Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


III. КЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – ИСТОКИ



1. Экономические взгляды У. Петти.

 

Почти одновременно с развитием меркантилизма, возникают предпосылки классической политэкономии, либеральной. Родоначальником этого направления является англичанин Уильям Петти (Petty, 1623-1687), прошедший путь от юнги до лендлорда.

Основные посылки классической политэкономии:

n исследование процесса не обращения, а непосредственно производства;

n критическое отношение к непроизводительным классам, которые не доставляют никакого продукта, к коим причислены купцы;

n отнесение к производительному труду труда, занятого в материальном производстве.

Богатство нации создается во всех сферах материального производства. Труд - основа богатства. Критерий богатства: наиболее богатым будет тот период, в который каждый участник дележа (при условии, что деньги будут разделены поровну) будет иметь возможность нанять больше рабочих.

Под влиянием меркантилистов, У. Петти выделял внешнюю торговлю, которая по его мнению, в большей степени чем другие отрасли, способствует увеличению богатства. Он сформулировал основы трудовой теории стоимости: в основе равенства обмена товаров лежит равенство затрат. Стоимость создает не всякий труд, а затраченный на добычу золота и серебра (влияние меркантилистов). Стоимость продуктов труда в других отраслях производства определяется лишь в результате их обмена на благородные металлы.

Предвосхищая физиократов, У. Петти предположил, что прибавочный продукт равен разности продукта и издержек. Ренту он считал не даром земли, а продуктом труда, обладающего большей производительностью на землях лучшего качества. Петти ввел понятие дифференциальной ренты, причиной которой является различие в плодородии и местоположении земли. Проанализировав ренту и определив ее как чистый доход с земли, В. Петти определяет цену земли, ее как сумму определенного числа годичных рент. Процент определял как компенсацию за неудобства, которые, ссужая деньги, кредитор создает для самого себя; здесь имеются зачатки теории процента как платы за воздержание, сформированной в XIX в.

“Естественный“ уровень процента равен ренте с такого количества земли, которое м.б. куплено за данные в ссуду деньги — здесь также намек на концепцию альтернативных издержек. Все экономические идеи изложены в форме догадок и не представляют законченной теории. В. Петти вошел в историю видный новатор статистики (анализ скупых данных, методы косвенного определения величин, в частности, выборочный метод). Петти впервые исчислил национальный доход и национальное богатство Англии. Национальный доход он определил как сумму потребительских расходов населения, пренебрегая величиной дохода, идущего на накопление, а национальное богатство – как материальное богатство, включая денежную оценку самого населения. Доля накопления была в то время плохо определимой и вероятно небольшой величиной, ею можно было пренебречь. Можно считать, из этих расчетов Петти выросла современная система национального счетоводства. С именем Петти связано зарождение классической политэкономии, а ее создателями явились А. Смит и Д. Рикардо.

2. Становление политической экономии как науки.

 

Термин «политическая экономия» ввел меркантилист Монкретьен де Воттевиль в 1615 г. в своем “Трактате политической экономии”. Со времен Ксенофонта, экономика понималась как наука о ведении гл.обр.домашнего хозяйства. Монкретьена же интересовали вопросы процветания страны. И появление термина “политическая” означало появление новой науки— науки о процветании народного хозяйства. Становление целостной политэкономии связано с именем шотландца Адама Смита (1723-1790). Родился в семье чиновника, в 19 лет поступает в университет Глазго на отделение нравственной философии. С 1746 г. читает лекции по естественному праву, а оно включало юриспруденцию, политические учения, знания об экономике. Конец XVIII века — время становления буржуазной этики, обоснования концепции естественных неотчуждаемых прав и свобод личности, что подразумевало и свободу человека в сфере экономической деятельности. По Смиту, человек всегда употребляет свободу на достижение собственных своекорыстных интересов. Преследовать свой интерес человек может, только предлагая свои товары и услуги на обмен другим людям. Естественное стремление людей улучшить свое положение – мощный стимул, сам собою способный привести общество к благосостоянию. Отсюда политика невмешательства или “естественной свободы”: если экономическая деятельность каждого ведет в конечном счете к благу общества, ее нельзя стеснять (“Теория нравственных чувств”). В работе “Исследование о природе и причинах богатства” (1776) исследуются причины роста производительности труда, порядок распределения между различными классами, природа капитала, способы его накопления. Богатство - продукты материального производства, величина которого зависит: 1) от доли населения, занятого производительным трудом; 2) от производительности труда (главным фактором ее роста является разделение труда).

Теория стоимости – самый сложный раздел книги, выделены 3 концепции:

1. Стоимость – количество заключенного в товаре необходимого труда.

2. Стоимость – количество труда, которое можно купить на данный товар.

3. В условиях рыночного производства стоимость складывается из издержек, включающих зарплату и прибыль.

Эта концепция легла в основу теории трех факторов. Из теории стоимости вытекает теория распределения:

1) Если конечное основание стоимости труд, весь продукт труда должен принадлежать непосредственно производителю; так и было в обществе, где в одном лице соединялся и собственник факторов производства, и производитель. При капиталистическом производстве, часть созданного им продукта вычитается в пользу землевладельца (рента) и предпринимателя (прибыль), т.е. эти формы дохода выступают как элементы факта присвоения неоплаченного труда).

2) Капитал и земля как факторы участвуют на равных в создании стоимости продукта и соответственно претендуют на свою долю. Стоимость складывается из затрат капитала и земли. Владельцы капитала и земли получают доходы в виде ренты, прибыли, зарплаты. Рост зарплаты является характеристикой экономического прогресса и величина ее определяется физическим минимумом средств существования. На величину зарплаты влияет так называемый “исторический и моральный элемент”. На величину прибыли влияют зарплата предпринимателей по управлению предприятием и другие элементы (размер прибыли определяется размерами капитала, а не тяжестью труда).

А.Смит рассмотрел также вопросы накопления (“кто сберегает, тот благодетель нации, расточитель ее враг”). Смит сформулировал принцип “невидимой руки”— своекорыстный интерес каждого приведет, иррациональным образом, к общественному благу. Отсюда экономическая программа, состоящая в отмене всех мер, ограничивающих мобильность рабочей силы, операции промышленности и торговли, торговлю землей, а особенно ликвидация привилегированных и принудительных коммерческих компаний.

Основной функцией государства считал А.Смит обеспечение военной безопасности, правосудия, содержание общественных сооружений. Внимание он уделил и государственным финансам, сформулировав четыре принципа налогообложения (всеобщность, удобство, справедливость и простота).

 

3. Экономические взгляды Давида Рикардо.

 

Д.Рикардо (1771-1823), английский автор, преуспевавший делец. В работе “Начала политической экономии и налогового обложения” сформулировал главную задачу политэкономии— определение законов, управляющих распределением созданного продукта. Стоимость определяется трудом: “определение стоимости рабочим временем есть абсолютный, всеобщий закон” (исключение для невоспроизводимых товаров— это произведения искусства, вино особого вкуса и т.д., стоимость которых определяется их редкостью). Изменение зарплаты (без изменения производительности труда) не влияет на цену, а изменяет лишь распределение стоимости созданного продукта между предпринимателем и рабочим, т.е. меняет соотношение зарплаты и прибыли; здесь зависимость обратная, поэтому теорию Рикардо называли системой раздора и вражды между классами.

На основе трудовой теории стоимости Рикардо создал теорию ренты, в которой источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд. Стоимость сельскохозяйственной продукции определяется затратами труда на относительно худших, — по современной терминологии, «предельных» — участках, где осуществляются предельные вложения капитала. Избыток же продукции, полученный на лучших участках и представляет собой ренту, уплачивается собственнику земли. Высокие рентные платежи являются следствием высоких цен на сельхозпродукцию, которая заставляет вовлекать в оборот земли худшего качества. Теория ренты явилась частным случаем теории предельных величин, которые являются основой современного микроэкономического анализа.

Развивая взгляды А. Смита, Рикардо утверждал, что зарплата сводится к стоимости средств существования работника и его семьи, однако в отличие от Смита, считал, что зарплата удерживается в жестких пределах физического минимума в силу так называемого естественного закона. Здесь на взгляды Рикардо оказала позиция Мальтуса, другом и последователем которого (в части особенно демографической теории) он был.

Во все учебники по макроэкономике вошла его теория сравнительных преимуществ (внешняя торговля). Смит доказал, что страна должна специализироваться на той продукции, где она обладает абсолютным преимуществом, т.е. издержки на нее меньше, чем в других странах. Рикардо доказал, что специализация выгодна даже стране, у которой нет абсолютных преимуществ, при условии, что у нее имеются сравнительные преимущества при производстве какого-либо товара.

Рикардо, сторонник количественной теории денег, связывал обесценение денег с их чрезмерным выпуском. Устойчивость денежного обращения (для него: обязательное условие экономики) м.б. обеспечена лишь денежной системой, основанной на золоте, золото должно беспрепятственно меняться и обратно на банкноты по твердому курсу. Рикардо считают идеологом “золотого стандарта”.

Взгляды его друга Т.Р. Мальтуса предопределили господствовавшие в течение XIX века теории заработной платы как прожиточного минимума.

 

4. Экономические взгляды Т. Мальтуса

 

Т.Р. Мальтус вошел в историю экономической мысли как человек одной идеи, одного закона, “закона народонаселения”. Его взгляды характеризует непоследовательность, некорректность посылок. Суть закона народонаселения — население растет в геометрической прогрессии, а средства существования в арифметической. Биологическая способность к размножению у человека превосходит его способность увеличивать продовольственные запасы. Сама эта способность к воспроизводству ограничивается наличными продовольственными ресурсами. Для подтверждения своего «закона», Мальтус брал темпы роста населения в частности в Северной Америке, где население росло больше за счет иммиграции, а не естественных факторов. В «Опыте о законе народонаселения» (1798) Мальтус показывает жесткую зависимость населения от продовольственных ресурсов общества; Мальтус затем обосновал и теорию заработной платы, определяемой прожиточным минимумом. Причина бедности— соотношение прироста населения отстает от прироста продовольствия. Зарплата должна определяться прожиточным минимумом, т.е. минимальным количеством средств для поддержания физического существования. По его мнению, если зарплата в силу роста спроса на труд увеличится, т.е. превысит прожиточный минимум, “неумеренная склонность к размножению” приведет к росту населения, предложение труда увеличится и зарплата опять вернется к исходному уровню. Нищенский уровень жизни рабочих определяется не социальными условиями, а естественными, биологическими законами. Мальтус выступал против “законов о бедных”, предусматривающих помощь нуждающимся, и увеличения зарплаты. Мальтус утверждал, что невозможно увеличивать средства существования теми же темпами, которые свойственны росту населения, т.к. во-первых, ресурсы ограничены; во-вторых, дополнительные вложения труда и капитала будут обеспечивать все меньший прирост, т.к. с ростом населения в обработку вовлекаются земли худшего качества. «Теория убывающего плодородия»— прообраз теории «убывающей предельной производительности», была им вообще заимствована из трудов Робертсона, малоизвестного агронома, исследовавшего использование бедных почв.

Теория перепроизводства Мальтуса выглядит так: совокупный спрос недостаточен для приобретения всей товарной массы по ценам, покрывающим издержки, поскольку рабочие будут не в состоянии купить созданный им продукт, и предприниматели (бережливы и склонны к накоплению), не помогут разрешить данную проблему. Это может смягчить непроизводительное потребление земельных собственников.

Непоследовательность воззрений Мальтуса выразилась и в том, что, как он счел в конце жизни, попутешествовав по миру, его идеи никоим образом неприменимы в России. Заслуга Мальтуса заключается в том, что он поставил вопрос о проблемах реализации созданного продукта. Важно, что развитие ряда научных школ (особенно историцистских и технократических) шло в русле критики Мальтуса и его последователей.

 

IV.Развитие классической политэкономии у экономистов XIX в.

 

1. Экономические взгляды Ж.-Б.Сэя.

 

Экономические взгляды Ж.-Б. Сэя, с именем которого связаны большинство экономических школ, определяют становление политэкономии как науки. Сэй исследовал законы, управляющие производством и распределением материальных благ. Это автор распространенной версии теории трех факторов производства, называемой “законом Сэя”. Ж.-Б. Сэй (Say, 1767-1832), представитель французской экономической мысли, требовал «дешевого государства» и сведения экономических функций его к минимуму. Он отошел от элементов трудовой теории стоимости, и ставил ее в зависимость от ряда факторов: полезности, издержек, спроса и предложения. Полезность создается в процессе производства и «сообщает» предметам ценность.

Сэй считал, что формирование доходов происходит следующим образом: в производстве участвуют 3 фактора, труд, капитал и земля. Каждый оказывает услугу при создании стоимости. Соответственно этим источникам Сэй выделяет 3 основных вида дохода: зарплата, процент, рента. При этом, Сэй не показывает долю продукта, которая приходится на каждый фактор. Прибыль делится на ссудный процент (т.е. доход на вложенный капитал согласно господствующей норме прибыли) и предпринимательский доход. Это было уже известно, но Сэй считал, что предпринимательский доход — не заработная плата, а вознаграждение за важную общественную функцию: эффективное сочетание всех факторов производства. Уже в начале XIX в. в связи с промышленным переворотом обсуждается вопрос о негативном влиянии на положение рабочих ввода нового оборудования, т.к. замена труда машинами может увеличить безработных. Сэй заложил основы «теории компенсации», утверждая, что машины лишь на первых порах вытесняют рабочих, а впоследствии вызывают рост занятости и приносят им наибольшую пользу, удешевляя производство предметов потребления. Широко распространились идеи Сэя известные как «закон рынков», сводящийся в общем к тому, что совокупный спрос всегда равен совокупному предложению, а диспропорции между спросом и предложением могут носить лишь частичный (касающийся одного или нескольких товаров) и временный характер. «Закон рынков» Сэя подразумевает, что товары производятся непосредственно ради удовлетворения потребности людей и обмениваются при совершенно пассивной роли денег в этом обмене (да, при бартере общий кризис перепроизводства невозможен). Но это предположение далеко от действительности, т.к. в реальной экономике в связи с различными мотивами (мотив предосторожности и спекулятивности, давление денежной массы) может существовать и зачастую существует избыточный спрос на деньги, что равносильно избыточному предложению товаров.

Для развития учений об эффективности производственного потребления, экономики предприятий и банков, бухгалтерского учета, очень ценны были труды последователя Сэя, Жана-Густава Курсель-Сенеля, известного также как создатель экономической науки в Латинской Америке и как представитель попытки синтеза классической политэкономии и националистической экономической мысли.

 

2. Экономические взгляды Дж. Ст. Милля.

 

На экономические взгляды Дж. Ст.Милля (1806-1873) английского философа и экономиста, сильно повлияло учение Рикардо. Трактат “Основы политической экономии и некоторые аспекты их приложения к социальной философии” (1848) является путеводителем по политэкономии. Сам Милль в предисловии работы отмечает, что его задача заключалась, в том, чтобы написать обновленный вариант “Богатства народов” Ад.Смита с учетом возросшего уровня экономических знаний и передовых идей современности.

Основные разделы книги: производство, распределение, обмен, прогресс капитализма и роль государства в экономике. Вслед за Рикардо, считавшим, что главной задачей политэкономии является определение законов управляющих распределением продукта между классами, Милль уделяет внимание анализу этих законов главное место.

Отличие взглядов Милля от Ад. Смита и Д. Рикардо в том, что Милль разделяет законы производства и распределения, считая, что последние управляются законами и обычаями данного общества и являются результатом человеческих отношений. Эта посылка явилась основой его идеи о возможности реформирования отношений распределения на базе частной капиталистической собственности.

Под стоимостью (ценностью) товара он понимает его покупательную способность относительно других благ. Меновая стоимость и цена товара устанавливаются в точке, где уравниваются спрос и предложение. Это утверждение справедливо в ситуации с совершенно эластичным предложением. Идеи Милля о функциональных связях между рыночной ценой, спросом и предложением вылились в исследование категории “ценовой эластичности”, т.е. в трактовке стоимости Милль порывает с классической политэкономией. Однако, в вопросах производительного труда, факторов накопления капитала, зарплаты, денег, ренты он целиком стоит на позициях классической политэкономии.

Как и Рикардо и Сэй, Милль считал, что при капитализме возможно бескризисное производство: рост населения приведет к росту цен на продукцию сельского хозяйства, росту ренты и уменьшению прибыли. Последнее ведет к экономическому застою. Чтобы застоя не было, необходим технический прогресс и вывоз капитала в другие страны. Возможность экономического прогресса, как и у Рикардо, заключается, по Дж.Ст. Миллю, в противоборстве между техническим прогрессом и убывающей доходностью сельского хозяйства. Размер зарплаты зависит от спроса и предложения рабочей силы. Милль считал совокупный спрос рабочей силы не эластичным (соотношение между численностью населения и размерами капитала). Милль встает на позиции “теории рабочего фонда”, высказанной впервые английским автором Мак-Куллохом (1789-1864). Данная теория исходит из посылки, что общество всегда располагает очень жестким и фактически стабильным фондом жизненных средств, которые запасают (сберегают) капиталисты, чтобы содержать своих рабочих. Зарплата равна отношению этого фонда к числу рабочих. Это напоминает мальтузианский “железный закон заработной платы”, поэтому эти теории становятся решающими аргументами в пользу ограничения размеров семьи.

Милль не оставил без внимания теорию процента англичанина У.Н. Сениора (1790-1864), из его работы “Основные начала политической экономии” (1836). Сениор рассматривает процент как вознаграждение за “жертву” капиталисту, которая заключается в том, что капиталист воздерживается от потребления текущего дохода с собственности, обращая его в средства производства. Развивая это положение, Милль утверждает, что труд не имеет права на полный продукт, поскольку “цена предложения на воздержание” в обществе представляет собой положительную величину. Прибыль измеряется текущей ставкой процента под наиболее выгодное обеспечение, а последняя определяется сравнительной ценностью, которая приписывается настоящему и будущему в данном обществе. Здесь у Милля звучит мотив временного предпочтения, в дальнейшем развитый представителями австрийской школы.

 

3. Экономические взгляды Ж.Ш.Л.С. Де Сисмонди.

 

Жан Шарль Леонар Симон де Сисмонди (1773-1842), швейцарский экономист и историк, первым подвергший научной критике экономическую систему капитализма, выступил противником многих идей классической политэкономии. В политэкономии Сисмонди видел не науку о богатстве и способах его увеличения, а науку о совершенствовании социального механизма. Увеличение производства благ не есть самоцель и само не является показателем богатства, если в процессе его распределения большинство получает жалкие крохи. В центре экономической теории Сисмонди оказались проблемы рынков и реализации созданного продукта. В отличие от классической политэкономии (совокупный спрос автоматически приспосабливается к совокупному предложению и потому не возможен общий кризис производства) Сисмонди выдвинул тезис о постоянстве кризисов перепроизводства в капиталистической экономике. Аргументом является господствующее в экономической литературе положение, что зарплата рабочих стремится к прожиточному минимуму. В отличие от Мальтуса, Сисмонди причину этого видит не в “естественных” законах природы, а в специфических капиталистических отношениях, в стремлении капиталистов выжать возможно больше прибыли из своих рабочих. Здесь Сисмонди считает прибыль вычетом из продукта труда рабочего, как и Рикардо. Возможность сведения зарплаты к минимуму у Сисмонди связана с процессом вытеснения труда машинами, т.е. ростом безработицы, которая вынуждает рабочих наниматься за меньшую заработную плату. Уменьшение дохода рабочих уменьшает совокупный спрос, т.к. машины, не зная, по выражению Сисмонди, никаких потребностей, не предъявляют и спроса. Предприниматели же (с психологией бережливости) полученные доходы накапливают, т.е. способность экономики производить все больше товаров наталкивается на недостаточный спрос со стороны основных классов. В связи с этим Сисмонди в работе “Новые начала политической экономии” (1819) высказывает мысль, абсурдную для представителей классической политэкономии: “народы... могут разоряться не только от того, что тратят слишком много, но и от того, что тратят мало”. Ведь согласно учению Смита и Рикардо, именно бережливость и накопление представляют собой ключ к богатству нации. Парадокс заключается в том, что представление Сисмонди о перманентных кризисах перепроизводства при капитализме вытекает из посылки именно классической политэкономии, имеется в виду соображение А.Смита о равенстве с одной стороны годового продукта нации, а с другой суммы прибыли, зарплаты и ренты, которая тратится на потребительские товары. Вслед за Смитом, Сисмонди игнорирует тот факт, что годовой продукт включает в себя и средства производства, причем с ростом накопления капитала потребности хозяйства в средствах производства создают особый рынок, в некоей степени независимый от рынка потребительских товаров. Именно эта ошибка стала причиной выводов Сисмонди о неизбежности постоянных кризисов перепроизводства при капитализме; спасение от кризисов он видит в существовании промежуточных, помимо классов капиталистов и рабочих, групп населения, прежде всего мелких товаропроизводителей, предъявляющих значительный спрос на созданный продукт, и в расширении внешних рынков сбыта. Взгляды на причину кризисов как результат “недопотребления” существует и по сей день, правда, причины недопотребления рассматриваются с несколько иных позиций.

По Сисмонди, конкуренция имеет гибельные экономические и социальные последствия: обнищание основной массы населения, экономические кризисы, в связи с чем он выступал с программой социальных реформ, в частности предлагая ввести социальное обеспечение рабочих за счет предпринимателей, ограничения рабочего дня, минимум зарплаты. Т.е. Сисмонди — один из первых реформаторов, идеи которого в полном объеме реализовались лишь в ХХ веке.

 

V. МАРКСИСТСКАЯ ПОЛИТЭКОНОМИЯ

1. Экономические взгляды К. Маркса.

 

К. Маркс (1818-1883), немецкий философ, последователь Гегеля и Фейербаха, немало заимствовал у социалистов-утопистов (К.А. де Сен-Симон, Ш.Фурье, Р.Оуэн).

В основе учения К. Маркса – мнения Смита и Рикардо, что в основе стоимости всех товаров лежит количество труда, затраченное на их производство. Маркс создал стройную систему теорий, описывающую законы функционирования и развития капиталистической системы хозяйства. По Марксу, в условиях эквивалентного обмена товаров естественно существование прибыли и ренты, которые являются присвоением неоплаченного труда рабочего, по сути, эксплуататорскими доходами. Отсюда капитал есть накопленный неоплаченный труд. Маркс описал механизм образования средней прибыли, показав, что в реальных процессах капиталистического производства происходит перераспределение прибавочной стоимости между капиталистами пропорционально величине их капиталов, что не отвергает законы стоимости (обмен товаров совершается в соответствии с затратами общественно необходимых затрат труда), а лишь модифицирует их действие. И равная норма прибыли на равные по величине капиталы не доказывает того, что капитал участвует в процессе создания стоимости. С развитием капитализма происходит уменьшение нормы прибыли, причем эта закономерность понятна из учения Мальтуса. Стремясь к увеличению нормы прибыли, капиталист снижает затраты, гл.обр. повышая производительность труда путем внедрения новой технологии. Следствием является рост технического строения капитала (капиталовооруженности труда), что приводит к уменьшению совокупной массы прибавочной стоимости и уменьшению нормы прибыли в рамках народного хозяйства. Это по Марксу является свидетельством преходящего характера капиталистического способа производства.

Существование постоянной армии безработных вследствие вытеснения труда машинами обеспечивает удержание зарплаты на низком уровне.

Процесс накопления капитала не зависит от внешних условий (величины прибыли, процента), но является процессом автоматическим. Стремление к накоплению к неустанной погоне за прибылью у капиталиста в крови. Маркс считает производительным трудом труд, занятый в сфере материального производства, как и Смит, доходы же непроизводительных лиц выводит из результата процесса перераспределения национального дохода. В отличие от классической политэкономии, Маркс кризисы перепроизводства считал элементами циклического развития капиталистической экономики: реальная зарплата, воплощенная в средствах существования, не растет столь же быстро, как выработка на одного человека и это есть перепроизводство – конечная причина кризисов. Механизм выхода из кризиса — массовое обновление капитала.

Идеи К. Маркса изложены в “Капитале”, который он писал 40 лет. Первый том вышел в 1864 г., остальные в конце XIX в. под ред. Ф. Энгельса. Существуют и другие труды Маркса и Энгельса, по большей части компилятивного характера: так, энгельсово «Положение рабочего класса в Англии» во многом списано с трудов барона Арчибальда Алисона и с газетной хроники времен промышленной революции.

 

2. Социально-философские взгляды К. Маркса.

 

Классическая политэкономия считала капитализм вечным и неизменным, Маркс же указывал на преходящий характер его. Он исследовал

§ товар (единство потребительной стоимости и стоимости),

§ процесс появления денег (естественный продукт развития товарного производства),

§ появление капитала (первоначальные формы капитала: ростовщический и торговый),

§ противоречие между производительными силами общества и производственными экономическими отношениями (капитализм исчерпает себя только тогда, когда ему присущие экономические отношения, ядро которых — отношения собственности, не смогут дать возможность полностью использовать производительные силы общества).

Свидетельством того, что капитализм перешел на заключительную стадию в своем развитии Маркс считал периодически повторяющиеся экономические кризисы. Маркс и Энгельс в сжатой форме дали процесс развития капиталистической системы: от предприятий, основанных на мелкой частной собственности до предприятий монополистов, с высокой степенью концентрации общественного производства и капитала, которые требуют уже общественного управления и контроля. Осуществление последнего и означает переход к другой социально-экономической системе, системе основанной на общественной собственности на средства производства.

Перспектива развития капиталистической системы не связана с марксовой трудовой теорией стоимости, но именно ей, ее социальной привлекательности, обязан марксизм распространением своих идей. Причем это распространение характеризовалось широчайшим влиянием и на идеологических противников социализма. С другой стороны, глубокая проработка Марксом и Энгельсом вопросов развития капитализма и генезиса социализма сообщила учениям их последователей весьма догматический характер.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1192; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.055 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь