Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СЕМЬЯ В НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЯХ



Отношения между полами

Взаимоотношения полов в рамках НРД могут принимать совершенно разные формы: от безбрачия, соблюдаемого обществом Брахма Кумарис, до промискуитета, поощряемого движением Бхагвана Раджниша, и «революционного секса», практиковавшегося Детьми Бога, у которых половым актам (оправдываемым тем, что они происходят ради Иисуса Христа), велся счет, поскольку они использовались для привлечения в движение денег и новых приверженцев.1 Некоторые самые чудовищные сообщения о НРД касаются вовлечения в сексуальные ритуалы детей, что имело место в группах поклонников сатаны.^ Любого рода сексуальное насилие над детьми, безусловно, является серьезным преступлением, и обо всех таких случаях следует незамедлительно сообщать в полицию или местным властям.

Выше говорилось о двух полюсах, а между ними — широкий спектр. Так, адептам Международного Общества Сознания Кришны интимная близость разрешается только в браке и только с целью рождения ребенка. Семейные пары, не желающие иметь детей, воздерживаются от супружеских отношений, хотя могут жить вместе. Членам Церкви Объединения запрещено вступать в половые отношения с кем-либо, за исключением супруга, на брак с которым «благословил» сам преподобный Мун. Но и в этом случае они не могут начать супружескую жизнь ранее чем через 40 дней после церемонии. Были и такие пары, которым приходилось ждать разрешения по семь лет, а то и дольше.

В исследовании, охватившем 144 языческих культа в США, говорится:

Многие ведьмовские культы предполагают исполнение Великого Обряда - ритуального полового сношения между верховным жрецом и верховной жрицей, осуществляемого как часть религиозного действа в круге верующих... На некоторых таких сборищах, поскольку эти роли... переходят по кругу, каждый участник имеет ритуальное половое сношение со всеми остальными. Этот обряд может выполняться «по-настоящему» или «символически»... 47% [респондентов] считают ту или иную форму ритуального полового сношения вполне оправданной. При описании сексуальных действий, связанных с отправлением культа, они пользовались такими словами как «ритуальное», «символическое», «магическое», «сакраментальное», «священное» и «духовное». Только 17% ответили, что секс в языческих культах неприемлем, и 4% сказали, что половые сношения должны осуществляться только между мужем и женой. 1

Это исследование, однако, подверглось критике. Один известный специалист по ведьмам выразил сомнение в приведенных цифрах и заявил, что лишь очень небольшой процент людей, практикующих нео-языческое колдовство, в самом деле совершает Великий Обряд или какие-либо иные формы сексуальных магических действий, даже если многие из них и хотят этого (или хотят, чтобы люди верили в то, что они делают это регулярно).1

Чарльз Браун из Ассоциации «Пламя» заявил:

«Мы, Племя Бессмертных, находимся на ином сексуальном уровне по сравнению с теми, кто настроен помереть. Мы не гомосексуальны, не гетеросексуальны, не бисексуальны и не асексуальны. Мы — гермафродиты по природе».2

Другие движения, как, например, Церковь Сайентологии или буддийская секта «Нитирэн Шошу», ничем не выделяются в своей позиции по этому вопросу. Их адепты практикуют такие же половые отношения, как общество в целом. Совершенно очевидно, что реакция стороннего наблюдателя на сексуальную практику, принятую в том или ином НРД, будет зависеть от того, что этот наблюдатель считает «нормальным» и приемлемым. Один обеспокоенный отец жаловался, что с его сыном что-то явно не в порядке, так как, вступив в НРД, он перестал «спать с кем попало».

Можно утверждать, что сексуальное поведение человека — это его личное дело и никого другого оно не касается. Однако некоторые НРД дают повод для беспокойства в связи с распространением венерических заболеваний и проблемой нежелательных беременностей. Бывали случаи, когда впоследствии люди горько сожалели об абортах или стерилизации, сделанных по совету религиозного лидера. Многие, покинув НРД, испытывают чувство вины за свою былую невоздержанность, либо гнев или крайнюю тревогу, являющиеся следствием вынужденного подавления сексуальных эмоций во время пребывания в НРД. Бывают случаи, когда чувство вины или негодование возникают по отношению к сексуальному партнеру.

Брак

Во многих традициях, пришедших в западный мир с Востока, заботу о вступлении детей в брак берут на себя родители. Некоторые НРД восприняли практику выбора супругов для своих членов. Выбор брачных партнеров и массовые свадебные церемонии, проводимые Церковью Объединения, широко освещались средствами массовой информации. Следует заметить, однако, что мунист не только имеет право отказаться от партнера, которого ему предлагает лидер движения, но многие из них именно так и делают — либо в процессе «подбора пар», либо позже. Чаще всего партнер отвергается до свадьбы или, по крайней мере, до вступления в супружеские отношения.

Есть и другие движения, как например, Общество Сознания Кришны, в котором человек, занимающий авторитетное положение, может советовать рядовому члену, вступать ему в брак или нет, а если вступать, то на ком остановить свой выбор. Но этот совет может быть и не принят. Шри Матаджи, руководитель движения Сахаджа Йога, открыто заявляет, что ее ученики не могут сами выбирать себе супругов:

*... люди начинают выбирать себе спутников жизни в Сахаджа Йоге. Это не разрешается. Это не разрешается. Вы не можете портить свои Ашрамы, свои центры, превращая их в конторы поиска брачных партнеров... Во всех делах повседневной жизни вы - братья и сестры. И поэтому я всегда поощряю браки с людьми из другой страны или из другого центра...

Поскольку сейчас у нас впереди большое число бракосочетаний, хочу сказать, что большинство браков, заключенных таким образом, оказались «очень» успешными... очень плохо, когда вы самостоятельно решаетесь на такую вещь как заключение брака с представителем Сахаджа Йоги. Это таит в себе опасность. Я не хочу ничего говорить, но это добром не кончится, потому что это противоречит Богу. Полностью противоречит».'

Что же касается таких движений, как Растафари, смешанные в расовом отношении браки могут считаться нежелательными именно на религиозном основании, особенно при наличии детей. Один из обеспокоенных растов выразил свою позицию так:

«Как растафары, мы против всего, что не способствует целостности африканской расы у нас и за рубежом».2

Некоторые НРД не делают никаких заявлений или предложений относительно браков своих последователей, но в силу того, что люди часто выбирают партнера с близкими интересами и образом мыслей, неудивительно, что большинство членов новых религиозных движений находят себе супруга в самом движении. Известны случаи разводов и разрывов отношений, связанных с обращением или, напротив, выходом из движения одного из супругов. Подробнее об этом см. раздел «Смешанные браки».

Многие НРД резко отрицательно относятся к самой идее брака. По разным причинам и с различными последствиями Дети Бога, Последователи Раёля и Семья Мэнсона — все отринули институт супружества. В некоторых движениях, например: у Детей Бога, у последователей Раджнеша и Синанона, поощряется обмен партнерами.1

Отношение к женщине

Движение Нью Эйдж (Новый Век) и некоторые языческие группы, каждый по-своему, склонны подчеркивать важность, а иногда и первичность женского начала. Есть движения, например, Сахаджа Йога, в которых женщина является основателем и руководителем. Иногда после смерти женщины-основательницы движения положение лидера занимает мужчина. Так случилось в нескольких новых религиозных движениях Японии. Иногда женщина наследует главенствующую роль после ухода мужчины-руководителя. В настоящее время все руководители движения Брахма Кумарис — женщины, причем, как утверждается, основатель движения (ныне покойный) Дада Лех Радж неоднократно подчеркивал значение женской духовности и выражал полную уверенность в способности женщин быть руководителями.2 Женщина-пророчица Элизабет Клэйр руководила Универсальной Триумфальной Церковью после смерти мужа в 1973. Есть и другие движения, например, Программы ЛТД, в которых женщины занимают руководящее или высокое положение.

Однако многие движения (особенно пришедшие с Востока) воспринимают женщину как существо низшее, чья основная роль состоит в услужении мужчине, даже тогда (или в особенности тогда), когда официально они декларируют, что женщины «равны с мужчинами, но отличаются от них». Это означает, что мужчинам, находящимся на руководящих постах, включаяв их число мужей, женщины должны безоговорочно повиноваться, что иной раз используется как оправдание случаев физического и психологического насилия.

Дети

Обычно дети членов НРД получают не меньше любви и заботы, чем остальные. Случаев, вызывающих беспокойство, немного, но все же они есть. Из более чем девятисот человек, погибших при трагедии в Джонстауне, около 260 были дети. Иногда, как это бывает и при других обстоятельствах, дети получают скудное питание, плохо одеты или не имеют надежного жилья. Бывает, что они лишены медицинской помощи. Уже говорилось о вовлечении детей в сексуальные отношения. Говорилось о кровосмесительстве, в котором обвинялся лидер Детей Бога Давид Берг, использовавший в своих «Письмах Мо» Библию для оправдания инцеста и вовлечения детей в исследование половой сферы.\ И в то же время, хотя растление детей, безусловно, является основанием для серьезного беспокойства, как таковое его нельзя связывать исключительно с НРД, так как известны случаи сексуальных домогательств по отношению к детям и со стороны церковнослужителей традиционных христианских церквей.^

Иногда начинают распространяться кошмарные истории о вовлечении детей в сатанинские культы, включая рассказы о детях, положенных в гроб и подвергающихся мучениям, или о девочках, которых заставляли забеременеть, с тем чтобы потом использовать младенцев для ритуальных жертвоприношений.3 И хотя проверка показывает, что во многих, может быть, даже в большинстве случаев такие истории не имеют под собой основания или оказываются плодом мистификации, 4 если ребенок дает хотя бы малейший повод думать, что он может быть вовлечен в подобный культ, все должно быть подвергнуто тщательной проверке, при необходимости с привлечением полиции или местных властей. Даже если детали дела не подтвердятся, сам факт, что ребенок дает повод к подобным предположениям, свидетельствует о том, что он нуждается в помощи.

Исследование насилия, связанного с отправлениями культа (см. выше раздел «Насилие» ) проведенное Институтом изучения религии в Америке, показало, что тенденции к насилию могут питаться верой группы в необходимость жесткой дисциплины и приятием телесных наказаний как средства контроля над поведением. Общественное мнение было привлечено к этому вопросу после того, как одну женщину обвинили в неумышленном убийстве своего ребенка. Она принадлежала к небольшой группе Чернокожих Иудаистов «Колено Иудино», лидер которой выступал за суровую дисциплину и телесные наказания для непослушных детей. После этого дела Институт рассмотрел и другие сообщения о случаях насилия над детьми, собранные в качестве показаний против насилия в религиозных движениях. Выяснилось, что

«поводы для обвинений в насилии над детьми давали не нетрадиционные религии (т. е. те, которые в обыденном сознании отождествляются с сектами), а ряд консервативных евангелических христианских церковных групп».1

Эти группы имеют обыкновение санкционировать свои действия с помощью Библии, например, следующего отрывка из главы 12 Послания к Евреям св. апостола Павла:

6. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

7. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

8. Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы — незаконные дети, а не сыны. 11. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным чрез него доставляет мирный плод праведности.

Вера адептов некоторых НРД в то, что Божьей волей им поручено спасение мира или восстановление Царства Божия на земле, столь истова, что забыв об идеале, которым и является счастливая семья, где царит любовь между родителями и детьми, они призывают других принести в жертву сегодняшнее счастье своих детей ради исполнения Божьей воли, и в конечном итоге — ради создания лучшего мира для этих детей.1

Зачастую людей беспокоят вопросы, могут ли бабушка с дедушкой, состоящий в разводе родитель и другие близкие, не являющиеся членами данного движения, иметь нормальный доступ к ребенку, а также, какое воспитание получают дети в таких случаях. Собственно, суть вопросов заключается в том, будут ли детям сызмальства прививаться убеждения адептов данного движения и будут ли они до такой степени вовлечены в практику движения, что окажутся лишены того выбора, который в свое время был открыт для их матери или отца, пришедших в движение по своей воле. На самом деле известен ряд случаев, когда дети членов НРД, выросшие в движении, став взрослыми, оставляли его. Естественно, что многие родители бывают встревожены вступлением своих детей в НРД, но не надо забывать и тех случаев, когда дети, воспитанные строго в рамках религиозных убеждений родителей, бывают сильно обеспокоены фанатичным или «закрытым» характером родительской веры.

Очевидно, что если дети последователей НРД ходят в «нормальную» школу, то у их родственников меньше поводов тревожиться о «злоупотреблении влиянием» на них, чем если они посещают одну из нескольких школ, организованных НРД для детей своих членов. Ананда Марга, Дети Бога, Универсальная и Триумфальная Церковь, Международное Общество Сознания Кришны, Движение Ошо Раджниша, Сахаджа Йога, Школа Экономической науки, движение Трансцендентальной Медитации и Церковь Объединения имеют собственные школы, причем в некоторых из них вместе с детьми адептов могут обучаться и дети из обычных семей. В Великобритании все школы посещаются инспекторами службы Ее Величества и подлежат регистрации в Департаменте Образования и Науки при наличии хотя бы пятерых учеников старше пяти лет, и в Департаменте Социальных Служб, если в школе учатся дети младше пяти лет. Каждый, у кого возникает подозрение, что школа не соответствует стандарту, может подать жалобу.1

Проблема, о которой идет речь, не нова. Тот же самый и гораздо более трудный вопрос состоит в том, следует ли изолировать детей от их сверстников и от влияний современного индустриального общества. Это лишь еще больше подогревает дебаты, до какой степени родители имеют право воспитывать своих детей сообразно своим убеждениям. Обладая необходимыми условиями и определенными гарантиями, многие из которых уже назывались, британские родители по существующему закону пользуются таким правом.

ГЛАВА 8

ОБОСОБЛЕННОСТЬ

Особый язык

Во многих группах вырабатывается свой особый язык. Посторонний человек, который попытался бы понять докладную записку сотрудника Би-Би-Си или госдепартамента со множеством сокращений, скорее всего испытал бы чувство растерянности. Так же озадачен был бы студент-первокурсник, возьмись он прочитать диссертацию по социологии. Иногда использование новыми религиозными движениями особых понятий и терминов может — сознательно или бессознательно — способствовать отделению «своих» от «чужих» и усилению у первых чувства своей «особости», а возможно, и обособленности от тех, кто не является членом группы. Примером подобного языка, непонятного большинству посторонних, служит язык растафаров («язык души», «язык гетто» или «галлюциногенный язык»). Леонард Барретт предполагает, что речь Расты символизирует отождествление с другими страждущими.1 Однако человек, не принадлежащий к обществу растафаров, который попытается понять, о чем говорят между собой члены этой группы, скорее почувствует свою изолированность, чем близость с говорящими. В письменной форме этот язык понять несколько легче, но все равно хотя бы в ряде случаев придется довольствоваться домыслами.^ Непосвященного могут поставить в тупик жаргон и акронимы, используемые саиенто-логами. Открыв наугад «Дианетику» Л. Рона Хаббарда, читаем следующее:

В один прекрасный день вы получите кейс, который не будет иметь закупорок нигде на траке, который больше не будет интересоваться инграммами (кейсы апатии не интересуются ими в начале; клиры в самом верху тоже ими не интересуются, и тем самым создается определенный цикл, хотя клир и очень далек от апатии). Это кейс, который будет обладать всеми риколами, будет рассчитывать точно и не будет делать ошибок.1

Язык является средством, облегчающим или затрудняющим общение; кроме того, он используется для того, чтобы давать определения (в том числе и новые) действительности. Можно отказаться от привычных для данного языка значений, чтобы заставить мыслить по-новому тех, кто вообще склонен размышлять над сказанным. Подобную форму можно найти в коанах — туманно сформулированных вопросах, на которые нет рационального ответа. К ним обращаются в медитациях члены японской дзен-будди стекой секты Ринцай. Вот один из таких вопросов: «как звучит хлопок одной ладони? »

Мэнсон приводит еще один пример того, как совершенно обыкновенные слова лишаются привычного смысла. При этом возникает странная, непредсказуемая и обескураживающая ситуация:

Ты — мой отец, я — твоя мать, ты — моя жена, я — твоя сестра, ты — моя женщина, я — твое дерево... ты — моятрава, а я — твои ноги, ты — мой палец, а я — твой нос, ты — мое ничто, я — твое нечто, а вместе мы похожи.' Слова не имеют никакого смысла.2

Несовместимость убеждений

Иногда потенциальных адептов или их родителей интересует, совместимо ли вероучение движения с их собственными убеждениями. Священник также может задаться вопросом, не собирается ли группа, пожелавшая арендовать церковное помещение, проповедовать то, что прямо противоречит учению его Церкви.

Если следовать логике, то можно отметить, что в каждой вероучительной системе есть определенные аспекты, которые представляются несовместимыми с аспектами другой системы, или даже прямо противоречат ей. Следует признать, что многим системам верований присущи внутренние противоречия. В некоторых религиях Божественная Тайна воспринимается парадоксально. Право решать, какие верования совместимы с другими убеждениями или действиями, должно быть оставлено за самим верующим или организацией.

Одни НРД требуют, чтобы их члены неуклонно придерживались убеждений исключительно данного движения или общались только с его сторонниками. Другие, как большинство групп «Нового века» и «Человеческого потенциала», склонны допускать, что человек может исповедовать любую религию или же вообще не веровать и при этом оставаться членом, последователем или «учеником» их группы. В брошюре, знакомящей с деятельностью СУБУДа, утверждается, что

Человек не обязан во что-то верить. Все, что от него ожидается, это признавать свой опыт и доверять ему. Представители различных религий считают, что их вера только упрочилась, и практикуют латихан в полной гармонии друг с другом и с теми, кто вообще не признает религии.3

Иногда внутри основных религий есть сильные расхождения в оценке того, насколько то или иное движение «совместимо» с этой религией (так, например, обстоит дело с масонством).1 Не все христиане согласятся с тем, что метод трансцендентальной медитации можно отделить от его индуистского происхождения.^ Тем не менее движение ТМ может похвастаться наличием особой группы медитирующих христиан, «восприятие мира, человека и Церкви, которых является, по существу католическим». Члены этой группы дважды в год собираются на несколько дней с целью «способствовать более ясному пониманию христианами значимости ТМ для духовного роста».3 Помощник приходского священника Англиканской Церкви, который, как говорят, занимается ТМ уже 13 лет, заявил, что ТМ не противоречит учению Англиканской Церкви:

«Процесс трансцендентальной медитации прост и понятен. Нельзя сказать, что он связан именно с христианством; это может практиковать любой. Я нахожу, что ТМ укрепляет меня в моей христианской вере.4

Может быть и так: сначала обращенный считает, что его новая вера совместима с той, в которой он был воспитан, а потом обнаруживает, что от него требуется участие в какой-то практике, которая явно противоречит его прежним убеждениям. В' подобном случае движение может попытаться объяснить или оправдать эту практику таким образом, чтобы она выглядела совместимой с обеими системами верований. Такой пример приведен в исследовании Дэвида Ван Зандта, посвященном Детям Бога. Новообращенному было трудно примириться с нововведенной «стратегией вербовки» новых членов путем «кокетливой рыбалки». Он вырос в консервативной христианской семье и, с точки зрения своего воспитания, новую практику рассматривал как своего рода религиозный адюльтер. Рабочие записи Ван Зандта позволяют воссоздать следующий разговор между «пастырем» (лидером) и этим человеком:

Пастырь: После того, как ты спасен, единственным законом для тебя становится закон любви. Спасение освобождает тебя от других законов. Оно исправляет зло, причиненное Адамом. Церковь слишком осторожничает: девушка в церкви боится, что ты ее осудишь, если она протянет руку. Плохо быть чересчур осторожным. К примеру, Песнь Соломона — это та же порнография: она ведь, собственно, рассказывает, как заниматься любовью. Сомневающийся: Но ведь это прелюбодеяние. Пастырь: Это совершается в любви. Да, адюльтер здесь присутствует, но все зависит от мотива. Прелюбодеяние означает предательство супружества. Чтобы заниматься «кокетливой рыбалкой», нужно «иметь веру»... [Моя жена] знает, чем я занимаюсь... Партнеры в супружестве должны вместе принять решение... Любовная связь — это всего лишь похоть, ты хочешь только переспать с ней и уйти; в этом нет ничего духовного. Бог читает в твоем сердце и судит тебя по делам. Если ты пошел на это только ради похоти, Он тебя накажет. Это меняет все в корне, верно? Как истинный христианин, ты должен хотеть отдать все. Секс останется и на небесах, ведь все мы — Христова невеста.1

Немногие из тех, кто не относится к числу Детей Бога, согласятся с тем, что «кокетливая рыбалка» совместима с традиционным христианством. Очевидно, что «сомневающемуся» в этой ситуации было бы легче не согласиться с практикой «кокетливой рыбалки», если бы он еще не стал членом организации Дети Бога и не объявил публично о том, что он в целом принимает вероучение этого движения. Ван Зандт не сообщает об исходе дела в данном конкретном случае; вполне возможно, что сомневающийся решил покинуть движение. Однако объяснению пастыря, что значит «быть христианином», дополнительную весомость наверняка придавало не только то, что пастырь был к тому времени признанным авторитетом, но и то, что разговор происходил в присутствии других членов группы, которые, по всей видимости, были согласны с высказываемыми взглядами.

Мнения по поводу желаемой степени замкнутости того или иного вероучения расходятся. У Детей Бога и у групп консервативных христиан наблюдается тенденция к исключительности и замкнутости. Подобно членам многих других религий (древних и новых), они считают, что последователи того или иного вероучения должны придерживаться его основ, подверженность же влиянию иных идей несет опасность их вере. Возможно, они полагают, что открытость или диалог с другими системами верований ведут к компромиссу. Один из лондонских проповедников «Церкви Христовых евангелистов» объяснял снижение числа прихожан «старых» христианских церквей главным образом как результат

либеральной теологии: критика Библии подорвала ее авторитет, поставила больше вопросов, чем дала ответов, и резко уменьшила число прихожан;

[и] экуменического движения: в деле организации, требований к членам и даже в отношении доктрины Церкви все больше берут пример с деноминации.

Проповедник приходит к заключению:

...если мы будем неуклонно следовать «высоким путем» и «узким путем», Церкви Христа вновь смогут подняться по «пути наверх».2

Для представителей же других религий (древних и новых), чем больше система открыта для альтернативных толкований или перспектив, тем больше она приветствуется. Ратующие за открытый подход могут говорить о наличии «множества путей» в таких вопросах, как понимание или прославление Бога, правда или духовная природа человека. Возможно, они считают, что кажущиеся различными на «низком уровне» такие подходы являются взаимодополняющими и в конечном счете ведут к более широкому или более глубокому пониманию на «высоком уровне». Такие люди, вероятнее всего, одобрят и, возможно, поддержат межконфессиональный и межрелигиозный диалог.

Здесь не место оценивать относительные достоинства богословской открытости или замкнутости. Тем не менее важно уяснить, в какой степени НРД могут потребовать от своих членов прекратить общаться с не-членами, — явление, которое иногда (хотя и не обязательно) связывают с богословской замкнутостью.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.034 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь