Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Истоки этнологической науки.



Истоки этнологической науки.

Принято считать, что этнология как самостоятельная наука сложилась около середины ХІХ века. В это время вошло в оборот особое обозначение этой науки – «этнология». Возникают первые научные общества, ориентированные на эту науку. В 1839 году было создано Парижское этнологическое общество, в 1842 – Американское этнологическое общество, в 1843 – Английское этнологическое общество. В России в 1845 году было создано Русское географическое общество, имевшее 2 отделения – географическое и этнографическое.

Для появления этой новой науки были свои и общественно-политические и чисто идеологические условия. Одно из них состоит в том, что государства Европы обзавелись к тому времени обширными Азиатскими колониями с из разноплеменным населением и этим населением нужно было как-то управлять, а для этого нужно было что-то о них знать. И уже ощущался недостаток сведений о неевропейских народах, ощущалась потребность как-то обобщить, осмыслить эти сведения и привести их в систему.

Не менее важным было и другое обстоятельство. Сделавшее возможным зарождение новой науки – науки о человеке и его культуре. Это успехи естественных наук и победа в этих науках идеи эволюции. Но первые успехи вычленившейся этнологии были возможны лишь потому, что задолго до этого, за века люди накапливали шаг за шагом этнологические знания.

 

Этнографические знания на Древнем Востоке и в Античном мире.

Древний Египет.

Уже с первых времен появления письменность у народов древности в письменных памятниках начинают отражаться и некоторые знания о народах соседних стран. В самых ранних египетских текстах, относящихся к эпохе Древнего царства – летопись на «Палермском камне», надписи на гробницах царей и вельмож – есть доказательства знакомства египтян с жителями стран вверх по Нилу (Кум, Иам и др.), а в северо-восточном направлении – с племенами Сирии, Палестины, Аравии. На стенах гробниц пирамид эпохи ІY династии изображены фигуры людей разного расового типа – ливийцы, негры и др.

В эпоху Нового царства завоевательные походы царей ХУ111 – ХХ династий столкнули египтян с еще более широким кругом народов, живущих от Ливии на западе до Малой Азии на востоке. В победных надписях царей перечисляются завоеванные страны, захваченные пленные и другие.

Такой же почти целиком официальный тон имеют сведения о народах, содержащихся в памятниках древнего Междуречья (Месопотамия и Иран). Это главным образом победные надписи и хроники царей – от древнешумерских до ассирийских, содержащие упоминание о покоренных странах.

Совершенно особняком в ряду других письменных источников Древнего Востока стоит Библия – источник, где этнографические сведения не только очень обильны, но и весьма своеобразно систематизированы и осмысленны. Библия представляет не один памятник, а целую коллекцию литературных произведений разных жанров, составленных в разное время между 13 и 5 веками до н.э. и лишь около 5 в. сведенных в единый канон. Все или почти все известные европейские народы в Библии рассматриваются как потомки прародителей, происшедших от общих предков – Ноя и его сыновей, спасшихся во время потопа. Эта генеалогическая схема изложена в 10 книге Бытия. Она представляет собой всемирно-историческую концепцию, связывая родством все известные в то время народы, выводит их от общих предков. Все приведенные имена прародителей трудно считать именами реальных исторических лиц, но и нельзя считать их, как это делали сторонники мифологической школы, мифологическими образами, олицетворяющими небесные явления. Имена эти – явно обозначения родоплеменных групп: Ассур – ассирийцы, Арам – арамеи (армяне), Ханаан – ханаанцы, Евер – евреи и т.д.

Общий вид схемы таков: все люди – потомки единой прародительской пары, все они происходят от общих предков, единственных человеческих существ, оставшихся после потопа. Эта теория единства человеческого рода и прямых родственно-генеалогических связей между народами дополнялась и религиозной идеей монотеизма: единый Бог – творец мира и создатель всех людей.

 

Древняя Греция.

Самые ранние памятники Древнегреческой литературы – поэмы «Илиада» и «Одиссея». Написаны эти поэмы еще до начала великой греческой колонизации, в то время материальный и умственный горизонт греков был ограничен тесным кругом в Восточном Средиземноморье от Малоазийского побережья до запада Балканского полуострова, от Фракии до Крита. Сама Греция не представляла тогда какого-либо единства, разбитая на множество мелких городов и сельских общин. Великий поход под Трою (ок. 1200) объединил на время эти общины. Во второй песне «Илиады» в знаменитом «каталоге кораблей» перечисляются эти общины и их объединения: беотийцы, афиняне, аргосцы, аркадцы и т.д. в сознании автора поэмы все они представляют собой нечто этнически общее – это все были ахейцы или данайцы или аргивяне.

Несколько позднее составлена «Одиссея». Она раздвигает этот мирок не слишком сильно, притом исключительно в западном направлении.

Ненамного шире горизонт в поэмах Гесиода (кон.1Х до н.э.). упоминаются эфиопы, ливийцы, «доители кобылиц» скифы, жители Египта пигмеи, троглодиты, люди-собаки.

Целой энциклопедией историко-географических знаний середины У в.до н.э. стало сочинение Геродота «История» в 9 книгах, посвященное истории греко-персидских войн. Общая концепция Геродота – извечная вражда между Востоком и Западом, между варварами и эллинами. Это столкновение имело четкий социальный смысл: в Азии вечно господствовал деспотизм, рабство всех перед царем, на западе – свободолюбие. И вот свободные люди хотя и более малочисленны, отстояли свою свободу.

В большинстве случаев Геродот без всякой проверки передает любые слышанные им рассказы от вполне здравых до самых фантастических. Среди таких – сообщение о народах западной части Ливии, где живут люди с песьими головами, люди безголовые с глазами на груди. Большей доли трезвости отличаются сведения Геродота о народах близких к Греции. Чем дальше, тем больше сказочных мотивов.

Демокрит (У – 1У вв до н.э.).

Одно из самых широких обобщений, сделанных в древнегреческой литературе было сделано Демокритом из Абдеры (У – 1У вв. до н.э.). Он выдвинул концепцию развития человечества, которое получило это развитие в результате борьбы с природой. «Борьба с природой научила людей всему». Первые люди вели жизнь грубую и звериную. Так как звери беспокоили их, они научились помогать друг другу, и от страха собираясь вместе, люди осознали свое природное единство. От этих первых сборищ ведут происхождение народы. Благодаря опыту люди начинали делать различные изобретения.

Гиппократ (У в. до н.э.)

«О воздухах, водах и местностях» ок. 424г.

климат и природные условия влияли не только на организм человека, но и на психику и обычаи народа. Все различия между народами объясняются действием географической среды. Это то, что впоследствии начали называть «географический детерминизм».

В горах, местности высокой и неровной, где времена года сильно различаются, люди от природы рождаются как для труда, так и для храбрости. Натура их одарена дикими и зверскими нравами. На равнине же рождаются люди более для труда.

Позже концепция Гиппократа легла в основу школы диффузионизма.

Тит Лукреций Кар (99 – 55 гг до н.э.)

Поэт-философ, Рим. Его сочинение «О природе вещей» – единственное дошедшее до нас системное изложение материалистической концепции развития человечества периода античности. В поэме Лукреций касается проблем происхождения материи, движения, пространства, зарождения жизни на земле и т.д. в 5-й книге поэмы философ предлагает концепцию антропогенеза – описывает переход от дикого состояния к цивилизации.

 

 

Лекция №4.

Льюис Морган (1818 – 1881).

1851 «Союз ирокезов»

1877 «»Древнее общество»

основные идеи – именно род был первичной клеткой всех первобытных обществ. История человека прошла 2 больших периода: ранний – социальная организация основана на родах, фратриях и племенах; и поздний – организация политическая, основана на собственности. Род – один из древнейших и наиболее распространенных учреждений человека. Тэйлор отталкивался от идеи материнского счета родства. Заявлял, что первичен – материнский род, чему нашел блестящие доказательства на основании изучения быта ирокезов.

1871 – «Системы родства и свойства»

история человечества делится на этнические периоды - период дикости, варварства и цивилизации.

 

 

Кон.Х1Х – нач. ХХ в.

1890 год принято считать началом нового этапа в истории этнологии. Появляются кадры профессионально подготовленных ученых-этнологов, в основном концентрировавшихся в музеях. Возникают многие этнографические музеи, журналы, появляется обширная литература, на мировой этнографической карте к 14 году остается совсем мало белых пятен.

Это стимулировало развитие масштабных этнологических исследований. Происходит корректировка схем, предложенных эволюционистами. Ряд исследователей посвящают свои труды истории семьи и брака.

 

Конрад Старке

1888 – «Первобытная семья, ее возникновение и развитие»

Старке критикует Моргана. Он утверждает, что основа общества – семья, которая строилась на общности хозяйства, а не кровном родстве. Семья базируется не на взаимном биологическом влечении полов, а именно на хозяйственных связях. Старке выступает против первенства матриархата и считает, что парный брак существовал всегда.

 

Из новых проблем, которые начали исследоваться в этот период нужно назвать историю хозяйства и экономических отношений.

Эдуард Хан (1856 – 1828)

Немецкий географ и зоолог. Хан критикует трехступенчатую схему развития человечества (охота – скотоводство – земледелие).

1896 «Домашние животные и их отношение к хозяйству человека»

1. древнейшая стадия человеческого хозяйства – собирательное хозяйство

2. примитивное земледелие

3. одомашнивание животных и скотоводство.

Это более трудная проблема. Одомашнить животных могли только земледельцы с их устойчивым укладом. Древнейший вид скотоводства – крупный рогатый скот – одомашнен не по утилитарным, а по религиозным причинам. Луна – божество, связанное с женским началом и с плодородием. То же – корова, поскольку коровьи рога – в форме полумесяца. Крупный рогатый скот – священное животное богини луны. Постепенно крупный рогатый скот стал размножаться и люди стали употреблять в пищу молоко. Религиозные мотивы лежали и в основе изобретения плужного земледелия – ритуальное оплодотворение земли.

 

 

Джэмс Фрэзер (1854-1941)

Английский этнолог и фольклорист

«Золотая ветвь»

главная идея – общая концепция о последовательности стадий умственного развития человечества.

1. Магия. Человек верит в свою колдовскую силу, способную вызывать и прекращать дождь.

2. Религия. Человек разуверился в своем могуществе, стал приписывать эту силу духам и богам, к которым стал обращаться с молитвой.

3. Наука. Человек делает вывод, что не он сам, не боги управляют ходом вещей в мире, а законы природы.

 

 

Диффузионизм.

 

Диффузия – разлитие, растекание (из физики). Как научное направление в этнологии оформился в начале ХХ века. Основная идея диффузионизма состояла в сведении всей истории человечества к явлениям контакта, столкновения и переноса культур. Культура распространяется через контакты между народами – через торговлю, завоевания, переселения и т.д. диффузия признается главным содержанием исторического процесса. Диффузионизм возникает как отрицание эволюционизма. Была сделана попытка снять, упразднить само понятие эволюции, исторического прогресса, заменить его понятием культурной диффузии, то есть, пространственного перемещения культурных объектов.

Лео Фробениус (1873 – 1928) нем.

Для Фробениуса характерно биологическое понимание культуры как особого организма.

«Происхождение африканских культур» – 1898

в этой работе он пытается выделить культурные провинции, «круги» в пределах Африки – характеризуются рядом признаков, в основном из материальной культуры.

Культура для Фробениуса – органическое существо, которое развивается, живет как живой организм – переживает рождение, детство, зрелый возраст, старость и смерть. Культуры не создаются людьми. Человек скорее продукт культуры, чем ее творец. Культура растет сама по себе. Роль личности в истории – ничтожна. Например, империю Наполеона создала не личность, это был результат уже накопленной «силы экспансии». В сходных условиях географической среды рождаются сходные культуры. Культуры нуждаются в питании. Пища для них – это охота, рыболовство, земледелие – хозяйство человека. Как организм культура может быть перенесена на другую почву и иных условиях ее развитие направится в другую сторону.

Фриц Гребнер (1877 – 1934)

Концепция культурных кругов. Изучал материальную культуру народов Австралии и Океании. Пришел к выводу, что там существует 6-8 отдельных и самостоятельных культурных кругов, каждый из которых состоит из 5-20 элементов культуры. Сходные явления, где бы они не встречались, Гребнер объясняет принадлежностью к какому-то одному культурному кругу и происхождением из одного центра. Эти круги – чисто кабинетный домысел, который не соответствует реальным фактам.

Под прямым влияние гребнерианства находилась так называемая Венская школа. Ее представитель –

Вильгельм Шмидт (1868 – 1954).

Католический патер. Отталкивался от 3 оснований –

1. концепции о культурных кругах

2. зоологической идеи о том, что все виды животных происходят от малых форм. Поэтому самая архаическая культура – культура низкорослых народов, пигмеев

3. идея о всеотце. Древнейшие формы культуры отличались наличием представлений о едином Боге – создателе мира и людей. Это был моральных образ, предмет религиозного почитания. Более грубые формы верований – анимизм, фетишизм еще отсутствовали. Более поздние культуры принесли с собой элементы более низменных и грубых представлений, заменили чистый образ Бога. Поэтому у современных народов Бог в смешанном виде.

 

Главный недостаток диффузионизма – отрыв явлений культуры от их создателя – человека и народа

- чисто механическое восприятие культуры как набора мертвых вещей

- представление о культуре как о живом организме

- идея об однократном возникновении культуры и расселении ее по земле

но отправная точка диффузионизма верна – конкретные культурные связи между народами.

 

Функционализм.

 

Основателем функционалистского направления был Бронислав Малиновский (1884 – 1942). Малиновский, поляк по национальности, изучая в университете физику и математику, заинтересовался под влиянием «Золотой ветви» Фрезера этнографией и историей культуры. В 1914 году он отправился в научную экспедицию в Австралию, где его застала первая мировая война. Малиновский провел два с половиной года на Новой Гвинее, где мог беспрепятственно заниматься полевой этнографией.

Существенные черты функционального метода видны уже в первых трудах Малиновского «Туземцы Маилу», «Преступление и обычай в дикарском обществе» и т.д. Главное требование этого метода – рассматривать быт и культуру любого данного народа как единое целое, как систему взаимосвязанных частей, где каждая часть выполняет свою определенную роль, свою функцию. Центральное место в научном мировоззрении Малиновского занимает понятие культура. Он понимает культуру как своего рода биологическое явление. Культура основана на биологическом базисе: человек есть животное и потому первая задача, которую он решает – это удовлетворение биологических потребностей. Человек добывает пищу, топливо, делает себе жилище, одежду и т.д. Тем самым человек создает для себя как бы новую, вторичную, производную среду. Эта среда и есть культура. Но ее необходимо постоянно поддерживать и воспроизводить. Таким образом создается культурный стандарт.

Рассматривая культуру как более или менее статическую систему, Малиновский в то же время не отрицает и заимствований новых культурных черт.

Понятие, которое служит первым подходом к пониманию организованного поведения людей – это потребности. А удовлетворение потребностей и способы этого удовлетворения – функции. Критики Малиновского справедливо указывали, что одинаковость элементарных человеческих потребностей (питание, размножение и т.д.) едва ли может служить объяснением крайнего разнообразия типов и форм культуры у разных народов. Сторонники утверждают, что потребности одинаковы, но способы удовлетворения – различны.

Малиновский критикует прежние этнографические концепции, особенно резкой критике подвергает он метод пережитков Тэйлора. В действительности пережитков вообще не существует, а есть явления культуры, которые приобрели новую функцию вместо прежней. Автор приводит некоторые примеры. Конный экипаж среди множества автомашин на улицах Лондона. Автомобиль устаревшей марки. Камин в доме с центральным отоплением.

Не менее остро критикует Малиновский диффузионистов. Главная ошибка диффузионистов в том, что они понимают культуру как кучу мертвых вещей, а не живое органическое целое.

 

Вторым основоположником функционализма считается обычно Альфред Реджинальд Радклиф-Браун (1881 – 1955)

Всю область антропологии самом широком его понимании как науки о человеке и человеческой жизни во всех ее аспектах Радклиф-Браун делил на три части: человеческая биология, доисторическая археология и «изучение языков и культур неевропейских народов и особенно народов без письменной истории». Последнее, то что совпадает с тем, что называется этнологией Радклиф-Браун разделил на две области, как бы на две науки, каждая со своим специфическим методом. Он называл их соответственно этнология и социальная или культурная антропология. Этнологией он предлагал называть конкретно-историческое изучение отдельных народов, их внутреннего развития, культурных связей между ними. Задача же социальной антропологии – не реконструкция конкретной истории отдельных народов, а поиски общих законов социального или культурного развития. Эта наука пользуется индуктивным методом, аналогичным методу естественных наук. сущность индуктивного метода – генерализация, которая применима и к изучению культурных явлений.

Одна из самых позитивных идей Радклиф-Брауна в том, что базовые данные антрополога – факты социальной жизни проверяются самим ученым в результате непосредственного контакта с изучаемой областью.

Акцент на современный образ жизни и современное положение народов логически приводили к тому, что труды Малиновского и Радклиф-Брауна получили не только чисто познавательное, но и большое практическое, прикладное значение. Вообще говоря, идея о прикладном значении этнографии или антропологии появилась как раз после первой мировой войны. И это не было случайностью. Система колониализма начала шататься. Для ее подкрепления колонизаторам понадобились добавочные средства и новые идеи. Шире стала применяться система «непрямого управления», при которой роль низовой администрации была возложена на местных племенных вождей. А это требовало внимательного изучения традиционного положения вождей и других носителей туземной власти: на чем основывался их авторитет? Какие они несут общественные функции?. Колониальные власти стали больше поглядывать на работы этнологов, чтобы через них ближе познакомиться с внутренней жизнью колониальных народов, поучиться лучше ими управлять. Концепция функционализма, целиком повернутая к современности, гораздо больше пришлась кстати колониальной администрации, чем старое эволюционистское направление, интересовавшееся только пережитками прошлого, чем диффузионизм, занимавшийся лишь миграциями элементов культуры. И совсем не случайно уже с 1920-х годов в разных странах Британской империи начали устраиваться для будущих колониальных служащих специальные лекции по антропологии, которая преподавалась в функционалистском духе.

 

Американской этнологии

 

С середины 30-х годов развитие американской этнологии шло почти целиком под знаком идей Франца Боаса. В дальнейшем работы американских этнологов принимают новое направление. Самой влиятельной школой стала этнопсихологическая, возглавляемая в те годы Абрамом Кардинером. Ее наиболее известные представители – Эдуард Сепир, Рут Бенедикт, Ирвинг Халлоуэл и др.

Основные черты этнопсихологического направления:

- возвращение к индивидуальной психологии и разработка понятия «личность» как основного компонента, первичной единицы общества, определяющей его структуру

- особый интерес проявляется к процессу формирования личности, развитию ее в детстве

- особый акцент делается на изучение сексуального поведения человека.

Для представителей этнопсихологической школы культура – не более чем абстракция, даже скорее фикция научного исследования. подлинной первичной реальностью является индивид, личность, а потому с изучения личности и следует начинать исследование культуры каждого народа.

Лидер – Абрахам Кардинер

Психолог, психотерапевт.

На ребенка с первых дней воздействует социальная среда, прежде всего способы ухода за детьми, способы кормления, ношения, пеленания, обучения ходьбе, речи, приемам гигиены и т.д. Все это программирует дальнейшее поведение человеческой личности и общества в целом.

У каждого общества свои способы ухаживания за детьми. Так как именно они определяют поведение человека, то у каждого общества специфическая модель поведения. В качестве примера приводит жителей острова Аор. Основа экономики острова – земледелие, занимаются им женщины, вследствие чего ощущается недостаточный уход за детьми и у детей формируется чувтсво недоверия и вражды к матери. Базовые черты этого общетва – подозрительность, недоверие, ксенофобия, отсутствие высоких идеалов и т.д.

Аорцев сравнивает с североамериканскими команчами. У них хозяйственной деятельностью занимаются мужчины, женщины ведут домашнее хозяйство, базовые черты личности – совсем другие.

 

Маргарет Мид (1901 – 1978).

Ученица Боаса и Рут Бенеликт, ученый и общественный деятель пацифистского, антирасистского феминистического движения.

Исследовала этнографию детва – законы развития. Воспитания детей в зависимости от образа жизни различных народов. Она стремиласьдоказать, что общепринятые представления о возрастных циклах, о неизбежности так называемых переходных периодов в жизни человека неверны, они связаны с принятой в цивилизованном мире практикой воспитания детей и подростков. Работы М.Мид разбивают обычные представления о возрастных циклах. Так, она показывает на примере культуры жителей Самоа, что психологические изменения, которые якобы всегда сопутствуют периоду полового созревания, могут вообще отсутствовать, а конфликт поколений – вообще не более, чем черта, присущая западным культура.

Маргарет Мид исследуе проблемы пола – законы дифференциации мужской и женской социальных ролей, поло-возрастное разделение труда и т.д. На примере ряда народов она показала условность наших представлений о мужских и женских чертах характера, материнских и отцовских ролях в воспитании детей. Таким путем М.Мид доказала уникальность различных культур.

 

Структурализм.

Клод Леви-Стросс

 

Еврей, живший во Франции. Блестящий теоретик и полевой этнограф. работал среди племен Южной Америки, Амазонки, в одном из самых сложных регионов

«Печальные тропики». Исследовал принципы брака, правила родства, ритуалы, тотемизм, маски как знаковую систему особого рода.

Леви-Стросс анализировал не конкретное общество, а социальные институты докультурного состояния. Особую популярность его работы приобрели благодаря особой методике анализа. В этой методике Леви-Стросс опирался на работы Фердинанда де Сессюра – основоположника структурной лингвистики. Это направление и сейчас считается одним из наиболее разработанной и математически строгой системой гуманитарных исследований. Исследуя разнообразные явления культуры, Леви-Стросс к выводу, структура общества – неизменна, что является отражением извечных свойств человеческого сознания. Наиболее общая унисерсальная структура культуры – бинарная оппозиция – природа-культура, небо-земля, мужчина-женщина. Наиболее общая бинарная оппозиция, отражающая картину мира в еее традиционном понимании – свое-чужое, тот-этот свет. Бинарные оппозиции Леви-Строс употребил и для периодизации истории общества – общество холодное и горячее. Холодное общество традиционно по своему характеру, ориентировано на устойчивое воспроизведение примитивного уровня жизни. Горячее общество стремится потребить больше энергии и информации, история становится действующим фактором развития. Но во всех общественных системах действуют универсальные законы культуры. Этим законам подчинено действие человеческого разума. Этот тезис находится в полном противодействии с концепцией Леви-Брюля, который говорил, что в примитивном обществе действуют свои системы коллективного мышления.

Учение Клода Леви-Стросса принято называть «французским структурализмом», в структурализме есть еще одно течение, называемое «английским» структурализмом, иногда его называют «структурным функционализмом». Это течение идет от Радклиф Брауна и косвенно от чистого функционализма Малиновского. Одним из известнейших последователей Радклиф-Брауна в Англии является Эдуард Эванс-Притчард – известный африканист, исследователь культур азанде, нуэров и других народов Африки. В этих исследованиях систематически применяется структуралистский метод. Понятие структуры пронизывает все научное мировоззрение Эванс-Притчарда. «Под социальной структурой, - пишет он, - мы разумеем отношения между группаи, обладающими высокой степенью устойчивости и постоянства. Семья, кстати, не принадлежит к числу этих групп, ибо она неустойчива и распадается каждый раз со смертью ее членов. Структуры образуют между собой своеобразную иерархию. Социальная структура народа есть система раздельных но взаимосвязанных структур. Есть особые системы возрастных классов, системы кровнородственных групп и все они объединяются в общую социальную систему. Для современной антропологии уже недостаточно оперировать такими понятиями как племя, клан, возрастной класс. Для дальнейшего прогресса науки необходимо пользоваться понятиями, обозначающими отношения, между ситуациями и отношения между этими отношениями.

После окончания второй мировой войны в Англии и США предпринимаются попытки возродить эволюционизм (Лесли Уайт) или модернизировать его в виде неоэволюционизма. Большинство концепций в зарубежной этнологии как правило недолговечны, получают временное распространение, но затем исчезают. Такой была школа конвергенции, популярная в 50-60-х годах в ряде стран Западной Европы и Америки.

Кратко остановимся еще на одной ветви науки о народах- народоведении. Получившей в свое время распространение в странах немецкого языка – Германии, Австрии и немецкоязычной Швейцарии, а также в странах зарубежной Восточной, Северной и Южной Европы. Истоки немецкого народоведения коренятся в романтической германистике, в придании особого значения всему истинно немецкому как носителю самых совершенных духовных, умственных, моральных и физических качеств. Народоведение как наука было прокламировано в середине Х1Х века в трудах швейцарского ученого Вильгельма Фридриха фон Лиля и вскоре приобрело множество сторонников в Германии, Австрии и Швейцарии. Во второй половине Х1Х века широкое распространение получило выработанное в народоведении учение о «национальной народной идеологии», которое приобрело в годы сложения Германской империи и последующие откровенную националистическую и шовинистическую направленность. Идеи народоведения стали одной из составных частей идеологии наиболее реакционно настроенных слоев общества Германии и Австрии, что особенно сказалось в годы перед первой мировой войной и в эпоху господства нацизма. Теоретические изыскания главарей нацизма и практическая деятельность гитлеризма строились в немалой степени на положениях немецкого народоведению связь народоведения с нацизмом ярко иллюстрируется возникновением в 30-х годах ряда обществ и кружков народоведения, во главе которых стояли крупнейшие деятели нацистской партии и СС. И хотя видные представители немецкого народоведения занимали нейтральные позиции, все же в их трудах нашли отражение идеи расизма, культа вождей и т.п. Тем не менее народоведением была проделана огромная работа по изучению этнографии немецкоязычного населения и опубликован обширный фактический материал. После окончания второй мировой войны стал вопрос о ликвидации народоведения как науки, тесно связанной с нацизмом, однако в политической обстановке Западной Германии послевоенного времени оно было быстро реабилитировано. С приходом в науку молодых сил в ФРГ, Австрии и Швейцарии возобновились исследования по народоведению. В ГДР народоведение и этнология объединились в одну науку, хотя в периодических изданиях и музеях сохранялось традиционное деление на этнологию и народоведение. Довольно широкий размах приобрели исследования в ряде стран по европейскому народоведению – изучению собственных и соседних народов.

 

Истоки этнологической науки.

Принято считать, что этнология как самостоятельная наука сложилась около середины ХІХ века. В это время вошло в оборот особое обозначение этой науки – «этнология». Возникают первые научные общества, ориентированные на эту науку. В 1839 году было создано Парижское этнологическое общество, в 1842 – Американское этнологическое общество, в 1843 – Английское этнологическое общество. В России в 1845 году было создано Русское географическое общество, имевшее 2 отделения – географическое и этнографическое.

Для появления этой новой науки были свои и общественно-политические и чисто идеологические условия. Одно из них состоит в том, что государства Европы обзавелись к тому времени обширными Азиатскими колониями с из разноплеменным населением и этим населением нужно было как-то управлять, а для этого нужно было что-то о них знать. И уже ощущался недостаток сведений о неевропейских народах, ощущалась потребность как-то обобщить, осмыслить эти сведения и привести их в систему.

Не менее важным было и другое обстоятельство. Сделавшее возможным зарождение новой науки – науки о человеке и его культуре. Это успехи естественных наук и победа в этих науках идеи эволюции. Но первые успехи вычленившейся этнологии были возможны лишь потому, что задолго до этого, за века люди накапливали шаг за шагом этнологические знания.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 1980; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.056 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь