Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СЛОВО В ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ПРЕСТОЛ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (Сколько благочестивая верность народа возвышает царство, столько царь, верный Богу, возвышает народ свой и самого себя)



 

И Я положу первенца его высоко выше всех царей земных. (Пс.88, 28)

 

Этот завет, исполнившийся над домом Да­видовым, столько раз исполняется на земле, сколько раз являются мужи, избранные по серд­цу Божию. Царь вечный не ограничивается тес­ными пределами известного времени — от Пре­стола величествия на небесех простирает скипетр Свой на землю в царства человеческие. Он, по­ставляя царей (Иов. 36, 7) на престолы, Сам воцаряется в них, когда Ему одному вручают царство, воцаряется Своею силою, когда уповают на силы человеческие. Воцаряется и славою (Мф.6, 13) Своею, когда глубокое смирение царя возводит все к славе вечной. Невидимое царство Божие делается видимым и осязаемым (Деян.17, 27) в той высоте, которую дарует Господь по судьбам правды Своей: Я положу первенца его высоко выше всех царей земных.

Не древние предки возвещают нам, слуша­тели, но мы поставлены свидетелями дел Божиих на земле, которые описаны в книгах царей древних. Мы — свидетели той славы, которою венчает Господь благочестивейшего Монарха нашего Александра Павловича. В первые дни, когда он восходил на престол всей России, воз­вышались с ним и надежды наши, но они не простирались далее безопасности и благоденст­вия внутри Отечества. Мы видели высоту пре­стола его, в славе и силе равняли ее современ­ным владыкам земли, но не видали высоты внутренней.

Кто не сознается себе, что ужасом исполня­лось сердце, когда многочисленные племена шу­мом враждебного оружия наполняли всю Рос­сию? Кто не помышлял с собою, что сотрясает­ся все Отечество от падения градов великих и помрачается блеск его от дыма, восходящего из развалин и из пламени, разливаемого по градам и весям? Чей взор мог проникать в будущее и видеть, как враг, восставший на низложение России, делается орудием ее возвышения? Как высокомерие, оскорбляющее кротость, карается ею в праведном мщении и силою оружия желавший похитить себе славу всех народов готовит путь к славе перед всеми народами монарху, ищущему только славы Божией?

Пути Господни, в начале своем сокрытые от взоров человеческих, едва примечаемые самими теми, кто избран идти по ним, наконец, так про­ясняются для всех, что и ослепленные вольномыслием ощущают шествие Господа Сил в нео­жиданной превратности войн, возвышающей и унижающей сильных земли. Десница Господня сотворила силу (Пс.117, 16), которой смирен­номудрие монарха прославлено первенством между первенцами народов, и кротость возне­сена перед всеми во спасение (Пс.149, 4) их. Я, — говорит Господь, — положу первенца его высоко выше всех царей земных

Высота Божия не измеряется пядию челове­ческою, земное око не восходит до пределов ве­личия, Богом даруемого, впрочем, нам дано, слу­шатели, ведать, какою силою привлекается и ка­кими путями низводится сила и слава Божия на царя, на оружие и на Отечество. Лицо Божие отвратится от нас, когда мы отвратим от Него взоры и сердца наши.

Следы войны, по которым мысленно сопро­вождаем движение оружия, запечатлены кровью собратий наших, по голосу велений не щадивших живота своего. Запечатлены блистательностью вождей, которые знают, что каждая капли крови, падающая на землю, взыщется от рук их. Запе­чатлены мудростью монарха, который, не надеясь на силы человеческие, взыскал всесильной помо­щи от Господа, спасающего правые сердцем (Пс.120, 2) от восстаний неправедных.

Возвращаясь к мирным селениям, мы виде­ли, что бескорыстная любовь усердствовала в молениях за царя и Отечество, жертвовала не только избытками имущества, но всей собствен­ностью. Не временные награды одушевляли в таких подвигах, не слава двигала сердцами и оружием, но ревность к защите правды и к при­обретению мира миролюбивым соотечественни­кам. Кто эти знаменательные события, как бук­вы, перстом Божиим начертанные на земле на­шей, слагает воедино, тот понимает, что вер­ность народа к царю и Отечеству, утверждаемая благочестием, и верность царя к Богу, соединен­ная с любовию к народу, возвышают царя и царство.

Истинное возвышение и твердое величие царства есть тайна, которой всегда искали обла­датели народов. Иногда замечали и находили ее, но на краткое время. Часто радовались обрете­нию, но имели только тень ее. До сих пор мно­гие с мерцающим светильником своего разума мечтают возвести народ свой на высоту, но тем самым приводят его на край бездны, в которую, как предшествователи, низвергаются прежде сво­его народа. По суду человеческому, высота зем­ного царства состоит в мудрых законах, которы­ми все управляются, в изобилии богатства, кото­рое находится в руках народа, в высоком просве­щении ума, во множестве побед и обширности Царственных пределов. Но, да откроются книги бытия человеческого на земле! В них начертаны имена великих царств. Само же величие служит только памятником человеческой суетности и гибели народов. Все, что создается силами чело­веческими, создается, по слову Божию, на пес­ке, и в самом возвышении готовится к падению, которое, по мере тяжести и высоты своей, будет падением великим (Мф.7, 27).

Сердца, пригвожденные к земле, не возвы­шаются от нее; народ, ходящий по путям стра­стей своих, может показать жестокость и неис­товство, а не величие. Пусть для него пишутся мудрые законы, какие может изобрести человек, но они для всегдашних похотей не что иное, как золотые сети для муравьев, через которые без вреда можно проникать. Для неукротимых же страстей красивые, но слабые преграды, как для львов яростных.

Человеческие страсти сильнее всех законов. Вручите народу сему обилие богатства, получае­мого на земле. Оно произведет роскошь и ко­рыстолюбие, но не облегчит тяжести сирот и беспомощных. Пусть явятся редкие дарования и возвысится просвещение в народе сем, но вели­кие умы, помрачаемые страстьми, всегда были великими врагами отечества. Их правила сеяли семена несогласия и раздоров, их преимущества и слава руководили в распрях и междоусобии. Человеческое просвещение без света Божия есть только повреждение народа.

Пусть вознесутся среди него герои, удивля­ющие всех мужеством, и они, одушевляясь лич­ною славою, до тех пор стараются о победах, по­ка слышат рукоплескания себе в народе. Когда же умолкнут гласы торжественные в похвалу их или перенесутся к сподвижникам, тогда личная слава предпочтется всему отечеству. Вождь, лю­бящий только свою славу, ненавидит славу сво­его народа, когда она не им приобретается. На­конец, сама обширность границ, многочислен­ность народа без единомыслия есть бремя, по­давляющее само себя и разрушающееся от собственной тяжести. Не эти ли плачевные останки древних царств передаются из века в век, из по­томства в потомство, не это ли есть скудное на­следие величия после славных и великих народов для настоящего времени?

Запустеет всякое царство, в котором не­согласие разделяет города от городов и дом от дома (Мф.12, 25). Где нет союза, связу­ющего сердца народа, там нет крепости ни в ка­ких твердынях. Равно где гражданский союз не укрепляется силою Божиею, расторгается той самой рукой, которая прикасается к нему для укрепления. Впрочем, и беззаконные племена иногда столь крепко связуются, что поднимают­ся на высоту перед лицом многих языков. Но они, по словам пророка, не разумея совета Господня, связываются, как пожатые колосья в снопы на гумно, и поднимаются на высоту для измолота (Мих. 4, 13). Рука Господня, собрав от них добрые зерна, потребит остаток их; плевы же развеет по лицу земли, в народы неизвестные.

Утверждается царство, когда в нем вселя­ется единомыслие, возвышается перед всеми, когда благочестие укрепляет и совершенствует верность народную. Только такой союз душ и сердец есть непреоборимая твердость народа и высота неизмеряемая. Он не прерывается среди возмущений, не рассекается острием меча, укреп­ляясь страхом Божиим, не сокращается в тесно­те и скорбях, расширяясь по мере заповеди Гос­подней, но прославляется в мире и войне, любовию производя вечную славу (2Кор. 4, 17) ис­тинной. Этот союз, соединяя между собою грады и веси, царя и подданных, от земли простирает­ся до неба, поскольку от Бога начало и в Боге коней (Апок.1, 8) его.

Верность, утверждаемая благочестием, со­держит все высокое, что одобряют и чему удив­ляются все племена земные. Она, упованием веч­ности возвышаясь над всем временным, когда является в судье, есть правота, не взирающая на лица человеческие, в рабах — благородство, превышающее все чаяния; в гражданах — обще­ние, уравнивающее бедность избытками. В вои­нах — непреодолимое мужество, в вождях — мудрое геройство, во всех сословиях — повино­вение не за страх, как свойственно невольникам, но за совесть (Рим. 13, 6), как прилично чадам Отца Единого. Во всем народе — единодушие и та любовь, которая внушает полагать жизнь свою за ближних своих (Ин. 15, 13), любовь крепкая, как смерть (Пес. 8, 6).

Там, где этой верностью соединяются серд­ца народа, все постановления и законы сияют премудростью, так как искренность блюдет их, как святыню, и если находит в них недостатки, которые необходимы человеческим произведени­ям, восполняет законом Божиим и правилами любви своей.

Города, богатые общением, а не златом, не блистают роскошью, но и не страдают общест­венными болезнями — убожеством и притеснени­ем. Довольство, царствующее в них, есть такое обилие, которое, хотя похищается рукою вражиею, но мгновенно восполняется взаимною помо­щью. В таком народе нет мудрости, ослепляющей легкомысленных, но свет Божий просвещает всех; умудряет даже младенцев (Пс.15, 8), в по­срамление хвалящихся земною премудростию.

В нем если не у многих, то, по крайней ме­ре, у некоторых, находятся столь чистые души, которые, как звезды, движущиеся по земле, яв­ляются не столько во дни — при всеобщих ра­достях, сколько в ночи, — когда народные тор­жества помрачаются сетованием и благоденст­вие прерывается бедствием. Хотя бы никто не замечал их подвигов для блага общественного, но их ради спасается град (Быт. 43, 32) и, может быть, ради десяти таких не потребляется целое отечество.

Пусть вооружатся на этот народ многие племена и царства. Тогда он поколеблется от насилия, вытерпит удары, но восторжествует над беззаконием. В нем прославятся геройством не только те, кого державная рука изведет на поле битвы, но и мирный земледелец исполнит­ся геройским мужеством. Плуг и серп обратят­ся в орудие казни над противниками, и слабые Руки слабого пола вооружатся в защиту правды отечественной.

Вам, слушатели, россияне, известны эти подвиги, до сих пор носимые в сердцах и устах ваших. Не случай, которого ищут слепые, не ис­кусство человеческое, которое стараются снис­кать долгим учением, но благочестивая верность так возвысила сердца соотечественников. И, ес­ли земным оком можно проникать в тайны не­бесные, правда человеческая (по образу, явлен­ному во Израиле) низвела на себя правду Бо­жию, силою которой пять поражают сто, и сто прогоняют тьму (Лев. 26, 8). В нас ис­полнилось предсказание, проповеданное некогда народу Божию: притеснителей твоих накорм­лю собственной их плотью, и они будут упо­ены кровью своею, как молодым вином; и вся­кая плоть узнает, что Я Господь Бог и из­бавитель твой (Ис.49, 26).

Сколько благочестивая верность народа возвышает царство, столько царь, верный Богу, возвышает народ свой и самого себя.

Престол царский есть такая высота, на ко­торую обращаются взоры всего народа. От этой богатой трапезы непрестанно ждут пищи себе умы и сердца подданных. То, что видят окружа­ющие ее, слышится в отдаленных пределах. Что заимствуют от нее стоящие на высоких ступенях, передается тем, которые по земле ходят.

Земные владыки почти ничего не имеют тайного. Не столько они наблюдают движения народные, сколько народ наблюдает их движе­ния, повторяет их слова и уподобляется их нра­вам. Когда благочестием украшается престол царский и страх Божий управляет движениями скипетра, то не человеческое, но Божие царство распространяется на земле. Блистательная наружность, с которой являются к престолу слуги столь великого царя, рано или поздно обраща­ются в душевное величие. Частое уподобление против воли, наконец, превращается в добро­вольное подражание. Там бессильно всякое ис­кусство лжи, где непрестанно все измеряет, взвешивает и исчисляет истина. От взоров бла­гочестивого царя исходит свет и огонь, который если не просвещает и не согревает, то опаляет сердца нечестивые. Никто не может быть слу­гою царя, верного Богу, разве слуга Божий (Рим. 13, 4) и другом его, разве друг Божий (Пс.138, 13).

Где утверждается такое величие престола, там не одни воззванные на проповедь Евангелия, но и возвестители воли царевой проповедуют благочестие. Не пастыри только, поставленные на страже Господней, но и блюстители граждан­ской правды блюдут правду Божию в людях. И воин, очищая меч от праха, очищает наипаче сердце, по любви к царю своему и отечеству. Посреди людей этих заграждаются уста беззако­нию, не только силою законов, но и тем, что пренебрегаются все искусства его.

Вольномыслие, лишаясь покровительства сильных, скрывается в неизвестности и исчеза­ет. Тем самым утверждается единомыслие, воз­вышается правда, воздающая каждому по его трудам и способностям. Если величие народа измеряется благочестием, то истинная любовь Царя к народу состоит в покровительстве и воз­вышении благочестия. Этой силой царь вводит миллионы подданных своих в покой Божий и дарует благоденствие, изъясняемое в Писании днями неба (Пс.88, 30). Царь правосудием утверждает землю (Притч. 29, 4).

Но пусть многие из сонма народного, поко­рившиеся суете, не покорятся истине и в след вож­дя своего не пойдут на высоту, им указанную, —он верностию к Богу возвышает сам себя, хотя бы никто за ним не следовал.

Служение Богу не есть служение самому се­бе. Впрочем, и не есть рабство, которого боятся малодушные, но свобода, утверждаемая Духом Божиим. В нем погашаются страсти, чтобы свет Божий воссиял в сердце, отвергается страх чело­веческий, поскольку приемлется страх Божий, ис­требляющий все страхи. Верный Богу сокрушает дух свой в жертву Ему, на место своей воли по­ставляет Его волю. Утро и вечер, день и ночь, сидение и восстание, вхождение и исхождение — все освящает Божиею славою. Кто не сознается, что такое служение Господу и в низком человеке есть высота небесная, есть союз, простирающий­ся от человека до Бога? Но если все добродете­ли тем вожделеннее, чем обширнее круг, в кото­ром они распространяются, и тем более славны, чем больше преодолевается трудностей в дости­жении их, то каким величием и славою облекает­ся верное служение Богу в царе, сидящем на пре­столе, на которого и страсти действуют сильнее, являясь во всем блеске и утончении; которому и искушения предстоят многочисленные, по мере множества окружающих; который, благодаря сво­ей независимости, может не бояться того, чего боятся подданные, которого и обилие увлекает ко всему, от чего другие удерживаются неимением многого? Сама высота христианства, если при­нимает возвышение от людей, в царе возвыша­ется, поскольку прославляется Богом и целыми народами.

Государь, верный Богу, верен в любви к народу своему. Он, предав дух и сердце в руки Божий, сердца народа принимает в свои руки, да направит их, куда захочет (Притч.21, 2). Господь дарует это сокровенное и невидимое сокровище (Ис.45, 3), которого нельзя при­обрести ни золотом, ни искусством, ни сила­ми. Если ближе рассматривать следствия та­кой верности к Богу, то Он помазанного Своего держит за правую руку, укрепляет во всяком деле и на всех путях хранит его (Ис.45, 1-2).

Какой человеческий совет научит кротости, когда ничто не препятствует употреблять всю строгость суда и силу власти? Какой разум вну­шит смирение, когда отовсюду слышатся похва­лы и рукоплескания, когда все внушают облечься в красоту мира и принять воздаяние, достойно приносимое великим подвигам? И можно ли ожидать отвержения славы, когда любовь к своей чести и славе ставится наравне с граждански­ми доблестями?

Но проникнем далее в пути сокровенные. Когда этот верный слуга Царя царствующих исходит на поприще войны, то начинает рас­пространять страх и ужас на все народы под небом (Втор.2, 25), да узнают, что всех силь­нее есть благочестие (Прем. 10, 13). Если же ослабевают мышцы, носящие оружие, или щадится кровь невинная, с неба падают камни в помощь его, воздух ополчается силою зноя и мо­роза, или, как некогда для Израиля, земля раз­верзает недра свои и изводит неожиданное воин­ство — миллионы пресмыкающихся в победу над сопротивляющимися ему. Царь, верный в делах Господних, как Моисей, поставляется Богомнад гордостию, подобною фараоновой (Исх. 7, 1). При оскорблениях кроткий, как Давид, помазы­вается тайным и непрестанным помазанием Духа Божия, миролюбивый и попечительный о славе дома Божия, как Соломон, прославляется во всех концах земли. Верен ему закон Господень: Я положу первенца его высоко выше всех царей земных.

Не торопитесь ли вы, слушатели, эти черты величия, Богом даруемого, рассматривать в бла­гочестивейшем монархе нашем? О, благословен­ные россияне! Благословим Бога, ущедрившего и ущедряющего нас. Но чувственным оком невоз­можно идти в след духа, водимого Духом Божиим. Длянас довольно поучаться оправданиям Промысла, силою которого воссияла правда в днях (Пс.71, 7) монарха нашего.

Когда и между христианами умолкала сла­ва Христа Спасителя, монарх гласом силы сво­ей исповедал ее, дав обет воздвигнуть храм и памятник этой славы по образцу царя Израилева. Язык общественный не был свободен от уз, положенных самонадеянием, и, боясь оскор­бить человека, оскорблял Бога, приписывая все события искусству и силам человеческим.

Кроткий победитель буйного врага, подоб­но Давиду, перед сонмом людей своих возвестил истину: Сам Бог управляет нами! Твое, Госпо­ди, величие, могущество и слава, и победа, и великолепие, и крепость (1Парал. 29, 11). Не только в пределах отечества, но и в чужих на­родах воссияла правда от скипетра царя наше­го. Узы рабства, возложенные насилием, разру­шены праведным движением оружия. И, может быть, освободитель от ига временного своею правдою многим иноплеменникам дает свободу от уз вечных.

Воссияла правда в днях его. Уже десятью язвами в освобождении десяти царств пораже­на, по-видимому, глава нового Египта, но еще не низложена гордость, не довершено дело ве­ликое.

Прольем, слушатели, моления наши к Богу мира, да по следам правды воссияет и множест­во мира! От пределов Востока до Запада, от краев неба Северного до Южного да успокоятся народы мятущиеся и перестанет проливаться кровь человеческая!

Если не в чужих царствах, то между нами, слушатели, воссияет множество мира, когда мы соблюдем благочестивую верность царю и Оте­честву, когда искреннее служение Богу не изме­ним на служение суете и самим себе. Слово веч­ных судеб уверяет нас: Господь благословит людей Своих миром (Пс.28, 11). Аминь.

Произнесено 12 марта 1814 года

 


Поделиться:



Популярное:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 541; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь