Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Почитание мощей святых угодников Божиих



Основанием для христианского почитания мощей является Боговоплощение. Восприняв в Боговоплощении человеческую природу во всей полноте, Господь тем самым утвердил навеки достоинство человеческой телесности. Для христиан тело — не темница и не случайное одеяние души, а один из уровней чело­веческой личности, связь с которым личность таинственно со­храняет и после смерти. По учению Свщ. Писания, можно прославлять Бога не только духом, но и в телах (1 Кор. 6, 20). Само тело может стать храмом Святого Духа (1 Кор. 6. 19), и оно не перестает быть таковым и после смерти. Отсюда в Цер­кви особое уважение и благоговейное отношение к останкам свв. угодников.

Это уважение выражается:

— в благоговейном собирании и хранении мощей;

— в торжественном открытии и перенесении их;

— в установлении особых празднеств в честь обретения их и перенесения;

— в строительстве над мощами храмов и других культовых сооружений (часовен, монастырей);

— в обычае возлагать в основание церковных престолов и в антиминсы частицы мощей святых.

Само слово " мощи" (греч. тА Xe{\)/ava, от A, el7tco - оставляю, соответствующее ему латинское reliquiae, от relinquo - оставляю) нужно понимать шире, чем просто телесные останки. Это сло­во означает то, что осталось после святых, например, одежда, личные вещи — все, что так или иначе соприкасалось со свя­тым во время его земной жизни.

Основание для почитания мощей святых мы видим уже в Ветхом Завете, например, в случае оживления мертвеца после прикосновения его к костям пророка Елисея (4 Цар. 13, 21) или в чуде, совершенном пророком Елисеем посредством ми-лоти пророка Илии.

В Деян. (19, 12) рассказывается о использовании платков и опоясания с тела ап. Павла для исцеления болезней и изгна­ния злых духов.

Практика почитания мощей является очень древней. Одно из наиболее древних и достоверных свидетельств такого почи­тания — описание мученической кончины св. Поликарпа Смир-нского, которое было составлено в Смирнской церкви сразу же

2^1


после этого события, примерно v 157 году. Там говорится, что смирнские христиане, i осле того как их епископ был сожжен на костре, с благоговением собрали его останки.

Говоря о почитании мощей, необходимо коснуться такой темы, как нетление мощей, поскольку с этим феноменом связа­но много заблуждений. Во-первых, нетление само по себе не есть основание для канонизации, равно как отсутствие нетлен-hoc'ui никогда не рассматривалось как препятствие для кано-нг - и, потому что Церковь почитает то, что осталось от свя­тых, .i не какие-то материальные явления сами по себе. Осно­ванием для канонизации является святость жизни или муче­ническая кончипл святого, а также народное почитание, чудеса, совершенные по его молитвам. Церковные Соборы не раз зап­рещали признавать святыми по одному только признаку не­тления, как, например, сделал Московский Собор 1667 года. Во всяком случае нетление всегда рассматриваюсь как одно из знамений Божиих о святости того ичи иниго угодника.

О почитании мищой VII Вс< \к'нскии Собор дал следующее определение: " Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливаю­щие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, — да низложатся, а если ино­ки и миряне — да лишатся причащения! "

Почитание святых икон

Священные изображения в христианской Церкви имели ме­сто уже во времена апостольские. Известно, что город Помпея в Италии был уничтожен извержением вулкана в 79 году по Р. X., т. е. еще в апостольское время. Тем не менее при раскоп­ках в этом городе были обнаружены молитвенные помещения христиан, где имелись настенные изображения, в том числе и изображение Креста. Правда, нельзя однозначно утверждать, что была практика особого почитания и поклонения этим изобра­жениям. Всем известно обвинение православных протестанта­ми в идолопоклонстве именно по причине иконопочитания. При этом обычно ссылаются на соответствующую заповедь Декало-га. Конечно, первоначально им следовало бы доказать, что хрис­тианские иконы действительно суть идолы или кумиры, посколь­ку в греческом языке слова " икона" (" e'iiccov" ) и " идол" (" s[5oXov" ) — это совершенно разные понятия. Против тех, кто не умеет отличать священное изображение от идолов, можно обратить сло-252


ва ап. Павла: "...как же ты, ...гнушаясь идолов, святотатству­ешь? " (Рим. 2, 21-22).

Действительно, в Ветхом Завете существовал запрет на со­здание и почитание изображений. Это было исторически обус­ловлено условиями жизни богоизбранного народа, который на­ходился в языческом окружении, но этот запрет и в Ветхом Завете не был безусловным. Например, Моисей по непосред­ственному указанию Божию изготовил медного змия, и этот змий много веков хранился во Святая Святых Иерусалимского храма. Над Ковчегом Завета, который тоже находился в Свя­тая Святых храма, также по непосредственному указанию Бо­жию были сделаны изображения двух херувимов: " там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх. 25, 22). Таким образом, херувимы и Ковчег Завета были видимым образом невидимого Бога и отношение к этим видимым обра­зам безусловно предполагало благоговейное почитание. В Вет­хом Завете описывается случай поражения Озы, который за неблагоговейное прикосновение к Ковчегу Завета был пора­жен смертью (2 Цар. 6, 7).

Изначально слово " святой" относилось исключительно к Богу, но затем это наименование стало прилагаться не только к Богу, несоизмеримому с тварью, но и ко всему, что имеет к Богу положительное отношение, что напоминает нам о Боге и нас к Нему приближает, например, храм, закон и т. д. Подобно­го рода предметы требуют благоговейного к себе отношения и могут быть предметами поклонения и почитания. В противном случае вторая заповедь Моисея — " Не сотвори себе кумира..." (Втор. 5, 8) пришла бы в противоречие с четвертой заповедью — " Наблюдай день субботний..." (Втор. 5, 12) и пятой — " По­читай отца твоего и матерь твою..." (Втор. 5, 16). Такое отно­шение к священным предметам было естественным уже в Ветхом Завете.

Если бы протестанты были последовательными, то они дол­жны были бы записать в язычники, например, пророка Исаию, который говорит: "...и на закон Его будут уповать..." (Ис. 42, 4) и таким образом предметом религиозного упования объяв­ляет не Бога, а бездушный закон. И тем более царь Давид, ко­торый говорит: "...поклонюсь святому храму Твоему..." (Пс. о, 8), т. е. поклоняется не Самому Богу, а храму, который рассмат-


ривался всего лишь как дом Божий. Или " Как люблю я закон Твой! " (Пс. 118, 97), т. е., согласно Давиду, предметом религиоз­ной любви может быть не только Сам Бог, но и все, что связано с Ним и напоминает о Нем.

Несомненно, что предметом почитания и поклонения может быть и человек, высшее творение, созданное по образу и подо­бию Божию. В Ветхом Завете мы имеем целый ряд примеров поклонения людей друг другу. Например, царь Давид поклонил­ся своим гостям (3 Цар. 1, 47); Авраам кланялся хеттеянам (Быт. 23, 12); "...Братья... поклонились ему (Иосифу. — ОД.) лицем до земли" (Быт. 42, 6), есть и другие примеры.

В каком смысле мы говорим о поклонении иконам, об их почитании, и можно ли это квалифицировать как идолопок­лонство? Прежде всего нужно дать определение того, что есть идолопоклонство, или язычество. Наиболее глубокое определе­ние того, что есть язычество, дает ап. Павел: " Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца..." (Рим. 1, 25). Исходя из этого определения, никак нельзя иконопочитание приравнять к идолопоклонству. Во-пер­вых, иконопочитание не есть почитание кого-то или чего-то вместо Творца" почитание угодников Божиих и их изображений в Церкви всегда совершается в Боге. Во-вторых, это не есть служение, потому что православное богословие и практика ико-нопочитания строго различают поклонение как всецелое слу­жение (^(XTpslcx), которое подобает только одному Богу, и покло­нение как воздаяние чести (Т1ЦГ|СТТ17Г| TCpocTKi5vr|< 7ic; ), что букваль­но можно перевести как " почитательное поклонение", которое допустимо по отношению ко всему, что достойно уважения и почитания, и не только по отношению к иконам, но и к мощам, реликвиям, свв. угодникам. Ангелам и т. д. Поэтому иконопо­читание и возможно и полезно.

Но иконопочитание — это не только вопрос церковной прак­тики. Оно имеет и догматической, а именно христологический аспект. В таком контексте проблема иконопочитания была поставлена в эпоху иконоборческих споров. До начала иконо­борчества Церковь допускала различное отношение к иконам и иконопочитание в Церкви не было повсеместным и строго обя­зательным. Но после VII Вселенского Собора оно стало обяза­тельным, т. к. именно с этого времени учение об иконопочита-нии оказалось теснейшим образом связанным с вопросом о Боговоплощении.


Основной вопрос иконоборческих споров — это вопрос о воз­можности изображения Бога. В Ветхом Завете это было запре­щено. Говоря словами ап. Иоанна Богослова, " Бога не видел никто никогда". Такая возможность открылась только в Но­вом Завете. Евангелист продолжает: " Единородный Сын, су­щий в недре Отчем, Он явил" (Ин. 1, 18), т. е. благодаря Бого-воплощению невидимый Бог стал доступен нашему чувствен­ному восприятию. Иконоборцы пытались обосновать невозмож­ность изображения Бога даже в воплощенном состоянии. Глав­ный богослов иконоборчества император Константин V Копро-ним предлагал православным следующую дилемму: " Что вы изображаете и чему вы поклоняетесь? Если вы пытаетесь изоб­разить Божество, то это невозможно, поскольку оно по опреде­лению неизобразимо. Если вы изображаете и поклоняетесь человечеству, то, во-первых, вы язычники, поскольку поклоняе­тесь твари, во-вторых, несториане, поскольку рассекаете Христа надвое, отделяя Его человечество от Божества".

Православные отвечали, что аргументы иконоборцев бьют мимо цели и свидетельствуют лишь о монофизитских предпо­сылках иконоборческой христологической доктрины, потому что православные изображают не Божество и не человечество, а еди­ную богочеловеческую Личность и поклоняются не " чему", не природе, а " кому". Лицу. Честь, воздаваемая образу, переходит к Первообразу. Таким образом, икона есть средство общения с Богом и со святыми.

На иконах мы изображаем Второе Лицо Пресвятой Трои­цы — Сына Божия в том виде, в каком Он открылся нам в Воплощении. Как известно, все, что видимо, то и описуемо. Если бы Христос был неизобразим, то отсюда следовало бы заклю­чить, что Он во время Своей земной жизни был невидим, тогда и Евангелие было бы невозможно, т. к. оно тоже есть образ Воплощенного Бога, Его словесная икона. Но апостолы учили о том, "...что видели своими очами, что рассматривали и что ося­зали руки наши, о Слове жизни" (1 Ин. 1, 1). Таким образом, иконоборчество ставит под сомнение основной догмат христи­анства — учение о Боговоплощении, т. е. фактически представ­ляет собой разновидность докетизма (отрицание реальности Боговоплощения). Не случайно один из главных защитников иконопочитания, патриарх Константинопольский Никифор Исповедник, назвал иконоборчество " ересью аграптодокетиз-ма" (от греч. уро1фсо).


VII Вселенский Собор следующим образом сформулировал учение Церкви об иконоиочитании: " Со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые честные иконы предлагались для поклонения точно так же, как и изображения Честнаго Животворящаго Креста. Чем чаще при помощи икон они (изображенные на иконах. — 0-Д-) делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на сии иконы побуж­даются к воспоминанию о самих первообразах и приобретают более любви к ним. Чествовать их лобызанием и почитатель-ным поклонением, не тем истинным по вере нашей богопочи-танием, которое подобает единому Божескому естеству, но почи­танием, фимиамом и возжением свечей, ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному".

К этому следует добавить, что это общение посредством икон осуществляется и в обратном направлении; не только мы об­ращаемся к Богу посредством икон, но и Он нам посредством икон отвечает. Через иконы подаются благодатны»'." ары, в том числе и явным образом — через мироточения, чудесные об­новления икон, чудесные исцеления. То же самое справедливо и по отношению к иконам Божией Матери и святых.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь