Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мусульманские инициативы на пути к сближению



 

Основные шаги, предпринятые мусульманскими иммигрантами в Западной Европе, касаются следующих общих вопросов.

.   Создание молелен и мечетей для удовлетворения религиозных и общественных нужд общины, чаще всего неподалеку от местной мусульманской организации.

.   Поддержание обрядовой деятельности, предписанной исламом, такой как пост в месяц Рамадан, отмечание мусульманских праздников, сбор закат (благотворительные пожертвования), организация хаджа (паломничества в Мекку), подтверждение, что пища является халал (приготовленной в соответствии с ритуалом), забота о правильном погребении умерших.

.   Создание религиозного образования для детей с тем, чтобы передать им основные знания об исламе, начиная с обучения маленьких детей и заканчивая курсами по исламу в начальной и средней школах.

.   Создание различных организаций на местном, государственном и международном уровнях для поддержки исламской религиозной, культурной и общественной деятельности. Некоторые из этих организаций носят ярко выраженный миссионерский характер. Они призывают мусульман тщательнее соблюдать свои религиозные обряды. Не так давно были основаны и организации мусульманских женщин.

.   Поддержание уже существующих и установление новых контактов с мусульманами за границей. Деятельность такого рода разнообразна, это могут быть контакты как с параллельными мусульманскими организациями и частными лицами в Европе, так и мусульманскими организациями и движениями в самих мусульманских странах. Эти контакты могут простираться вплоть до связей с официальными учреждениями в родной стране общины или в странах, готовых оказать финансовую поддержку, а также с международными мусульманскими организациями.

.   Иногда предпринимаются шаги, направленные на то, чтобы предоставить информацию об исламе более широкой публике, например, организация посещений мечети школьниками или просто интересующимися.

Мусульманская теология и юриспруденция (фикх) еще со средневековья достаточно четко регламентировали жизнь мусульман и мусульманской общины в немусульманской среде. Несмотря на существовавшие различия в правовых оценках, рассмотренных в основном тексте исследования, общим местом считалось то, что мусульманин не должен находиться в «области войны», при возможности покинуть ее. Не указывалось на необходимость интеграции, а тем более ассимиляции в немусульманском обществе или государстве. Находясь на немусульманских территориях, мусульманин не сможет с точки зрения классического ислама вести праведный образ жизни, выполняя все предписания ислама в социальной, политической и правовой сферах. Даже в период колониальных империй пребывание мусульман на захваченных европейцами территориях рассматривалось как вынужденное и временное.

В настоящий момент можно выделить две крайние концепции, бытующие в мусульманской европейской среде, которые пытаются установить принципы проживания мусульман в странах Запада. При этом обе апеллируют (и небезосновательно) к основам веры - Корану и Сунне. Первая из них, исходит из того, что мусульманскую иммиграцию следует рассматривать как инструмент дальнейшего распространения ислама, способ исламизации Запада. Радикальные представители данного направления отвергают саму идею демократии как чужеродную теорию и практику, несовместимую с мусульманскими ценностями, активно борются с любыми светскими режимами. Умеренные полагают, что насилие непродуктивно и лишь затрудняет исламизацию общества, поскольку укрепляет стереотипы, изображающие исламистов фанатиками, преступниками, что развязывает руки правящему режиму и оправдывает возможные репрессии. Они предпочитают другие методы: проповедь ислама на индивидуальном уровне, создание исламских экономических институтов, давление на правительство, упорная работа по укреплению своего влияния в различных структурах общества, участие в политических акциях и в выборах.

Вторая концепция предполагает реформировать сам ислам в новых для него западноевропейских условиях. Особым явлением в современной Европе является концепция евроислама, пропагандируемая отдельными представителями французских и немецких мусульман. Целью евроислама является изменить ортодоксальную мусульманскую систему настолько, чтобы она соответствовала «европейским стандартам» политической и правовой культуры. Фактически, речь идет о создании новой религии (настолько сильны ее уступки Западу), и именно поэтому, евроислам не привлекает к себе в Европе множество сторонников.

Следование в русле классического ислама, причем в рамках практически любого из традиционных толков, делает аккультурацию мусульман в Западной Европе невозможной. Современный радикальный исламизм, да и традиционализм, не предполагают возможности для мусульман стать европейцами «до конца», если, конечно, они желают остаться мусульманами и не изменять своей вере.

Единственным фундаментом для аккультурации мусульман в европейских странах, при чем в рамках модели ассимиляции, должна стать европейская политическая культура. То есть необходимо более четко сформулировать, прежде всего, принципы и основы европейской идентичности, которую затем можно и нужно, на наш взгляд, безбоязненно распространять на всех, кто хочет стать гражданином Европейского Союза. При этом, следует учитывать, что не все мусульмане воспримут новую европейскую идентичность и захотят в этом случае стать «европейцами». В любом случае, проблемы аккультурации мусульман в странах Европейского Союза могут ускорить осознание в Европе собственных европейских интересов, выступить катализатором развития Евросоюза как политической единицы и самостоятельного полюса на мировой арене.

Сущность проблем мусульманского населения ЕС, а также основные требования мусульман к европейским правительствам довольно хорошо иллюстрируют два документа, представленные ведущими мусульманскими организациями в Германии и Франции. А именно Хартия мусульманского вероисповедания во Франции от 10 декабря 1994, которая была подписана после продолжительных переговоров в 2000 г. французским правительством, и Исламская хартия Центрального Совета мусульман в Германии от 20 февраля 2002 г.

Оба документа были созданы с одними и теми же главными целями. Во-первых, для того чтобы выразить отношение мусульман, проживающих в данных странах к европейской культуре, политической и правовой системе Франции и Германии соответственно. Во-вторых, для того чтобы попытаться преодолеть возникшие барьеры между представителями разных культур и вероисповеданий и выработать некие общие принципы сосуществования мусульман с европейским большинством в указанных странах. Авторы хартий пытаются популярно изложить основы мусульманского вероучения таким образом, чтобы продемонстрировать европейцам общность христианства и ислама в их истории, подчеркнуть то, что в исламе и христианстве признаются одни и те же пророки (за исключением только самого Мухаммеда), одни и те же основные заповеди. При этом документ, представленный французскими мусульманами, обильно цитирует Коран и Сунну, а именно те айяты и хадисы, в которых речь идет о веротерпимости, любви к ближнему, а также, подчеркивается пророческая миссия Иисуса Христа.

Одним из больших недостатков хартий является тот факт, что и Представительный Совет мусульман Франции, и Центральный Совет мусульман в Германии (ЦСМГ) не объединили даже большинства мусульман, проживающих в этих странах. Так, Представительный Совет отражал в середине 1990-х годов мнение лишь наиболее либеральной, европеизированной части мусульман, прежде всего выходцев из Северной Африки. ЦСМГ главным образом- это турецкая этническая община Германии, но лишь та ее часть, которая придерживается ортодоксального суннитского ислама, представленного в Турции Управлением по делам религии.

Несмотря на схожие задачи, стоявшие перед авторами хартий, содержание и методы решения проблем сосуществования с европейцами в обоих документах довольно сильно разнятся.

Хартия французских мусульман была подготовлена при непосредственном участии французского правительства. Министр внутренних дел Франции в то время Ш. Паскуа заметил, что не нашел во французской мусульманской среде подходящего для переговоров о будущем мусульман во Франции партнера. Тогда он решил создать его сам, подтолкнув, таким образом, Д. Бубакера, имама Мечети Парижа, к подписанию данной хартии и организации Представительного Совета мусульман. Эта организация должна была стать своеобразным рупором всех французских мусульман. Централизовав мусульманские общины Франции в лице этой организации, французское правительство рассчитывало начать более эффективно решать все вопросы, связанные с мусульманами, добиться «управляемости» над мусульманской общиной. Однако расчет оказался неверным, далеко не все мусульмане Франции поддержали инициативу Д. Бубакера и Ш. Паскуа.' В итоге, как уже отмечалось, переговоры затянулись, и подобный Совет был создан только в конце 2002 г.

В целом, предложенная Хартия находится в русле стратегии евро-ислама. В ней говорится, что «общественная сплоченность и национальное единство Франции основаны не на каком-либо этносе или религии, но на воле к совместному существованию и на общем согласии с принципами Декларации прав человека и гражданина, равно как и с республиканскими ценностями» (ст. 4). Таким образом, авторы Хартии не претендуют на какое-либо исключительное положение во французском обществе, не требуют непременного сохранения своих идентичностей разного уровня, но настаивают единственно лишь на возможности свободного исповедания своей веры в полном согласии с действующим французским законодательством, дальнейшем строительстве мечетей, мусульманских кладбищ, открытии частных мусульманских школ и религиозном обслуживании мусульман в армии, больницах и тюрьмах.

Принципиальным отличием немецкого документа является то, что немецкие мусульмане-турки настаивают на интеграции в немецкое общество при полном сохранении своей идентичности (ст. 19), более того, ст. 15 прямо говорит о «необходимости образования в Европе собственной мусульманской идентичности». Ст. 8 Исламской хартии ЦСМГ объявляет ислам «верой, этикой, социальным порядком и образом жизни», и все это немецкие мусульмане собираются сохранить в рамках своей «идентичности». Ст. 10 также указывает на особый статус отношений мусульманина с немусульманами в немусульманском государстве, на обязанности, которые должен выполнять мусульманин, находясь вне мира ислама. Перечисленные статьи, таким образом, вступают хотя бы и в косвеное противоречие со ст. 11 и 12, согласно которым представители ЦСМГ не стремятся к установлению теократического государства и привержены принципам разделения властей и демократии. Иными словами, если исходить из того, что ислам не только вера, но и «социальный порядок и образ жизни», то при такой постановке вопроса объявленная ЦСМГ поддержка демократических ценностей и норм немецкой культуры кажется лукавством.

Важной особенностью Исламской хартии ЦСМГ является также и то, что данная хартия - инициатива самого ЦСМГ, созданная этой организацией не по «заказу» правительства ФРГ, а по собственному желанию. Германские власти с 2000 г. официально признали данную организацию религиозной общиной Германии, т. е. «органом общественного права» наравне с христианскими и иудейской общинами. Именно с ЦСМГ, как с представителем мусульман Германии, немецкое правительство и пытается поддерживать все контакты, принимая по внимание то, что ей оказывается поддержка властными структурами Анкары.

Некоторые европейские исследователи оптимистично полагают, что декларации, подобные Хартии мусульманского вероисповедания создают хороший базис для дальнейшего диалога между европейцами и мусульманами. Однако даже такой беглый анализ названных Хартий позволяет сделать вывод, что инициативы мусульман в современной Европе, равно как и ответы европейских правительств, мало способствуют реальной аккультурации мусульман в государствах ЕС. Мусульманские организации (или организация), с которыми поддерживают контакты европейские правительства, не обладают нужным весом и влиянием в европейской мусульманской среде, а инициативы самих мусульман часто противоречивы и лишены единой стратегии отношения к европейской политической культуре.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь