Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


И последние, личные замечания



Возможно, слова о том, что все мы не похожи, и что у каждого свой жизненный опыт, звучат банально. И тем не менее одним из важных последствий этого простого факта является то, что разные люди интерпретируют одну и ту же ситуацию по-разному, и по мере возрастания разнообразия в обществе жизнь для разных людей приобретает разный смысл. Но в современном обществе все взаимозависимы, человек не остров в океане. Нравится нам это или нет, мы живем вместе и должны считаться друг с другом, хотя бы до определенной степени. Иногда недоразумение можно разрешить, выяснив факты, или с помощью диалога, однако всегда будут существовать и

неустранимые разногласия. Некоторые последователи новых религиозных движений, а также кое-кто из их оппонентов предпочли бы, чтобы общество более жестко контролировало выбор своими гражданами идеологии, да и вообще образа жизни. Другие считают, что не должно быть никакого контроля над людьми, чем бы те ни занимались. Я полагаю, что, если мы хотим защитить свою свободу, нам необходимо твердо поддерживать очень тонкое равновесие. Мы должны признавать права каждого человека, убедившись в том, что они не ущемляют прав других людей. Заблуждения о возможности разрешения всех трудностей с позиции силы непозволительны. Также нелепо думать, что, если трудностей не замечать, они исчезнут сами собой.

Хотя в изложении «фактов» я старалась по возможности придерживаться объективной и взвешенной точки зрения, все же это мое частное мнение. В заключение позволю себе еще одно замечание частного характера. Я не согласна с тем, что в процессе совершенствования личности можно достигнуть идеала. Равным образом я не согласна с тем, что если наше общество не являет собой лучший из миров, то оно непременно являет худший. Не будучи совершенными, люди в одних условиях ведут себя более достойно, чем в других: обнаруживают больше честности, ответственности и уважения к чувствам и благополучию окружающих.

Заранее обреченные на провал попытки создать совершенного человека или совершенное общество (вместо того, чтобы попытаться просто сделать их лучше или даже ограничиться еще более скромной — но, может быть, более выполнимой задачей свести к минимуму страдание) могут иметь самые неблагоприятные последствия. Люди начнут проявлять меньше честности, снимут с себя ответственность, перестанут уважать других, наступит царство авторитаризма и тоталитаризма. На мой взгляд, очень рискованно выступать с «абсолютистскими» заявлениями относительно истинного и ложного, добра и зла и т. п., как это делают некоторые новые религиозные движения и отдельные борцы с сектами. Сказанное вовсе не означает, что я отрицаю разницу между хорошим и плохим или смотрю на нее с позиций релятивизма. Но если, стремясь к достижению ценностей (таких как индивидуализм или общность, справедливость или равенство, личная свобода или общественный порядок), впадать в крайность, то их реализация окажется

возможной лишь за счет других ценностей, не менее важных. История уже демонстрировала нам трагедии, явившиеся результатом того, что лидеры, их сторонники и их столь же абсолютистски настроенные противники избирали себе истину или ценность, а также путь их достижения и объявляли все это Истиной с заглавной буквы, пренебрегая другими истинами, другими ценностями и другими путями, которые, возможно, нужны для поддержания равновесия. Несмотря на то, что демократический плюрализм делает возможным существование очагов экстремизма, за жизнь в демократическом обществе и за то, чтобы альтернативы демократии не возникало, мы должны платить неусыпной бдительностью.1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ II

НОВЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДВИЖЕНИЯ:

ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ВИДЫ, КОЛИЧЕСТВО

 

Проблемы с определениями

Большинство НРД современной волны мы называем новыми, учитывая, что в своей теперешней форме они проявились уже после Второй Мировой войны; религиозными, поскольку они предлагают религиозное или философское мировоззрение или средства, с помощью которых может быть достигнута какая-либо высшая цель, например:

трансцендентальное знание, духовное просветление, самореализацию или «истинное» развитие. Таким образом, термин НРД охватывает группы, которые обеспечивают своих членов четкими и однозначными ответами на основные вопросы бытия (например, на вопрос о смысле жизни или месте индивидуума в мироздании).

Однако согласия в определении того, что входит в понятие религии, не существует. Некоторые дефиниции, определяя религию как веру в Бога, исключают буддизм; другие столь всеобъемлющи, что включают в понятие религии идеологии, такие как марксизм.1 В определении, что является новым религиозным движением или культом, а что нет, разногласий еще больше. Пытаясь ответить на вопрос, является ли Церковь Сайентологии религией, Брайан Уилсон составил список из 20 характеристик, которые (не обязательно все) должны присутствовать в движении для того, чтобы его можно было квалифицировать как религию. В Сайентологии он обнаружил

очевидное наличие 11 характеристик, 5 полностью отсутствовали, наличие 4 других было спорным.1

Те, кто возражает против термина «новые религиозные движения», как правило, основывают свою точку зрения на том, что НРД не являются настоящими религиями. Религия часто рассматривается как «благо», поэтому отнесение к этой категории таких движений, как Международное Общество Сознания Кришны (более известное как движение «Харе Кришна») или Церковь Объединения (более известная под названием «мунисты»), определяемых любым словарем как религии, их противники не приемлют. С другой стороны, некоторые НРД относятся к религии негативно: либо как к источнику розней, либо как к учреждению, лишенному жизни, поэтому они сами не хотят, чтобы этот термин с ними связывали, дажг если в движении присутствуют все основные признаки религии.

Если говорить о юридической стороне, установление точных границ — дело сомнительное и рискованное, из-за множества так называемых законных интересов, религиозных и мирских. Разногласия в отношении употребления этих терминов часто приводят к бесплодным спорам, в которых каждая группа отстаивает свою позицию из соображений практической выгоды или, наоборот, старается избежать ограничений, содержащихся в тех или иных трактовках понятия. Например, если НРД считается религией, это освобождает его от некоторых налогов; но, согласно первой поправке к Конституции США, доступ к преподаванию в средней американской школе для него оказывается закрытым.2

Церковь Сайентологии боролась в судах (в Австралии — с успехом) за право быть зарегистрированной как религиозная организация, что давало возможность снизить налог. Трансцендентальная Медитация (ТМ) сделала неудачную попытку доказать в суде Нью-Джерси, что является не религией, а методикой, которую можно преподавать в государственных школах. ТМ определяет себя как «технику глубокой релаксации и обновления, развивающую внутренние энергетические и интел-

лектуальные возможности человека, являющиеся основой жизненного успеха», и подчеркивает, что можно принадлежать к любой религии или не принадлежать ни к какой и успешно заниматься ТМ (см. Главу Восьмую). Брахма Кумарис — другой пример движения, которое не относит себя к религиям и предпочитает выступать как духовное или образовательное движение. Ананда Марга — принципиальный противник всех религий как искусственных барьеров, разделяющих человечество, называет себя общественно-духовной организацией. Выпускники Форума или Экзегезиса настаивают на том, что эти организации не являются религиозными, что они выше религии, так как последняя связана с догмой и бессодержательным ритуалом. Последователи Раёля определяют свое движение как атеистическую религию.

Некоторые движения не согласны с тем, что они «новые», если их новшества берут начало в какой-либо традиционной религии. Например, члены Общества Сознания Кришны считают свое движение древней и традиционной религией. Это бесспорно, но только в отношении их ведических верований и ритуалов. Однако же организация, созданная на Западе Шрила Прабхупадой, содержит в себе черты НРД с самого начала своего существования.

Иногда темой для дискуссии становится вопрос, включать или нет в категорию НРД группы, которые в целом приобрели некоторую «респектабельность» в глазах общества, но в то же время иногда дают повод для запросов в такие организации, как ИНФОРМ. Можно ли, как это иногда делается, назвать сектантами или членами НРД масонов или представителей интеллигентного труда (учителей, журналистов, юристов, писателей), участвующих в деятельности тайных мистических групп? Было замечено, что Объединенную Реформатскую Церковь (образованную в 1972 году как союз Английской Пресвитерианской Церкви и Союза Конгрегаций Англии и Уэллса) тоже можно было бы назвать новым религиозным движением, хотя это мало кому придет в голову. И хотя многие в Европе считают западных преданных Кришне членами НРД, они могут усомниться в том, что к этой же категории следует относить и участвующих в богослужениях в раскиданных по Великобритании храмах Общества Сознания Кришны выходцев из индийских общин, которые, по мнению большинства соплеменников, не выходят за рамки той или иной индуистской традиции. 06-

щество Сознания Кришны является уважаемым членом Национального Совета Индуистских Храмов.1 Проблема в том, что так или иначе вывод о «респектабельности» движения или о том, что оно является «причиной для беспокойства», часто заложен в самом понятии НРД («культ» или «секта»). Более детально это будет рассмотрено в следующем разделе.

В числе наиболее известных движений, которые с меньшим сомнением можно отнести к основному потоку НРД, назовем движение Ошо Раджнища, Детей Бога (Семью Любви или Небесное волшебство), Миссию Божественного Света (Элан Витал), движение Евреи за Христа, Сахаджа Йогу, Высший дом света и Церковь Объединения («мунистов»). Далее, существует движение Новый век, в состав которого как его «психо-спири-туалистическое крыло» входит движение «Человеческий потенциал». Многие из этих групп Пол Хилас отнес к «религиям субъекта», которые рассматривают «Я» как местопребывание Бесконечного, a ego, или его эквивалент, как нечто, мешающее реализации истинного потенциала субъекта.2 У этих групп могут быть различные источники: учения Юнга, Гурджиева, Алана Уотса или более современные, такие как учение Рона Хаб-барда; это могут быть и различные восточные традиции (особенно — разнообразные версии буддизма). Примерами подобных групп могут служить Арика, Эмин, Посланники Божественного Света, Экзегезис (который уже не устраивает публичных семинаров, но разработал программу общества с ограниченной ответственностью), Финдхорн Фаундейшн, Форум (поздняя версия осэ, est), Движение «Проникновение», Психосинтез, некоторые версии Ребефинга, Школа Экономической Науки, Самопреображение (которая теперь называется Партнерство Беллин), Храм Духовной Молодежи и огромное количество «центров развития», центров встреч, групп психотерапии, саморазвития и холистического лечения.3

Кроме того, существует множество шабашей колдунов, языческих, оккультных и магических движений. Сатанизм, не являясь, по точному определению, новой религией, сейчас рассматривается как культ, и существует ряд сатанистских НРД.

Более того, существует несколько групп или организаций, которые, хотя и остаются связанными с той или иной традиционной религией, содержат некоторые черты секты или культа. В последнюю категорию попадают некоторые христианские группы (протестантские и римо-католические), особенно те, которые, имея, как правило, фундаменталистскую окраску, ставят основной своей целью приобретение как можно большего числа приверженцев.

Но хотя попытки точно определить, что является новым религиозным движением, а что нет, безусловно обречены на неудачу, в рамках здравого смысла этот термин вполне употребим. Бесполезно рассматривать Джайнизм, Общество Друзей, Друзей Земли или Ассоциацию Уимблдонских Голубятников как «культ» или НРД. Желающие больше узнать о таких религиях, как, скажем, Джайнизм, Ислам или Зороастризм, традиционных, существовавших долгое время в других обществах и сравнительно новых для Запада, могут получить информацию у представителей этих религий или же в организации Межрелигиозная Сеть.1

Количество движений

Ответ на вопрос о количестве новых религиозных движений в современной Великобритании зависит от того, какой смысл вкладывается в это понятие (см. предыдущий раздел);

однако число их не превышает 600. Говорилось, что в Северной Америке насчитывается более 5000 культов; однако их списка никто не видел, и даже если кто-то пытался его составить, вероятнее всего слишком широко применял понятие культа. Более реалистичные подсчеты дают от 1500 до 2000.

Институт Изучения Американских Религий, обладающий одним из наиболее обширных банков данных о религиях в Америке, располагает сведениями о 1667 различных религиозных группах в Северной Америке, 836 из которых квалифицируются как «нетрадиционные религии». Институт не включает в это число движения, которые не попадают в разработанную им категорию религии, но иногда именуются «культами». Примерами могут послужить осэ (est) или Ребе-финг. Около 500 из этих нетрадиционных религий были основаны между 1950 и 1988 годами.1

Если обратиться к ситуации в странах за пределами так называемого западного мира (в рамках этой книги такая попытка не предпринималась), количество движений чрезвычайно возрастет. Гарольд Тернер подсчитал, что только в Африке число НРД может оказаться более 10 000.2 Несколько сотен, а может быть, и тысяч, добавятся к списку, если включить туда Азию (особенно Японию и Корею), субконтинент Индии, острова Тихого океана, Южную Америку и Вест-Индию.3

Примерно о тридцати НРД, существующих на Западе, имеется достаточное количество систематизированной научной информации. Постоянно пополняются пока еще отрывочные сведения более чем о 200 движениях. Об остальных НРД данные, доступные кому-либо, помимо их членов, пока еще весьма скудны. Литература о НРД крайне разнообразна по содержанию, а общее число книг и статей, написанных за последние 20 лет, должно быть пятизначным: Питер Кларк и Элизабет Арвек в аннотированной библиографии, которую они готовят в Центре НРД в Королевском колледже Лондона, собрали 8000 наименований; 4 Джон Салиба ссылается примерно на 2000 книг и статей, уделяющих основное внимание психологии, и на 2219

социологических работ; 1 а Майкл Миклер составил список из 1826 работ, связанных только с Церковью Объединения (изданных ею или ей посвященных).2

Число членов НРД в Британии

Когда делаются попытки подсчитать число людей, вовлеченных в деятельность НРД, возникает проблема, уже обсуждавшаяся выше: необходимо определить признаки НРД. Более того, даже при подсчете членов какого-то конкретного движения важно учитывать чрезвычайное разнообразие уровней и типов членства, которые могут там существовать.

Многие НРД (как и большинство традиционных Церквей) устанавливают различные уровни членства: от постоянного служения (аналога священства) до уровня активного последо-вания (нечто, вроде благочестивых прихожан общины), плюс те, кого можно определить как частично вовлеченных в деятельность движения или симпатизирующих ему. Другая сложность состоит в том, что некоторые люди, особенно те, кто испробовал на себе две-три «религии субъекта», могут быть сосчитаны дважды из-за того, что они переходят из одного движения в другое. Учитывая все эти проблемы, на основе имеющейся информации членство в различных движениях можно представить разве что в общих чертах.

Что касается Великобритании, кажется маловероятным, чтобы многим движениям хотя бы единожды удалось собрать несколько сотен человек, которые посвятили бы всю свою жизнь работе на движение. Невозможно подсчитать число людей, которые, живя у себя дома и имея работу во «внешнем» мире, глубоко преданы какой-либо группе или движению и отдают им все свободное время, выступая в роли старост или церковного совета, берущего на себя функции организатора в местной церкви. Если бы такие подсчеты были произведены, речь шла бы о десятках тысяч. Гораздо большее число людей поддерживает с движениями отношения, хоть и второстепенной важности, однако значительно влияющие на их жизнь. Еще больше людей вступают с тем или иным движением в

кратковременные контакты. Члены движения могут менять уровень своей вовлеченности в его деятельность, в зависимости от личных обстоятельств: например, студенты (КАРП) Церкви Объединения после завершения обучения могут стать постоянно или частично занятыми в служении адептами.

За последнюю четверть века в Великобритании около миллиона человек в течение какого-то времени увлекались или «флиртовали» с тем или иным движением. Если принять на веру сообщение, что «в Соединенном Королевстве, по самым скромным подсчетам, существует более 250 000 приверженцев колдовства и язычества в той или иной форме и сотни тысяч людей с серьезным интересом к астрологии, альтернативным методам лечения и психоэнергетике», 1 и рассматривать этих людей как членов НРД, общее число значительно возрастет.

Около полумиллиона человек принимали участие в семинарах, курсах, богослужениях или же потратили хотя бы несколько часов на изучение НРД. Однако возможно, что половина этих людей была включена в статистику лишь на том основании, что они прослушали краткий курс, предложенный Трансцендентальной Медитацией или Церковью Сайентологии. Согласно заявлению представителя Элан Витал (бывшей Миссии Божественного Света), в Великобритании около 20 000 человек «получили Знание». «Обучающие Семинары Эрхарда» утверждают, что за время своего пребывания в Великобритании они «выпустили» 8000 человек. Теперь можно сказать, что такое же количество прошло через наследовавший им «Форум» и другие относящиеся к ним семинары. Подсчитано также, что около 7000 человек прошло через семинары Экзегезиса. Другие движения, такие как «Проникновение», Психосинтез, Движение Ошо Раджниша, Ребефинг, Школа Экономической Науки и семинары по Самопреображению, насчитывают 4-7 тыс. человек, посещающих их курсы.2

Около 350 постоянных членов Церкви Объединения составляют ее «Ядро» в Великобритании (примерно 2^ из них —

британцы). Насчитывается более 100 «практикующих» членов, не работающих все время на движение, но обучающихся, посещающих богослужения и постоянно выплачивающих взносы. Около 8000 человек попадают в категорию «членов-корреспондентов», хотя менее чем 1 из 10 имеет постоянный контакт с движением. Количество в мире мунистов-британцев неизвестно, но их не больше 600, а может быть, даже значительно меньше 500.

В Британии около 1000 человек изучают и практикуют Раджа-Йогу вместе с Брахма Кумарис, но только 8 из них постоянно работают на движение. Буддийская секта «Нитирен Шошу» насчитывает 4000 получивших гохонзон, но штатных членов этой организации менее десяти. Говорят, что около 1200-1400 человек дважды в неделю практикуют «латихан» с последователями Субуда. В списке адресатов Последователей Раёля около 300 имен, но только дюжина из них являются преданными последователями учения.1

В числе движений, количество адептов которых в Британии составляет более 100, но менее 1000 человек, можно назвать Общество «Этериус», Детей Бога (Семью Любви), ЭККАНКАР, Эмин Фаундейшн, Орден Друзей Буддистов Запада и Сахаджа-Йогу. Ананда Марга имело много последователей в Индии, в Британии же движение насчитывает всего несколько сотен «ассоциативных» членов и около 30 постоянных. Церковь Иисусова Братства насчитывает 950 членов, 600 из которых живут в общинах. Из 150 Посланников Божественного Света 60 живут в Костфолдской общине. Международное Общество Сознания Кришны насчитывает несколько десятков тысяч человек, связанных с индийской общиной, 2 и только 300 постоянных членов. Подавляющее большинство из 10 000 последователей Сатья Саи также принадлежат к индийской общине.3

Возможно, путаница с тем, что имеется в виду, когда говорят о членстве и, следовательно, о числе людей, вовлеченных в деятельность движения, может быть наглядно продемонстрирована на примере детального анализа того, какие виды участия

в деятельности движения существуют в Трансцендентальной Медитации и Церкви Сайентологии, движениях, с которыми на разных этапах своей жизни было связано относительно много людей.

Служба Информации движения Трансцендентальная Медитация (ТМ) сообщает, что к 1994 году около 170 000 человек в Британии приобщились к ТМ, посетив четырехдневные курсы, и каждый год эти курсы проходят еще 6000 человек. Около 3000 человек приступили к курсу для продвинутых «ТМ-Сидхи». Многие из этих людей продолжают жить обычной жизнью (не работают на движение и не живут в общине). Сколько из них ежедневно занимается медитацией, неизвестно. Однако некоторые из практикующих «ТМ-Сидхи», не бросая работу, переезжают на жительство в «Деревню Мечты» в Скелмерсдейле (Ланкашир), насчитывающую сейчас около 400 жителей, со школой для 80 детей. Около 500 Медитаторов обучались по специальным программам для преподавания ТМ; из них около 50 человек преподают ТМ постоянно и более 60 обучают ей время от времени. Около 40 человек вовлечены в различные проекты Ментмо Тауэрс, 8 человек работают бесплатно в Академии движения в Кенте. Таким образом, в Британии насчитывается около 100 человек, постоянно работающих на ТМ.

Церковь Сайентологии заявляет, что с тех пор, как в начале 1950-х она стала предлагать курсы обучения, в Британии около 100 000 человек оплатили как минимум один вводный курс, проводимый обычно за один уик-энд. Однако составляющие лишь очень небольшой процент от этого числа посвятили свою жизнь движению. Во время создания этой книги в движении было около 250 постоянных членов, работающих в его штабе в Ист-Гристенде, и приблизительно столько же работающих в различных центрах, разбросанных по стране.

Следует отметить, что, хотя за последнюю четверть века несколько сотен тысяч человек могли бы быть названы членами НРД, на самом деле людей, чья вовлеченность в НРД приводит к тому, что они почти теряют контакт с внешним миром, потому что живут в центре или практически все свое время отдают работе, очень мало. В 1985 году Бекфорд подсчитал, что в Британии в предыдущем десятилетии число преданных членов движений никогда не превышало 15 000.1

 

Подобная статистика в этой книге уместна потому, что основное беспокойство по поводу НРД связано с действиями и поступками, совершаемыми их постоянными членами, а также влиянием, которое оказывает на жизнь человека постоянная погруженность в дела движения. Как уже говорилось, тревога редко выражается по поводу тех десятков тысяч выходцев из Азии, которые связаны с движением кришнаитов и посещают храмы движения для участия в богослужении. Как правило, волнуются родители нескольких сотен адептов-англосаксов, посвятивших свои жизни «Сознанию Кришны». Так же обстоят дела и с Церковью Объединения — коренным образом собираются изменить свою жизнь отнюдь не 8000 человек, подписавших бланк о своем членстве в обществе мунистов, а всего лишь около 300 членов, составляющих британское «Ядро».

Стоит сделать еще несколько замечаний относительно интерпретации (как правило, неверной) статистики, когда попытки проследить общие тенденции делаются опрометчиво или же предвзято. Во-первых, относительная скорость изменения состава движения зависит от полного числа членов, с которого начинается подсчет (т. е. от того, насколько начальное число больше нуля). Во-вторых, направление и сила той или иной тенденции определяется в зависимости от выбранных временных границ (например, более пристальный взгляд на различные точки, выделенные на протяжении длительного периода времени, может показать цикличность распределения данных;

долговременная тенденция не всегда совпадает с кратковременной; более ранняя тенденция может обратиться в свою противоположность). В-третьих, определяя скорость роста движения, необходимо учитывать не только обращение, но и выход. В-четвертых, нужно внимательно следить за тем, чтобы при выявлении временных изменений изучался один и тот же объект. Например, британские члены какого-либо движения сообщили свою статистику, а по прошествии некоторого времени британскими и японскими членами того же движения была совместно представлена другая статистика. То, что второе число оказалось больше первого, вовсе не означает, что число англичан в движении увеличилось или что все движение в целом расширилось. И, в-пятых, нужно быть уверенным, что статистика, на основании которой делаются выводы относительно тенденций, является точной.

Все это довольно очевидно, но иногда слишком абстрактно. Возможные просчеты лучше всего показать на примере одной недавней телепрограммы, начавшейся с утверждения, что число исповедующих нетрадиционные религии постоянно растет. Как нечто очевидное заявлялось, что

«темп роста культов феноменален. По данным Христианского Справочника, в 1970 году в Британии было всего 50 мунистов; сейчас же их насчитывается 500. Тогда же у Церкви Сайентологии было 10 000 последователей, сегодня их 50000».1

Поскольку Церковь Объединения появилась в Англии только в 1970 году, практически любой рост покажется неимоверным, если его демонстрировать как историческую диаграмму (что и было сделано в программе, где колонка, представляющая 50 человек в 1970 году, сравнивалась с колонкой в 450 в 1989), тогда как подобный же прирост в 450 человек на фоне 516 739 зарегистрированных методистов или даже 107 767 Свидетелей Иеговы почти незаметен. Если обратиться к тенденции или характеру распределения статистических данных, количество мунистов в Британии достигло своего пика — чуть больше 1000 членов (из которых англичане составляли едва ли половину) — в 1978 году, когда в Британию было послано несколько сотен членов «Международного всемирного крестового похода» с миссией «евангелизации». Неудивительно, что, когда в 1981 году «крестоносцы» покинули Великобританию, число мунистов в стране упало; оно продолжало падать и тогда, когда английских членов начали отправлять с миссией за океан. Число вступающих в движение с тех пор соответствовало числу покидающих его. Это означает, что в 1980-х гг. ситуация в «Британской Семье» была достаточно стабильной, при этом к «Британской Семье» относили всех, вступивших в Церковь Объединения в Британии, независимо от их национальности. Также следует отметить (хотя в программе это не было сделано), что цифра 500 дается в справочнике как редакторская оценка. Что послужило основанием для подобных подсчетов, не совсем ясно, особенно, если учесть, что в таблицах справочника показано уменьшение числа членов с 570 в 1980 г. до 350 в 1985 г.2

Что касается статистики Церкви Сайентологии, то сам по себе способ регистрации членов движения определяет постоянный прирост. Это происходит из-за того, что при расчетах совсем не учитывается текучесть; любой прослушавший основной вводный курс считается членом движения и уже практически не изымается из общих подсчетов. Это значит, что, если в год 100 человек прекратили общение с движением, а 10 человек начали с ним контактировать, цифры дадут неверное представление о том, что наблюдается увеличение, а не уменьшение числа приверженцев.

Конечно, небольшие, даже уменьшающиеся показатели членства не означают, что НРД не являются социально, значимыми и важными для общества — ведь под косвенным влиянием их верований и культов находятся и другие социальные группы.1 Не означают эти данные и того, что НРД не составляют предмета глубокой озабоченности для людей, которые, не будучи сами их членами, испытывают воздействие движений через, к примеру, вовлеченность в них родственников или друзей. Однако при определении места движений в британском обществе нужно иметь в виду, что число безусловных их последователей очень невелико.См. также мои комментарии относительно интерпретации статистики в издании Справочника в 1983 г., с. 5-9. ' См. Barker (1982).

 

ПРИЛОЖЕНИЕ III

НЕУДАВШЕЕСЯ ПРОГРАММИРОВАНИЕ:

НЕКОТОРЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА

Бытует множество историй о том, как человека «успешно спасли» от НРД.1 Они рассказывают о страданиях, которые пришлось перенести родителям и детям, и о том, как после ряда отчаянных приключений в лучших традициях романов «плаща и шпаги» все закончилось счастливым воссоединением семьи и единодушным обвинением НРД в злодействе. Случаи, представленные в этом Приложении, говорят совсем о другом. Здесь тоже есть мучительные переживания, но отсутствует счастливый конец.

Мы не утверждаем, что эти истории типичны, в депро-граммировании не может быть ничего типичного. Они рассказаны четырьмя женщинами и одним мужчиной. К моменту выхода книги все эти люди по-прежнему оставались членами своих движений. Их возраст указан на момент попытки депро-граммирования. Показания, дававшиеся под присягой, записывались не позднее, чем через несколько недель после депро-граммирования. Все пятеро дали разрешение привести свои показания в этой книге. Четыре английских депрограммиста, упомянутые в них, обозначены буквами W, X, Z и Y.

Случай 1. 32-летняя француженка в течение 9 лет была членом одного из новых религиозных движений. Она работала

секретарем в Лондоне. 11 июля 1981 года в доме ее родителей во Франции должна была состояться гражданская церемония ее брака. 5 июля она приехала во Францию и хотела направиться прямо к родителям, но на станции ее встретили зять и два брата. Они сказали, что отвезут ее в загородный дом, где будет проходить прием после свадьбы. В этом доме ее встретил W и еще какие-то люди. Как выяснилось позднее, все они были де-программистами.

Меня держали там с 5 по 17 июля... Окна в комнате, где я находилась, были заколочены, двери не закрывались. Двери в ванную комнату и туалет отсутствовали, так что я постоянно чувствовала себя под наблюдением. Это совершенно лишало меня возможности быть одной. Дверь, ведущая из коридора на улицу, была заперта и постоянно охранялась...

Под угрозой применения силы у меня отобрали кольца:

золотое кольцо с эмблемой моей Церкви и кольцо, подаренное мне женихом. W снимал их у меня с пальцев, а М [француженка, помогавшая ему в депрограммировании] при этом цинично улыбалась. Из-за жестокого обращения — они лишали меня пищи и сна — я чувствовала себя истощенной и физически, и морально. Оскорбления, унижение, психологическое давление со стороны моих мучителей заставляли меня невыносимо страдать...

17 июля, во время насильственного перемещения в Испанию, ей удалось подбросить письмо к жениху в проходившую мимо машину. W выяснил это, когда жених начал ее искать.

После этого W повел себя еще более жестоко и безжалостно. Он угрожал физической расправой над моим женихом, даже его смертью в случае их встречи... 29 июля я осталась с W совершенно одна, в полной от него зависимости. Переходя от доброты и сочувствия к жестокости, он пытался сломить мое сопротивление и лишить чувства собственного достоинства, принуждая к сексуальным отношениям (чему я отчаянно сопротивлялась) и намеренно заставая меня врасплох в те моменты, когда я была обнажена.

К 8 августа я была совершенно сломлена и растеряна... W отвез меня обратно в Париж, в дом В [этот человек] знал, что меня ищет полиция... [Позже] W дважды ударил меня по лицу. К этому времени у меня просто не осталось сил...

[В Париже] меня понуждали давать интервью журналистам и писать статьи, направленные против моей Церкви.

Зная, что прямой отказ опять повлечет за собой жестокое обращение, я всячески тянула...

С 25 августа по 8 сентября меня очень похудевшую и психологически сломленную вернули родителям [которые] сомневались в том, что я депрограммирована окончательно;

они увезли меня снова в Париж...

[11 сентября] в состоянии полной душевной растерянности я оказалась в доме, ... который, по словам W, он купил для реабилитации своих клиентов...

С 30 сентября по 2 октября меня опять держали в Париже... где я наконец встретилась с женихом. После еще одной попытки шантажа 1 октября нам удалось бежать.

Из этого ужасного испытания, которое можно назвать только психологическим надругательством, я вышла совершенно обессиленной и как-то морально деградировала из-за действий моего тюремщика и его сообщников. Им почти удалось превратить меня в марионетку, которой можно манипулировать, как им вздумается... Они заставили меня почувствовать себя виноватой во всем и жить в постоянном страхе. Из-за неуверенности и боязни, что не сумею сохранить свою волю, я начала сомневаться во всем, к чему стремилась. Унижая меня, они пытались уничтожить меня как личность, разрушить мои нравственные устои.

Чтобы прийти в себя, мне пришлось обратиться к психиатру. 24 октября 1981 года мне выдали медицинское заключение о временной нетрудоспособности сроком на месяц.

Я не хотела подавать в суд на родителей и братьев с сестрами, потому что они руководствовались своей любовью ко мне. Но мне глубоко отвратительны действия наемников — специалистов по душевным мукам, которые, можно сказать, обманом выманили у родителей 6000 фунтов. Единственным результатом происшедшего явился еще больший разлад между родными и мною.

С тех пор я живу в постоянном напряжении из-за страха оказаться похищенной второй раз и прячусь, чтобы избежать встречи с W...1

Случай 2. 28-летняя англичанка 4 года была в одном иа НРД. Находясь вместе со своим движением в США, она с двумя другими членами того же движения была арестована американской иммиграционной службой и выслана в Великобританию, куда прибыла 18 марта 1982 года. 6 апреля знакомые пригласили ее

' выдержки из заявления, поданного на имя главного судьи Верховного суда в Париже от 23 ноября 1981 года (неофициальный перевод).

на чай. Приглашение оказалось ловушкой, подстроенной, для того чтобы похитить ее и подвергнуть депрограммированию, осуществить которое попытались W и еще один английский де-программист.

...Когда я вышла на улицу, ко мне подошли трое мужчин и запели < С днем рождения...» (типичный прием для того, чтобы сбить с толку ничего не подозревающих случайных свидетелей). К моему изумлению, они внезапно схватили меня и бросили в фургон...

Сначала в той же комнате находились и мои родители. Я старалась уверить отца и мать, что люблю их по-прежнему, тогда как W все Бремя пытался убедить их, что для меня они — воплощение зла и сатанизма... Именно так этим «депрограммистам» удалось встать между мною и родителями. Я знала: если бы только мне удалось поговорить с родителями наедине, так... чтобы «депрограммисты» на них не влияли, я смогла бы доказать им свою правоту, но остаться с ними наедине мне ни разу не удалось.

Чувствовать чужое присутствие у себя за спиной каждое мгновение дня и ночи, даже когда идешь в туалет или моешься в ванне, знать, что кто-то неотрывно наблюдает, как ты встаешь, садишься, дышишь — вообще все — одного этого достаточно, чтобы сойти с ума.

... они заставили меня чувствовать себя виноватой, заявляя, что я вынудила родителей организовать похищение, что из-за меня они истратили много денег (как будто эти деньги попали ко мне, а не к ним), что они из-за меня беспокоились, что я их сделала больными. Когда они увидели, что их аргументы меня сломали, то начали говорить, что на самом деле здесь нет моей вины, что такой меня сделало [движение].

До тех пор, пока ты не осознаешь, каким образом «депрограммисты» играют на таких естественных человеческих чувствах, как любовь и забота о близких, чтобы возбудить в тебе чувство вины и самобичевание, эта тактика может довести тебя до ужасного состояния. И даже хотя я понимала, что они пытаются переложить на меня вину за ситуацию, созданную ими самими и другими людьми, все равно беспрерывно выслушивать эти обвинения было очень тяжело...


Поделиться:



Популярное:

  1. III. Местоимения: личные, притяжательные, вопросительные, указательные, неопределенные, отрицательные.
  2. АДАПТИВНОЕ РУКОВОДСТВО. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
  3. Безналичные расчеты, их виды.
  4. Вопрос 11. Личные и имущественные отношения супругов в браке «sinemamu»
  5. Где можно найти отличные ссылки
  6. ГЕНЕЗИС ДИДАКТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В РАЗЛИЧНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕРИОДЫ
  7. ГЛАВА 12. Некоторые общие замечания о споре
  8. Государственные (общественные, публичные) корпорации
  9. Гражданские личные имущественные права и отношения возникают в случае, если
  10. Два человека могут иметь совершенно различные системы ценностей. Более того, один и тот же человек может приписывать различную ценность товарам в зависимости от их типа.
  11. Дополнительные выходные дни (личные дни).
  12. Если игрок был дисквалифицирован в 2 встречах командных или личных соревнований, он считается автоматически дисквалифицированным на данные командные или личные соревнования.


Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 637; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.073 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь