Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Богослужение с малым святым.

На «Господи, воззвах…» стихиры поются только святому из Минеи (на 6), а стихиры Октоиха опускаются.

На «И ныне» поем Догматик гласа уходящей недели (1 приложение).

v На стиховне поем стихиры Октоиха: 3 мученичны, которые написаны на «Господи, воззвах…». Если написаны две мученичны, то первую стихиру поем два раза. Припевы к стиховнам берутся из Часослова такие же как и на вседневной вечерни.

Богородичен берем на ряду в стихирах на стиховне в Октоихе.

v Богородичен на тропарях берем из 3 приложения по гласу уходящей недели.

v На «Бог Господь» Богородичен поется по гласу Славы из 3 приложения.

v На Утрени после кафизм всегда есть малые ектеньи.

v В субботу всегда читается канон храма (Главного предела).

v Каноны исполняются следующим образом:

1) Если храм Господский или Богородичный, то поем канон Храма, канон святого из Минеи и первый канон из Октоиха.

2) Если Храм Святого, то поем канон Минеи, канон Храма и первый канон из Октоиха.

3) Если два святых, то канон Храма оставляется и поем канон первого рядового святого, канон второго святого из Минеи и первый канон из Октоиха.

4) Катавасия по 3, 6, 8, и 9 песнях – ирмос первого канона из Октоиха.

5) На 9 песни читаем светилен святому, «Слава» Октоиха, «И ныне» Богородичен Октоиха. Если 2 святых, то светилен первого святого, светилен второго святого, «Слава» Октоиха, «И ныне» Богородичен Октоиха. Если святому служиться славословие, то светилен Октоиха не читаем, а читаем все из Минеи.

v На стиховных на утрени поем стихиры из Октоиха, из хвалительных стихир с вседневными припевами из Часослова. Богородичен берем на ряду из хвалительных стихир.

v В редких случаях святой имеет хвалительные стихиры (святой не славословный). Тогда хвалительные псалмы читаем до отметки на 4 и отсюда возглашает Канонарх глас и стих из Часослова; далее поются стихиры из Минеи со своим Богородичным или с Богородичным из 2 приложения.

Далее «Тебе слава подобает» не читается, а сразу чтец: «Слава Тебе, показавшему нам свет» и читает Вседневное славословие, и далее обычным порядком.

v По «Благо есть» поется Богородичен из 4 приложения по гласу Славы.

Субботнее Заупокойное Богослужение (АЛЛИЛУЙА).

В круге годичного Богослужения встречаются так называемые «Родительские Субботы».

Они бывают Вселенскими, установленными для всей полноты Церкви. Таких Суббот всего - 5: Мясопустная, Троицкая, и субботы 2, 3 и 4 Великого поста. В Русской Православной Церкви установлено служить заупокойное Богослужение еще и в субботу перед памятью Св. Великомученика Димитрия Солунского, в память о убиенных на Куликовом поле.

Но по желанию Настоятеля Заупокойное Богослужение можно оправлять в любую из суббот, если нет памяти святого со славословием и выше.

В таком случае нужно придерживаться следующих особенностей:

На «Господи воззвах» стихиры на 6: Святого из Минеи – 3 и мученичны Октоиха (из числа стихир на «Господи воззвах»); Слава, если есть; И ныне – Догматик уходящего гласа.

На стиховне: стихиры Октоиха, Слава и ныне, Богородичен Октоиха на ряду. Если есть Слава, то И ныне Богородичен из 2 приложения.

По «Ныне отпущаеши» - тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…», Слава «Помяни, Господи…», И ныне «Мати Святая».

На УТРЕНИ, вместо «Бог Господь поется «Аллилуйа» с заупокойными стихами. Тропари: «Апостоли, мученицы и пророцы…» (Дважды), Слава «Помяни, Господи…», И ныне «Мати Святая».

Кафизма 16, малая ектения, Седальны Октоиха.

Кафизма 17 читается Священником, разделяясь на 2 статии. Начальные и конечные стихи каждой статии поются хором. Между статиями малая заупокойная ектения. По окончании 2 статии поются Тропари по Непорочных (заупокойные). Малая заупокойная ектения. Седален (поем) «Покой Спасе наш…».

Канон исполняется также как и на вседневной субботней службе. Канон покойный из Октоиха читается на повечерии.

По 3 песни читается Кондак, икос (писаны по 6 песни), седален и Богородичен из Минеи.

По 6 песни произносится Малая заупокойная ектения. Поем: «Со святыми…», «Сам Един Еси…».

По 9 песни седален Октоиха, Слава и ныне, Богородичен Октоиха. Если есть седален Святого, то его читаем на Славу, а Богородичен всегда из Октоиха.

Читаются Хвалитные псалмы. На Хвалите стихиры Октоиха (из числа хвалительных), Слава – Мертвен на ряду, И ныне Богродичен на ряду.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, Слава и ныне, Богородичен Октоиха на ряду. Если есть Слава, то И ныне Богородичен из 2 приложения.

По «Благо есть…» тропари как на вечерни.

К Литургийным чтения прибавляется заупокойный Апостол и Евангелие.

Всенощное Бдение.

Краткая схема вечерни и утрени.

9 час.

ВЕЧЕРНЯ:

103 псалом (поется);

Великая Ектения;

«Блажен муж» (поется);

Малая ектения;

«Господи воззвах…»;

Вход.

«Свете тихий…» (поется);

Прокимен дня;

Паремии

Сугубая Ектения;

«Сподоби, Господи…» (поется);

Просительная ектения;

Лития (если изволит настоятель)

Стихиры на стиховне;

«Ныне отпущаеши…» (поется);

Трисвятое, по «Отче наш…»;

Тропарь святого 2-ды, Богородице Дево – 1 р.;

Молитва на освящение хлебов (если была лития),

Буди имя Господне – 3-ды,

33 псалом (до половины).

УТРЕНЯ;

Шестопсалмие ;

Великая Ектения;

«Бог Господь» и Тропари;

Кафизма, Малая ектения,

Седальны (2 или 3 раза, смотри устав);

Полиелей «Хвалите имя Господне…», Величание;

Малая ектения, Седальны;

«От юности моея…».

Прокимен, Евангелие;

Молитва «Спаси Боже люди Твоя…»

Канон; Катавасия по каждой песни;

По 3, 6 и 9 песнях малые ектении, по 8 – «Чеснейшую…»;

«Всякое дыхание…» со стихирами;

Великое Славословие (поется);

Сугубая Ектения;

Просительная ектения;

Отпуст, Многолетие

1 час; Отпуст.

План-схема вечерни и утрени.

ЧАС.

9 час читается как всегда (по сложившийся традиции 9 час перед всенощным бдение повсеместно опускается).

ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ:

Свящ: Слава Святей…

Чтец: Аминь.

Свящ: Придите… - поется в алтаре Священнослужителями.

Хор: Предначинательный 103 псалом (некоторые стихи).

Свящ: Великая ектения: «Миром Господу помолимся…», Возглас.

Хор: «Блажен муж…»

«блажен муж…» - это 1 кафизма, разделенная на 3 Славы или по другому на 3 антифона. По установившейся практике исполняются только избранные стихи из кафизмы.

Свящ: Малая ектения.

«Господи воззвах…» поется всегда на 8, даже в Двунадесятые праздники, но только в воскресный день поем на 10. «Слава» в Минеи, Богородичен из 1 приложения по гласу «Славы».

Совершается вход. Свящ: «Премудрость прости».

Хор: «Свете тихий…»

Свящ: Прокимен дня.

Читаются Паремии. (Отрывки из Священного Писания).

Свящ: Премудрость.

Чтец: Надписание паремии.

Свящ: Вонмем.

Чтец: читает паремию. Обычно их бывает 3.

Свящ: Сугубая ектения.

Хор: «Сподоби Господи…»

Свящ: Просительная ектения.

По уставу неотъемлемой частью Всенощного бдения является Лития (сугубое моление). По сложившейся традиции лития служится только в дни Двунадесятых и Великих праздников, а также в дни памяти особо чтимых святых в престольный праздник.

Чинопоследование литии таково:

После Просительной ектеньи дьякон совершает каждение, а священник выходит в притвор. Хор во время этого поет стихиры на литии. Первая стихира всегда будет храмового праздника, центрального предела. Далее поются стихиры из Минеи. Канонарх возглашает только смену гласа и при ней начальные слова стихиры. Остальные стихиры поются подряд не прерываясь. «Слава» - Минея, «И ныне» - на ряду, или 1 приложение «на стиховне». По практике поется столько стихир, сколько нужно для того, чтобы священник дошел до притвора.

Далее дьякон (священник) говорит первое прошение с перечисление имен святых о прошении наших согрешений.

Хор: Г.п. – 40 раз.

Второе прошение о Патриархе и Епархиальном Архиерее.

Хор: Г.п. – 50 раз.

Третье прошение о граде и о народе.

Хор: Г.п. – 3 раза.

Четвертое прошение о помиловании нас грешных.

Хор: Г.п. – 3 раза.

Свящ: Услыши ны Боже, Спасителю наш…

Хор: Аминь.

Свящ: Мир всем.

Хор: И духови твоему.

Свящ: Главы ваша…

Хор: Тебе, Господи.

Священник читает молитву о спасении всех и о мире на земле.

После чтения молитвы хор поет стихиры на стиховне.

Стихиры на стиховне в Минеи со своими припевами на ряду; «Слава» святого, «И ныне», Богородичен 1 приложение по гласу Славы «на стиховне».

Священник идет из притвора в центр храма к столику с хлебами.

«Ныне отпущаеши…» (поется);

Трисвятое, по «Отче наш…»;

Тропарь святого 2-ды, Богородице Дево – 1 р.; (совершается троекратное каждение вокруг хлебов).

Молитва на освящение хлебов.

Хор: Аминь. Буди имя Господне – 3-ды, 33 псалом (до слов «Не лишатся всякого блага».

Свящ: Благословение Господне на вас…

Хор: Аминь. И поются стихи из шестопсалмия.

Если не было литии, то после Просительной ектеньи следуют Стихиры на стиховне; «Ныне отпущаеши…» (поется); Трисвятое, по «Отче наш…»; Тропарь святого 2-ды, Богородице Дево – 1 р.; Буди имя Господне – 3-ды, 33 псалом (до половины).

Свящ: Благословение Господне на вас…

Хор: Аминь. Начальные стихи шестопсалмия в таком случае не поются а читаются.

УТРЕНЯ. Свящ: Великая ектения, Возглас.

«Бог Господь и явися нам…» со стихами.

Хор: «Бог Господь и явися нам…», 4 раза на глас тропаря святого. Далее поется тропарь 2-ды, «Слава, и ныне», Богородичен по гласу тропаря из 3 приложения.

Чтец: Рядовую кафизму на 3 части.

Свящ: Малая ектения.

Чтец: Седален «Слава, и ныне», Богородичен из Минеи.

Хор: «Хвалите имя Господне…» (Полиелей).

Далее всегда поется Величание. Оно исполняется следующим образом:

Первый раз величание поется Священником.

Далее Хор повторяет величание, чередуя его пение со стихами избранного псалма из Ирмология. Пение продолжается пока Священник не совершит полное каждение Храма. После каждения Хор заканчивает свое пение «Слава, И ныне», Аллилуйя 2-ды.

Свящ: заключительное Аллилуйя и еще раз поет величание. Малая ектения.

Чтец: Седальны из Минеи, надписаны «по полиелеи».

Хор: «От юности моея…».

Когда служится Полиелей или Бдение, вне воскресных дней, тогда на утрени всегда поется «От юности моея…». Это песнопение является степенной, 1-й антифон 4-го гласа из Воскресной всенощной.

 

Свящ: «Вонмем, Премудрость, Вонмем. Прокимен глас 4-й…»

Вне воскресных дней прокимен всегда поется на 4 глас, автоматически после антифона 4-го гласа.

 

Свящ: «Господу помолимся».

Хор: «Господи, помилуй».

Свящ: «Яко свят еси…».

Хор: «Аминь».

Свящ: «Всякое дыхание да хвалит Господа…», исполняется как обычный прокимен, со стихом «Хвалите Бога во святых…».

Свящ: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия, Господа Бога молим».

Хор: «Господи, помилуй». – 3-ды.

Свящ: «Премудрость прости… Мир всем».

Хор: «И духови твоему».

Свящ: «От … святого Евангелия чтение».

Хор: «Слава Тебе Господи, слава Тебе».

Свящ: «Вонмем» и читает Евангелие.

Хор: после прочтения: «Слава Тебе Господи, слава Тебе».

Далее по уставу читается 50-й псалом, но на практике он опускается.

Хор: на 6 глас: «Слава, Молитвами …. Милостивее, очисти…»; «И ныне, Молитвами Богородицы…», «Помилуй мя Боже», Стихира из Минеи «по 50 псалме» (может быть другого гласа).

Свящ: «Спаси боже люди Твоя…»

Хор: «Господи, помилуй». – 12 раз.

Свящ: «Милостию и Щедротами…»

Хор: «Аминь». Ирмос 1 канона.

Канон:

Первым всегда будет канон Богородицы. Его берут в Минеи на ряду. Если нет, то читается канон «Многими содержим…» (из часослова), или «Скорбных наведение…» (из приложения Октоиха). А также канон Святого. (По 2 тропаря из каждого канона. Если Святому два канона, то из каждого по 1 тропарю).

Катавасия по каждой песни (Типикон 19 глава).

По 3-й, 6-й и 9-й песнях чтения в Минеи на ряду.

Стихиры «на хвалитех» поются всегда на 4. «Слава» Минеи, «И ныне» либо Минея на ряду, либо из 1 приложения «на стиховне».

Окончание такое же, как и на Славословной службе.

На Литургии будет только одно чтение - праздника, а рядовое чтение переносится на следующий день или на день раньше.

 

Полиелейное Богослужение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2017 год. Все права принадлежат их авторам! (0.084 с.) Главная | Обратная связь