Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Составитель: Советник Министра иностранных дел ДНР



История Отечества

Мультимедийный курс

Составитель: Советник Министра иностранных дел ДНР

декан международно-правового факультета ДонЮА

Профессор кафедры Международного права ДонЮА

Доцент кафедры Мировой и отечественной культуры ДонНУ

Рогожкин

Александр Владимирович

E-mail: [email protected]

Телефон: 095 3 999 109

Facebook.com/avrogozhkin

Лекция № 1.

Тема: Древняя Русь. Первобытнообщинный строй на территории нашей страны. Восточные славяне в древности.

Население нашей страны в древности.

Древнейшие сведения о славянах.

Восточные славяне и их соседи в Приазовье и Придонцовье. Скифы, хазары, печенеги.

Языческие верования.

Население нашей страны в древности.

Словосочетания « наша страна », « наше отечество » на первый взгляд очень простые и, одновременно, необычайно сложные.

Простые потому, что каждый из нас знает, в какой стране он родился и гражданином какой страны является. И каждому из нас кажется, что мы знаем о своей стране если не всё, то многое.

Но как только перед нами встают вопросы об этнической и национальной принадлежности, о территориях, на которых жили наши предки, об их обычаях, нравах и верованиях, о той культуре, частью которой были они и передали нам в наследство, возникают разные толкования и разночтения в той области человеческого знания, которая у всех народов во всех частях света называется историей.

Если приступать к изучению истории нашего Отечества, то в первую очередь необходимо определить географические и этнические границы того культурно-цивилизационного ареала 1, который мы вправе называть землёй своих отцов и дедов, то есть собственно Отечеством.

Подавляющее большинство народа, сформировавшегося на Юго-востоке Европейского континента в междуречье Дона и Днепра, считают себя по этнической принадлежности славянами, по национальной принадлежности русскими, по месту проживания – жителями Донбасса. И, несмотря на то, что народ Донбасса как этнонациональное сообщество начинает формироваться только в конце XVII – первой четверти XVIII века, история культурно-цивилизационного ареала Донецкого кряжа и Донецких степей уходит своими корнями в глубокую древность, в тот самый длительный период развития человеческого общества, который называется первобытнообщинным строем.

Первобытнообщинный строй –это первая в истории человечества общественно-экономическая формация. Для неё характерны:

- низкий уровень развития производительных сил;

- отсутствие общественного разделения труда;

- отсутствие частной собственности, классов и государства.

Экономическая жизнь первобытнообщинного строя характеризуется следующими чертами:

1) совместной собственностью первобытных коллективов на средства производства, в т. ч. и на территорию обитания (кормовую базу), что являлось естественной необходимостью;

2) коллективным трудом, который был малопроизводителен и направлен на собирательство и присвоение готовых продуктов природы;

3) уравнительным распределением средств существования.

Появление общественного разделения труда и усиление развития производительных сил, возникновение частной собственности и экономического неравенства между отдельными членами общины означали разложение первобытнообщинного строя, на смену которому пришло классовое общество – рабовладельческое.

Одной из наиболее распространённых периодизаций первобытнообщинного строя как первой исторической формации является археологическая. Если представить себе первобытнообщинный строй на часах, то он займёт практически весь циферблат. Всё, что было после, может уместиться на последних трёх минутах.

Археологическая периодизация первобытнообщинного периода предусматривает деление её на:

 

Палеолит – древний каменный век.

Ранний палеолит – от появления человека до 150 тыс. лет назад.

Тип человека архантроп. Первым архантропом считается так называемый Homo habilis – « человек умелый», он же высокоразвитый австралопитек или первый представитель рода Homo.Следующий тип архантропа – это Homo rudolfensis, то есть « человек старейший », переходная ступень от человека умелого к эректусам. Следующий – это Homo ergaster, то есть «человек работающий», ископаемый вид людей, появившийся в Африке 1, 8 млн. лет назад в результате эволюции Homo habilis или Homo rudolfensis.

 

Человек прямоходящий

 

Предполагается, что эректусы появились в Восточной Африке и уже 1, 8 миллионов лет назад через территорию Ближнего Востока широко распространились по Евразии вплоть до Китая. Костные остатки эректусов были найдены в том числе и на Русской равнине и Кавказе. В частности, на Русской равнине, стоянки и орудия эректусов обнаружены в Воронежской, Калужской, Тульской и Волгоградской областях. Эректусы также были распространены в Восточной и Средней Сибири, в Северо-Минусинской впадине, в Долине Енисея. До недавнего времени считалось, что эректусы вымерли около 300 тысяч лет назад, уступив место неандертальцам. Но последние находки свидетельствуют, что они на окраинах ареала могли дожить до прихода современных людей. Сейчас считается, что последние популяции эректусов вымерли вследствие извержения супервулкана Тоба в Индонезии 74 тыс. лет назад. Другие учёные считают, что последние питекантропы в Индонезии вымерли 27 тыс. лет назад.

Как бы там ни было, но установлено, что архантропы вышли из Африки через Переднюю Азию и Балканы в Европу.

Стоянки: Амвросиевская, у села Сидорово под Святогорском.

Социальная организация: первобытное стадо.

Способ хозяйствования: присваивающий – собирание ягод, плодов, съедобных корешков, падаль, примитивная охота, каннибализм.

 

 

Средний палеолит 150 – 35тыс. лет назад.

Тип человека – неандерталец.

 

Неандерталец

Стоянки: следы самых древних поселений в нашем крае относятся к среднему палеолиту и были выявлены еще в 1924 году на притоке Северского Донца – на речке Деркул, у села Веселогорье на Луганщине, на северо-западной окраине Макеевки, в Ханженково. В 1960 году археологическим отрядом Донецкого пединститута были собраны 550 кремней со следами обработки. Обнаружили их на левом берегу реки Осыки – притока реки Волчья, протекающей через село Александрову Марьинского района. Среди кремней 400 экземпляров оказались среднепалеолитического возраста. Все они были покрыты «сединой» древности – патиной, белым налетом, образующимся на поверхности кремня в результате воздействия разрушающих его сил природы. В Александровке было собрано много бросового материала: обломков, осколков, отщепов. Удалось собрать и несколько десятков орудий. Больше всего оказалось скрёбел в разных вариантах: угловое, продольное, поперечное, с упором для пальца. Здесь же были небольшие скребки, листовидное острие, миниатюрное рубильца.

 

 

Социальная организация: первобытное племя.

Способ хозяйствования: присваивающий, преимущественно кочевой, но собирательство уступает место коллективной охоте.

Орудия труда: каменные остроконечники, рубила, скрёбла, добывание огня, примитивная одежда и жилище.

Духовность: наскальные рисунки, мифологические представления и верования.

 

Поздний палеолит 35 – 11 тыс. лет назад.

Тип человека – кроманьонец.

 

 

Стоянки: следы стоянок позднего палеолита были выявлены на Северском Донце в сёлах Татьяновка, Пришиб, Богородичное. На юге Донбасса, в Приазовье в 1935 году открыли стоянку близ Амвросиевки, на склоне Казённой балки, впадающей в реку Крынка. Здесь удалось обнаружить стоянку и связанное с ней костище: огромное скопление костей зубров, гигантское кладбище животных. Большой интерес представляют и орудия, найденные в Амвросиевке. Среди них множество костяных наконечников копий, подтверждающих, что здесь жила группа охотников на зубров.

Социальная организация: родовая община, матриархат, формируется племенная организация и племенная иерархия.

Способ хозяйствования: преимущественно оседлый.

Орудия труда: каменные ножеподобные пластины, наконечники стрел и копий, обработка костей и рогов, выделка шкур.

Духовность: украшательство, формирование религиозных представлений и религиозного сознания.

Тотемизм – вера в общего предка.

Анимизм – вера в существование души и в духов.

Фетишизм – поклонение предметам неживой природы, вера в сверхприродные свойства вещей.

Магия – обряды, связанные с колдовством, вещевание, шаманизм, жречество, вера в способность человека общаться с потусторонними силами, с богами, вызывать природные явления.

Кроманьонцы унаследовали от своих предков большой деятельный мозг и достаточно практическую технологию, благодаря чему в относительно короткое время сделали существенный шаг вперёд. Это проявилось в эстетике, развитии общения и систем символов, технологии изготовления орудий и в активном приспособлении к внешним условиям, а также в новых формах организации общества и более сложном подходе к себе подобным. Жили общинами по 20 – 100 человек и впервые в истории создали поселения. У кроманьонцев, как и у неандертальцев, жилищем были пещеры, шатры из шкур, в Восточной Европе строили землянки, а в Сибири – хижины из каменных плит. Обладали развитой членораздельной речью, строили жилища, одевались в одежды из шкур. Жили родовым обществом, приручили собаку.

 

 

Многочисленные находки свидетельствуют о наличии культа охоты. Фигурки зверей пронзали стрелами, убивая таким образом зверя.

У кроманьонцев существовали погребальные обряды. В могилу клали предметы быта, еду, украшения. Мертвых посыпали кроваво-красной охрой, надевали сетку на волосы, браслеты на руки, на лицо клали плоские камни и хоронили в согнутом положении, в позе эмбриона.

По одной версии, кроманьонец является предком всех современных людей, появившись в Восточной Африке примерно 130 – 180 тыс. лет назад. Согласно этой теории, 50 000 – 60 000 лет назад они мигрировали из Африки на Аравийский полуостров и появились в Евразии. Одна группа быстро заселила побережье Индийского океана, а вторая мигрировала в степи Центральной Азии. Вторая группа стала предками кочевых народов и большей части ближневосточного и североафриканского населения. Миграция от Чёрного моря в Европу началась примерно 40 – 50 тыс. лет назад, предположительно через Дунайский коридор. 20 тыс. лет назад вся Европа уже была заселён.

По другой версии, современные представители негроидных и монголоидных рас формировались автономно, а кроманьонцы распространялись по большей части только в ареале неандертальцев (Северная Африка, Ближний Восток, Средняя Азия, Европа). Первые люди с кроманоидными чертами появились 160 000 лет назад в Восточной Африке (Эфиопия). Покинули её 100 000 лет назад. В Европу проникли через Кавказ до бассейна реки Дон. Миграция на Запад началась приблизительно 40 000 лет назад, а уже через 6 тысяч лет появилась наскальная живопись в пещерах Франции.

 

 

Остроконечники, Европа

 

 

 

Бурдюг

Indo-European expansion

Схема миграций индоевропейцев – в 4000 – 1000 гг. до н. э. в соответствии с «курганной гипотезой». Розовая область соответствует предполагаемой прародине индоевропейцев – самарская и среднестоговская культуры. Оранжевая область соответствует территории расселения носителей индоевропейских языков к 1000 году. до н. э.

 

К индоевропейцам относится больша́ я часть современного человечества, ими и родственными им являются многие древние, вымершие и существующие сейчас народы: армяне, лидийцы, балты, германские народы, греки, иллирийцы, индийцы, иранцы, италики, кельты, славяне, тохары, фракийцы, фригийцы, хетты. К славянам относятся современные белорусы, болгары, лужичане, македонцы, поляки, русские, сербы, словенцы, словаки, украинцы, хорваты и чехи, а также в настоящее время онемеченные и полонизированные полабские и поморские славяне. Все индоевропейские народы принадлежат к различным типам европеоидной расы. Индоевропейцы – это общность исключительно языковая. За исключением языкового родства, их не связывает больше ничего.

Модели происхождения индоевропейцев можно условно разделить на европейские и азиатские. Из европейских наиболее распространённая среди лингвистов и археологов курганная гипотеза предполагает, что прародиной индоевропейцев была территория Северного Причерноморья в междуречье Днепра и Волги, а сами они представляли собой полукочевое население степных районов современных востока Украины и юга России, жившее в этих местах в V – IV тыс. до н. э. С предками индоевропейцев обычно идентифицируется население, относящееся к среднестоговской, самарской и ямной культурам. В дальнейшем в связи с переходом этих племён к бронзовому веку и приручением лошади начались интенсивные миграции индоевропейских племён в различных направлениях. При этом происходила языковая ассимиляция индоевропейцами местного доиндоевропейского населения, что приводило к тому, что современные носители индоевропейских языков значительно различаются по расово-антропологическому типу.

 

Острорёберный сосуд

С поздней срубной культурой многие исследователи связывают племена киммерийцев, упоминаемые античными и переднеазиатскими письменными источниками. Это первый народ на территории нашего края, зафиксированный письменными источниками.

Социальная организация: из рода и племени обособляется так называемая «малая семья», то есть муж, жена и дети. Что привело к возникновению семейной собственности. Появляются и общественные слои-страты: правящая верхушка – вожди и жрецы, воины и работники.

Способ хозяйствования: ремесленничество, земледелие и скотоводство. Племена эпохи бронзы употребляли также растительные нитки из дикой конопли, дикого льна и крапивы. Из них плели веревки для хозяйственных нужд, сети для рыбной ловли, ими шили одежду.Судя по обнаруженным в погребениях остаткам обуви, она была кожаной, без каблуков, шилась сухожильными нитками и стягивалась шнурочками около щиколоток.

 

 

История Отечества

Мультимедийный курс

Составитель: Советник Министра иностранных дел ДНР

декан международно-правового факультета ДонЮА


Поделиться:



Популярное:

  1. A fishmonger’s – рыбный отдел
  2. B. 1. В США говорят по-английски. 2. Эта сумка сделана из кожи. 3. Окно разбито. 4. Владимир был построен в 10 веке. 5. Масло и сыр делают из молока. 6.Этот дом был построен моим дедом.
  3. ER-модель и ее отображение на схему данных
  4. F. Дела челобитчиковы. - Условный критерий частноправного отношения. - Безразличие методов процедирования. - Екатерининская эпоха. - Единство в праве. - Судебная волокита
  5. I ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
  6. I. Выделение (узнавание) звука на фоне слова
  7. I. Определите значение терминов, сгруппируйте их по темам.
  8. I.Социалистическая индустриализация. Проблема накоплений и переход к административным метода.
  9. II Раздел «Физическое здоровье»
  10. II. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
  11. II. Делай благо (твори добро)
  12. II. Однородные члены предложения могут отделяться от обобщающего слова знаком тире (вместо обычного в таком случае двоеточия), если они выполняют функцию приложения со значением уточнения.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-17; Просмотров: 1189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.029 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь