Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВО В ДЕНЬ СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА (О действиях Духа Божия и духа вражьего)



 

В этот день, по свидетельству Писания, слышен был во Иерусалиме внезапный шум, по­добный бурному дыханию, исшедший от небес на одну горницу, в которой виден был огонь, покоющийся на головах людей, подобных нам, и не опаляющий. Такое необычное явление привлекло народ, живший в Иерусалиме, который собрался и слышит: — какое удивление! — низкие пред очами его галилеяне говорят на разных языках. Что с ними сделалось? И притом они напомина­ют слова Божий, Иоилем изреченные: излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил.2, 28). Ужасались все, недоумевали, говоря друг другу: что это значит? а некоторые ругались и, ука­зывая на апостолов, говорили: они напились ви­на (Деян.2, 15).

Слушатель! Мы в этот день не слыхали внезапного шума, подобного бурному дыханию, не видали огня, сходящего с небес, но собрались в сию горницу, свидетельствующую нам истин­ное событие того, что слышали и видели иерусалимляне. Между тем слышим, что Дух Свя­той истинно сошел на апостолов, а через них— на всех нас, поздних преемников христианства. Сей Дух объемлет всех и все наполняет Собою: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян.17, 28). Верите ли, слушатель, мы в Духе Божием живем, в Нем движемся и существуем? Нет места, где бы нам можно было укрыться от Него; нет движения, которое бы происходило без Него; жизнь, бытие и силы каждого суще­ства Им сохраняются; Он все видит, все знает, везде присутствует, следственно, и здесь, во храме сем. Снова спрашиваю, верите ли этому? Живущие по плоти, как иерусалимляне, думаю, ужасаются, мудрствующие по стихиям мира не­доумевают, порождения отца лжи изощряют язык на злословие, исполняются желчью, при этих словах, Церковью повторяемых: в Духе Божием живем и движемся и существуем (Деян.17, 28).

Впрочем, еще ужаснее, если угождающие плоти или дышащие тлетворным дыханием ми­ра спокойно продолжают свои удовольствия, уверяя себя, что или милосердие превышает все их оскорбления, или, обеспечиваясь рассеянностью, не внимают ничему Божественному, или мечтают, что Бог, Дух всенаполняющий, наполняет и их сердца. Нет, слушатель, В них нет Духа Божия. Сердце их наполнено духом, но враждебным Божию, как то научает нас Св. Богослов: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4, 1).

Есть злые духи, которые внушают все враждебное Духу благому. Они жаждут нашей гибели, не столько телесной, сколько душевной, бросают жребий между собою о душе нашей, как бы удобнее погубить ее: испытывайте духов, от Бога ли они (1 Ин. 4, 1).

Мы находимся в теле, препятствующем ясно разуметь все духовное. Самое утонченное понятие о духе, до какого только разум сам собою может возвыситься, есть гадание. Если бы свет Небес­ный не озарил омраченных сердец наших, то гру­бая плоть до сих пор бы ослепляла очи ума наше­го и, может быть, не позволила бы и гадать о ду­ховном. Ныне сокрыт от тела нашего дух — уда­лен от чувств; но действия его ощутительны даже и для слабого понимания. Я сказал, действия ду­ха ощутительны для понимания, потому что тело ничего не может ощущать духовного. Дух удобнее всего действует на дух же: Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов (1Ин. 4, 1). Христиане! Каждый из вас имеет дух разумный и свободный, и на каждого могут действовать враждебные духи — различайте их.

Через слово «дух» здесь разумеется не что иное, как сила, влекущая нашу волю на свою сторону и порабощающая разум властью своей.

Обратите внимательный слух ко внутренне­му человеку вашему: услышите слова, которые влекут вас в различные пути. Плоть, этот ближ­ний, неразлучный собеседник наш, приятными словами внушает негу, прелестный мир — сует­ность, дух злобы — все жестокое и пагубное.

Плоть неусыпно трудится запутать свобод­ный дух в гнусные сети свои. Каждый день, поч­ти каждый час внушает нам: " И пища, которую употребляем, невкусна, непитательна. Надобно переменить, растворить сладостию или питием, подкрепляющим силы телесные, питие можно разнообразить. Избирай то, которое может рассеять скуку, прогнать унылость. Сон краток, можно прибавить еще несколько часов, для удобности же почивай на мягком ложе". Вот что внушает плоть! Когда такие помышления входят в сердца наши, все они произведения плоти.

Помните ли, слушатели! Плоть и кровь не наследуют царствия Божия (1Кор. 15; 50)! Помышления плоти надобно прекращать в самом начале. Каждый раз, как хитро шепчет нам сей дух льстивый, надобно отражать его словами Не­бесного Учителя: Отойди от Меня, сатана! потому что думаешь не о том, что Божие (Мф. 16, 23).

Но если усилится разум наш и преодолеет нападения плоти, ускорит предстать сильнейший и опаснейший враг — мир прелестный. " Что де­лать? — размышляем мы сами с собою.— Мне одному обыкновения всех почти людей не переме­нить. Тщеславие ныне такой порок, который ред­кие осуждают, если он хотя бы немного свойствен лицу и времени; корысть овладела сердцами всех для поддержания нынешней благопристойности в одежде, в пиршестве, в собраниях. Это и нужно, и мне можно взять преимущество перед низшими, и мне можно ослепить глаза многих блеском сво­им, пусть и меня хвалят, пусть прославляют имя мое". В таком привлекательном виде многое по­добное представляет уму нашему суетный мир!

Возлюбленные, я скажу словами апостола: сему духу не верьте (1Ин.4, 1). Но что я, многие, может быть, из вас, слушатели, учение это по нынешнему времени почитают неуместным; слова эти — словами, только бьющими воздух и в нем теряющимися. Христиане, чада Церкви! к вам смею обратить слова мои. Хри­стиане! Проливший за вас кровь Свою Христос советует вам это, дав образ презрения всего су­етного. Когда показаны были сему Учителю и Другу нашему все царствия и слава мира, и все это во власть обещано, тогда сказал Он иску­сителю: Не искушай Господа Бога Твоего; по­том: Отойди от Меня, сатана! Господу Бо­гу Твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4, 10). Мир существует на службу нашу, нам велено господствовать над ним. Как же слу­га наш, мир, хочет господствовать над нами? Са­мые первые помышления о суетности, какими пресыщает нас мир, отвергнем, слушатели, ска­зав: " Сатано! Не искусиши Господа твоего, но Ему послужиши".

Плоть и мир, которые нам преодолевать на­добно, нередко так сближаются с духом нашим, так себе порабощают его, что мы не узнаем, враг ли мечет на нас стрелы или уже это собствен­ность наша. Если духовная брань не прерывает­ся с врагами, и они с часу на час с большим уси­лием против нас вооружаются, то можно назвать их ангелами князя тьмы, который, в случае ос­лабления слуг своих, сам усиливается и напада­ет. Апостол Павел уведомил христиан, что их брань против началъств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, про­тив духов злобы поднебесных (Ефес.6, 12). Брань внутренняя, невидимая, но самая опасная. На ней умирает не одно тело, но и душа. Меж­ду тем, как удобно этот дух побеждает нас!

Он уже победил и торжествует, если в нас виден гнев, зависть и ненависть. Успех его побе­ды особенно велик, когда воздается мщение, не только за явные обиды, но и за то, что по неко­торым только признакам для нас оскорбительно. Все это есть великое и славное торжество духа злобы над человеком.

Но дух злобы, жаждущий погибели нашей, и этим не насыщается, для него мало повинове­ния верных рабов плоти и мира, не довольствует­ся он и своим против нас ополчением, но, к до­полнению скорости в успехах, чтобы больше бы­ло число погибающих, употребляет орудием сво­им человека, особенно по уму и дарованиям спо­собного действовать сообразно злобе. Вникая в различные произведения высоких умов века сего, и нам бояться должно. Слушатели! не о нашем ли времени сказано: в последние времена отсту­пят некоторые от веры, внимая духам оболь­стителям и учениям бесовским (1 Тим. 4, 1). Дух лживый, как ангел тьмы, преобразующийся во светлого, неприметно улавливает неопытность нашу правилами превосходными, тонкими, высо­кими. Его учение кажется божественным, только не основано на воле Божией. Верный признак духа сего есть тот, что он открывает новое, от­кровением умолчанное, силится изъяснить непо­стижимое. Всякий дух есть антихристов, который не есть Божий.

Дух Божий дышит вопреки духу злобы, ми­ра и плоти. Когда помышляем об истощении те­ла для удобнейшего действия разумом, тогда мысли не наши, но беседует с нами Бог, дышит на нас Дух Святой. Не потому, что мы спо­собны были помыслить что от себя доброе, слова Писания (2Кор.3, 5). Но Бог произво­дит в вас хотение и действие, и по Своему благоволению (Флп.2, 13). Нам осталось толь­ко не сопротивляться силе и влечению Духа все­благого. Он родит и мысли, и желание, и дает силы наступать на аспида и василиска, попирать льва и змия адского. Все производит один и тот же Дух разделяя каждому особо; а потому Он все разделяет на пользу нашу властью Своею: кому хочет, дает слово премудрости, слово ра­зума, другому — веру; одному — дарования исцелений, другому же — действия сил, одно­му — пророчество, другому — рассуждение о духах, иному разные языки, иному истолкова­ние языков (1 Кор.12, 10). Все делает один и тот же Дух.

Чистые сердца, удостоившиеся такого таин­ственного веяния Духа Божия, перед очами пло­ти и мира — чудо. Апостол Петр, простой ры­бак, силою Духа исцеляет болящих, воскрешает умерших. Стефан, под грудою камней умираю­щий, но Духом подкрепляемый, молится за ки­дающих на него камни: Господи! не вмени им греха сего (Деян.7, 60). Павел, гонитель Церк­ви, но потом вдохновенный свыше, в слезах, в ранах, в волнах, в темнице, в страданиях радует­ся. Какие силы, какая тайна, сколько чудес в действиях Духа Божия!

Кто бы из нас, слушатели, по видимому не по­желал удостоиться осенения Небесного? Так! Мы все желаем, чтобы Дух Божий действовал в нас, но вместе с тем боимся оскорбить плоть нашу — рас­статься с удовольствиями мира. Всему божествен­ному верим, но если рассмотреть жизнь, ничему не верим. Различаем свет от тьмы, Дух благой от ду­ха злого, но жертвуем собою последнему.

Утешитель благий! Ты в эту минуту веешь над главами нашими, зришь сердца нечистые и гнусное ослепление наше. Приблизься к нам, Дух Святой! Светом Твоим или огнем, только научи познавать Тебя и всем Тебе жертвовать! прииди, Господи! Прииди, и вселись в нас. Слушатель! Он придет, ес­ли мы престанем сопротивляться Ему. Аминь.

Произнесено 7 мая 1809 г.

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь