Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Состояние душ праведных после частного суда



В Свщ. Писании само место пребывания праведников после частного суда называется " раем" (Лк. 23, 43, 2 Кор. 12, 4);

" Царством небесным" (Мф. 8, 11; о, 3; 5, 10); " Царством Божи-им" (Мф. 6, 33, 1 Кор. 15, 50); " Домом Отца" (Ин. 14, 2); " Иеру­салимом вышним" (Гал. 4, 26); " небесами" (Лк. 12, 33-34). Место нахождения праведников есть пребывание со Христом, Кото­рый сказал ученикам: "...приду опять и возьму вас к Себе" (Ин. 14, 1-3). Разбойнику благоразумному Господь сказал:

"...истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23, 43). В Первосвященнической молитве Господь говорит:

"...хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою" (Ин. 17, 24). An. Павел говорит: "...имею желание разре­шиться и быть со Христом..." (Флп. 1, 23).

Это состояние праведников в Свщ. Писании рассматрива­ется как получение награды за добродетельную жизнь, напри­мер: "...готовится мне венец правды..." (2 Тим. 4, 7-8). Так пишет ап. Павел Тимофею в предчувствии своего конца. Пра­ведники в раю или в Царстве Божием утешаются, как, напри­мер, Лазарь из евангельской притчи.

Состояние святых есть пребывание в славе (Откр. 4, 4; 6, 9-

11; 7, 9).

Состояние праведных есть состояние покоя или успокое­ния от трудов: "...они упокоятся от трудов своих..." (Откр. 14, 13). An. Павел сравнивает этот покой с покоем Бога в 7-й день:

" Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел сво­их, как и Бог от Своих" (Евр. 4, 10). Но покой Божий по окон­чании дел творения не есть состояние бездействия, потому что


Бог хотя и не создает новых видов существ, тем не менее непре­станно промышляет о всем мире. Поэтому состояние праведни­ков не есть состояние праздного ожидания и бездеятельности или некое подобие сна — это состояние деятельное, которое предполагает молитву, личностное общение и познание.

О познании апостол говорит: "...теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1 Кор. 13, 12).

О том, что состояние праведных предполагает их общение между собой, говорит Господь: "...многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном" (Мф. 8, 11). Усопшие узнают друг друга, например, богач, Лазарь и Авраам. Это общение есть общение не только между собой, но и с Ангелами (Евр. 12, 22-24).

Состояние душ грешников после частного суда

Об этом нам очень мало известно. Место пребывания греш­ников после частного суда Евангелие называет, во-первых, " адом" (Лк. 16, 23, Деян. 2, 51). " Ад" (греч. — a'i5r|c) буквально озна­чает " место, лишенное света". В Писании оно также называется " преисподними местами земли" (Еф. 4, 9), просто " преисподней" (Флп. 2, 10), " тьмой кромешной" (Мф. 22, 13; 25, 30), наконец, " темницей духов" (1 Пет. 3, 19). В православном исповедании (Чл. 68) сказано, что грешники пребывают " в местах осужде­ния и гнева Божия".

Как описывает это состояние Свщ. Писание? Прежде всего, это состояние удаления от Бога. Господь говорит грешникам:

"...отойдите от Меня, делающие беззаконие" (Мф. 7, 23). Греш­ники, в отличие от праведников, не имеют покоя: "...червь их не умирает, и огонь не угасает" (Мк. 9, 44). Причиной этих мучений являются угрызения совести и неудовлетворимая страсть. Ап. Павел говорит об этом состоянии: " Скорбь и тес­нота всякой душе человека, делающего злое..." (Рим. 2, 9). Скорбь и теснота усиливаются ведением о блаженном состоя­нии праведников, сознанием невозможности выйти из места мучения, ибо "...утверждена великая пропасть, так что хотя­щие перейти отсюда к вам не могут..." (Лк. 16, 26). Это раз­личие в состояниях между праведниками и грешниками и не­возможность по своей воле перейти из одного состояния в дру­гое было уже в ветхозаветном шеоле. Хотя в шеоле пребывали и праведники, и нечестивые (Пс. 88, 49; Иов. 30, 23), тем не


менее находились они в различном состоянии. После соше­ствия Христа во ад праведники были Им из шеола изведе­ны (1 Пет. 3, 18-20).

Грешники в аду также общаются между собой и друг друга узнают. Например, в Ис. (14, 9-10) говорится о сошествии во ад царя вавилонского, где его узнали. Аналогичное повествова­ние имеется в Иез. (31, 16-17) — сошествие во ад царя асси­рийского и в Иез. (32, 21) — сошествие во ад царя египетского. Но несмотря на то, что общение возможно и для грешников, это общение, в котором нет Бога, не приближает их к Престолу Божию.

Молитвы Церкви за усопших

Мздовоздаяние после частного суда не есть окончательное, это лишь состояние предвкушения блаженства или мучения и, следовательно, возможно изменение участи тех, кто умер в по­каянии, но не принес достойных плодов покаяния. Православ­ная Церковь с древнейших времен верует, что Божественная Литургия, молитва, милостыня, различные подвиги, например посты, которые приносятся за усопших, " исхищают от уз ада их души" (Православное исповедание, чл. 64) и вспомоществу­ет им в достижении блаженного воскресения (Пространный Катихизис, чл. 11). В возможности изменения загробного со­стояния нас убеждает то, что грешники принадлежат вместе с нами одному и тому же Телу Христову. И хотя сами они не могут освободиться, освобождение их возможно по молитвам Церкви, т. к. Господь сказал: " И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю..." (Ин. 14, 13); " И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите" (Мф. 21, 22).

Христос имеет " ключи ада и смерти" (Откр. 1, 18). Он же говорит о возможности отпущения грехов в будущей жизни:

"...если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф. 12, 32).

Поминовение усопших имело место уже в ветхозаветные времена, например во Втор. (26, 14) и Исх. (16, 17) говорится об обряде преломления хлеба на гробах в память об умершем. В Вар. 3, 4—5 содержится молитва о прощении грехов усопших:

" Господи Вседержителю, Боже Израиля! услышь молитву умер­ших Израиля и сынов их, согрешивших пред Тобою... Не вспо­минай неправд отцов наших".

Иуда Маккавей о воинах, которые присвоили себе вещи, по­священные Иамнийским идолам, и по причине этого погибли, 269


молился так: "...да будет совершенно изглажен содеянный грех..." (2 Мак. 12, 42). Затем по распоряжению Иуды было собрано 200 тыс. драхм серебра, которые были отправлены в Иерусалим, чтобы принести за этих воинов жертву — "...да разрешатся от греха" (2 Мак. 12, 45).

В Новом Завете прямых указаний на молитвы за усопших нет. Правда, по мнению многих толкователей, как древних, так и современных, таким указанием является молитва ап. Павла об Онисифоре: " Да даст ему Господь обрести милость у Госпо­да в оный день..." (2 Тим. 1, 18). Здесь прямо не сказано, что Онисифор, о котором молится Павел, умер, но сам контекст, в котором содержится это молитвенное обращение ап. Павла, го­ворит в пользу того, что Онисифора к тому времени уже не было в живых.

Молитвы об усопших содержатся во всех древнейших чи-нопоследованиях Литургии, дошедших до нас.

Основные аргументы против практики молитвы об усоп­ших:

- в Свщ. Писании нет прямой заповеди совершать такие молитвы;

- притча о богаче и Лазаре, где говорится о непроходимой пропасти, которая положена между праведниками и грешни­ками, которую никто не может преступить;

- слова ап. Павла о том, что Бог "...воздаст каждому по делам его" (Рим. 2, 6). После смерти никаких дел человек со­вершать уже не может, следовательно, загробное состояние че­ловека, которое он получает после частного суда, изменить не­возможно. Значит, молитвы об умерших бессмысленны.

На это можно возразить следующее. Даже если бы наши молитвы не могли изменить загробного состояния умерших, их все же никак нельзя назвать бессмысленными, поскольку они являются выражением любви. Если можно молиться за человека во время его земной жизни, почему нельзя делать это после его смерти? Во-первых, душа человека после смерти суб­станционально не изменяется; во-вторых, это уместно и нрав­ственно. Молитвы за усопших — это не просто религиозный долг, но прежде всего потребность человеческой души, и если человек этой потребности в себе не чувствует, то это свидетель­ствует о недостатке любви. Например, если близкого нам чело­века посадили в тюрьму и мы знаем, что наши усилия не могут никоим образом ни сократить срок его заключения, ни изме-


нить меру пресечения, все же вряд ли это можно считать осно­ванием для того, чтобы не писать ему писем и не посылать передач. К тому же молитвы за усопших имеют значение не только для самих умерших, но и для живых. Св. Иоанн Дамас-кин говорит: " Всякий подвизающий о спасении ближнего спер­ва получает пользу сам, потом приносит оную ближнему, ибо не неправосуден Бог, чтобы забыть дела". Таким образом, даже если бы наши молитвы за умерших никак не могли изменить произнесенного над ними Божиего суда, то никак нельзя на­звать их бессмысленными, и уж совсем не оправдана практика запрета молитв за усопших, которая имеет место у многих про­тестантов.

Запрета молиться об усопших в Свщ. Писании нет. Во вре­мена земной жизни Иисуса Христа у иудеев это было нормой. Господь многократно осуждал различные обычаи иудеев, но тем не менее против молитв об усопших Он ничего не говорил. Что касается притчи о богаче и Лазаре (Лк. 16), то она предлагает нам картину, относящуюся к ветхозаветному времени, когда изменение участи усопших было действительно невозможно. Но с пришествием Христовым, после Его Искупительной Жер­твы, ситуация радикальным образом изменяется.

В возможности изменения загробной участи усопших нас также убеждает то, что помимо частного суда будет еще и Суд всеобщий. Если бы состояние душ после смерти изменить было невозможно, то всеобщий Суд был бы излишним.

Совершаемые нами молитвы и подвиги могут привлечь милость на душу усопшего человека и изменить его состояние. Есть такое выражение: " после смерти нет покаяния". Это со­вершенно верно, если понимать под покаянием (как определя­ет его, например, прп. Иоанн Лествичник) завет с Богом об ис­правлении жизни.

Однако даже в аду у человека сохраняется способность на­правлять свою волю на тот или иной объект, свобода выбирать между различными возможностями, в том числе между добром и злом. Хотя грешники не могут изменить своего состояния, не могут сделать никакого добра, тем не менее они могут возже­лать освободиться от зла и обратиться к добру. Наши молитвы, молитвы Церкви помогают в этом обращении, потому что Бог не хочет смерти грешников, а желает спасения всех людей. Но для того, чтобы Бог мог освободить человека от греха, необходи­мо по крайней мере чтобы человек искренне обратился к Богу и


пожелал расстаться со злом. Это сделать очень непросто, пото­му что человек переступает порог вечности с определенным жизненным багажом и расстаться с ним ему очень тяжело. Если человек всю жизнь жил во грехе, если он отождествился с грехом и грех стал его внутренним содержанием, то человеку очень трудно возжелать освободиться от зла и обратиться к Богу. Наши молитвы и подвиги, призывающие благодать на душу усопшего, помогают ему в этом обращении от зла к доб­ру. И по мере того, как это обращение совершается, возможно очищение души человека Богом от греха и, следовательно, из­менение его посмертного состояния.

1.5. Загробная участь младенцев

В Свщ. Писании конкретно о загробной участи младенцев ничего не говорится. Что касается Церковного Предания, то по поводу участи младенцев крещеных сомнений никаких нет:

" Блаженная участь тех, которые омыты водою и Духом в кре­щении и приняли Св. Духа в Миропомазании" (Послание Вост. Патриархов, чл. 16). Никто и никогда не сомневался в том, что крещеные младенцы наследуют Царство Небесное. Правда, су­ществует ложное и довольно распространенное мнение, что умершие в младенчестве сподобляются особой, наивысшей сте­пени блаженства. Эта мысль ложная, оснований в святоотечес-ком учении она не имеет: блаженство умерших младенцев, ес­тественно, меньше, чем то блаженство, которого достигают люди через свободное самоопределение и личный подвиг. Младенцы являются безгрешными, но в то же время они не имеют " поло­жительного наполнения", поскольку через собственную свобод­ную волю они никаких добродетелей не стяжали.

Различные мнения имеют место относительно того, какова участь младенцев некрещеных. Некоторые свв. отцы — напри­мер, свт. Григорий Нисский — смотрели на этот вопрос слиш­ком оптимистично: души младенцев, похищаемых смертью, мо­гут достигнуть полной меры блаженства. Здесь видна некото­рая недооценка силы наследственного греха. Блж. Августин занимал прямо противоположную позицию: " никакого вечного спасения, помимо вечного спасения Христова, пусть не обещает­ся младенцам. Не обещается оно им и Свщ. Писанием, которое должно быть предпочитаемо всяким рассуждениям человека". В этом высказывании чувствуется некоторый формализм, и са­мый дух его мало согласуется с представлениями о милости и человеколюбии Творца.


Наиболее точно церковное мнение по этому вопросу выра­жает свт. Григорий Богослов: " Иные даже не имеют возможно­сти принять дары крещения или по малолетству, или по како­му-либо не зависящему от них стечению обстоятельств, по ко­торому не сподобляются благодати. Последние не будут у пра­ведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что хотя не запечатлены, однако же и не худы и больше сами потерпели, нежели сделали вреда, ибо не всякий, недостойный наказания, достоин уже и чести".

Свт. Григорий предполагает, что младенцы находятся в ка­ком-то третьем неопределенном состоянии, которое отлично как от состояния осуждения, так и от состояния прославления. Догматически точно этот вопрос не решен, тем не менее Цер­ковь не разделяет крайностей блж. Августина, считавшего, что некрещеные младенцы неизбежно направляются в ад.


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-25; Просмотров: 576; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь