Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава II. Анализ Современной тенденции развития ислама в Западной Европе



 

Современное положение мусульманских общин в Западной Европе

 

На современное положение мусульман в отдельных европейских странах серьезное влияние оказывает историческое прошлое. Колониальная и империалистическая политика не только сама по себе стала одной из причин миграций с мусульманского Востока в западноевропейские страны во второй половине XX века, но и во многом определила этнический состав мусульман в этих странах, отношение к мусульманам европейского большинства и, наоборот, собственное позиционирование мусульман-иммигрантов, а также выбор стратегии интеграционной политики по отношению к иммигрантам.

Данные о количестве мусульман, проживающих на настоящий момент в странах ЕС, довольно сильно расходятся. Обычно число мусульманских иммигрантов во всех странах ЕС оценивается примерно в 15 млн. человек. Такие данные приводит большинство западных исследователей. Однако реальная цифра значительно выше, если учитывать нелегальных иммигрантов, учащихся вузов и другие категории лиц, не зарегистрировавшихся по тем или иным причинам. К цифре 15 млн. следует добавить и мусульманских неофитов, т.е. этнических европейцев, принявших ислам, а такие случаи нередки. Фактически сегодня в государствах ЕС проживает, по всей видимости, не менее 20 млн. человек, исповедующих ислам.

Бесспорным лидером по количеству мусульманского населения в ЕС является Франция - около 4-4, 5 млн. мусульман. В Германии, по разным оценкам, проживает от 3, 2 до 3, 5 млн. лиц мусульманского вероисповедания, в Великобритании - не менее 3 млн. В Нидерландах, где количество нелегальных иммигрантов довольно велико, число мусульман колеблется на уровне 700-800 тыс. Далее следует Италия - около 600-700 тыс. мусульман. В Бельгии сегодня примерно 350-400 тыс. мусульман. В Австрии и Испании компактно проживает по 300 тыс. мусульман, в Швеции - около 250 тыс., в Португалии - приблизительно 150 тыс., в Дании - не менее 120 тыс., в Ирландии и Финляндии - около 40-50 тыс. в каждой. В Греции существует исторически сложившаяся мусульманская община, которую составляют мусульмане Западной Фракии - около 120 тыс., а в конце 1980-х и начале 1990-х годов началась и трудовая иммиграция из Пакистана и особенно Албании. Собственно иммигранты-мусульмане в Греции, получившие «белую карту» - разрешение на временную работу - составляют около 260 тыс. человек. Кроме того, свои мусульманские общины есть в других европейских странах: в Норвегии (почти 70 тыс.), в Швейцарии (до 350 тыс.), в Польше (не менее 70 тыс.).

«Ареал распространения» мусульман в Европе, таким образом, достиг побережья Северного Ледовитого океана. При этом, как уже отмечалось, иммиграция в Северную Европу началась недавно и происходит на настоящем этапе относительно активно.

 

Франция

Самая крупная европейская мусульманская община находится во Франции. По новейшим данным сейчас там насчитывается от 5 до 7 миллионов мусульман, что составляет 10% от общего числа населения. Ислам во Франции стал второй религией после католицизма. Некоторые смелые аналитики утверждают, что в недалеком будущем Франция станет первой исламской страной Западной Европы.

Во Франции основную часть мусульманского населения составляют арабы (почти две трети всех мусульман во Франции), прежде всего магрибинцы - выходцы из таких арабских стран Северной Африки, как Алжир, Тунис, Марокко. Ислам представляют также и турки, африканцы из стран южнее Сахары, пакистанцы и афганцы, а также новообращенные французы-мусульмане.

Более 30% французских мусульман родились на территории Франции и являются ее гражданами, при этом количество мусульман, получивших французское гражданство, неуклонно растет. Особенно стремятся стать гражданами Франции выходцы из стран Магриба, которые связывают свое будущее и будущее своих детей с этой страной. Напротив, турки, пакистанцы, выходцы из африканских мусульманских стран (например, Мали) лелеют надежду вернуться на родину и не проявляют большого интереса к ассимиляции.

Мусульмане Франции отличаются от своих единоверцев в других странах ЕС тем, что благодаря ее внутренней и иммиграционной политике процесс их превращения во «французов-по-паспорту» идет довольно быстро. У второго поколения французских мусульман, т. е. тех, кто родился на французской территории, родным языком фактически является французский. Так называемые beurs, т. е. арабы-североафриканцы, родившиеся и выросшие на территории Франции, представляют субкультуру, которая имеет мало общего или вообще ничего с исламом и арабо-мусульманской культурой. Их сленг (verlau) - французский, одежда - американская, они слушают рэп и хип-хоп и питаются в ресторанах МакДональдс, т. е. представляют довольно обычную уличную молодежную городскую субкультуру западного типа. Определенный контроль над мусульманскими традициями существует только в районах или кварталах компактного проживания мусульман, особенно это касается женщин. На работе, в присутственных местах, общаясь вне дома, мусульмане следуют западным, в данном случае французским, образцам поведения.

Однако, как отмечает французский исследователь Оливье Руа, такие понятия, как «вера», «спасение», оказываются, в конечном счете, для мусульман важнее понятий «дозволенного» и «запрещенного» (халаль и харам). Несмотря на то, что в повседневной жизни многие установки ислама нарушаются, мусульмане продолжают считать себя мусульманами и от веры своей не отказываются. В процессе взросления почти все beurs начинают осознавать себя мусульманами, что позволяет говорить о феномене «заново рожденных мусульман». При этом очень важно, влияние каких мусульманских теологов и богословов они испытают на себе. Идентифицировать себя как французов, исповедующих ислам, они тоже не могут в силу отношения к ним окружающего французского общества. Важную роль в процессе самоидентификации мусульман играет и коренящееся в сознании представление о европейцах как о христианах, в то время как европейское общество является не христианским, а секулярным, светским.

На территории Франции в настоящий момент действует около 3 тыс. мечетей и молельных домов, которые чаще всего объединяют этнические общины (алжирские, марокканские и т.д. мечети). Только восемь из них являются большими монументальными зданиями, способными принимать более тысячи верующих. Большинство мечетей представляют собой не только молитвенные дома, в них располагаются клиники, бассейны, книжные магазины. В стране действуют свыше 2000 исламских ассоциаций, религиозных и культурных центров, имеется широкая сеть халальных (дозволенных шариатом) мясных магазинов, мусульманских книжных лавок. Во Франции открыты и мусульманские школы, где помимо общеобразовательных предметов преподаются основы мусульманского вероучения, Коран, арабский язык, соблюдаются мусульманские запреты в питании для учащихся. Причем 76% мусульман Франции хотели бы обучать своих детей в таких школах.

Что касается численности мусульман, то официальные данные на середину 1990-х годов явно занижены. Это можно объяснить тем, что французские власти, с одной стороны, ограничены в подсчетах статистикой официально зарегистрированных, а с другой - не желают признавать большее количество мусульман, реально проживающих во Франции. Шейх Аббас, имам главной мечети Парижа, наоборот явно завышает данные статистики, говоря о 6 млн. человек. Французско-арабский журнал, издающийся в Париже, в 1996 г. приводил следующие данные: 3, 1 млн. мусульман-магрибинцев, 400 тыс. выходцев из стран Ближнего и Среднего Востока (Турция, Машрик и Центральная Азия), 300 тыс. - из стран Африки южнее Сахары, 50 тыс. - из азиатских мусульманских стран (имеются в виду Бангладеш, Индонезия и т.д.), 50 тыс. новообращенных этнических французов и 300 тыс. нелегальных иммигрантов из неизвестных стран, т.е. всего около 4, 1 млн. К этим цифрам можно добавить студентов-мусульман, временно находящихся во Франции, а также нужно учесть естественный прирост мусульманского населения с 1996 г.

Франция завершила свое существование в качестве центра колониальной империи, простиравшейся далеко в глубь мусульманской Африки и имевшей огромное влияние в Леванте, серией кровавых конфликтов, среди которых Алжирская война (1954-1962) оставила глубокий след в памяти, как французов, так и мусульман.

Управление и администрирование во Франции жестко централизованы. Как наследие революции 1789 г. свято сохраняется идеал гражданского общества, в котором все граждане равны между собой в правах и обязанностях общественной жизни, а также равны перед законом без учета их происхождения или личных воззрений. С 1905 г. существует строгое разделение государства и церкви. Общественная жизнь протекает под светским знаменем, в то время как религия считается личным делом каждого, находящимся вне сферы общественной жизни. Согласно нормам конституционного права общественная жизнь должна быть защищена от влияния религиозных организаций любого типа, включая церковь и секты. Значимости французской культуры всегда уделялось большое внимание, поэтому в колониальные времена были созданы условия для распространения французского языка, системы образования и образа жизни по всей империи.

Определенный индивидуализм, преобладающий в обществах Северной Африки, нашел отражение в схожих индивидуалистических установках французского общества. Тем не менее, в то время как в принципы политического руководства во всей Северной Африке всегда входило использование религии как политического инструмента, разделение государства и церкви во Франции не позволяет никакой сколько-нибудь близкой связи между политикой и религией. Во Франции запрещены любые проявления ислама в общественной жизни. Многие североафриканские рабочие, служащие, писатели и представители интеллигенции знали французский язык до приезда во Францию. Это вкупе с допустимостью смешанных браков облегчило их вхождение во французское общество.

Во Франции, тем не менее, большое значение имели некоторые действия, предпринятые мусульманами. В некоторых случаях потребовалось провести стачки, чтобы заставить работодателей и управляющих позволить пользоваться молельнями. В то время как в других странах Западной Европы вопрос о ношении платка на голове не выходил за рамки обсуждения на местном уровне, во Франции он был поднят до уровня государственных дебатов. Во французском обществе то, что женщина носит в общественных местах платок на голове, часто рассматривается как подтверждение присутствия ислама и исламской идентификации, что противоречит идеологии секуляризма как основе общества.

Начиная с конца 70-х годов XX в. было создано несколько крупных арабских мусульманских организаций, в основном, под влиянием сильных лидеров. Кроме того, к этому времени в стране уже насчитывалось, по меньшей мере, 30 тыс. коренных французов, принявших ислам, или детей таких новообращенных мусульман. Они по определению являлись практикующими верующими и сочетали приверженность мусульманской религии с высокой социальной активностью. В 1984 г. в Париже возникло общество «Жить по исламу на Западе», а в 1985 г. группа новообращенных французов-мусульман «в пику» Парижской мечети заложила основы одного из крупнейших в стране мусульманских объединений - Национальной федерации мусульман Франции (НФМФ). Главным инициатором ее создания и лидером стал Даниэль Юсуф-Леклерк - французский интеллектуал, ставший убежденным мусульманином. До своего избрания на пост главы НФМФ, объединившей на федеративных началах часть исламских ассоциаций, он возглавлял ассоциацию «Тайибат» («Благие вещи»), получившую от Лиги исламского мира «монопольное» право на присвоение категории халаль производимым во Франции мясным продуктам, предназначенным к употреблению в мусульманских странах. В отличие от иммигрантов, не имевших французского гражданства, «французы-мусульмане» имели больше возможностей (в частности, путем создания избирательных блоков) заставить считаться с их религиозными требованиями.

Одновременно в эти годы французское государство предпринимало активные попытки (в основном по линии Министерства внутренних дел) наладить диалог с многочисленной мусульманской общиной. Однако эти попытки не имели особого успеха не только в силу этнической, культурной и идеологической разнородности последней, но и в силу отсутствия у нее даже подобия единой структуры. Ни одна из мусульманских организаций страны (в том числе и Национальная федерация мусульман Франции) не имела и до сих пор не имеет возможности говорить от имени всей общины, а значит, и служить посредником между ней и государством. Между тем главной задачей государственной политики Франции в отношении «внутреннего» ислама является его интеграция в общественную и культурную жизнь страны на условиях, не противоречащих устоям республиканского строя.

В октябре 1999 г. министр внутренних дел Жан-Пьер Шевенман предложил различным исламским ассоциациям подписать документ, формулирующий основные юридические принципы построения отношений между государством и мусульманской религией, которые были бы применимы к организации культа мусульман. На самом деле такой документ - Хартия мусульманского вероисповедания во Франции - уже был подготовлен в середине 1990-х годов и обсуждался представителями мусульманской общины с правительством Франции, но тогда не был принят. Несмотря на промедления определенных руководителей, считавших эту инициативу «инфантильной» и противоречащей духу закона об отделении церкви от государства, почти все представители исламских организаций Франции его подписали 28 января 2000 г.

Только 20 декабря 2002 г. на конференции в Париже было объявлено о создании объединенной организации мусульман Франции под названием Французский Совет по мусульманской религии (CFCM). Министр внутренних дел страны Николя Саркози назвал это исторической вехой для французской уммы, до последнего времени находящейся в состоянии резкого размежевания. В правление новой организации вошли руководители трех ведущих мусульманских структур страны - Союза исламских организаций, Национальной федерации мусульман Франции и мечети Парижа. Председателем избран имам парижской мечети Далил Бубакер, алжирец по происхождению. Основная задача новой организации - представлять мусульман страны и защищать их интересы в государственных органах.

Однако многие французские мусульмане опасаются того, что «Саркози исключает цивилизованное мусульманское сообщество из CFCM», - так говорит шеф Движения французских мусульман-демократов Абдуррахман Даман, который контролирует все общины, связанные с Египтом, Марокко, Саудовской Аравией и Алжиром. Имам мечети в Марселе Юсуф Мамери упрекает правительство в том, что оно игнорирует большое число мусульманских общин, имамы которых являются гражданами Франции. Напомним, что только 9% из тысячи действующих в стране имамов - французские граждане, остальные - граждане Алжира, Марокко и Турции. Пять из семи мусульманских организаций, которые по приглашению Правительства участвуют в деятельности Совета, спонсируются арабскими странами. Еще одна организация финансируется Турцией, другая - организацией Братья-мусульмане. Таким образом, из 1600 мечетей, действующих во Франции, 1100 представлены в CFCM.

Единственная женщина-член Совета 63-летняя Бетуль Фек-кар-Ламбиотт уже покинула Совет, обвинив его в том, что он финансируется фундаменталистами. Свое решение она обосновала так: «Я не могу, живя во Франции, уважать то, от чего отказалась в Алжире». Богослов Каба Сори, профессор Сорбонны, считает политику Совета ошибочной, - «Правительство упрочило положение в Совете иностранных мусульман вместо того, чтобы открыть, например, во Франции факультет исламской теологии для своих мусульман». По мнению профессора, так может возникнуть новая концепция ислама, которая будет ориентироваться на демократические ценности и традиции Французской Республики - свободу, равноправие и братство. Кстати, самые большие и дорогие мечети во Франции финансируются, как правило, арабскими государствами, как, например, мечеть в Лионе, строительство которой обошлось в пять миллионов долларов. И, напротив, самые скромные мечети, ютящиеся во дворах и переулках - принадлежат местным мусульманским общинам.

Опасения о влиятельности исламистов в новом представительном органе мусульман Франции оказались ненапрасными. На выборах в Совет по мусульманской религии, которые прошли в апреле 2003 г., победу одержали представители радикально настроенных кругов. После этого последовало «своевременное» заявления Н. Саркози: «Исламские законы не применимы повсюду, ибо они не являются законами Французской Республики. Поэтому те проповедники, чьи взгляды окажутся противоречащими ценностям республики, будут депортированы». Однако, в целом, французский министр был не столь категоричен. Он отметил, что первое место по количеству голосов в мусульманском совете заняло объединение мусульман марокканского происхождения, исповедующего умеренные взгляды на ислам. «Я вовсе не имею ничего против этой организации», - подытожил министр.

На сей раз раскол в среде мусульман Франции и их отношение к новой организации определяются скорее не этническим происхождением, а политическими взглядами и отчасти принадлежностью к тем или иным течениям в исламе. Уже сегодня можно с уверенностью сказать, что абсолютного единства в мусульманской среде во Франции с помощью создания новой организации достичь не удастся. Новый Совет будет представлять далеко не все политические мусульманские движения Франции, не все течения в исламе. Настораживает и тот факт, что французское правительство идет на контакт с, пожалуй, наиболее консервативной и даже экстремистки настроенной частью мусульман-иммигрантов, и в то же время игнорирует мусульман, уже сумевших каким-либо образом адаптироваться во Франции и принять ее политическую культуру.

Из-за того, что в Париже проживает большое количество арабской интеллигенции, пишущей на французском языке, этот город стал центром распространения арабской исламской литературы и вообще культуры во франкоговорящем мире. Помимо такого выражения достаточно светских идей, существует очень важный выход религиозных и политических идей авторов.

Вместе с тем в 1980-1990-е годы мусульманскими группировками было совершено несколько террористических актов на территории Франции под влиянием либо иностранных государств, либо гражданской войны в Алжире. В 1994 г. группа молодых французских мусульман - выходцев из Парижского региона - совершила нападение на туристов в Марракеше (Марокко). В 1995 г. серия терактов в Париже вывела полицию на группу молодых жителей окрестностей Лиона. В марте 1996 г. в городе Рубэ произошла перестрелка между полицией и группой молодых правонарушителей, которые принадлежали к радикальной исламистской организации, а один из ее участников - новообращенный мусульманин Лионель Дюмон воевал в Боснии. Все это негативно сказалось не только на отношениях между французским населением и иммигрантами, но также и на жизни последних, так как французские органы безопасности усилили контроль над ними. Алжирцы подвергались преследованиям с начала алжирской войны в 1954 г. Охота за «исламистами», организованная правительствами Алжира и Туниса, также отрицательно сказалась на алжирцах и тунисцах, живущих во Франции.

Франция же была напугана не только атаками террористов в 80-х и 90-х годах XX в., но и все нарастающими спорами вокруг мусульманских девочек, носящих хиджабы в государственных школах. Видимые проявления ислама подложили «бомбу» под бескомпромиссный секуляризм как идеологию французского общества и государства. Они также открыли старые раны французского общества: все еще имеющую место недооценку ислама как культуры и социальной организации, горькие воспоминания об Алжирской войне, поражение в которой было так болезненно для Франции. Ислам во Франции - это политическая проблема, которая не поддается категоризации. Огромное количество публицистов, причем как мусульман, так и французов, утверждают, что ислам и секуляризм необязательно противоречат друг другу. Это свидетельствует о том, как до сих пор глубока пропасть между французской и арабской мусульманской культурами.

 

Германия

В Германии среди мусульман преобладают турки и курды юго-восточной Анатолии. Общая их численность составляет около 3, 5 млн. человек. (Обычно в исследованиях приводятся цифры 3, 2-3, 3 млн.) Так же как и во Франции, в Германии ислам в настоящий момент стал второй по числу адептов религией, но крупнейшими конфессиями здесь являются протестантство, или евангелическая церковь, как ее называют в Германии, и католицизм.

В отличие от Франции, где первыми иммигрантами часто оказывались бывшие военнослужащие французской армии или выходцы из колоний, впитавшие западную культуру, в Германии первые иммигранты-мусульмане были, прежде всего, выходцами из сельской местности, которым не удалось найти работу в городах своей страны. Пребывание иммигрантов в Германии оценивалось и принимающим обществом, и самими мусульманами как временное. Обе стороны не предпринимали каких-либо усилий к интеграции или просто культурному взаимодействию. Такая ситуация в Германии осложнялся еще и тем, что бывшее сельское население мусульманских стран плохо представляло себе западные реалии, западный образ жизни и оказывалось, в сущности, изолировано от общественной жизни немцев.

Рост мусульманской общины в Германии происходил, таким образом, как за счет привлечения рабочей силы из мусульманских стран (с начала 1960-х до начала 1980- х годов), так и благодаря беженцам из стран бывшей Югославии, Афганистана, турецких и иракских курдов, Ирана (начиная с 1980-х годов), а также Ливана и Палестины.

Гражданам этих стран предоставлялось политическое убежище согласно ст. 16 Конституции ФРГ. Экономический рост середины 1950-х годов и нехватка рабочих рук в Германии вызвали необходимость подписания договоров с мусульманскими странами о найме рабочих. Первый такой договор был подписан с Турцией в 1961 г., затем с Марокко в 1963 г. и Тунисом в 1965 г. По данным Центра исследований Турции на 1995 г. около 2, 3 млн. мусульман Германии - турецкого происхождения, около 400 - 500 тыс. из них составляют курды. Второй по численности этнической мусульманской общиной являются боснийские мусульмане - около 300 тыс. Далее следуют выходцы из Ирана - около 120 тыс., Марокко - примерно 85 тыс., Афганистана - около 70 тыс., Ливана - около 60 тыс. Мусульманский мир представлен в Германии также общинами выходцев из Туниса, Иордании. Алжира, Пакистана и Ирака. Наиболее динамично в 1990-е годы увеличивались турецкая, курдская и афганская общины, заметен также рост числа выходцев из Ирака и Палестины. Наоборот, община боснийцев демонстрирует в последнее время тенденцию к уменьшению: если в начале 1990-х годов ее численность превышала 300 тыс., то к настоящему моменту она сократилась до 260-250 тыс. за счет как относительной стабилизации ситуации в Боснии и Герцеговине, так и оттока боснийских мусульман в страны Северной Европы - Данию, Швецию, Финляндию.

Знакомство Германии с исламом произошло по большей части через сотрудничество с Османской империей, ее союзником в первой мировой войне. Республиканская Турция сохранила связи с Германией, результатом чего оказался большой поток турецкой рабочей силы в ФРГ в рамках официального соглашения, подписанного обеими странами в 1961 г. Тем не менее, официально Германия всегда отказывалась признавать себя страной иммиграции, и до недавнего времени получить немецкое гражданство было чрезвычайно сложно. ФРГ уделяла внимание развитию и устройству гражданского общества. Культурные и религиозные мероприятия находятся в ведении различных федеральных земель, которые также занимаются контролем за религиозным образованием в школах. Рабочие, приехавшие из Турции, вряд ли знали немецкий язык, и это объясняет существенную разницу между населением и переселенцами, по крайней мере, в начале. Случаи насилия по отношению к переселенцам чаще происходили на территории бывшей ГДР в 90-е годы XX в.

В Турции не входящие в официальный, предписанный и практикуемый Управлением по религиозным делам турецкий ислам разновидности ислама подвергаются осуждению и могут быть отделены как выражения народной религии или даже запрещены. Однако такие неофициальные турецкие мусульманские организации оказались жизнеспособными в Европе. Турция преподносит себя одновременно и как современное государство, где религия - ислам - отделена от государства, и как государство турецкого народа, объединенного турецким исламом, лелеемым государством. На самом деле существуют исламистские и другие организации, выступающие против современного контроля государства над исламом. Как известно, в Турции также существуют алавиты, православные Антиохийской и Константинопольской автокефалии, которые государство не признает.

Самой заметной инициативой мусульман в Германии стало открытое появление движений и организаций, находящихся под сильным давлением со стороны государства или запрещенных в Турции. Такие организации, как Сулейманлы, Мили Гюрюш, Серые Волки и последователи Каплана, а также алавиты (нусайриты) и некоторые ордена дервишей, смогли свободно проявлять себя в Германии, часто к ужасу турецких властей. Помимо турецких религиозных организаций, этнические группы, такие как курды, которых (подобно алавитам) турецкое государство признает не в полной мере, могут также свободно высказываться в Германии, хотя им запрещено создавать политические организации. В результате турецко-курдский конфликт в восточной Турции повлиял на положение мусульманской общины в Германии и, возможно, на немецкую внутреннюю политику по отношению к переселенцам из Турции.

Достойно упоминания и присутствие в Германии важной иранской шиитской общины с мечетью и культурным центром в Гамбурге, а также нескольких суфийских тарикатов (орденов), по большей части турецких.

Именно турецкие мусульманские организации в Германии известны высоким уровнем дисциплины и эффективностью. Даже, несмотря на то, что в них состоит сравнительно небольшая часть турецких иммигрантов, они составляют мощные социальные группы. Недавно эти организации предприняли несколько шагов с тем, чтобы обратиться к населению Германии и снабдить его информацией об исламе, а также организовали «дни открытых дверей» в мечетях, например, для школьных экскурсий.

Хотя большинство турецких иммигрантов и, конечно, мусульман, остаются верны турецкому языку, растет число мусульман, пишущих об исламе на немецком языке. Это позволяет немецким читателям пренебречь языковым барьером; в то время, когда преподавание и обряды ислама велись только по-турецки, возникало серьезное недоверие к мусульманам.

 

Великобритания

Александр Игнатенко в своей книге «Ислам и политика» приводит интересные факты, касающиеся туманного Аль-Биона.

В настоящее время в Великобритании проживают 1, 5 миллиона мусульман - как выходцев из так называемых исламских стран, так и коренных британцев. они объединены в 250 организаций, входящих в ассоциацию «мусульманский совет Британии» (Moslem Council of Britain), лояльный по отношению к государству, полноправными гражданами которого являются британские мусульмане.

Мусульманская иммиграция в Великобританию, так же как и во Францию, уходит своими корнями в XIX в. и связана с колониальной эпохой. Однако массовая эмиграция из мусульманских стран началась уже в 60-е годы XX столетия. Иммигрантами оказывались в первую очередь выходцы из бывших британских колоний - Индии, Пакистана, Бангладеш (Восточного Пакистана), стран Африки, некоторых арабских стран (например, Египта, Ирака, Йемена). Кроме общей для западноевропейских стран послевоенной нехватки рабочих рук причиной роста миграционных потоков из мусульманских стран в Великобританию стало образование независимых Индии и Пакистана, сопровождавшееся массовыми беспорядками и резней. Тысячи людей оказались изгнаны из своих жилищ, перемещены или просто остались без крова. Некоторые мусульмане пытались селиться в районах нового мусульманского государства, другие устанавливали связи с родственниками и знакомыми на Британских островах и эмигрировали в Англию.

Новая волна мусульман-иммигрантов захлестнула Великобританию после обретения независимости ее африканскими колониями. В конце 1960-х годов в восточноафриканских странах проживали и работали выходцы из Азии, исповедовавшие ислам. Им принадлежало большое количество предприятий и фирм, занимавшихся оптовой торговлей. Мусульмане-азиаты фактически контролировали в ряде африканских государств банковскую и финансовую сферы. Многие африканские мусульмане-азиаты имели при этом британский паспорт. После национализации промышленности и предприятий в освободившихся от колониального господства африканских странах многие из этих британских подданных мусульманского вероисповедания предпочли переехать в Англию.

В Великобритании, начиная с 1960-х годов и по сей день, обучаются студенты из таких мусульманских стран, как Малайзия, Индонезия, Саудовская Аравия, Иран, Ирак, стран Персидского залива и некоторых других. Нефтяные магнаты заинтересованы в том, чтобы дать своим детям хорошее образование. Обычно после завершения обучения выпускники английских университетов возвращаются на родину, чтобы продолжить прибыльное дело своих отцов. Однако в Великобритании остаются и действуют на постоянной основе большое число мусульманских студенческих организаций, которые осуществляют помощь в адаптации вновь прибывшим на обучение мусульманам.

Важной особенностью мусульман Великобритании, таким образом, в настоящий момент является их весьма пестрый этнический и религиозный состав. Так, выходцы из пакистанского Пенджаба не имеют фактически ничего общего в культурном, этническом и языковом отношении с выходцами из Бангладеш, хотя когда-то Бангладеш и Пакистан образовывали одно государство. Единственным основанием для самоидентификации всей мусульманской общины становится даже не ислам, а лишь его самые общие черты и принципы, или идеи панисламизма, радикальные течения в исламе, ищущие на свой лад его основы и начала.

Быстрый рост мусульманской общины в Великобритании происходит на фоне настораживающего уменьшения числа британцев, исповедующих христианство. По данным опроса, проведенного в конце 2000 г. Национальным центром социальных исследований, 44% взрослого населения Великобритании не исповедуют никакой религии. В 1983 г. эта цифра составляла 31%. К Англиканской церкви сегодня принадлежит лишь четверть населения Великобритании. Верующими назвали себя лишь 48% опрошенных. При этом мусульманами называют себя 4-5% населения.

В Великобритании наличие государственной церкви и традиции религиозного обучения в школе обеспечивают религии значительное место в общественной жизни. Иммигранты-мусульмане склонны воспроизводить в условиях Великобритании привычные для них социально-религиозные устои общины. Их вероисповедание до сих пор определяется теми течениями ислама, которые существуют в странах, откуда они родом.

Как и у британцев, у иммигрантов-мусульман сформировалось определенное политическое сознание, и они активно участвуют в политической жизни страны через своих представителей в различных партиях, на различных уровнях. В 1992 г. группа мусульман создала так называемый Исламский Парламент, который занял позицию критики британских государственных и административных порядков. В 1998 г. мусульманские организации в Великобритании начали объединяться в некий единый институт, который будет представлять их интересы, особенно в отношении правительства и других вероисповеданий.

Несмотря на то, что общее право Соединенного Королевства применимо ко всем жителям страны, некоторые мусульманские группы постоянно обращаются с просьбой введения и признания хотя бы некоторых положений о личном статусе в законе шариата с тем, чтобы их можно было применять к мусульманам. Хотя британские власти отклонили эту просьбу, было найдено компромиссное решение, которое позволяет и даже поощряет практику разрешения судебных споров посредством обращения тяжущихся сторон (мусульман) в мусульманский суд, принимающий во внимание положения шариата, до той степени, пока они не противоречат закону.

Мусульмане создали в Великобритании такие важные центры исламских исследований, как Мусульманский колледж в Лондоне, Центр исследований ислама в Оксфорде и Исламская организация в Маркфилде (Лестершир). Некоторые культурные мусульманские организации уже долгое время существуют и активны в мире мусульманской культуры Великобритании. Так, в 1976 г. в Лондоне был проведен большой мусульманский фестиваль.

Лондон в качестве космополитического центра предоставляет многочисленные возможности для встреч между определенными элитными группами различных мусульманских стран. Налаживаются отношения между мусульманами по всему миру, так же как и все виды деловых связей и сотрудничества, включая контакты с партнерами из США и Содружества. Это сотрудничество и контакты затрагивают весь спектр экономических, политических, социальных и культурных вопросов.

Правительство Великобритании, частично напуганное демонстрациями в Бредфорде в конце 1980-х годов, которые были вызваны «Сатанинскими стихами» Салмана Рушди, очевидно проводит происламскую политику. Англиканская церковь согласилась вести диалог с мусульманами. Однако недавние публикации выявляют существование широко распространенного среди населения страха перед исламом, а также расистского отношения к мусульманам, например, среди полицейских. Соответственно начался процесс самокритики и «копаний» в себе. Также необходимо отметить положительные реакции. Например, в 1996 г. была проведена акция «Мир мусульманских праздников», которая привлекла внимание всего земного шара и послужила поводом для значительного числа англоязычных публикаций, касающихся различных аспектов ислама и жизни мусульманских обществ в прошлом и настоящем.

Директор Мусульманского института в Лондоне Калим Сиддики в 1992 г. изложил свои взгляды на положение мусульманской общины в Великобритании в Мусульманском манифесте (The Muslim Manifesto). Он настаивает на том, что мусульмане на британских островах должны развивать свою культуру и религию, являясь частью мировой мусульманской Уммы. Цель такого развития - обращение максимального количества европейцев в ислам. Следовательно, нужно, не останавливаясь перед трудностями, добиваться все больших прав и возможностей для мусульман от британского правительства.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.042 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь