитателя внутренняя сторона пове­дения школьника, раскрывающая сам процесс познания. Поче­му Катя на уроке внимательно слушает объяснение, а Коля мешает классу? Саша понимает, а Дима с трудом улавливает, о чем говорит учитель? И т.д.

Осмысление учебного материала, желание его познать, сосредоточиться, преодолеть себя — эти действия связаны с интеллектуальной, мотивационной, волевой, эмоциональной сферами деятельности школьника, о которой учитель порой имеет смут­ное представление. И от этого в обучении педагог идет наощупь, вслепую. В лучшем случае благодаря большому практическому опыту он интуитивно развивает личность школьника.

Третья особенность метода обусловлена взаимодействием учителя и ученика. Она проявляется во внешней деятельно­сти—организации ученика на работу и во внутренней — управ­лении его развитием (обучение анализу, синтезу, упражнению силы воли, расширению диапазона социально значимых моти­вов поведения и пр.). Поэтому педагогическая ценность мето­да определяется не столько внешней формой его выражения, сколько внутренней, раскрывающей возможности развития творческой личности ребенка на уроке.

В последнее время педагогическая общественность широко обсуждает вопросы «педагогики сотрудничества», «педагогики сотворчества». Речь идет об активной позиции учителя и ученика в едином стремлении к достижению благородной цели — всестороннего гармонического развития личности. На страни­цах печати широко представлен творческий опыт учителей-экспериментаторов Ш. А. Амонашвили, И. П. Волкова, С. Н. Лысенковой, В. Ф. Шаталова и др.

Резкой критике справедливо подвергаются авторитарные методы обучения и воспитания. «Сделай! Сядь! Не вертись! Замолчи! Поставлю «два»! Вызову родителей! » и др. Вот «педагогические средства» «императивного» (Ш. А. Амонашвили) учи­теля.

Умение правильно строить свои отношения с учениками, сделать их творцами учебно-воспитательного процесса отлича­ет учителей-новаторов. Фактически они реализуют на практи­ке третью особенность методов обучения —совместную дея­тельность учителя и ученика для формирования личности по­следнего.

Планируя урок согласно его задачам и содержанию, педагог должен правильно выбрать проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы школь­ников. Это может быть эвристическая беседа, вариативные уп­ражнения, исследование и др. В методической литературе* приводятся примеры проблемных ситуаций и поисковые задания, которые можно ис­пользовать на уроках труда.

Но метод выполняет свою функцию только при определен­ных условиях. Учитель ставит задачу, а ученик должен захо­теть решить ее. А если он не принимает эту задачу (не пони­мает значимости объясняемого материала, только что был оби­жен педагогом, получил на предыдущем уроке двойку и сейчас переживает и пр.), то она не решается. Нет совместной дея­тельности — «сотрудничества», «сотворчества» — нет движения личности вперед. Отсюда учителю следует не только знать ме­тоды, способствующие внутреннему интеллектуальному разви­тию школьника, но и владеть приемами, позволяющими ему коснуться тех струн души ребенка, которые резонировали бы с действиями педагога. Только в этом случае амплитуда позна­ния резко пойдет вверх.

Для формирования творческой личности школьника можно использовать все методы, которыми располагает современная дидактика. Объяснительно-иллюстративные — рассказ, объяснение, демонстрации, опыты, таблицы и др.—способствуют фор­мированию у

 


*См.: Кузнецов В. П., Рожнев Я. А. Методика трудового обуче­ния с практикумом в учебных мастерских.— М., 1981; Цейт­лин Н. Е., Рожнев Я. А. Опыты и наблюдения на уроках труда в начальных классах.—М., 1980)

младших школьников первоначальных сведений об основных элементах производства, материалах, технике, технологии, организации труда и трудовой деятельности человека.

Использование репродуктивных (воспроизводящих) методов содействует развитию у учащихся практических умений и на­выков. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские) в совокупности с предыдущими служат развитию творческих способностей школьников.

Особенность трудового обучения состоит в том, что задачи урока реализуются в процессе деятельности учащихся по моделированию и конструированию различных объектов труда. При этом для ученика очень важно осознать и принять предстоящую работу.

Многолетний педагогический опыт выдающихся ученых-педагогов С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского показал, что, чем раньше дети включаются в труд большой общественной значимости, тем больше он места занимает в их духовной жизни, тем в большей мере интересы общества становятся интересами личности.

Соединение обучения с производительным трудом предполагает включение учащихся начиная с младших классов в си­стематический, организованный, посильный для их здоровья и возраста общественно полезный труд—труд настоящий, необходимый обществу.

В школе № 2 г. Свердловска открыта постоянно действую­щая выставка работ школьников в кабинете трудового обуче­ния. На красочном плакате написан девиз школьников «Делать людям хорошее—хорошеть самому». В иллюстративном кален­даре добрых дел к знаменательным датам подводятся итоги трудовой деятельности детей. А в коридоре возле класса ви­сит большой планшет «Радуюсь я —это мой труд вливается в труд моей республики» (В. Маяковский). На нем дается ин­формация, что ко Дню букваря в подарок первоклассникам бы­ло изготовлено 150 книжек-игрушек. Здесь же прикреплены три книжечки. Под забавной фигуркой сувенира-матросика этикет­ка с надписью «Ветеранам войны приготовлено 100 сувениров». В кабинет музыки—80 эмблем-гвоздик и 80 бумажных голу­бей для выступления хора. На планшете периодически меня­ются этикетки и образцы поделок детей.

При подготовке к каждому уроку учитель определяет общественно полезную направленность трудовой деятельности школьников, учитывает посильность и доступность объектов труда. Стремится к тому, чтобы изделия были несложными в изготовлении и привлекательными. Это вызывает положитель­ную мотивацию и эмоциональный настрой детей на работу.

При выборе методов обучения педагог ориентируется на те,

которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют у них круго­зор, формируют практические умения, содействуют становле­нию творческой личности.

При подготовке к занятию учитель продумывает, каких микросдвигов в развитии внимания, памяти, наблюдательности, фантазии, нравственности школьников он будет добиваться на данном уроке, какие для этого будет использовать методиче­ские приемы. Если педагог не ставит перед собой таких задач, то он не будет целеустремленно работать над их решением. Значит в обучении будет преобладать стихийность. А в ре­зультате снизится воспитывающее и развивающее значение урока.

В процессе технического творчества учащиеся овладевают элементарными приемами работы с различными материалами и инструментами. Как тонко подметил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверен­ности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда...».* У младших школьников кисть руки еще не окрепла, мыш­цы развиты недостаточно, координация движений несовершен­на. Чтобы рука ребенка была уверенной, твердой, чтобы он мог свободно владеть простейшими инструментами (ножницами, линейкой, циркулем и др.), нужна тренировка—планомер­ная система упражнений.

Следует также иметь в виду, что на­выки, приобретенные в этом возрасте, долго сохраняются, по­этому очень важно, чтобы они были правильными. Отсюда воз­растает роль и значениерепродуктивных методов в политех­нической деятельности учащихся начальных классов.

Однако становление творческой личности предполагает использование на уроках проблемных задач. Таким образом возникает противоречие между необходимостью использования репродуктивных методов и

 


*Сухом­линский В. А. О воспитании.—М., 1985.—С. 140.

 

 ограниченностью их в развитии творческих возможностей ученика. Разрешить это противоречие можно путем сочетания репродуктивных и проблемно-поиско­вых методов при использовании для этого различных дидакти­ческих средств. Одним из таких средств являются динамиче­ские наглядные средства обучения.

 Динамические наглядные средства обучения (таблица) — это изменяющиеся при демонстрации пособия, которые дают возможность соединить слово в логически временном соответ­ствии с пооперационно возникающим наглядным образом. Та­кие пособия способствуют организации активной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций и одновременно стимулируют репродуктивную работу школьников.

Рассмотрим использование динамических наглядных посо­бий на примере фрагмента урока по теме «Изготовление склад­ного кармашка из бумаги», проведенного в I классе (фрагмент урока труда в I А классе школы № 2 г. Свердловска, учитель Л. А. Каюкова). Эта работа позволяет школьникам на после­дующих занятиях делать из бумаги путем складывания про­стейшие технические модели: лодочку, двухтрубный кораблик, парашют, пистолет и др.

Учитель готовит динамическую таблицу (рис. 1), где в увеличенном виде представлено готовое изделие и поэтапная технология его изготовления. Пронумерованные карточки-детали таблицы крепятся к доске с помощью герметика. Размеры де­талей выбираются такими, чтобы их было видно с последней парты. Для обеспечения наглядности лицевой и изнаночной сторон деталей используется цветная бумага. Края заготовок для лучшей видимости выделяются контрастным цветом. Таб­лица закрыта шторой.

Учитель. Ребята, сегодня на уроке мы будем делать... (Отодвигает штору на столько, чтобы было видно готовое изделие.)

Ученики (дополняя предложение педагога)....Бумажный кармашек.

 Учитель. Для чего нам понадобится такой кармашек?

В беседе учащиеся выясняют, что такие кармашки можно использовать в октябрятском уголке. В них можно положить листочки, на которых написаны поручения звездочкам, читательские формуляры ребят, задания по общественно полезно­му труду и т. п.

Учитель. Как можно сделать такой кармашек? (Отодвигает штору до конца).

Ребята внимательно смотрят на таблицу, поднимают руки.

Выходит отвечать Миша. Его задача—самостоятельно про­читать таблицу к сделать комментарии ко всем этапам работы.

Миша. Для того чтобы сделать кармашек, надо совместить короткую сторону листа с длинной. Сложить лист и прогладить по линии сгиба. Получится квадрат. Квадрат надо сложить по­полам и еще раз сложить.

Учитель. Что упустил Миша?

Ученик. Квадрат сложить пополам и прогладить по линии сгиба.

Учитель. В каком направлении удобнее сгибать бумагу: сни­зу вверх, справа налево, слева направо? Представьте себе, что перед вами лист бумаги и вы его сгибаете. Покажите это ру­ками. Миша, ты тоже делай вместе с нами.

Ребята манипулируют руками, представляя каждый раз но­вое направление движения.

Миша. Снизу вверх.

Учитель. Хорошо, Миша. Продолжаем работать по таблице.

Миша. Надо согнуть квадрат еще раз пополам и прогладить. Затем отогнуть три угла и заправить вовнутрь. Я не понял, по­чему здесь стоит вопрос.

Учитель. Миша, возьми кармашки под номерами 1 и 9 в руки и сравни их.

Миша снимает кармашки с доски, внимательно их рассматривает.

Миша. Понял, у них разные задние стенки: у этого (показыва­ет первый) крепкая, а у этого (девятый) тонкая.

Учитель. А почему все-таки вопрос?

Миша. Надо самим придумать, как укрепить заднюю стенку.

Учитель. Молодец, Миша, прекрасно справился с заданием.

Педагог зашторивает таблицу.

Учитель. Ребята, закройте глаза и представьте, как вы буде­те выполнять работу.

Пока ученики думают, педагог в таблице меняет местами карточки 2 и 7, 4 и 9.

Учитель. Представили? Хорошо. Откройтеглаза. Пока вы думали, с нашей таблицей что-то случилось. (Отодвигает штору.)

Ученики. Все перепуталось, все неправильно.

Учитель. Катя, подойди к доске и сделай правильно, а мы с вами будем следить за ответом Кати.

Катя. Вначале лист бумаги, потом квадрат, половина квадра­та (меняет местами детали), еще половина, потом загнуть уго­лочки, и получится кармашек.

Учитель. Хорошо, Катя, но мы что-то опять забыли.

Витя. Каждый раз прогладить сгиб.

Учитель. Правильно, ребята. Молодец, Катюша, ты нам очень

помогла, садись.

Педагог предлагает ребятам оформить кармашки таким образом, чтобы сразу можно было определить, куда их поместить: в октябрятский уголок или календарь природы. При этом учи­тель прикрепляет к доске различно оформленные кармашки (рис. 1).

Учитель. Вы можете украсить свой кармашек так, как это по­казано на доске, или придумать свое украшение. И последнее задание. Прежде чем начать работу, проверьте, все ли необхо­димые материалы и инструменты есть у вас на столе. Разложи­те их удобно для работы и приступайте к изготовлению кар­машка.

В конце урока работы оцениваются педагогом, лучшие отбираются для классного уголка, остальные ребята уносят домой.

Итак, мы видим, что для формирования практических умений и навыков, развития моторики мелких мышц учитель ис­пользует репродуктивный метод. Школьники выполняют дейст­вия по образцу. Однако динамическая таблица создает опти­мальные условия для творческого характера обучения, активи­зации умственной деятельности школьников.

Как только учитель открывает таблицу, перед учениками встает вопрос: что это такое? Вступает в действие ориентиро­вочный рефлекс—реакция на новизну раздражителя. Техноло­гию изготовления ребята самостоятельно узнают по таблице, затем повторяют в уме и закрепляют в процессе нового анализа таблицы. Динамическое наглядное пособие дает возможность тренировать память, внимание учеников. Развитию у школьни­ков приемов анализа и синтеза способствуют проблемные зада­чи, решаемые с помощью таблиц. Например, учащимся надо определить недостающие элементы таблицы, объяснить, что про­изойдет, если поменять местами две или три карточки, найти рациональный способ работы и др.

Развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы младших школьников способствует вариативность работ и свобода выбора. На уроке школьникам предлагается много вариантов объектов труда, способов выполнения работы, оформления поделок. Ученик должен выбрать одно из предлагаемых средств или придумать свой вариант решения.   

Ситуация выбора — не что иное, как проблемная ситуация. Под проблемной задачей обычно понимают такую, способ реше­ния которой неизвестен школьнику. Однако выбор решения — это не менее сложная и трудная задача для ученика. Ему необ­ходимо соотнести свои желания и возможности, умение обосно­вать выбор, добиться положительных результатов в работе. Вариативность предполагает изготовление объектов труда по образцу, свобода содействует решению проблемной задачи. Сво­бода выбора в развитии творческой личности школьника во внеклассной работе убедительно доказана учителем И. П. Вол­ковым*

Для стимулирования успешной деятельности учащихся учи­тель использует различные педагогические приемы: похвалу, одобрение, внимание, заботу и др. Наряду с этими широко из­вестными средствами можно использовать такие приемы, как «положительный анализ изготовленного объекта труда» и «диа­лог с предметом труда».

Наиболее высокий уровень творческой деятельности школьников связан с постановкой и самостоятельным решением учеб­ной проблемы. Это достигается путем использованияисследова­тельского метода. Он обеспечивает практическую направлен­ность знаний, овладение методами научного познания, форми­рование свойств творческой личности, интереса и потребности ее в поисковой деятельности.

Таким образом, для формирования творческих способностей у детей, хорошо использовать конструирование из бумаги. При конструировании из бумаги у детей хорошо развиваются умственные, творческие и мыслительные процессы. Также развивается трудовое и эстетическое воспитание. При конструировании из бумаги у детей развивается способность работать руками, совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера. Систематические занятия по конструированию из бумаги с ребёнком – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.  

 


* См: Волков И. П. Приобщение школьников к творчеству.— М., 1982—С. 144).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь